«Использование активных методов обучения при обучении младших школьников»
Оценка 4.8

«Использование активных методов обучения при обучении младших школьников»

Оценка 4.8
docx
17.01.2024
«Использование активных методов обучения при  обучении младших    школьников»
1. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение.docx

                Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                       Троснянская средняя общеобразовательная школа

                 Жуковского муниципального округа  Брянской области

 

 

 

 

 

 

 

 

«Использование активных методов обучения при  обучении младших    школьников»

 

 

 

                                       Подготовила  учитель

                                                           начальных классов

                                                           Фроловичева Е.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

Жуковка 2022 год

Слайд 1

Здравствуйте, уважаемое жюри, коллеги. Меня зовут Фроловичева Екатерина Андреевна, я учитель начальных классов Троснянской средней общеобразовательной школы. Сегодня в рамках семинара я постараюсь донести до вас информацию, которая, я надеюсь, будет для Вас не только интересной, но и полезной.

      Целью современного начального образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих способностей, сохранение физического и психического здоровья.

    Сейчас у нас, педагогов, есть  много возможностей для творческого поиска. И проблема активности в обучении – одна из актуальных.

Как же развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, другими словами, как  активизировать познавательную деятельность в процессе обучения?

Известно, до 70% личностных качеств закладывается в начальной школе. Это не только базовые навыки, такие как, умение читать, писать, решать, слушать и говорить.

Передовой педагогический опыт убеждает, что наиболее конструктивным решением является создание таких психолого-педагогических условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя. Всё вышесказанное выводит нас на понятие «активное обучение».

Каждому современному ученику  необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать. И задача учителя не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий.

 

Слайд 2

Тема моего семинара «Использование активных методов обучения при  обучении младших   школьников»

Слайд 3

Я поставила такую цель: «Поделиться опытом использования  активных методов обучения в образовательном процессе на уровне начального общего образования»

Задачи:

Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся.

Развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся.

Развитие критического мышления, навыков групповой самоорганизации, умения вести диалог.

Формирование умений у учащихся применять полученные знания на практике.

Воспитание активной жизненной позиции и чувства патриотизма.

Развитие личной целеустремленности, самоконтроля и др.

 

Решение данных задач осуществляется как через урочную форму обучения, так  и дополнительные занятия.

Слайд 4

Обратимся к словам известного русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского.

 «Учение, лишенное  всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить»

                                                                                                  К.Д. Ушинский

Активные методы обучения... Их рекомендуют как палочку-выручалочку в обучении современных школьников, которые не хотят и не могут просто сидеть на уроке и поднимать руку.

Активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности  в процессе освоения знаний достигаются благодаря активным методам обучения.

Что же такое активные методы обучения?

Слайд 5

Активные методы обучения — система методов, обеспечивающих ак-тивность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе усвоения учебного материала.

Строятся они в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Но этим цели и задачи, возможности  этих методов не ограничиваются.

Слайд 6

Особенности активных методов обучения:

·        групповая форма организации работы участников учебного процесса;

·        использование системно-деятельностного подхода к обучению;

·        практическая направленность деятельности участников учебного процесса;

·        игровой и творческий характер обучения;

·        интерактивность учебного процесса;

·        включение в работу различных коммуникаций, диалога и полилога;

·        использование знаний и опыта обучающихся;

·        задействование в процессе обучения всех органов чувств;

·        рефлексия процесса обучения его участниками.

 

Современная дидактика уделяет большое внимание побуждающей функции метода обучения. Вооружение учащихся способами познавательной деятельности – его важнейшая функция. Для активного метода обучения важным является принцип индивидуальности – организация учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных способностей и возможностей.

Активные методы помогают сделать процесс обучения легким и доступным каждому ребенку.

 

Хочу познакомить вас с некоторыми методами обучения, которые я применяю  на уроках,  которые способствуют, на мой взгляд,  привитию интереса к изучению предмета,  способствуют  повышению  качества обучения.

Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. Приведу примеры некоторых из них.

Слайд 7

Начать урок можно необычно, предложив ученикам поздороваться глазами, локтями, ладошками, улыбнуться друг другу. Это обеспечивает положительный настрой на работу, установление контакта между учениками.

