Искусство — разновидность культурной деятельности, при которой посредством творчества элементы внутреннего (духовного) мира человека или группы людей воплощаются в доступный восприятию художественный образ. Также, в широком смысле, результат такой деятельности.
Традиция (латинское слово «традицио» означает «передача») — набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической и культурной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих регуляторами общественных отношений. Традиция и есть передача опыта искусства и культуры новым поколениям.
Искусство — разновидность культурной деятельности, при
которой посредством творчества элементы внутреннего
(духовного) мира человека или группы людей воплощаются в
доступный восприятию художественный образ. Также, в
широком смысле, результат такой деятельности.
Традиция (латинское слово «традицио» означает «передача»)
— набор представлений, обычаев, привычек и навыков
практической и культурной деятельности, передаваемых из
поколения в поколение, выступающих регуляторами
общественных отношений. Традиция и есть передача опыта
искусства и культуры новым поколениям. Такая
преемственность — важное условие сохранения человеческой
цивилизации.
Но жизнь изменяется, и чем дальше тем стремительнее. Может
ли в таком случае новое искусство в неприкосновенности
воспроизводить былые формы? Писатель, который вдруг
вздумал бы писать языком галантного романа XVIII в.,
показался бы столь же вычурным и смешным, как и женщина в
пышном, до земли, платье той же эпохи, торжественно
ступающая на эскалатор метро. Невозможно представить,
чтобы и музыка вдруг заговорила языком клавесинных
произведений Ф. Куперена и Ж. Ф. Рамо. Как справедливо
замечает пословица, у каждого времени свои песни.
Если же музыка не может ни полностью откинуть накопленный
опыт, ни законсервировать его, остается наиболее мудрый путь— его обновление. Это и есть подлинное новаторство:
преобразование художественного опыта ради осмысления
современной жизни. В первый момент истинно новаторская
музыка поражает своей необычайностью, но проходит время, и
обнаруживается ее глубочайшая почвенность. Так было,
например, с произведениями С. С. Прокофьева, И. Ф.
Стравинского, Д. Д. Шостаковича.
Традиция как фонд непрерывно расширяющейся общественной
памяти хранится в сознании музыкантов и слушателей. Для
слушателей традиция — это прежде всего память о высоких
возможностях искусства, память о тех мгновениях, когда
музыка была понятна и проникла в самые глубины сердца.
Слушатели — любители серьезной музыки — ждут от нее
больших откровений, таких, страниц, где обнажен нерв
сегодняшнего дня; где передаются тончайшие движения
человеческой души.
В своих ожиданиях слушатели опираются на гуманистическую
традицию искусства, зная, что музыка утверждает и защищает
духовную красоту человека. Все пришедшие в концертный зал
или включающие проигрыватель, чтобы услышать сочинение,
созданное сегодня, помнят мгновения, когда осознали
откровения искусства. С этой памятью они сообразуют новое
произведение и ждут от него подобных же впечатлений. Как не
вспомнить простые и точные слова английского композитора Б.
Бриттена: «Быть понятным слушателю — заветная мечта
художника!» Высоко держать знамя гуманистическогопредназначения искусства, быть созвучным современности —
это традиционные задачи, стоящие перед композитором. По
настоящему их решают лишь те мастера, которые дорожат
историческими накоплениями мировой музыкальной культуры,
вовлекая их в повествование о современности.
Особенно сложные процессы в освоении опыта культуры
протекают в наши дни. Обусловлены они небывалым развитие,
средств массовой коммуникации (телевидения, кино,
магнитофонных записей и др.), связавших страны и континенты.
В 60—70х гг. возникли даже опасения, что телевидение и
звукозапись сотрут тысячелетиями накапливавшееся
своеобразие культур. Однако, как показывает практика,
особенно опыт нашей многонациональной страны, разумное
общение культур необходимо и живительно, как воздух. Оно
всё больше утверждает себя в качестве новой традиции.