Искусство Византии. Архитектура, живопись, мозаика. Храм Святой Софии в Константинополе
Оценка 4.8

Искусство Византии. Архитектура, живопись, мозаика. Храм Святой Софии в Константинополе

Оценка 4.8
docx
МХК
10.07.2022
Искусство Византии. Архитектура, живопись, мозаика. Храм Святой Софии в Константинополе
Новый документ (10).docx

Искусство Византии. Архитектура, живопись, мозаика. Храм Святой Софии в

Константинополе

Искусство имело имперскую и религиозную направленности. Периоды:

Раннехристианский или предвизантийский (III-VI века). Ранневизантийский (6-8 в). Иконоборческий (8— нач. 9

в, уничтожение икон, мозаики). Македонское возрождение (нач. 9 — серед. 11 в). Комниновское возрождение

(середина 11— конец 12 в). Палеологовское возрождение (конец 12 — середина 15 в).

Первые столетия - традиции языческого эллинизма и принципы христианства.

Мозаика. Прямой мозаичный набор, осущ. на месте, будь то пол или стена жилого или общественного

помещения: на ровном слое закрепляющей массы делался эскиз, а затем кусочки смальты вдавливались в массу.

(стены и императорские дворцы, общественные сооружения храмы, церкви и соборы) Обилие золотого цвета.

Праздничность, роскошь, торжественность. мозаика «Вбирая» в себя свет из окон и светильников отражала,

создавая иллюзию божественности. Сияние изнутри картины. Знамениты храмы города Равве́ны.

живопись. Фреска - изображение, нанесённое на стену здания по сырой штукатурке. Пришла в период упадка,

на замену дорогостоящей мозаики. Ико́на. (от греч. «образ») - картины религиозного содержания, создаваемые

 

на деревянной основе (досках) натуральными (энкаустическими, минеральными и темперными) красками.

Развитие в Древней Руси. Образы : Дева Мария, Младенец Иисус, Воскресение, Страшный Суд и Слава Божья.

Фигуры стилизованы, неестественны, абстрактными. Церковь и монастыри диктовали стиль, каноны. Нет

чёткого образа человека, рациональное представление человеческой природы. Религиозная и светская книжная

миниатюра. Развитие благодаря высокой грамотности в государстве, существованию монастырских книжных

мастерских (скрипто́риев) и библиотек. Вместо античного свитка- книга (ко́декс), из отдельных листов. Рисунки

яркие, насыщенные цветами, с золотом и серебром. Превалирование рисунка над текстом.

Скульптура – маленькие рельефы из слоновой кости, для обложек книг, коробок с реликвиями и др.( скульптура

как идолопоклонство)

Архитекура. Основана на особенностях римской архитектуры, имела греческое влияние. Большие соборы

(обычно с четырьмя длинными коридорами) имели купол, (базилика). Купола поддерживались мраморными

колонами, стены украшены мозаикой и фресками. В античности храм земная обитель одного из

многочисленных богов, в христиансве - место для вознесения молитв и единения с Богом. Интерьер

разнообразен и величествен, облицовке фасадов меньше внимания. Образцом является Софийской собор в

Константинополе, после захвата турками Большая мечеть Айя-София. Собор был основан Константином

Великим в 360 году. Несколько раз сгорал и разрушался. Нынешняя структура построена по приказу

императора Юстиниана в 537 году.

Айя-София - куполом диаметром 31,24 м. и высотой 55,6 м. Колонны и мраморная отделка взяты из Анатолии и

Сирии. Восемь колонн из Египта для поддержки купола. (104 колонны всего) Во времена Византии 30

миллионов золотых мозаичных плиток. Особенность 40 арочных окон. Проходили коронации византийских

императоров, хранились реликвии, таких как: камень из гробницы Иисуса, копье, пронзившее бок Христа, саван

Иисуса, фрагменты Истинного Креста, палец святого Фомы и мощи нескольких святые. Все это наследие было

потеряно с захватом Константинополя во время Четвертого крестового похода, когда Софийский собор был

разграблен и осквернен.

