ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЦИКЛА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Оценка 4.6 (более 1000 оценок)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЦИКЛА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Оценка 4.6 (более 1000 оценок)
doc
11.02.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Использование активных методов обучения на уроках экономики.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ЛУГАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО»

 

 

 

 

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН

ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЦИКЛА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ»

 

 

 

 

 

Выполнила:

Анищенко Надежда Ивановна

Руководитель: Киреева Елена Ивановна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Луганск, 2017

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

3

Глава 1. Теоретические аспекты применения методов активного обучения в образовательном процессе

 

5

1.1. Проблема активности личности в обучении

5

1.2. Сущность методов активного обучения, их особенности

8

Глава 2. Использование активных методов обучения в процессе преподавания дисциплин экономического цикла в средней школе

 

13

2.1. Классификация методов активного обучения и их эффективность

 

14

2.2. Технология применения методов активного обучения на уроках экономики в средней школе

 

15

2.2.1. Мозговой штурм

16

2.2.2. Деловая игра

17

2.2.3. Круглый стол

19

2.2.4. Анализ конкретных ситуаций (кейс-метод)

19

Глава 3. Реализация активных методов обучения экономике (из опыта работы)

 

22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

28

Приложение 1

29

Приложение 2

30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В современном обществе особая роль отводится школьному экономическому образованию, которое должно формировать экономическое мышление, прививать навыки рационального экономического поведения, создавать предпосылки для будущего профессионального обучения и практической деятельности молодежи.

Постоянно ускоряющиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от людей умений быстро адаптироваться к новым условиям, находить правильные решения разных вопросов, проявлять гибкость и творчество, ориентироваться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные взаимодействия с разными людьми и при этом оставаться нравственным.

Согласно ФГОС, целью школы становятся не только знания, но и «умение их добывать и пользоваться диапазоном современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему успешно реализовать себя в самостоятельной жизни в условиях информационного технологического мира» .

Быстрое и прочное усвоение знаний, умение найти правильное решение в новой жизненной обстановке во многом зависят от грамотного развития внимания, памяти и в особенности мышления учащихся. Однако
существующие методы обучения практически не обеспечивают сознательной и систематической работы учителя по формированию этих качеств. При существующей практике обучения они складываются спонтанно. Появляется необходимость в новых педагогических технологиях, в эффективных формах образовательного процесса, в активных методах обучения. Одним из главных направлений активизации обучения является не увеличение объёма передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленного учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.

В настоящее время существуют научно-педагогические разработки проблемы использования активных методов обучения в общеобразовательной школе при изучении различных дисциплин. Однако в литературе недостаточно описано применение этих методов при изучении курса экономики, которая включена в программы по обществознанию. Таким образом, существует противоречие между необходимостью в теоретическом изучении и практическом применении активных методов обучения на уроках экономики в общеобразовательной школе и недостаточной разработанностью этой проблемы в педагогической науке и практике.

Данное противоречие определило выбор темы выпускной работы.

Актуальность данной работы состоит в том, что на разных этапах урока могут быть реализованы методы активного обучения, которые позволят обучающимся применять знания и навыки в практической деятельности.

Проведенный анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования позволил сделать следующие выводы.
Активное обучение представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических, так и организационно-управленческих средств.

Родоначальниками идей активизации обучения считают Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Г. Гегеля, Ф. Фрёбеля, А. Дистервега, Д. Дьюи, К.Д. Ушинского. К проблеме формирования
активности в обучении в разное время обращались Б.Г. Ананьев, Н.А. Бердяев, Л.С. Выготский, Н.А. Добролюбов, А.Н. Леонтьев, Л. М. Лопатин, А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сухомлинский, Н.Г.
Чернышевский и другие.

Школы (лицеи, гимназии) уже накопили определенный опыт преподавания экономических дисциплин. Он освещен в работах В.Д. Симоненко, П.Р. Атутова, С.Я. Батышева, С.Н. Злобиной, Е.В. Савицкой и др. .

Цель моей работы – теоретическое обоснование технологии использования активных методов обучения при изучении экономики в общеобразовательной школе.

При написании данной работы мной были поставлены задачи:

·        изучить теоретические аспекты применения методов активного обучения в образовательном процессе;

·        сформулировать проблему активности личности в обучении;

·        рассмотреть сущность методов активного обучения и их особенности;

·        изучить классификацию активных методов обучения;

·        обратить внимание на технологию применения различных методов активного обучения на уроках экономики в средней школе;

·        показать реализацию активных методов обучения экономике в средней школе.

