Искусство Древней Индии. Часть 2.
Расцвет искусства Индии, возникновение новых культовых образов (прежде всего — образа Будды), развитие основных тенденций архитектуры и скульптуры, заложенных при Маурьях, относятся к эпохе правления Кушанской династии (I в. до н. э. – III в. н. э.). Кушанские правители создали огромную державу, включавшую в себя Северную Индию, области современных Пакистана, Афганистана и Средней Азии. В I в. до н. э. в культовой архитектуре Индии появились пещерные храмы — чайтьи. Примером может служить чайтья в Карли. Перед пещерой возвышались две колонны, их увенчивали капители, подобные маурийским. Важнейшей деталью фасада пещеры является огромное подковообразное окно, которое служит главным источником света в храме. В пещеру ведут три входа, дающие начало коридорам, символизирующим путь Будды. Центральный коридор отделен от боковых рядами колонн со скульптурными капителями. В этом архитектурном пространстве, оживленном скульптурой, создается необычный эффект игры света и тени, преображающий интерьер, символикой которого является ступа, помещенная в храме. Скульптурные рельефы с мужскими и женскими фигурами, расположенными парами, украшают наружный фасад чайтьи в Карли. Возможно, здесь изображены дарители, на средства которых был построен храм. В трактовке мужских фигур сочетаются мужественность и мягкость. У них могучий разворот плеч и тонкая талия, но пропорции тела, мягкость и плавность форм близки к женским. Скульптуры женщин уподоблены традиционному для Индии изображению богини плодородия. Не исключено, что такая традиция оказала влияние на формирование идеала не только женской, но и мужской красоты, которая стала воплощением внутренней энергии и жизненной силы человека. Пары, изображенные на фасаде чайтьи, олицетворяют и два идеала красоты, и два начала в природе — мужское и женское. Их соединение рождает все живое на земле. В буддийской архитектуре возведение оград вокруг храмов и ступ стало традицией. Ограды и ворота по-прежнему обильно украшали скульптурой, рельефными композициями. На рельефах предстают люди и животные, архитектурные мотивы, бытовые предметы, растительные орнаменты. Особенно выразителен образ богини с восточной стороны. Обнаженный стан древесной богини изящно изгибается, руки тянутся к стволу мангового дерева и его пышной кроне. Движения ее легки и грациозны, поза свободна и естественна. Эталоном красоты женщины и богини плодородия по-прежнему остаются подчеркнуто округлые бедра и бюст. В религии буддизма и индуизма огромное значение придается царству животных. В представлении индийца, люди, животные, растения и даже высшие божества всегда связаны между собой неразрывными узами. В многофигурных сценах поражает ощущение всепроникающей жизни, энергии, одушевляющей все формы. Любовь к природе, преклонение перед ее мощью и изобилием, жизнь, торжествующая во всех проявлениях, — вот основная тема индийского искусства, и в частности архитектурно-пластического ансамбля в Санчи.
В I – V в. н. э. в художественной культуре Индии произошли значительные перемены. В изобразительном искусстве Будду стали представлять в облике человека, а не в виде символов — священного дерева Бо, Колеса Закона и т. д. В этот период среди прочих выделяются три основные школы буддийской скульптуры: Гандхара (северо-запад), Матхура (север) и Амаравати (юг). Гандхара (ныне в Пакистане) — древняя историческая область в Северо-западной Индии. Гандхарское искусство достигло расцвета на рубеже I – II вв. Под влиянием культуры стран, расположенных западнее Индии, в Гандхаре образ Будды приобрел эллинистические черты. Ранним типом гандхарского Будды может считаться его изображение из Хоти-Мардана (II в.). Эта статуя стоящего Учителя отличается прекрасным исполнением. Многочисленные складки одежд укутывают всю фигуру Будды. Правильные пропорции гибкого стройного тела выдают греческую традицию в скульптуре, однако в образе прослеживаются и индийские черты. Прежде всего в статуе подчеркнута внутренняя сосредоточенность, а не физическая красота. На грани между индийской и эллинистической традициями создана статуя сидящего Будды из Тахти-Бахи (около 300 г.). Облик Учителя ясен, полон умиротворения и сосредоточенности, предельно спокоен. Поза Будды со скрещенными и поджатыми ногами, с вывернутыми кверху подошвами — поза «лотоса» — с того времени стала канонической для всех школ буддийской скульптуры. Пальцы рук Учителя соприкасаются в положении «поучения». В индийской пластике начала формироваться система мудр, когда определенные этапы священного пути Будды выражали через специфическое положение рук, ладоней и пальцев. Накинутое на плечи Будды одеяние, собранное в складки, полностью закрывает тело Будды, не скрывая, впрочем, его крупных форм. Другим центром развития скульптуры была Матхура. Здесь был создан образ Будды, получивший чисто индийскую трактовку, а также образы других буддийских персонажей. Будду в матхурской пластике часто сопровождают Бодхисаттвы (помощники Учителя) или якши. Округлые лица изображений озарены легкой улыбкой, а позы очень динамичны. На стеле из Катры (начало II в.) предстает Будда, сидящий на троне, который поддерживают три льва. Его поза энергична, тело имеет плавные, женственные очертания. Жест Будды — согнутая в локте и поднятая правая рука — означает одобрение. Накинутый на левое плечо плащ не скрывает полуобнаженное тело и служит скорее украшением. Лицо Будды, круглое, с пухлыми губами, сложенными в легкую покровительственную улыбку, спокойно и бесстрастно. Он смотрит прямо перед собой, как это и предусматривает его жест одобрения. За головой божества находится нимб, за спиной располагаются две мужские фигуры с опахалами. Возможно, это Бодхисаттвы или якши.