Слайд 8

Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно использовать следующий метод : «Фруктовый сад»«Солнышко и тучка». Перед учащимися ставится проблемный вопрос, дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске солнышко, яблоко, неуверенные – тучку, лимон. По количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников; по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения нового материала; имена, записанные на картинках с изображениями тучек, позволять планировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме.

Эти методы позволяют учителю лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении дальнейших уроков, а так же для обеспечения личностно-ориентированного подхода. Ученикам - позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения

Слайд 9

На этапе актуализации опорных знаний применяю метод «Магазин». Данный метод использовала на уроке русского языка, при изучении темы «Имя существительное», «Слово и его значение».

На доске картинки с изображениями предметов (овощи, фрукты, игрушки и т. д.). Каждый ученик подходить к доске, произносит фразу: «Я покупаю машинку потому, что слово, обозначает предмет, отвечает на вопрос что?» Или: «Я покупаю зайчика потому, что слово, обозначает предмет, отвечает на вопрос кто?» Ученик, правильно задавший вопрос, забирает картинку. После покупки всех картинок подводится итог (чей ряд купил больше картинок).

  Слайд ? нужен здесь или нет

Звуковой анализ слов.

Данной работе я уделяю особое внимание, почти на каждом уроке проводится анализ слов, чтение транскрипции. Детям очень нравится расшифровывать тексты, написанные транскрипцией и самим записывать слова при помощи транскрипции. Можно и здесь использовать игровые приемы.

Одним из таких приёмов является игра «Зажги маячок». Проведение звукового анализа с составлением схемы, в которой обозначаются «опасные места».

Конечно, материал, используемый на уроке, должен быть орфографически  насыщенным.

Слайд 10

На этапе объяснения нового материала применяю методы, позволяющие обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий.

Слайд 11

При закреплении изученного материала  применяю методы «Автобусная остановка»«Карусель»«Парный выход».

Например, при изучении темы «Части речи» применяла метод «Парный выход» с целью развития умения подбирать к названиям предметов названия действий. Вызываю к доске ученика. Тот подбирает себе пару, а затем записывает по памяти любое словарное слово, обозначающее предмет. Его товарищ находит подходящее к этому слову название действия и записывает рядом. Учащиеся записывают слова с их предварительным орфографическим проговариванием. Класс оценивает правильность выполнения задания, грамотность записи, оригинальность словосочетаний, быстроту работы. Так же эту работу можно провести в парах на местах.

Использование активных методов в обучении ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть пассивным становится активным участником образовательного процесса. На этапе  закрепления изученного материала  можно использовать такие методы:

"Автобусная остановка",

"Инфо-карусель"

- "Инсерт"или  «Пометки на полях». 

"Автобусная остановка"

Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах. Группы: 5-7 человек

Численность: весь класс

Время: мин.

Материал: листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчата), фломастеры.

Проведение: Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5).

 Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой).

 Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.

Слайд 12

На этапе обобщения знаний использую разные методы. Основной. Который можно использовать-  кластер.

Слайд 13

 На уроке обобщения и систематизации знаний  по теме «Части речи», дети составляли кластер, записывая всё, что они знают об имени существительном, прилагательном, глаголе. Что получилось  в итоге,  вы видите на слайде.

Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Если учитель сам принимает участие в этом    упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам стать активнее.    

Слайд 14

Я часто использую такой прием "Четыре стихии" (Чистякова М.И. Психогимнастика)

Это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх. Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах. Выполняем.

 Дети любят выполнять физминутки под музыку, на экране за Фиксиками или Кукутиками выполняют различные движения.

Слайд 15

Завершить урок можно, применив такие методы, как «Ромашка»«Мудрый совет»«Итоговый круг».

Метод «Мудрый совет». Группа пишет в конце урока совет детям, которые ещё не совсем поняли тему урока.

Метод «Ромашка». Дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне лепестка.

Метод «Итоговый круг». Подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, а те в свою очередь отвечают (работают по кругу).

Особенно детям нравится такой метод «Микрофон», когда они берут в руку микрофон и говорят, что понравилось, что нет, где было интересно или трудно.

Слайд 16

На слайде представлены методы для проведения рефлексии. Самое популярное, которое нравится детям «Незаконченное предложение».