Объектом исследования являются методы активного обучения в педагогическом процессе.

Предмет исследованиятехнология использования активных методов обучения при изучении экономики в школе и их эффективность.

Данная работа содержит введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложения.



 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты применения методов активного обучения в образовательном процессе

 

1.1.          Проблема активности личности в обучении

Целью современного образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. Проблема активности личности в обучении является одной из наиболее актуальных проблем как в психологической, педагогической науке, как и в образовательной практике. Человеку для саморазвития нужно не только уметь читать, писать и считать, но и иметь возможность выразить свои мысли как устно, так и письменно. Человек не должен бояться говорить, он должен вести активный образ жизни относительно карьерного роста, и в этом его в первую очередь окажет помощь образование полученное ранее.

Каждому человеку в современном мире в любой ситуации необходимы навыки мышления и определенные качества личности. Он должен уметь анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать и это лишь часть всего того, чем он должен владеть. И поэтому учитель должен построить процесс обучения так, чтобы помочь раскрыться ученику, развить заложенные в нем качества, и помочь овладеть неосвоенным материалом, научить ученика мыслить и правильно применять полученные знания на практике. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения.

Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в психологической, педагогической науке и образовательной практике.
Проблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности, профессиональной ее подготовки требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) и утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.

Выделяют три уровня активности:

• активность воспроизведения — характеризуется стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения по образцу;

• активность интерпретации — связана со стремлением обучаемого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в измененных условиях;

•  творческая активность — предполагает устремленность обучаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познавательных интересов.

Теоретический анализ указанной проблемы, передовой педа­гогический опыт убеждают, что наиболее конструктивным реше­нием является создание таких психолого-педагогических условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную лично­стную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, свое индивидуальное «Я». Все сказанное выше выводит на понятие «активное обучение». 

А. Вербицкий интерпретирует сущность этого понятия следу­ющим образом: «активное обучение знаменует собой переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактическо­го процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении» .

М. Новик выделяет следующие отличительные особенности активного обучения: 

·        принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания; 

·        достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учеб­ный процесс, поскольку их активность должна быть не кратко­временной и эпизодической, а в значительной степени устойчи­вой и длительной (т.е. в течение всего занятия); 

·        самостоятельная творческая выработка решений, повышен­ная степень мотивации и эмоциональности обучаемых. 

Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной  деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.
Формы работы, повышающие уровень активности обучения:

1)    применение нетрадиционных форм проведения уроков (урок - деловая игра, урок - соревнование, урок - семинар, урок - экскурсия, интегрированный урок и др.);

2)    использование нетрадиционных форм учебных занятий (интегрированные занятия, объединенные единой темой, проблемой; комбинированные, проектные занятия, творческие мастерские и др.);

3)    использование игровых форм;

4)    диалогическое взаимодействие;

5)    проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.);

6)    использование различных форм работы (групповые, бригадные, парные, индивидуальные, фронтальные и др.);

7)    интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично-поисковый, творческий и др.);

8)    использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды и др.);

9)    внедрение развивающих дидактических приемов (речевых оборотов типа «Хочу спросить...», «Для меня сегодняшний урок...», «Я бы сделал так ...», и т.д.; художественное изображение с помощью схем, символов, рисунков и др.);

10)     использование всех методов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных и др.);

11)     различные виды домашней работы (групповые, творческие, дифференцированные и др.);

12)     деятельностный подход в обучении .

Процесс обучения направлен на формирование знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности. Активность обучающихся – это их интенсивная деятельность и практическая подготовка в процессе обучения и применение знаний, сформированных навыков и умений. Активность в обучении является условием сознательного усвоения знаний, умений и навыков.

Познавательная активность – это стремление самостоятельно мыслить, находить свой подход к решению задачи (проблемы), желание самостоятельно получать знания, формировать критический подход к суждению других и независимость собственных суждений. Активность обучающихся пропадает, если отсутствуют необходимые для этого условия.
Так, непосредственное вовлечение обучающихся в активную учебно-познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с применением приемов и методов, получивших обобщенное название активные методы обучения.

А.М.Смолкин считает, что «активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности, которые побуждают к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и обучающиеся».

