ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В 6-7 КЛАССАХ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Оценка 4.6

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В 6-7 КЛАССАХ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Оценка 4.6
Работа в классе +2
docx
информатика
Взрослым
14.11.2022
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В 6-7 КЛАССАХ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
В данном материале рассмотрены различные методы при проведении уроков по информатике
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ Бакулева Н.Л. 2022.docx

Государственное учреждение образования

«Браковская средняя школа имени А.Ф.Шенцовой»

 

 

 

 

 

 

 

 

 «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В 6-7 КЛАССАХ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ»

 

 

 

 

Бакулева Наталья Леонидовна,

 учитель информатики 1 категории

 

+37533 6778818;

e-mail: bakuleva.natalie@yandex.by

 

 

 

Могилевский район

2022

 

 

           Образовательный стандарт учебного предмета «Информатика» (6-11 классы) четко формирует задачи изучения предмета на II ступени  общего среднего образования: формирование теоретических знаний и практических умений в области информатики, алгоритмизации и программирования, информационных и коммуникационных технологий, формирование познавательных интересов, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование умений индивидуальной и коллективной работы. Кроме этого необходимо развивать у учащихся умения анализировать учебный материал, сравнивать, приводить необходимые доказательства, вести диалог, делать выводы и обобщения. И передо мной стал вопрос, как эти задачи можно решить сегодня? Как научить учащихся работать в коллективе? Как формировать умения индивидуальной и коллективной работы? Как повысить качество знаний учащихся?

Поиск ответов позволил мне сделать вывод, что на уроке информатики недостаточно использовать только информационные технологии, важно научить учеников думать, анализировать, участвовать в обсуждениях, находить решения на поставленные вопросы. Решение этой проблемы я увидела в использовании активных методов на уроках информатики. С целью повышения качества знаний учащихся на уроках информатики я стараюсь применить такие активные методы, которые активизируют познавательную деятельность учащихся на уроке и их высокое качество усвоения материала. Актуальность моего опыта состоит в том, что при использовании активных методов  и их применении, позволяет повысить интерес учащихся к изучению учебного предмета «Информатика»,  развивает их творческую активность и самостоятельность, совершенствует предметные компетенции. Сущность опыта заключается в разработке системы  использования активных методов на уроках информатики с целью повышения качества знаний учащихся.

Использование  традиционных методик не позволяли  мне  добиться стопроцентной заинтересованности своим предметом, поддержать устойчивое желание каждого ученика учиться. Это связано с тем, что предмет «Информатика» является сложным для усвоения информации и требует особого внимания и работоспособности учащихся. Поэтому передо мной стала  задача: как преподнести материал  учащимся,  чтобы повысить качество их знаний.  Решение этой проблемы я увидела в правильном применении активных методов.

Активные методы обучения (далее – АМО) – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы [2]. Г.П. Щедровицкий называет активными методами обучения и воспитания те, которые позволяют “учащимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями” за счет сознательного “воспитания способностей учащегося” и сознательного “формирования у них необходимых деятельностей” [1].  Активный метод - это форма взаимодействия учащихся и учителя,  при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Включение активных методов в учебный процесс обеспечивает повышение качества знаний,  так как  позволяет активизировать познавательную активность учащихся, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению, обеспечивает в максимально возможной степени обратную связь между учащимися и учителем. Активные методы на уроках информатики должны соответствовать содержанию темы, поэтому выбор методов и приёмов организации учебной деятельности определяется мною задачами, которые решаются на каждом этапе урока.

Этап урока

Методы, применяемые на уроке информатики

Организационно-мотивационная познавательная деятельность учащихся.

 

При изучении темы «Компьютерные презентации можно предложить наглядно оформленный слайд, на котором учащиеся поясняют, каким операциям они должны научиться на уроке. При изучении темы «Создание текстовых документов» предложить оформленный текст, где учащиеся находят операции над текстовым документом, с  которыми они должны познакомиться. При изучении темы «Компьютерный исполнитель Чертежник» можно предложить два варианта программы, где учащиеся должны найти отличия.

«Свободный микрофон» (приложение 1). Учащимся предлагаю высказать свою точку зрения по представленному сюжету, картинки, что будет изучаться на данном уроке и чему должны научиться. По классу пускаю микрофон. Каждый, получивший его, обязан четко и лаконично изложить свою мысль и сделать вывод.

Постановка темы, ориентировка учащихся на принятие цели урока.

