Искусство Древней Индии. Часть 2.

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 13.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Искусство Древней Индии. Часть 2. Расцвет искусства Индии, возникновение новых культовых образов (прежде всего — образа Будды), развитие основных тенденций архитектуры и скульптуры, заложенных при Маурьях, относятся к эпохе правления Кушанской династии (I в. до н. э. – III в. н. э.). Кушанские правители создали огромную державу, включавшую в себя Северную Индию, области современных Пакистана, Афганистана и Средней Азии. В I в. до н. э. в культовой архитектуре Индии появились пещерные храмы — чайтьи. Примером может служить чайтья в Карли. Перед пещерой возвышались две колонны, их увенчивали капители, подобные маурийским. Важнейшей деталью фасада пещеры является огромное подковообразное окно, которое служит главным источником света в храме. В пещеру ведут три входа, дающие начало коридорам, символизирующим путь Будды. Центральный коридор отделен от боковых рядами колонн со скульптурными капителями. В этом архитектурном пространстве, оживленном скульптурой, создается необычный эффект игры света и тени, преображающий интерьер, символикой которого является ступа, помещенная в храме. Скульптурные рельефы с мужскими и женскими фигурами, расположенными парами, украшают наружный фасад чайтьи в Карли. Возможно, здесь изображены дарители, на средства которых был построен храм. В трактовке мужских фигур сочетаются мужественность и мягкость. У них могучий разворот плеч и тонкая талия, но пропорции тела, мягкость и плавность форм близки к женским. Скульптуры женщин уподоблены традиционному для Индии изображению богини плодородия. Не исключено, что такая традиция оказала влияние на формирование идеала не только женской, но и мужской красоты, которая стала воплощением внутренней энергии и жизненной силы человека. Пары, изображенные на фасаде чайтьи, олицетворяют и два идеала красоты, и два начала в природе — мужское и женское. Их соединение рождает все живое на земле. В буддийской архитектуре возведение оград вокруг храмов и ступ стало традицией. Ограды и ворота по-прежнему обильно украшали скульптурой, рельефными композициями. На рельефах предстают люди и животные, архитектурные мотивы, бытовые предметы, растительные орнаменты. Особенно выразителен образ богини с восточной стороны. Обнаженный стан древесной богини изящно изгибается, руки тянутся к стволу мангового дерева и его пышной кроне. Движения ее легки и грациозны, поза свободна и естественна. Эталоном красоты женщины и богини плодородия по-прежнему остаются подчеркнуто округлые бедра и бюст. В религии буддизма и индуизма огромное значение придается царству животных. В представлении индийца, люди, животные, растения и даже высшие божества всегда связаны между собой неразрывными узами. В многофигурных сценах поражает ощущение всепроникающей жизни, энергии, одушевляющей все формы. Любовь к природе, преклонение перед ее мощью и изобилием, жизнь, торжествующая во всех проявлениях, — вот основная тема индийского искусства, и в частности архитектурно-пластического ансамбля в Санчи. В I – V в. н. э. в художественной культуре Индии произошли значительные перемены. В изобразительном искусстве Будду стали представлять в облике человека, а не в виде символов — священного дерева Бо, Колеса Закона и т. д. В этот период среди прочих выделяются три основные школы буддийской скульптуры: Гандхара (северо-запад), Матхура (север) и Амаравати (юг). Гандхара (ныне в Пакистане) — древняя историческая область в Северо-западной Индии. Гандхарское искусство достигло расцвета на рубеже I – II вв. Под влиянием культуры стран, расположенных западнее Индии, в Гандхаре образ Будды приобрел эллинистические черты. Ранним типом гандхарского Будды может считаться его изображение из Хоти-Мардана (II в.). Эта статуя стоящего Учителя отличается прекрасным исполнением. Многочисленные складки одежд укутывают всю фигуру Будды. Правильные пропорции гибкого стройного тела выдают греческую традицию в скульптуре, однако в образе прослеживаются и индийские черты. Прежде всего в статуе подчеркнута внутренняя сосредоточенность, а не физическая красота. На грани между индийской и эллинистической традициями создана статуя сидящего Будды из Тахти-Бахи (около 300 г.). Облик Учителя ясен, полон умиротворения и сосредоточенности, предельно спокоен. Поза Будды со скрещенными и поджатыми ногами, с вывернутыми кверху подошвами — поза «лотоса» — с того времени стала канонической