Таким образом, активные методы обучения – это обучение деятельностью. Так, например, Л.С. Выготский сформулировал закон, который говорит, что обучение влечет за собой развитие, так как личность развивается в процессе деятельности. Именно в активной деятельности, направляемой учителем, обучающиеся овладевают необходимыми знаниями, умениями, навыками для их дальнейшей деятельности, развиваются творческие способности. В основе активных методов лежит диалогическое общение, как между учителем и обучающимися, так и между самими обучающимися. А в процессе диалога развиваются коммуникативные способности, умение решать проблемы коллективно, и самое главное развивается речь школьников.

Активные методы обучения направлены на привлечение обучающихся к самостоятельной познавательной деятельности, вызвать личностный интерес к решению каких-либо познавательных задач, возможность применения полученных знаний. Цель активных методов - усвоение знаний, умений, навыков, участие всех психических процессов (речи, памяти, воображения и т.д.).

Учитель в своей профессиональной деятельности использует ту классификацию и группу методов, которые наиболее полно помогают осуществлению тех дидактических задач, которые он ставит перед уроком. Активные методы обучения являются одним из наиболее эффективных средств вовлечения школьников в учебно-познавательную деятельность.

 

1.2.          Сущность методов активного обучения, их особенности

Несмотря на то, что о методе обучения накоплены обширные знания, существуют значительные расхождения в его определении и теоретическом осмыслении.

Наиболее устоявшееся современное определение методов обучения содержится в Педагогической энциклопедии, где сказано: «Методы обучения - способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности».

Иначе говоря, активные формы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. В качестве плюсов выступают высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков, сформированность умения добывать знания и применять их на практике, развитие творческих способностей. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.

Таким образом, деятельность педагога направлена на организацию и коррекцию познавательной деятельности обучающихся.

Учебный процесс с использованием активных методов обучения опирается на совокупность общедидактических принципов обучения и включает свои специфические принципы:

1.           Принцип равновесия между содержанием и методом обучения с учетом подготовленности обучающихся и темой урока.

2.           Принцип моделирования.

3.           Принцип входного контроля.

4.           Принцип соответствия содержания и методов целям обучения.

5.           Принцип проблемности.

6.           Принцип «негативного опыта».

7.           Принцип «от простого к сложному».

8.           Принцип непрерывного обновления.

9.           Принцип организации коллективной деятельности.

10.       Принцип опережающего обучения.

11.       Принцип диагностирования.

12.       Принцип экономии учебного времени.

13.       Принцип выходного контроля .

В соответствии с характером познавательной деятельности обучающихся по усвоению содержания образования выделяют такие методы как объяснительно-иллюстративные (информационно-рецептивные), репродуктивные, проблемного изложения, частично-поисковые (эвристические) и исследовательские.

В литературе можно встретить деление методов обучения на "активные" и "пассивные", хотя психология не признает такого сочетания: в человеческой деятельности активным или пассивным, может быть сам человек, а не метод.

Именно активные методы обучения, используемые при преподавании экономических дисциплин, помогают учащемуся раскрыться как личности

Активные методы обучения - методы обучения, позволяющие вовлечь учащихся в конкретную ситуацию, погрузить их в активное контролируемое общение, где они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с другими людьми [8, с. 28].

К методам активизации учебного про­цесса относятся методы проблемного обучения, методы деловой игры и дискуссии. Они предполагают такую организацию учебных занятий, которая предполагает создание педагогом проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего происходит относительно самостоятельное овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие творческих способностей.

Современные педагогические технологии акцентируют педагога на умения конструировать не только урок, но и создавать особую педагогическую среду, в которой возможна реализация активных методов обучения. Но особое внимание уделяется интерактивным методам — методам обучения, осуществляемым через общение. В интерактивном обучении делается опора на личный опыт, самостоятельность в принятии решений, смену деятельности и самостоятельный поиск ошибок и ответов, возможность реализовать собственный опыт.

Являясь одними из наиболее эффективных методов группового взаимодействия, активные методы усиливают развивающие и воспитательные эффекты обучения, создают условия для открытого выражения обучающимися своих мыслей, позиций, обладают возможностью воздействия на их взгляды.

При этом создаются условия, в которых обучающиеся вынуждены оперировать понятиями разного масштаба, включать в решение проблемы информацию разного уровня, знания, относящиеся к разным наукам и дисциплинам. Соединение в сознании человека событий, до того не связанных между собой, требует новых принципов и приемов обучения. Учить пониманию - новая задача и новый приоритет современного образования. Активные методы помогают создать такую образовательную среду, в которой возможно достижение понимания проблемы.