Возникновение и развитие керамического искусства в России.

После упадка в период татаро - монгольского ига российская керамика в 14-15 вв. возрождается вновь.

 

Расцвет 18—19 века. Появляются многочисленные фарфорофаянсовые предприятия. Наиболее известны из них

— Императорский фарфоровый завод (ныне Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова),

Межигорская (Киевская) фаянсовая фабрика, Гжельский и Дмитровский заводы, в нынешней Московской

области.

Ленинградские керамисты широко использовали метод лепки из глиняного пласта и сложную композиционную

систему построения объема. Они широко применяли принцип архитектурного мышления, создания ансамбля из

нескольких частей. Важное место в их работах играло разнообразие сложных фактур и сдержанный

монохромный колорит, а также тематическое разнообразие керамических изделий. Для ленинградских

художников на первом плане стояли проблемы конструкции, приемы формообразования, повышенный интерес

к структуре и графической росписи. Создатель русского фарфора, основатель фарфорового производства в

России Дмитрий Иванович Виноградов (1720-1758 гг.) Трудился на фарфоровом заводе имени М.В. Ломоносова

Московская керамика существенно отличается глубиной творческого замысла, выразительностью

художественного образа, романтической чувственностью, философским отношением к миру и высоким

профессионализмом. Московская школа керамики тяготела к органической форме, серьезному освоению

пластических проблем, деликатному включению в форму цвета и фактуры, житейской теплоте, проникновению

в глубину художественного образа. В 18 в. наряду с гончарными ремесленными изделиями стала выпускаться

посуда из майолики с росписью по сырой эмали, в частности на московской фабрике А. К. Гребенщикова,

основанной в 1724г. Было налажено производство изразцов сначала рельефных, затем гладких с росписью.

Ассортимент изделий становится все более разнообразным, совершенствуются их формы, художественное

оформление. Творческая манера живописцев-керамистов и модельеров приобретает только ей присущее

своеобразие. Русский фарфор постепенно завоевывает признание, а затем и славу в Европе. Его так и стали

называть — «русским», особенно после создания в 1747 году Д. Виноградовым состава «твердого» фарфора. Не

померкла эта слава и поныне.

В начале 90-х годов сформировалась самобытная школа керамики Сибирского региона, которая зародилась на

базе Красноярского художественного института и охватила огромное пространство России. В ней особый

акцент делается на новое прочтение корневых, мифологических и знаковых первооснов искусства далеких

предков, бережное отношение к традициям народного творчества, соединение керамики с другими материалами

(например, с деревом).


 

Искусство Византии. Архитектура, живопись, мозаика

Искусство Византии. Архитектура, живопись, мозаика

Ико́на. (от греч. «образ») - картины религиозного содержания, создаваемые на деревянной основе (досках) натуральными (энкаустическими, минеральными и темперными) красками

Ико́на. (от греч. «образ») - картины религиозного содержания, создаваемые на деревянной основе (досках) натуральными (энкаустическими, минеральными и темперными) красками

Богом. Интерьер разнообразен и величествен, облицовке фасадов меньше внимания

Богом. Интерьер разнообразен и величествен, облицовке фасадов меньше внимания

Расцвет 18—19 века. Появляются многочисленные фарфорофаянсовые предприятия

Расцвет 18—19 века. Появляются многочисленные фарфорофаянсовые предприятия

Московская керамика существенно отличается глубиной творческого замысла, выразительностью художественного образа, романтической чувственностью, философским отношением к миру и высоким профессионализмом

Московская керамика существенно отличается глубиной творческого замысла, выразительностью художественного образа, романтической чувственностью, философским отношением к миру и высоким профессионализмом

В начале 90-х годов сформировалась самобытная школа керамики

В начале 90-х годов сформировалась самобытная школа керамики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.07.2022