для всех школ буддийской скульптуры. Пальцы рук Учителя соприкасаются в положении «поучения». В индийской пластике начала формироваться система мудр, когда определенные этапы священного пути Будды выражали через специфическое положение рук, ладоней и пальцев. Накинутое на плечи Будды одеяние, собранное в складки, полностью закрывает тело Будды, не скрывая, впрочем, его крупных форм. Другим центром развития скульптуры была Матхура. Здесь был создан образ Будды, получивший чисто индийскую трактовку, а также образы других буддийских персонажей. Будду в матхурской пластике часто сопровождают Бодхисаттвы (помощники Учителя) или якши. Округлые лица изображений озарены легкой улыбкой, а позы очень динамичны. На стеле из Катры (начало II в.) предстает Будда, сидящий на троне, который поддерживают три льва. Его поза энергична, тело имеет плавные, женственные очертания. Жест Будды — согнутая в локте и поднятая правая рука — означает одобрение. Накинутый на левое плечо плащ не скрывает полуобнаженное тело и служит скорее украшением. Лицо Будды, круглое, с пухлыми губами, сложенными в легкую покровительственную улыбку, спокойно и бесстрастно. Он смотрит прямо перед собой, как это и предусматривает его жест одобрения. За головой божества находится нимб, за спиной располагаются две мужские фигуры с опахалами. Возможно, это Бодхисаттвы или якши. В VI столетии, после заката династии Гуптов, страна вновь распалась на небольшие государства, правители которых в политике опирались не только на военную силу, но и на религию индуизма. Пантеон этой религии чрезвычайно обширен.. В VII в. на юге Индии в портовом городе Махабалипураме был возведен огромный храмовый ансамбль. Этот священный комплекс воздвигли на природной площадке, расположенной между горами и океаном. Таким образом, комплекс как бы соединял две природные стихии: воду и землю. В ансамбль вошли индуистские пещерные храмы, восемь небольших святилищ, вырубленных из цельной скалы, знаменитый Прибрежный храм Шивы, а также широко известный наскальный рельеф «Нисхождение Ганги на землю». В архитектуре комплекса выделяются монолитные храмы-ратхи, посвященные эпическим героям «Махабхараты». Таковы ратха Арджуны, ратха Бхимы и др. Эти маленькие храмы Махабалипурама чередуются с высеченными из скал большими фигурами священных животных — слонов, львов и быков. «Разгуливающие» и «отдыхающие» среди ратх животные как бы связывают архитектурные формы с прибрежным ландшафтом. В храмовом комплексе Махабалипурама скульптура не только украшает архитектуру, но и служит центром всей композиции. Таков огромный (около тридцати метров в длину) наскальный рельеф «Нисхождение реки Ганги на землю». Главная тема рельефа — легенда о том, как священная Ганга, протекавшая ранее в поднебесье, была низвержена на землю богами в ответ на мольбы, а также подвиги людей. Перед скальным рельефом устроена площадка, на которой в древности разыгрывались религиозные театральные представления. В таких случаях рельеф был своеобразным фоном и заменял театральные декорации. Таким образом, тема торжества всего живого, питаемого единым источником — священной Гангой, стала основной темой храмового комплекса в Махабалипураме. Крупнейшими храмовыми центрами раннего и зрелого Средневековья, расположенными в Центральной и Юго-Восточной Индии, являются Бхубанешвар и Кхаджурахо. Характерным примером храмовой архитектуры этого периода может служить комплекс Кандарья Махадева в Кхаджурахо (X – XI вв.). Отдельные части здания — святилище, зал для молящихся, вестибюль, вход — находятся на одной оси и плотно примыкают друг к другу. Каждая из этих частей завершена обособленной башенной надстройкой. Башня святилища — самая высокая, остальные башни ступенчато понижаются по направлению ко входу. Храмы Кхаджурахо украшены рельефами, являющимися великолепными образцами храмовой скульптуры. Изображения фигур мужчин и женщин — одни из лучших в средневековом искусстве. Легкие наклоны и выразительная пластика фигур создают прихотливый сложный ритм всего скульптурного оформления этого сооружения. Ансамбль в Кхаджурахо представляет собой еще один великолепный образец художественной культуры, в котором воплощен принцип единства. Эту особенность индийского искусства так охарактеризовал знаменитый философ XIX в. Рабиндранат Тагор: «Индия всегда имела один неизменный идеал — слияние со Вселенной». Таким образом, в произведениях средневековой культуры воплощаются такие же представления о единстве Вселенной, как и в монументальном искусстве Индии.