В VI столетии, после заката династии Гуптов, страна вновь распалась на небольшие государства, правители которых в политике опирались не только на военную силу, но и на религию индуизма. Пантеон этой религии чрезвычайно обширен.. В VII в. на юге Индии в портовом городе Махабалипураме был возведен огромный храмовый ансамбль. Этот священный комплекс воздвигли на природной площадке, расположенной между горами и океаном. Таким образом, комплекс как бы соединял две природные стихии: воду и землю. В ансамбль вошли индуистские пещерные храмы, восемь небольших святилищ, вырубленных из цельной скалы, знаменитый Прибрежный храм Шивы, а также широко известный наскальный рельеф «Нисхождение Ганги на землю». В архитектуре комплекса выделяются монолитные храмы-ратхи, посвященные эпическим героям «Махабхараты». Таковы ратха Арджуны, ратха Бхимы и др. Эти маленькие храмы Махабалипурама чередуются с высеченными из скал большими фигурами священных животных — слонов, львов и быков. «Разгуливающие» и «отдыхающие» среди ратх животные как бы связывают архитектурные формы с прибрежным ландшафтом. В храмовом комплексе Махабалипурама скульптура не только украшает архитектуру, но и служит центром всей композиции. Таков огромный (около тридцати метров в длину) наскальный рельеф «Нисхождение реки Ганги на землю». Главная тема рельефа — легенда о том, как священная Ганга, протекавшая ранее в поднебесье, была низвержена на землю богами в ответ на мольбы, а также подвиги людей. Перед скальным рельефом устроена площадка, на которой в древности разыгрывались религиозные театральные представления. В таких случаях рельеф был своеобразным фоном и заменял театральные декорации. Таким образом, тема торжества всего живого, питаемого единым источником — священной Гангой, стала основной темой храмового комплекса в Махабалипураме. Крупнейшими храмовыми центрами раннего и зрелого Средневековья, расположенными в Центральной и Юго-Восточной Индии, являются Бхубанешвар и Кхаджурахо. Характерным примером храмовой архитектуры этого периода может служить комплекс Кандарья Махадева в Кхаджурахо (X – XI вв.). Отдельные части здания — святилище, зал для молящихся, вестибюль, вход — находятся на одной оси и плотно примыкают друг к другу. Каждая из этих частей завершена обособленной башенной надстройкой. Башня святилища — самая высокая, остальные башни ступенчато понижаются по направлению ко входу. Храмы Кхаджурахо украшены рельефами, являющимися великолепными образцами храмовой скульптуры. Изображения фигур мужчин и женщин — одни из лучших в средневековом искусстве. Легкие наклоны и выразительная пластика фигур создают прихотливый сложный ритм всего скульптурного оформления этого сооружения. Ансамбль в Кхаджурахо представляет собой еще один великолепный образец художественной культуры, в котором воплощен принцип единства. Эту особенность индийского искусства так охарактеризовал знаменитый философ XIX в. Рабиндранат Тагор: «Индия всегда имела один неизменный идеал — слияние со Вселенной». Таким образом, в произведениях средневековой культуры воплощаются такие же представления о единстве Вселенной, как и в монументальном искусстве Индии.
Искусство Древней Индии. Часть 2.
Расцвет искусства Индии, возникновение новых
культовых образов (прежде всего — образа Будды),
развитие основных тенденций архитектуры и
скульптуры, заложенных при Маурьях, относятся к
эпохе правления Кушанской династии (I в. до н. э. – III в.