Выбор активных методов обучения должен опираться на требования к качеству современного образования, определяющемуся образовательными достижениями обучающихся, под которыми ученые и практики понимают:

·          освоение предметных знаний;

·         умение применять эти знания на практике (в контексте учебной дисциплины и в реальной жизненной ситуации);

·          овладение междисциплинарными умениями;

·          коммуникативными умениями;

·         умениями работать с информацией, представленной в различном виде;

·         овладение информационными технологиями и их использование при решении различных задач;

·         умения сотрудничать и работать в группах, учиться и самосовершенствоваться, решать проблемы [8, с. 29].

Активное обучение повышает мотивацию и вовлеченность учащихся в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности учащихся.

Эффективность обеспечивается за счет более активного включения обучающихся в процесс не только получения, но и непосредственного использования знаний. Если формы и методы активного обучения применяются регулярно, то у обучающихся формируются продуктивные подходы к овладению информацией, исчезает страх высказать неправильное предположение и устанавливаются доверительные отношения с преподавателем.

Отличительной особенностью всей группы активных методов, во-первых, является то, что обучение проводится в ситуациях, максимально приближенных к реальным, позволяя материал, подлежащий усвоению, ввести в цель деятельности, а не в средства, во-вторых, осуществляется не только обобщение знаний, но и обучение умениям практического использования, что в свою очередь, требует формирования определенных психологических качеств специалистов, и наконец, в-третьих, организуется формирование новой, качественно иной установки на обучение в эмоционально насыщенном учебном процессе.

Одним из важных требований к выбору методов обучения является необходимость активизации учебно-познавательной деятельности слушателей. Активная мыслительная и практическая деятельность обучающихся в учебном процессе является важным фактором повышения освоения изучаемого материала.

Непосредственное вовлечение обучаемых в активную учебно-познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с применением соответствующих приемов и методов, получивших название активных методов обучения.

Выделяются следующие особенности использования методов развития познавательной активности обучаемых:

1. Комплексное использование основных принципов дидактики. Они должны применяться в обучении не всегда последовательно, а зачастую дополняя друг друга. Только в этом случае они действительно способствуют развитию познавательной активности и творчества.

2. Обеспечение единства образовательной, воспитательной и развивающей функции обучения. Обучение – накопление знаний неразрывно связанное с воспитанием. Подлинная познавательная активность не мыслима без высокой ответственности, сознательного овладения знаниями, навыками и умениями. Обучение одновременно является и развивающим.

3. Ориентирование обучающихся на систематическую и плановую самостоятельную работу.

4. Обеспечение направленности обучения на развитие активной мыслительной деятельности обучающихся в процессе занятий.

5. Обеспечение регулярности и повышения эффективности контроля знаний навыков и умений школьников.

6. Комплексное, педагогически целенаправленное использование в процессе обучения современных ТСО.

7. Использование системы психолого-педагогических стимуляторов активной познавательной деятельности обучающихся.

8. Обеспечение эмоциональности обучения и создания благоприятной учебной атмосферы [8, с. 33].

Эмоциональность изложения учебного материала должна сочетаться с атмосферой доброжелательности, творческого настроя. Познавательная активность основана на глубоком интересе к изучаемым дисциплинам. Познавательный интерес к ним у учеников может быть сформирован путем раскрытия содержательной стороны конкретной темы, творческой ее сущности, а также широкого использования в обучении методов, активизирующих познавательную деятельность.

Известно, что познавательный интерес по учебным дисциплинам формируется при условии высокой активности учителей, постоянного совершенствования ими своим профессиональных знаний, методики преподавания. Учитель - ученый, внесший в развитие данной области науки весомый вклад, уже является той притягательной силой, которая формирует познавательный интерес к нему как личности, а также к дисциплине, которую он преподает.

Все  методы активного обучения имеют ряд отличительных особенностей или признаков. Чаще всего, выделяют следующие признаки:

1)    проблемности

Основная задача состоит в том, чтобы ввести обучающегося в проблемную ситуацию, для выхода из которой (для принятия решения или нахождения ответа) ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью ведущего (учителя) и с участием других слушателей, основываясь на известном ему чужом и своем профессиональном и жизненном опыте, логике и здравом смысле.

2)    взаимообучения

Стержневым моментом многих форм проведения уроков с применением активных методов обучения является коллективная деятельность и дискуссионная форма обсуждения. Многочисленные эксперименты по развитию интеллектуальных возможностей школьников показали, что использование коллективных форм обучения оказывало даже большее влияние на их развитие, чем факторы чисто интеллектуального характера.