 «По порядку становись!».  Учитель распечатает тему урока отдельными словами  на карточках. Учащиеся должны выстроиться в ряд и сформировать выложенное предложение в виде темы урока.

«Продолжи фразу». Для формулировки цели урока учитель предлагает учащимся придумать свое продолжение фразы. Например: «Я хочу знать…, хочу научиться…». Свое мнение учащиеся могут высказать как в устной, так и в письменной форме. Используя ТСО, можно предложить на представленном слайде ряд глаголов, которые помогут учащимся сформулировать цель. Например: знать, уметь, создавать, различать, доказать, определять, использовать. Один из вариантов можно,  используя ТСО,  построить правильно перевернутое предложение,  которое соответствует теме урока.

Использование таблицы «Знаю – научусь» (приложение 1). Учащиеся заполняют таблицу на начало урока и предполагаемый результат.

Актуализация практических и теоретических знаний и умений учащихся

Игра «Морской бой» (приложение 2). Каждый учащийся выбирает нужную ячейку таблицы.  На обратной стороне ячейки написан вопрос.  Ученик  должен дать ответ на поставленный вопрос. Количество выбранных ячеек (вопросов) решается самим учителем.

«ДОМИНО» информационное - смысл игры заключается в том, что каждый учащийся получает карточку, разделенную на две части. На правой  части карточки написан вопрос, на левой  – ответ на другой  вопрос.  Карточки составляются так, чтобы ответы и вопросы совпадали.

«Угадай объект» - учащиеся выбирают нужный объект и поясняют,  для чего он предназначен. Это могут быть заранее подготовленные плакаты, слайд презентации, «шахматная доска с фигурами».

«Найди ошибку» - в представленной программе, написанной на языке Паскаль, учащиеся находят ошибки и их устраняют. Проверка исходной программы предлагается учащимся в конце выполнения.  Они  сверяют свою программу с исходной. Выполнение этого задания может осуществляться и за компьютерами, где правильность выполнения проверяется самой программой. Ошибки в программе могут выделяться маркерами разных цветов. Далее команды подводят итоги выполненной работы.

«Да/нет» - вначале  на листке бумаги учитель каждой команде записывает один вопрос. Учащийся должен написать фломастером своего цвета ответ  «да»  или «нет». Затем написать свой вопрос  и передать другому учащемуся. Листок передается до начала отсчета, а затем он разворачивается и проводится анализ проведенной работы учителем. Эти задания помогают производить анализ пройденного  материала.

 

«Найди пару» - из заранее подготовленных карточек учащиеся должны сформировать свою пару. Сформированные пары могут представлять составленную фигуру, например «склеить пирог».

«Вопрос-ответ» - учителем предлагаются вопросы в разной форме, на которые учащиеся должны дать ответы (выбрать правильный). Это могут быть напечатанные вопросы на «тычинках цветка», в «волшебной шкатулке».

Обобщение и изучение нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Интерактивная лекция»: лекция-дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций, лекция с заранее запланированными ошибками, мини-лекция.

 «Кейс» - при просмотре фильма, при изучении темы «Функциональные блоки компьютера» (6 класс), ребята должны после просмотра подписать на предложенной картинке основные блоки компьютера и устройства ввода и вывода.

«Мини-проект». Особое внимание заслуживает проектная деятельность, которая направлена на использование активных методов. Она решает проблему разноуровневой компьютерной подготовки учащихся; дает возможность организовать практику в интересной для учеников форме, направив усилия на достижение значимого для них результата. Учащимся предлагается незаполненная таблица, они должны её заполнить в ходе изучения нового материала.

 На своих уроках при выполнении заданий за компьютерами, учащиеся осуществляют свои индивидуальные мини-проекты.

Например, при изучении темы  «Обработка растровых изображений» (6 класс) учащиеся создают  эскиз скатерти- самобранки с использованием белорусских орнаментов и его прорисовки с использованием ранее изученных возможностей графического редактора.

При изучении темы «Основные алгоритмические конструкции» (7 класс) учащиеся рисуют нотный стан, начиная от простых нот до скрипичного ключа.

При изучении темы «Компьютерные презентации» (6 класс) учащимся предлагается  по предложенной  теме (например, «Беларусь на зимних Олимпийских играх») создать презентацию с использованием ранее изученного материала.

Закрепление нового материала.