Слайд 17

При устной работе использую такие задания:
«Игра Интервью» – знакомство проводится на одном из первых уроков в начале учебного года. Каждый беседует с соседом по парте, а потом рассказывает о нем всему классу (чем он любит заниматься, что коллекционирует, чем увлекается, что любит читать, как провел каникулы). Игра помогает учителю создать портрет класса, провести начальную диагностику сформированности коммуникативных умений учеников.
Проведение взаимопроверки правила (устный опрос). Ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару.
«Задание Ты – мне, я – тебе»: один ученик задает вопросы по изученному материалу, а другой отвечает. Их диалог звучит у доски. Оценить учеников может весь класс.
Устно можно поработать и с домашним заданием – Хочу спросить. Форма работы: один спрашивает, другой отвечает. Вопросы могут быть самыми разными: найди в домашнем упражнении два слова на парную согласную , определи тему и основную идею, дать характеристику героям произведения.

Слайд 18

При письменной работе на уроках русского языка можно использовать такие виды заданий:

Словарный диктант для соседа. Дома ребята составляют на изученное орфографическое правило словарный диктант с пропущенными орфограммами . Сверху подписывают: Составлял . Затем на уроке меняются карточками, выполняют задание, внизу подписывают: Выполнил .
Учитель заранее говорит, сколько должно быть слов или словосочетаний.
Также можно составить и графический диктант для соседа. Каждый ученик выписывает из художественной литературы, учебников или справочников 4-5 предложений на изученные правила, а сосед по парте расставляет в карточке знаки препинания, разбирает предложения по членам предложения, чертит схему предложения. Составление карточек развивает орфографическую и пунктуационную зоркость, ответственность, способствует расширению словарного запаса школьников, учит работать с книгами.
После изучения большой темы, раздела каждый ученик составляет карточку – зачет для соседа. В ней могут быть как теоретические вопросы, так и практические.

Слайд 19

Важны задания творческого характера: написать сочинение, сочинение-миниатюру, лингвистическую сказку. Можно дать грамматическое задание для соседа по творческой работе.

 

Данные методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итог урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.

Уроки с использованием активных форм и методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителя.

Методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества. Применять данные методы не обязательно все на каждом или на одном уроке.

 

Активные методы обеспечивают быстрое усвоение, закрепление и применение на практике знаний, умений и навыков. Быстрое усвоение происходит при прохождении материала быстрыми темпами. Такое обучение открывает перспективу: что предстоит учить потом, где и какие трудные и интересные вопросы ждут детей. Ученики включаются в деятельность.
Игровые формы, как и методы активного обучения приносят удовольствие от процесса познания. А при комплексном использовании различных технологий, ориентированных на развитие творческого потенциала, можно добиться хороших результатов в достижении поставленных целей.

Слайд 20

Плюсы вы видите на экране. Недостаток заметила лишь в том, что дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому не могут совладать со своими эмоциями, следовательно, на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем;


       Подводя итог, мне хочется выразить уверенность в том, что активные методы в обучении  – это необходимое условие овладения знанием. Современная школа требует, чтобы ребенок  смог научиться учиться, суметь применить полученные знания в школе, а также самостоятельно в любой жизненной ситуации. А значит,  активный метод обучения актуален как никогда.  Он обеспечивает рост творческого потенциала ученика, создает основу для успешного самостоятельного обучения.
     Закончить свое выступление хочу словами известной писательницы Елены Ивановны Рерих.

Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что предела достижений совершенства не существует. Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперед вместе с вечным движением жизни (Е.И.Рерих).

 


 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Здравствуйте, уважаемое жюри, коллеги

Здравствуйте, уважаемое жюри, коллеги

Решение данных задач осуществляется как через урочную форму обучения, так и дополнительные занятия

Решение данных задач осуществляется как через урочную форму обучения, так и дополнительные занятия

Хочу познакомить вас с некоторыми методами обучения, которые я применяю на уроках, которые способствуют, на мой взгляд, привитию интереса к изучению предмета, способствуют повышению качества…

Хочу познакомить вас с некоторыми методами обучения, которые я применяю на уроках, которые способствуют, на мой взгляд, привитию интереса к изучению предмета, способствуют повышению качества…

Одним из таких приёмов является игра «Зажги маячок»

Одним из таких приёмов является игра «Зажги маячок»

Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей

Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей

На слайде представлены методы для проведения рефлексии

На слайде представлены методы для проведения рефлексии

Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее

Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2024