н. э.). Кушанские правители создали огромную державу,
включавшую в себя Северную Индию, области
современных Пакистана, Афганистана и Средней Азии. В
I в. до н. э. в культовой архитектуре Индии появились
пещерные храмы — чайтьи. Примером может служить
чайтья в Карли. Перед пещерой возвышались две
колонны, их увенчивали капители, подобныемаурийским. Важнейшей деталью фасада пещеры
является огромное подковообразное окно, которое
служит главным источником света в храме. В пещеру
ведут три входа, дающие начало коридорам,
символизирующим путь Будды. Центральный коридор
отделен от боковых рядами колонн со скульптурными
капителями. В этом архитектурном пространстве,
оживленном скульптурой, создается необычный эффект
игры света и тени, преображающий интерьер, символикой
которого является ступа, помещенная в храме.
Скульптурные рельефы с мужскими и женскими
фигурами, расположенными парами, украшают наружный
фасад чайтьи в Карли. Возможно, здесь изображеныдарители, на средства которых был построен храм. В
трактовке мужских фигур сочетаются мужественность и
мягкость. У них могучий разворот плеч и тонкая талия,
но пропорции тела, мягкость и плавность форм близки к
женским. Скульптуры женщин уподоблены
традиционному для Индии изображению богини
плодородия. Не исключено, что такая традиция оказала
влияние на формирование идеала не только женской, но
и мужской красоты, которая стала воплощением
внутренней энергии и жизненной силы человека. Пары,
изображенные на фасаде чайтьи, олицетворяют и два
идеала красоты, и два начала в природе — мужское и
женское. Их соединение рождает все живое на земле. Вбуддийской архитектуре возведение оград вокруг храмов
и ступ стало традицией. Ограды и ворота попрежнему
обильно украшали скульптурой, рельефными
композициями. На рельефах предстают люди и
животные, архитектурные мотивы, бытовые предметы,
растительные орнаменты. Особенно выразителен образ
богини с восточной стороны. Обнаженный стан
древесной богини изящно изгибается, руки тянутся к
стволу мангового дерева и его пышной кроне. Движения
ее легки и грациозны, поза свободна и естественна.
Эталоном красоты женщины и богини плодородия по
прежнему остаются подчеркнуто округлые бедра и бюст.
В религии буддизма и индуизма огромное значениепридается царству животных. В представлении индийца,
люди, животные, растения и даже высшие божества
всегда связаны между собой неразрывными узами. В
многофигурных сценах поражает ощущение
всепроникающей жизни, энергии, одушевляющей все
формы. Любовь к природе, преклонение перед ее мощью
и изобилием, жизнь, торжествующая во всех
проявлениях, — вот основная тема индийского
искусства, и в частности архитектурнопластического
ансамбля в Санчи.В I – V в. н. э. в художественной культуре Индии
произошли значительные перемены. В изобразительном
искусстве Будду стали представлять в облике человека,
а не в виде символов — священного дерева Бо, Колеса
Закона и т. д. В этот период среди прочих выделяются
три основные школы буддийской скульптуры: Гандхара
(северозапад), Матхура (север) и Амаравати (юг).
Гандхара (ныне в Пакистане) — древняя историческая
область в Северозападной Индии. Гандхарское
искусство достигло расцвета на рубеже I – II вв. Под
влиянием культуры стран, расположенных западнее
Индии, в Гандхаре образ Будды приобрел
эллинистические черты. Ранним типом гандхарскогоБудды может считаться его изображение из Хоти
Мардана (II в.). Эта статуя стоящего Учителя отличается
прекрасным исполнением. Многочисленные складки
одежд укутывают всю фигуру Будды. Правильные
пропорции гибкого стройного тела выдают греческую
традицию в скульптуре, однако в образе прослеживаются
и индийские черты. Прежде всего в статуе подчеркнута
внутренняя сосредоточенность, а не физическая красота.
На грани между индийской и эллинистической
традициями создана статуя сидящего Будды из Тахти
Бахи (около 300 г.). Облик Учителя ясен, полон
умиротворения и сосредоточенности, предельно спокоен.
Поза Будды со скрещенными и поджатыми ногами, свывернутыми кверху подошвами — поза «лотоса» — с
того времени стала канонической для всех школ
буддийской скульптуры. Пальцы рук Учителя
соприкасаются в положении «поучения». В индийской
пластике начала формироваться система мудр, когда
определенные этапы священного пути Будды выражали
через специфическое положение рук, ладоней и пальцев.