Иконка файла материала 1.docx
Искусство Древней Индии. Часть 2. Расцвет искусства Индии, возникновение новых  культовых образов (прежде всего — образа Будды),  развитие основных тенденций архитектуры и  скульптуры, заложенных при Маурьях, относятся к  эпохе правления Кушанской династии (I в. до н. э. – III в. н. э.). Кушанские правители создали огромную державу,  включавшую в себя Северную Индию, области  современных Пакистана, Афганистана и Средней Азии. В I в. до н. э. в культовой архитектуре Индии появились  пещерные храмы — чайтьи. Примером может служить  чайтья в Карли. Перед пещерой возвышались две  колонны, их увенчивали капители, подобныемаурийским. Важнейшей деталью фасада пещеры  является огромное подковообразное окно, которое  служит главным источником света в храме. В пещеру  ведут три входа, дающие начало коридорам,  символизирующим путь Будды. Центральный коридор  отделен от боковых рядами колонн со скульптурными  капителями. В этом архитектурном пространстве,  оживленном скульптурой, создается необычный эффект  игры света и тени, преображающий интерьер, символикой которого является ступа, помещенная в храме.  Скульптурные рельефы с мужскими и женскими  фигурами, расположенными парами, украшают наружный фасад чайтьи в Карли. Возможно, здесь изображеныдарители, на средства которых был построен храм. В  трактовке мужских фигур сочетаются мужественность и  мягкость. У них могучий разворот плеч и тонкая талия,  но пропорции тела, мягкость и плавность форм близки к  женским. Скульптуры женщин уподоблены  традиционному для Индии изображению богини  плодородия. Не исключено, что такая традиция оказала  влияние на формирование идеала не только женской, но  и мужской красоты, которая стала воплощением  внутренней энергии и жизненной силы человека. Пары,  изображенные на фасаде чайтьи, олицетворяют и два  идеала красоты, и два начала в природе — мужское и  женское. Их соединение рождает все живое на земле. Вбуддийской архитектуре возведение оград вокруг храмов и ступ стало традицией. Ограды и ворота по­прежнему  обильно украшали скульптурой, рельефными  композициями. На рельефах предстают люди и  животные, архитектурные мотивы, бытовые предметы,  растительные орнаменты. Особенно выразителен образ  богини с восточной стороны. Обнаженный стан  древесной богини изящно изгибается, руки тянутся к  стволу мангового дерева и его пышной кроне. Движения  ее легки и грациозны, поза свободна и естественна.  Эталоном красоты женщины и богини плодородия по­ прежнему остаются подчеркнуто округлые бедра и бюст.  В религии буддизма и индуизма огромное значениепридается царству животных. В представлении индийца,  люди, животные, растения и даже высшие божества  всегда связаны между собой неразрывными узами. В  многофигурных сценах поражает ощущение  всепроникающей жизни, энергии, одушевляющей все  формы. Любовь к природе, преклонение перед ее мощью  и изобилием, жизнь, торжествующая во всех  проявлениях, — вот основная тема индийского  искусства, и в частности архитектурно­пластического  ансамбля в Санчи.В I – V в. н. э. в художественной культуре Индии  произошли значительные перемены. В изобразительном  искусстве Будду стали представлять в облике человека,  а не в виде символов — священного дерева Бо, Колеса  Закона и т. д. В этот период среди прочих выделяются  три основные школы буддийской скульптуры: Гандхара  (северо­запад), Матхура (север) и Амаравати (юг).  Гандхара (ныне в Пакистане) — древняя историческая  область в Северо­западной Индии. Гандхарское  искусство достигло расцвета на рубеже I – II вв. Под  влиянием культуры стран, расположенных западнее  Индии, в Гандхаре образ Будды приобрел  эллинистические черты. Ранним типом гандхарскогоБудды может считаться его изображение из Хоти­ Мардана (II в.). Эта статуя стоящего Учителя отличается прекрасным исполнением. Многочисленные складки  одежд укутывают всю фигуру Будды. Правильные  пропорции гибкого стройного тела выдают греческую  традицию в скульптуре, однако в образе прослеживаются и индийские черты. Прежде всего в статуе подчеркнута  внутренняя сосредоточенность, а не физическая красота. На грани между индийской и эллинистической  традициями создана статуя сидящего Будды из Тахти­ Бахи (около 300 г.). Облик Учителя ясен, полон  умиротворения и сосредоточенности, предельно спокоен. Поза Будды со скрещенными и поджатыми ногами, свывернутыми кверху подошвами — поза «лотоса» — с  того времени стала канонической для всех школ  буддийской скульптуры. Пальцы рук Учителя  соприкасаются в положении «поучения». В индийской  пластике начала формироваться система мудр, когда  определенные этапы священного пути Будды выражали  через специфическое положение рук, ладоней и пальцев.  