РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ИСКУССТВО»
9 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по искусству для 9 класса соответствует базовому уровню изучения предмета и составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования, авторской программы «Искусство 8-9 классы»(авторы Г.П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская, 2010 год).
Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры.
Основные межпредметные связи осуществляются с историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).
Программа реализуется на основе УМК «Искусство 8-9 классы» для общеобразовательных учреждений (авторы Г.П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская.Издательство «Просвещение»).
Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культурологии (А И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, В. Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).
Цели художественного образования:
- развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры;
- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Цель программы –развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Задачи реализации данного курса:
- актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
- культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
- формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
- углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
- воспитание художественного вкуса;
- приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
- формирование умений и навыков художественного самообразования.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Искусство»
- Постижение искусства в основной школе направлено на эмоционально-ценностное освоение мира и происходящих в нем явлений в различных художественно-образных формах творческой деятельности человека.
- Сформированные на протяжении предыдущего обучения в школе знания учащихся о языке художественной выразительности пластических искусств, музыки, литературы дополняются знакомством с языком театра, экранных искусств, фотографии. Появляется понимание специфики и общности выразительных средств разных видов искусства, расширяются представления о современных искусствах, формируется целостная эстетическая картина мира, приходит осознание роли искусства в жизни человека и общества.
- Учащиеся постигают многообразие жанров искусства, учатся понимать роль традиций и новаторства в развитии искусства разных народов, размышлять об образной природе и эмоциональном воздействии искусства на человека.
- Активное освоение школьниками образовательного пространства Интернета осуществляется в процессе поиска информации о различных событиях культурной жизни в стране и за рубежом. Эмоциональное восприятие духовного наследия, умение оценить произведения искусства с позиции эстетических идеалов и высказать собственное мнение о сущности различных явлений культуры, участие в каком-либо виде художественного творчества включают подростков в процесс художественного познания и творческого освоения мира.
Место предмета в учебном плане
Учебный план отводит на преподавание учебного курса «Искусство» в 9 классе 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Искусство» на этапе основного общего образования являются:
- познавательная деятельность – использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.);
- определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы;
- выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям;
- творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение;
- информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; использование различных источников информации;
- рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.
Занятия искусством способствуют развитию ассоциативности и образности мышления, умению использовать язык различных видов искусства при восприятии художественных произведений и в самостоятельной творческой деятельности; самоопределению в видах и формах художественного творчества, воспитывают «родственное внимание» к миру, чувство сопереживания к другому человеку.
Формы контроля: устные ответы; контрольный опрос (фронтальный и персональный); подготовка докладов, сообщений, презентаций; контрольные работы (материалы и критерии проверки прилагаются).
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен
знать/понимать
· основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
· основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
· выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
· наиболее крупные художественные музеи России и мира;
· значение изобразительного искусства в художественной культуре;
уметь
· применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
· анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
· ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· восприятия и оценки произведений искусства;
· самостоятельной творческой деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОГРАММЫ
9 класс (34 часа)
Синтез искусств (2 час). Общность жизненных истоков, художественных идей, образного строя произведений различных видов искусств. Синкретизм. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Общие выразительные средства визуальных искусств: тон,цвет, объем. Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства.
Синтез искусств в архитектуре (10 час). Виды архитектуры. Эстетическое содержание и выражение общественных идей в художественных образах архитектуры. История архитектуры. Выразительные средства архитектуры (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов).
Стили в архитектуре (античность, готика, барокко, классицизм, модерн). Античная архитектура. Афинский Акрополь. Ордерная система. Пантеон. Романский стиль: монументальность, суровость и лаконичность форм. Готика: ажурность, воздушность устремленность ввысь храмов, каменный скульптурный декор, витражи. Особенности византийской архитектуры. Храм Святой Софии в Константинополе. Шедевры древнерусской архитектуры (храм Святой Софии в Киеве, Новгороде, Успенский собор во Владимире, церковь Покрова-на-Нерли, Успенский и Покровский соборы в Москве). Собор святого Петра, Версаль, Зимний дворец, дом Пашкова как национальные варианты барокко и классицизма. Архитектура модерна и творчество А. Гауди.
Связь архитектуры и дизайна (промышленный, рекламный, ландшафтный, дизайн интерьера и др.) в современной культуре. Композиция в дизайне (в объеме и на плоскости). Роль дизайна в современном мире. Вкус и мода.
Опыт творческой деятельности. Зарисовки элементов архитектуры. Выполнение эскизов архитектурных композиций.
Синтез искусств в театре (4часа).Театр как явление культуры. История развития театрального искусства (античный, средневековый, театр Нового времени, современный театр). Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Сценография. Художники театра (В.М. Васнецов, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, Ф.Ф. Федоровский и др.).
Создание эскиза и макета оформления сцены, костюмов (на примере театрального творчества М.В. Врубеля).
Изображение в полиграфии (6 час). Множественность, массовость и общедоступность полиграфического изображения. Начало книгопечатания. Гравюры А. Дюрера. Офорты.Формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши, буклеты, открытки и др. Образ – символ – знак. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги (Г.Доре, В.А. Фаворский и др.).