Накинутое на плечи Будды одеяние, собранное в
складки, полностью закрывает тело Будды, не скрывая,
впрочем, его крупных форм. Другим центром развития
скульптуры была Матхура. Здесь был создан образ
Будды, получивший чисто индийскую трактовку, а также
образы других буддийских персонажей. Будду вматхурской пластике часто сопровождают Бодхисаттвы
(помощники Учителя) или якши. Округлые лица
изображений озарены легкой улыбкой, а позы очень
динамичны. На стеле из Катры (начало II в.) предстает
Будда, сидящий на троне, который поддерживают три
льва. Его поза энергична, тело имеет плавные,
женственные очертания. Жест Будды — согнутая в
локте и поднятая правая рука — означает одобрение.
Накинутый на левое плечо плащ не скрывает
полуобнаженное тело и служит скорее украшением. Лицо
Будды, круглое, с пухлыми губами, сложенными в
легкую покровительственную улыбку, спокойно и
бесстрастно. Он смотрит прямо перед собой, как это ипредусматривает его жест одобрения. За головой
божества находится нимб, за спиной располагаются две
мужские фигуры с опахалами. Возможно, это
Бодхисаттвы или якши.
В VI столетии, после заката династии Гуптов, страна
вновь распалась на небольшие государства, правители
которых в политике опирались не только на военную
силу, но и на религию индуизма. Пантеон этой религии
чрезвычайно обширен.. В VII в. на юге Индии в портовом
городе Махабалипураме был возведен огромный
храмовый ансамбль. Этот священный комплексвоздвигли на природной площадке, расположенной
между горами и океаном. Таким образом, комплекс как
бы соединял две природные стихии: воду и землю. В
ансамбль вошли индуистские пещерные храмы, восемь
небольших святилищ, вырубленных из цельной скалы,
знаменитый Прибрежный храм Шивы, а также широко
известный наскальный рельеф «Нисхождение Ганги на
землю». В архитектуре комплекса выделяются
монолитные храмыратхи, посвященные эпическим
героям «Махабхараты». Таковы ратха Арджуны, ратха
Бхимы и др. Эти маленькие храмы Махабалипурама
чередуются с высеченными из скал большими фигурами
священных животных — слонов, львов и быков.«Разгуливающие» и «отдыхающие» среди ратх животные
как бы связывают архитектурные формы с прибрежным
ландшафтом. В храмовом комплексе Махабалипурама
скульптура не только украшает архитектуру, но и
служит центром всей композиции. Таков огромный
(около тридцати метров в длину) наскальный рельеф
«Нисхождение реки Ганги на землю». Главная тема
рельефа — легенда о том, как священная Ганга,
протекавшая ранее в поднебесье, была низвержена на
землю богами в ответ на мольбы, а также подвиги людей.
Перед скальным рельефом устроена площадка, на
которой в древности разыгрывались религиозные
театральные представления. В таких случаях рельеф былсвоеобразным фоном и заменял театральные декорации.
Таким образом, тема торжества всего живого, питаемого
единым источником — священной Гангой, стала
основной темой храмового комплекса в
Махабалипураме. Крупнейшими храмовыми центрами
раннего и зрелого Средневековья, расположенными в
Центральной и ЮгоВосточной Индии, являются
Бхубанешвар и Кхаджурахо. Характерным примером
храмовой архитектуры этого периода может служить
комплекс Кандарья Махадева в Кхаджурахо (X – XI вв.).
Отдельные части здания — святилище, зал для
молящихся, вестибюль, вход — находятся на одной оси и
плотно примыкают друг к другу. Каждая из этих частейзавершена обособленной башенной надстройкой. Башня
святилища — самая высокая, остальные башни
ступенчато понижаются по направлению ко входу.
Храмы Кхаджурахо украшены рельефами, являющимися
великолепными образцами храмовой скульптуры.
Изображения фигур мужчин и женщин — одни из лучших
в средневековом искусстве. Легкие наклоны и
выразительная пластика фигур создают прихотливый
сложный ритм всего скульптурного оформления этого
сооружения. Ансамбль в Кхаджурахо представляет
собой еще один великолепный образец художественной
культуры, в котором воплощен принцип единства. Эту
особенность индийского искусства так охарактеризовалзнаменитый философ XIX в. Рабиндранат Тагор: «Индия
всегда имела один неизменный идеал — слияние со
Вселенной». Таким образом, в произведениях
средневековой культуры воплощаются такие же
представления о единстве Вселенной, как и в
монументальном искусстве Индии.