Искусство Византии. Архитектура, живопись, мозаика. Храм Святой Софии в Константинополе

  • docx
  • 10.07.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Новый документ (10).docx

Искусство Византии. Архитектура, живопись, мозаика. Храм Святой Софии в

Константинополе

Искусство имело имперскую и религиозную направленности. Периоды:

Раннехристианский или предвизантийский (III-VI века). Ранневизантийский (6-8 в). Иконоборческий (8— нач. 9

в, уничтожение икон, мозаики). Македонское возрождение (нач. 9 — серед. 11 в). Комниновское возрождение

(середина 11— конец 12 в). Палеологовское возрождение (конец 12 — середина 15 в).

Первые столетия - традиции языческого эллинизма и принципы христианства.

Мозаика. Прямой мозаичный набор, осущ. на месте, будь то пол или стена жилого или общественного

помещения: на ровном слое закрепляющей массы делался эскиз, а затем кусочки смальты вдавливались в массу.

(стены и императорские дворцы, общественные сооружения храмы, церкви и соборы) Обилие золотого цвета.

Праздничность, роскошь, торжественность. мозаика «Вбирая» в себя свет из окон и светильников отражала,

создавая иллюзию божественности. Сияние изнутри картины. Знамениты храмы города Равве́ны.

живопись. Фреска - изображение, нанесённое на стену здания по сырой штукатурке. Пришла в период упадка,

на замену дорогостоящей мозаики. Ико́на. (от греч. «образ») - картины религиозного содержания, создаваемые

 

на деревянной основе (досках) натуральными (энкаустическими, минеральными и темперными) красками.

Развитие в Древней Руси. Образы : Дева Мария, Младенец Иисус, Воскресение, Страшный Суд и Слава Божья.

Фигуры стилизованы, неестественны, абстрактными. Церковь и монастыри диктовали стиль, каноны. Нет

чёткого образа человека, рациональное представление человеческой природы. Религиозная и светская книжная

миниатюра. Развитие благодаря высокой грамотности в государстве, существованию монастырских книжных

мастерских (скрипто́риев) и библиотек. Вместо античного свитка- книга (ко́декс), из отдельных листов. Рисунки

яркие, насыщенные цветами, с золотом и серебром. Превалирование рисунка над текстом.

Скульптура – маленькие рельефы из слоновой кости, для обложек книг, коробок с реликвиями и др.( скульптура

как идолопоклонство)

Архитекура. Основана на особенностях римской архитектуры, имела греческое влияние. Большие соборы

(обычно с четырьмя длинными коридорами) имели купол, (базилика). Купола поддерживались мраморными

колонами, стены украшены мозаикой и фресками. В античности храм земная обитель одного из

многочисленных богов, в христиансве - место для вознесения молитв и единения с Богом. Интерьер

разнообразен и величествен, облицовке фасадов меньше внимания. Образцом является Софийской собор в

Константинополе, после захвата турками Большая мечеть Айя-София. Собор был основан Константином

Великим в 360 году. Несколько раз сгорал и разрушался. Нынешняя структура построена по приказу

императора Юстиниана в 537 году.

Айя-София - куполом диаметром 31,24 м. и высотой 55,6 м. Колонны и мраморная отделка взяты из Анатолии и

Сирии. Восемь колонн из Египта для поддержки купола. (104 колонны всего) Во времена Византии 30

миллионов золотых мозаичных плиток. Особенность 40 арочных окон. Проходили коронации византийских

императоров, хранились реликвии, таких как: камень из гробницы Иисуса, копье, пронзившее бок Христа, саван

Иисуса, фрагменты Истинного Креста, палец святого Фомы и мощи нескольких святые. Все это наследие было

потеряно с захватом Константинополя во время Четвертого крестового похода, когда Софийский собор был

разграблен и осквернен.

Возникновение и развитие керамического искусства в России.

После упадка в период татаро - монгольского ига российская керамика в 14-15 вв. возрождается вновь.

 

Расцвет 18—19 века. Появляются многочисленные фарфорофаянсовые предприятия. Наиболее известны из них

— Императорский фарфоровый завод (ныне Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова),

Межигорская (Киевская) фаянсовая фабрика, Гжельский и Дмитровский заводы, в нынешней Московской

области.

Ленинградские керамисты широко использовали метод лепки из глиняного пласта и сложную композиционную

систему построения объема. Они широко применяли принцип архитектурного мышления, создания ансамбля из

нескольких частей. Важное место в их работах играло разнообразие сложных фактур и сдержанный

монохромный колорит, а также тематическое разнообразие керамических изделий. Для ленинградских

художников на первом плане стояли проблемы конструкции, приемы формообразования, повышенный интерес

к структуре и графической росписи. Создатель русского фарфора, основатель фарфорового производства в

России Дмитрий Иванович Виноградов (1720-1758 гг.) Трудился на фарфоровом заводе имени М.В. Ломоносова

Московская керамика существенно отличается глубиной творческого замысла, выразительностью

художественного образа, романтической чувственностью, философским отношением к миру и высоким

профессионализмом. Московская школа керамики тяготела к органической форме, серьезному освоению

пластических проблем, деликатному включению в форму цвета и фактуры, житейской теплоте, проникновению

в глубину художественного образа. В 18 в. наряду с гончарными ремесленными изделиями стала выпускаться

посуда из майолики с росписью по сырой эмали, в частности на московской фабрике А. К. Гребенщикова,

основанной в 1724г. Было налажено производство изразцов сначала рельефных, затем гладких с росписью.

Ассортимент изделий становится все более разнообразным, совершенствуются их формы, художественное

оформление. Творческая манера живописцев-керамистов и модельеров приобретает только ей присущее

своеобразие. Русский фарфор постепенно завоевывает признание, а затем и славу в Европе. Его так и стали

называть — «русским», особенно после создания в 1747 году Д. Виноградовым состава «твердого» фарфора. Не

померкла эта слава и поныне.

В начале 90-х годов сформировалась самобытная школа керамики Сибирского региона, которая зародилась на

базе Красноярского художественного института и охватила огромное пространство России. В ней особый

акцент делается на новое прочтение корневых, мифологических и знаковых первооснов искусства далеких

предков, бережное отношение к традициям народного творчества, соединение керамики с другими материалами

(например, с деревом).


 

Посмотрите также