Опыт творческой деятельности. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса, товарного знака, разворота журнала, сайта.
Изображение в фотографии (3часа). Изображение в фотографии и изобразительном искусстве. История фотографии. Особенности художественной фотографии. Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). художественного образа в фотоискусстве. Мастера-фотохудожники.
Опыт творческой деятельности. Создание и представление собственной художественной фотографии, фотоколлажа.
Синтетическая природа экранных искусств (5 часов). Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Средства эмоциональной выразительности в фильме (композиция, ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Шедевры мирового кинематографа. Мастера кино (С.М. Эйзенштейн, Ф. Феллини, Г.М. Козинцев, А.А. Тарковский и др.). Российские фильмы-лауреаты международных премий.
Телевизионное изображение, его особенности и возможности.
Опыт творческой деятельности. Создание мультфильма, видеофильма, раскадровки по теме.. Выражение в творческой деятельности своего отношения к изображаемому.
Изображение на компьютере (2 час). Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах, киноизображении, видеоиграх.
Опыт творческой деятельности. Проектирование сайта.
Итоговое повторение и обобщение (2 часа)
Тематическое планирование
№ п\п |
Название темы |
|
Синтез искусств (2 час) |
1 |
Общность жизненных истоков, художественных идей, образного строя произведений различных видов искусств. Синкретизм. |
2 |
Общие выразительные средства визуальных искусств: тон,цвет, объем. Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства. Синтез искусств в архитектуре (10 часов) |
3 |
Синтез искусств в архитектуре. Виды архитектуры. Эстетическое содержание и выражение общественных идей в художественных образах архитектуры. История архитектуры. |
4 |
Выразительные средства архитектуры (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов). |
5 |
Стили в архитектуре. Античная архитектура. Афинский Акрополь. Ордерная система. Пантеон. |
6 |
Особенности византийской архитектуры. Храм Святой Софии в Константинополе. |
7 |
Шедевры древнерусской архитектуры. |
8 |
Романский стиль и готика как традиции европейской средневековой архитектуры. |
9 |
Барокко и классицизм. Европейская и русская национальные школы. |
10 |
Архитектура модерна. Творчество А. Гауди. |
11 |
Дизайн (промышленный, рекламный, ландшафтный, дизайн интерьера) в современной культуре. Композиция в дизайне Роль дизайна в современном мире. Вкус и мода. |
12 |
Повторительно-обобщающий урок. Контрольная работа |
|
Синтез искусств в театре (4 часа) |
13 |
Театр как явление культуры. История развития театрального искусства (античность, средневековье, Новое время, XXвек). |
14 |
Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Сценография. |
15 |
Художники театра (В.М. Васнецов, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, Ф.Ф. Федоровский и др.). Театральное творчество М. Врубеля. |
16 |
Театральное творчество М. Врубеля. Создание эскиза и макета оформления сцены, костюмов. |
|
Изображение в полиграфии (6 час). |
17 |
Множественность, массовость и общедоступность полиграфического изображения. |
18 |
Гравюры, их разновидности. Гравюры А. Дюрера. Офорты. |
19 |
Формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши, буклеты, открытки и др. Проектирование в полиграфии. Практикум. |
20 |
Образ – символ – знак. Стилевое единство изображения и текста. |
21 |
Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). |
22 |
Иллюстрации. Художники книги (Г. Доре, В. Фаворский и др.) |
|
Изображение в фотографии (3 часа). |
23 |
Изображение в фотографии и изобразительном искусстве. История фотографии. Особенности художественной фотографии. |
24 |
Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). художественного образа в фотоискусстве. Мастера-фотохудожники. |
25 |
Создание и представление собственной художественной фотографии, фотоколлажа |
|
Синтетическая природа экранных искусств (5 часов). |
26 |
Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Практикум. |
27 |
Средства эмоциональной выразительности в фильме (композиция, ритм, свет, цвет, музыка, звук). |
28 |
Документальный, игровой и анимационный фильмы. Шедевры мирового кинематографа. |
29 |
Мастера кино (С.М. Эйзенштейн, Ф. Феллини, Г.М. Козинцев, А.А. Тарковский и др.). Российские фильмы-лауреаты международных премий. |
30 |
Телевизионное изображение, его особенности и возможности. |
|
Изображение на компьютере (2 час). |
31 |
Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах, киноизображении, видеоиграх. |
32 |
Проектирование сайта. Практикум. |
|
Итоговое повторение и обобщение (2 часа) |
33 |
Художник, творец, гражданин – выразитель ценностей эпохи. |
34 |
Контрольная работа |
Учебно-методический комплект
1) Авторская программа «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Москва, Просвещение, 2010 год.
2) Учебник «Искусство. 8-9 классы: учебник для общеобразовательных организаций / Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская. - М.: Просвещение, 2009год.
3) Уроки искусства. Поурочные разработки. 8-9 классы / Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская. - М.: Просвещение, 2010 год.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.