Накинутое на плечи Будды одеяние, собранное в  складки, полностью закрывает тело Будды, не скрывая,  впрочем, его крупных форм. Другим центром развития  скульптуры была Матхура. Здесь был создан образ  Будды, получивший чисто индийскую трактовку, а также образы других буддийских персонажей. Будду вматхурской пластике часто сопровождают Бодхисаттвы  (помощники Учителя) или якши. Округлые лица  изображений озарены легкой улыбкой, а позы очень  динамичны. На стеле из Катры (начало II в.) предстает  Будда, сидящий на троне, который поддерживают три  льва. Его поза энергична, тело имеет плавные,  женственные очертания. Жест Будды — согнутая в  локте и поднятая правая рука — означает одобрение.  Накинутый на левое плечо плащ не скрывает  полуобнаженное тело и служит скорее украшением. Лицо Будды, круглое, с пухлыми губами, сложенными в  легкую покровительственную улыбку, спокойно и  бесстрастно. Он смотрит прямо перед собой, как это ипредусматривает его жест одобрения. За головой  божества находится нимб, за спиной располагаются две  мужские фигуры с опахалами. Возможно, это  Бодхисаттвы или якши. В VI столетии, после заката династии Гуптов, страна  вновь распалась на небольшие государства, правители  которых в политике опирались не только на военную  силу, но и на религию индуизма. Пантеон этой религии  чрезвычайно обширен.. В VII в. на юге Индии в портовом  городе Махабалипураме был возведен огромный  храмовый ансамбль. Этот священный комплексвоздвигли на природной площадке, расположенной  между горами и океаном. Таким образом, комплекс как  бы соединял две природные стихии: воду и землю. В  ансамбль вошли индуистские пещерные храмы, восемь  небольших святилищ, вырубленных из цельной скалы,  знаменитый Прибрежный храм Шивы, а также широко  известный наскальный рельеф «Нисхождение Ганги на  землю». В архитектуре комплекса выделяются  монолитные храмы­ратхи, посвященные эпическим  героям «Махабхараты». Таковы ратха Арджуны, ратха  Бхимы и др. Эти маленькие храмы Махабалипурама  чередуются с высеченными из скал большими фигурами  священных животных — слонов, львов и быков.«Разгуливающие» и «отдыхающие» среди ратх животные  как бы связывают архитектурные формы с прибрежным  ландшафтом. В храмовом комплексе Махабалипурама  скульптура не только украшает архитектуру, но и  служит центром всей композиции. Таков огромный  (около тридцати метров в длину) наскальный рельеф  «Нисхождение реки Ганги на землю». Главная тема  рельефа — легенда о том, как священная Ганга,  протекавшая ранее в поднебесье, была низвержена на  землю богами в ответ на мольбы, а также подвиги людей.  Перед скальным рельефом устроена площадка, на  которой в древности разыгрывались религиозные  театральные представления. В таких случаях рельеф былсвоеобразным фоном и заменял театральные декорации.  Таким образом, тема торжества всего живого, питаемого  единым источником — священной Гангой, стала  основной темой храмового комплекса в  Махабалипураме. Крупнейшими храмовыми центрами  раннего и зрелого Средневековья, расположенными в  Центральной и Юго­Восточной Индии, являются  Бхубанешвар и Кхаджурахо. Характерным примером  храмовой архитектуры этого периода может служить  комплекс Кандарья Махадева в Кхаджурахо (X – XI вв.). Отдельные части здания — святилище, зал для  молящихся, вестибюль, вход — находятся на одной оси и плотно примыкают друг к другу. Каждая из этих частейзавершена обособленной башенной надстройкой. Башня  святилища — самая высокая, остальные башни  ступенчато понижаются по направлению ко входу.  Храмы Кхаджурахо украшены рельефами, являющимися  великолепными образцами храмовой скульптуры.  Изображения фигур мужчин и женщин — одни из лучших в средневековом искусстве. Легкие наклоны и  выразительная пластика фигур создают прихотливый  сложный ритм всего скульптурного оформления этого  сооружения. Ансамбль в Кхаджурахо представляет  собой еще один великолепный образец художественной  культуры, в котором воплощен принцип единства. Эту  особенность индийского искусства так охарактеризовалзнаменитый философ XIX в. Рабиндранат Тагор: «Индия  всегда имела один неизменный идеал — слияние со  Вселенной». Таким образом, в произведениях  средневековой культуры воплощаются такие же  представления о единстве Вселенной, как и в  монументальном искусстве Индии.