3) индивидуализации

Здесь подразумевается развитие у обучающихся механизмов самоконтроля, саморегуляции, самообучения.

3)    исследования изучаемых проблем и явлений

Реализация признака позволяет обеспечить формирование отправных начальных моментов навыков, необходимых для успешного самообразования, основанного на умении анализировать, обобщать, творчески подходить к использованию знаний и опыта.

4)    непосредственности, самостоятельности взаимодействия обучающихся с учебной информацией

При традиционном обучении педагог (равно как и весь используемый им комплекс дидактических средств) исполняет роль ``фильтра'', пропускающего через себя учебную информацию. При активизации обучения педагог отходит на уровень обучающихся и в роли помощника участвует в процессе их взаимодействии с учебным материалом, в идеале учитель становится руководителем их самостоятельной работы, реализуя принципы педагогики сотрудничества.

5)    мотивации

Активность как индивидуальной и коллективной самостоятельной, так  и специально организованной учебно-познавательной деятельности обучающихся, развивается и поддерживается системой мотивации. При этом к числу используемых учителем мотивов обучающихся выступают: профессиональный интерес, творческий характер учебно-познавательной деятельности, состязательность, игровой характер проведения занятий, эмоциональная вовлеченность

Социологические исследования доказывают, что большинство старшеклассников (более 70%) отдают предпочтение тому, чтобы "знать основы главных предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться".



 

 

 

 

 

 

Глава 2. Использование активных методов обучения в процессе преподавания дисциплин экономического цикла в средней школе

Преподавание  экономики в школе и перспективы развития этого предмета  связано с требованиями экономического воспитания  и формированием  новой экономической культуры. В числе основных целей изучения названо формирование  социально-экономической компетенции выпускников  школ, и прежде всего их экономического мышления, умение критически осмысливать информацию об экономике, государственной экономической политике, способность  оценивать собственные экономические  действия в качестве потребителя.   Реализовать  эти идеи в рамках традиционного образования сложно. Активные формы обучения позволяют учащимся за короткий промежуток времени прожить экономическую ситуацию, пропустить её через себя, сделать  выводы  и тем самым получить прочные знания.

Современное экономическое образование должно быть непрерывным. Если в школе дети изучают экономику, это изучение не должно противоречить тому, что они будут изучать в вузе.  Одной из основных проблем обучения экономике для учителя является выработка мотивации к изучению этого предмета. 

Дидактически целесообразным является сочетание методов обучения  готовым знаниям и методов обучения способам деятельности по их приобретению, способам  рассуждений, методов, предполагающих создание ситуаций,  стимулирующих самостоятельные открытия  учащимися экономических фактов, законов, т.е. методов, направленных на развитие способностей учащихся. Активные формы обучения позволяют учащимся за короткий промежуток времени прожить экономическую ситуацию, пропустить её через себя, сделать выводы и тем самым получить прочные знания.                                                                                                                                За рубежом эти методы уже давно активно применяются. В нашей стране тоже можно увидеть  применение  активных форм обучения на всех уровнях образования – высшего и среднего. Эти методы не только широко применяются отечественными преподавателями, но и активно развиваются..

Задача учителя экономики – дать необходимый категориальный аппарат для овладения логикой экономического мышления, заложить основы элементарной экономической культуры, максимально активизировать процесс восприятия учеником новых знаний. В этих целях уже в процессе подготовки занятия в конспекте урока необходимо отметить те положения, которые следует подавать в активной форме.

С точки зрения активизации процесса обучения, приоритетным является использование деятельностного подхода. Он предполагает не столько изложение учеником подготовленного домашнего задания, сколько решение конкретных практических заданий с использованием изученного материала. Проведение занятий в таких формах требует высокой профессиональной подготовки преподавателя и соответствующего эмоционального настроя.

2.1. Классификация методов активного обучения и их эффективность

Активная мыслительная и практическая деятельность обучаемых в учебном процессе является важным фактором повышения эффективности усвоения и практического освоения изучаемого материала на уроках экономики.

Существуют различные классификации методов активного обучения. Так некоторые исследователи относят к ним игровое проектирование, имитационный тренинг, разыгрывание ролей, анализ конкретных ситуаций, проблемный метод и т.д.