 

«Многоуровневые задания». Задание должно содержать в себе несколько уровней сложностей: явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний, и скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал. Учащиеся выполняют задания нескольких уровней от простого к сложному. При написании программы на каждом уровне прослеживается изученный материал. Например, при изучении темы “Графические возможности языка программирования.  Исполнитель Чертежник”(7 класс) учащимся предлагается нарисовать цифру ноль, далее один, два, три, а в конце они должны составить индекс из этих цифр.

1 вариант

1 уровень: нарисовать «цифру 0»;

2 уровень: нарисовать «цифру 1»;

3 уровень: нарисовать «цифру 2,3»;

4 уровень: нарисовать почтовый индекс.

2 вариант

1 уровень: нарисовать домик;

2 уровень: нарисовать трубу;

3 уровень: нарисовать дверь;

4 уровень: нарисовать окна в доме.

 

«Логическая цепочка» - заранее подготовленная программа разрезается на куски. Учащиеся должны выстроить правильную цепочку предложенной программы и обосновать, что выполняет данная программа.

 «Передай мяч».   Этот метод позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо и на что нужно обратить внимание. Кроме того, обратная связь учеников позволяет мне скорректировать урок на будущее.

Учащиеся по кругу передают мячик. Ведущий в центре круга передаёт мячик и задает вопросы учащимся, а те в свою очередь отвечают на заданный вопрос.

 “Задай мне вопрос”. При изучении темы «Создание текстовых документов»  (6 класс) учащиеся  задают и отвечают на поставленые друг другу вопросы:

1.        Для чего необходимо знать текстовой редактор?

2.   Приведите примеры, как облегчает деятельность человека текстовой редактор.

3.   Почему в типографии не могут обойтись без текстового редактора?

4.    Где в жизни вам пригодятся знания по текстовому редактору?

«Текстовый семицветик». Дети отрывают лепестки цветка и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне лепестка.

Организация рефлексивной деятельности

 «Испечь пирог». При изучении темы «Обработка растровых изображений»  (6 класс) учащиеся должны разукрасить кусочек пирога нужным цветом:

Я доволен своей работой - коричневый

Я хорошо работал, но могу еще лучше – желтый

Работа не получилась, не доволен собой – красный.

 «Рефлексивная мишень».  Перед учащимися нарисована мишень с нумерацией от 1 до 10.

Учащиеся должны поместить магнит на мишень определенной нумерации, которая соответствует усвоению самого материала.

 «Футбольный матч». На картинке нарисовано футбольное поле. Учащиеся должны нарисовать  мяч по уровню усвоения материала на уроке. Чем ближе к воротам, тем лучше. Мяч в воротах - полное усвоение материала.

«Доберись до высоты». Перед учащимися нарисована гора с наскальными уровнями. Учащиеся должны поместить магнит на гору, которая соответствует оцениванию усвоения самого материала.

 

“Продолжи предложение”. Учащиеся должны продолжить фразы.

- "Сегодня на уроке мне больше всего понравилось ..."

- " Сегодня на уроке мне больше всего не понравилось..."

- "Урок был бы интересней, если бы ..."

- "Я хочу лучше научиться ..."

МЕТОД «БЛУМА». Учащиеся бросают кубик, на гранях которых написаны вопросы, и на них отвечают:

-Что было самым сложным?

-Что было самым интересным?

-Что понравилось больше всего?

- Выдели самое  главное.

 

Все выше описанные в таблице методы адаптированы мною под программный материал учебного предмета «Информатика»  и апробированы в практической деятельности. Проводя  урок,   я   использую компьютерные средства, наглядные ТСО, словесные средства. При организации работы детей я использую различные методы: работа в парах, в группах,  фронтальная. Используя  активные  методы на каждом этапе урока,  я даю  возможность учащимся общаться друг с другом, развивать умения слушать, думать, работать вместе.  Это побуждает их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, стимулирует их познавательную деятельность, развивает интеллектуальные и творческие способности, что в конечном итоге приводит к повышению качества знаний по предмету. Выше описанные активные методы и приёмы  позволяют мне вовлечь учащихся  в творческую,  учебно-познавательную деятельность, развивать умения выражать свои мысли чётко и уверенно, находить необходимые решения, развивать интеллектуальный потенциал учащихся, их умственную активность: самостоятельно обновлять и пополнять знания, сознательно использовать их при решении теоретических и практических заданий, что в конечном итоге способствует повышению качества знаний учащихся по информатике.

Методические рекомендации образовательного процесса по учебному предмету «Информатика»  направлены на достижение учащимися личностных образовательных результатов.  По моему мнению,  для достижения результатов усвоения теоретического и практического материала помогает использование активных методов на уроках информатики.

Исходя из собственной педагогической практики, могу сказать, что эффективное использование активных методов для повышения качества знаний учащихся возможно при следующих условиях:

·        применение на одном уроке не более 2-3 приёмов;

·        системность в использовании данных методов обучения;

·        учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

·        привлечение учащихся к разработке разноплановых заданий.

Это позволяет увеличить интерес к предмету, поддерживает доброжелательную атмосферу, даёт способность учащимся осваивать, применять, преобразовывать информацию, решать задачи, правильно мыслить, обобщать материал.

Использование опыта может оказать методическую помощь педагогам в подготовке и проведении уроков с применением активных методов для  повышения качества знаний, расширить и углубить теоретические и практические знания по перечисленным приёмам и их применению на уроке.

Практические наработки опыта могут быть использованы учителями в готовом виде, а также стать стимулом для развития педагогического творчества и придания урокам информатики  своеобразия и оригинальности.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Суворова Л.Е. Активные методы и средства обучения. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://multiurok.ru/files/aktivnye-metody-i-sredstva-obucheniia.html  Дата доступа: 26.05.2022

2. Шанина О.Р.Технология АМО. [ Электронный ресурс] - Режим доступа: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/tehnologiya-amo/#:~:text=Активные%20методы%20обучения%20–%20это,характеризуются%20высоким%20уровнем%20активности%20учащихся Дата доступа: 01.06.2022                                            


ПРИЛОЖЕНИЕ 1    

Метод «Свободный микрофон» по теме «Создание  текстовых документов» .(6 класс)

Вопросы к повторению:

1.Как сохранить файл с текстом на Вашем компьютере?

2.Что такое текстовый курсор?

З.Что понимают под форматированием текста?

4.Что такое текстовый редактор?

5. Перечислите типовые задачи текстового редактора?

6.Что такое виртуальный текстовый документ?

7.Какие действия относятся к  форматированию символов?

8. Какие действия относятся к форматированию абзацев?

9.Что такое буфер обмена?

10.Какие операции можно выполнить над фрагментами текста?

11. Что такое фрагмент текста?

12.Чем отличается команда  Вырезать от команды Копировать?

 

 

Метод «Знаю – научусь» по теме «Алгоритмы и исполнители».(6 класс)

 

Вопрос

Знаю

Научусь

Среда обитания исполнителя Чертежник

 

 

Структура программы

 

 

Основные команды исполнителя Чертежник

 

 

Составление программы исполнителя Чертежник

 

 

Что называется исполнителем

 

 

        ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Игра «Морской бой»  по теме «Алгоритмы и исполнители».(6 класс)

А1 – Что такое исполнитель алгоритма? (человек или техническое устройство, которые понимают команды алгоритма и умеют правильно их выполнять)

В1- Как вы понимаете что такое среда обитания исполнителя? (обстановка в котором исполнитель выполняет понятные ему команды)

С1 – Что называют программой? (алгоритм, исполнителем которого является компьютер)

А2 – Какие виды алгоритмов вы знаете? (линейный, с разветвлением, с повторением)

В2 – Что называется  системой команд исполнителя? (команды, которые  понимает и может выполнить исполнитель)

С2 – Почему в линейном алгоритме нельзя менять местами команды? (нарушится алгоритм выполнения, и мы придем к неверному результату)

ДОМИНО» информационное по теме «Компьютерные презентации». (6 класс)

Основные возможности программы PowerPoint

электронный документ, созданный на компьютере с помощью специальных программ и предназначен для демонстрации зрителям

Режимы просмотра презентации

способ представления информации с помощью технических средств или без них, предназначенной для демонстрации чего-нибудь нового

Компьютерная презентация

Microsoft PowerPoint

Программа для создания компьютерных презентаций

создание, редактирование, оформление презентации, задание порядка следования слайдов, печать слайдов презентации, сохранение и демонстрация презентации

Презентация

обычный, сортировщик слайдов, показ слайдов

Слайд

Содержит имя презентации

Строка состояния

Отдельная страничка презентации, предназначенная для размещения материалов.

Строка заголовка

Отображает номер текущего слайда, язык набора текста и др.

«Угадай объект» по теме «Компьютерные презентации».  (6 класс)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Да/нет» по теме «Компьютерные презентации». (6 класс)

На вопросы отвечать «да» или «нет».  Да обозначается «,   нет « _»

1.     Можно ли сделать фоном слайда рисунок графического редактора, фотографию?

2.     Созданное слайд-шоу может управляться только по щелчку мыши.

3.     Гиперссылка – это цветной подчеркнутый текст или графический объект, по щелчку которого выполняется переход к файлу, фрагменту файла или веб-страницу.

4.     Microsoft PowerPoint это приложение предназначенное для создания электронных таблиц.

5.     Управляющие кнопки необходимы для создания управляемой пользователем презентации.

6.     Анимация – это добавление к тексту или объекту видео- или звукового эффекта.

7.     В каждой презентации может быть только 10 слайдов.

8.     Настроить анимационные эффекты невозможно.

9.     Шаблон оформления – это файл, содержащий стили презентации, включая типы и размеры маркеров и шрифтов, размеры и положение рамок, параметры оформления фона, цветовые схемы.

10. Цветовая схема слайда – это набор из восьми гармонично подобранных цветов.

 

Если ответы верны, должна получиться следующая схема: ^–^–^^––^^


 

Государственное учреждение образования «Браковская средняя школа имени

Государственное учреждение образования «Браковская средняя школа имени

Образовательный стандарт учебного предмета «Информатика» (6-11 классы) четко формирует задачи изучения предмета на

Образовательный стандарт учебного предмета «Информатика» (6-11 классы) четко формирует задачи изучения предмета на

Информатика» является сложным для усвоения информации и требует особого внимания и работоспособности учащихся

Информатика» является сложным для усвоения информации и требует особого внимания и работоспособности учащихся

Организационно-мотивационная познавательная деятельность учащихся

Организационно-мотивационная познавательная деятельность учащихся

Используя ТСО, можно предложить на представленном слайде ряд глаголов, которые помогут учащимся сформулировать цель

Используя ТСО, можно предложить на представленном слайде ряд глаголов, которые помогут учащимся сформулировать цель

Найди ошибку» - в представленной программе, написанной на языке

Найди ошибку» - в представленной программе, написанной на языке

Обобщение и изучение нового материала

Обобщение и изучение нового материала

При изучении темы «Основные алгоритмические конструкции» (7 класс) учащиеся рисуют нотный стан, начиная от простых нот до скрипичного ключа

При изучении темы «Основные алгоритмические конструкции» (7 класс) учащиеся рисуют нотный стан, начиная от простых нот до скрипичного ключа

Чертежник”(7 класс) учащимся предлагается нарисовать цифру ноль, далее один, два, три, а в конце они должны составить индекс из этих цифр

Чертежник”(7 класс) учащимся предлагается нарисовать цифру ноль, далее один, два, три, а в конце они должны составить индекс из этих цифр

Создание текстовых документов » (6 класс) у чащиеся задают и отвечают на поставленые друг другу вопросы: 1

Создание текстовых документов » (6 класс) у чащиеся задают и отвечают на поставленые друг другу вопросы: 1

Организация рефлексивной деятельности «Испечь пирог»

Организация рефлексивной деятельности «Испечь пирог»

Это побуждает их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, стимулирует их познавательную деятельность, развивает интеллектуальные и творческие способности, что в конечном…

Это побуждает их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, стимулирует их познавательную деятельность, развивает интеллектуальные и творческие способности, что в конечном…

Использование опыта может оказать методическую помощь педагогам в подготовке и проведении уроков с применением активных методов для повышения качества знаний, расширить и углубить теоретические и…

Использование опыта может оказать методическую помощь педагогам в подготовке и проведении уроков с применением активных методов для повышения качества знаний, расширить и углубить теоретические и…

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Метод «Свободный микрофон» по теме «Создание текстовых документов»

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Метод «Свободный микрофон» по теме «Создание текстовых документов»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Игра «Морской бой» по теме «Алгоритмы и исполнители»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Игра «Морской бой» по теме «Алгоритмы и исполнители»

Программа для создания компьютерных презентаций создание, редактирование, оформление презентации, задание порядка следования слайдов, печать слайдов презентации, сохранение и демонстрация презентации

Программа для создания компьютерных презентаций создание, редактирование, оформление презентации, задание порядка следования слайдов, печать слайдов презентации, сохранение и демонстрация презентации

Да/нет» по теме «Компьютерные презентации»

Да/нет» по теме «Компьютерные презентации»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.11.2022