Специалисты по активным методам по-разному оценивают их эффективность в усвоении учебного материала. Так, если при ле­кционной форме изучения материала усваивается не более 20% информации, то в деловой игре — до 90%.

Сторонники когнитивной психологии выделяют так называемые "интерактивные методы", использование которых они соотносят с перечнем характеристик, позволяющим определить когнитивный стиль каждого обучающегося и, в итоге, подобрать наиболее эффективную технологию обучения. К интерактивным относятся как традиционные методы (лекция, открытая дискуссия), а также инновационные (рефлексия, имитация, дебаты, мозговой штурм). Реализация активных методов на уроках дисциплин экономического цикла повышает интерес к учебным занятиям и может способствовать профессиональному выбору выпускников в дальнейшем.

При активном обучении учитель выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Центральное место в его деятельности занимает не отдельный ученик как индивид, а группа взаимодействующих обучающихся, которые стимулируют и активизируют друг друга.

Активные методы обучения позволяют интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении экономических задач. В настоящее время при изучении экономики целесообразно применять ряд активных методов обучения, активизирующих деятельность школьников. Среди активных методов обучения хочу отметить следующие:

1) Мозговой штурм – метод продуцирования идей и решений при работе в группе, целью которого является  ведение группового обсуждения для решения какой-либо проблемы. Как правило, в классе проходит очень продуктивно и дает хорошие результаты.

2)    Деловая игра – метод, цель которого - моделирование определенных управленческих, экономических, психологических, педагогических ситуаций и формирование умений анализировать их и принимать оптимальные решения

3) «Круглый стол» - метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии.

5)  Анализ конкретных ситуаций - один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся, который развивает у школьников способность к анализу нерафинированных жизненных и производственных задач.

Использование активных форм на уроке укрепляет мотивацию к обучению и развивает наилучшие стороны ученика. О результативности и преимуществах использования активных форм можно судить по развитию у обучающихся следующих качеств:

– метапредметных умений, таких как работа в коллективе;

– мотивацию к обучению;

– самооценку;

– осознание своей роли.

Результатами реализации системы использования активных форм обучения, можно считать:

– систематизацию программного материала по критерию возможности использования активных форм;

– целостную взаимосвязанную систему упражнений форм, приемов.

Таким образом, можно сказать, что использование на уроках активных форм обучения предоставляет учителю большие возможности для поднятия интереса к изучаемому предмету, создания мотива для дальнейшего его изучения, а также для творческого поиска новых форм активизации учебного процесса.

Рассмотрим подробнее технологию применения указанных выше методов активного обучения на уроках экономики в средней школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Технология применения методов активного обучения на уроках экономики в средней школе

 

2.2.1. Мозговой штурм

Практически все методы обучения предполагают совместную работу учителя и учащихся. Для этого существует множество технологий, которые помогают выработать общую стратегию, позволяют принимать коллективные решения. Вот одним из вариантов такой технологии, которая позволит в краткие сроки выработать новую идею или принять коллегиальное решение, найти коллективный способ решения проблемы, и является технология «мозгового штурма». По традиции эту технологию часто называют методом, хотя на самом деле «мозговой штурм» является формой работы.

В чем суть технологии? Для начала учитель задает тему, ставит конкретный вопрос. Участников можно разбить на группы, выдвинув в каждой лидера, либо работать со всем классом. После постановки вопроса для начала все участники оценивают проблему, высказывают всю информацию, которой они владеют по данному вопросу. То есть на данном этапе идет  оценивание проблемы. Вся информация должна фиксироваться (на доске, на листе ватмана, на мониторе компьютера и так далее).

Далее каждый участник предлагает свой вариант решения проблемы, выдвигает свою идею. На данном этапе идеи не обсуждаются, а только фиксируются рядом с оценками, сделанными на предыдущем этапе работы.

На следующем этапе начинается обсуждение идей. Из всех предложенных выбираются самые рациональные с точки зрения большинства. Все высказанные идеи соотносят с информацией о проблеме, которая была собрана в самом начале. Некоторые идеи отбрасываются, другие объединяются.  На данном этапе очень важна роль учителя, который в доброжелательной манере будет направлять выбор в правильном направлении. Важно не критиковать идеи, если они, с точки зрения учителя неправильные, а предложить ученикам самим в ходе дискуссии понять несостоятельность того или иного варианта решения.

После того, как отобраны наиболее продуктивные идеи, участники «мозгового штурма» приходят к окончательному выбору самого конструктивного решения.

В самом финале ставится вопрос: «Решена ли предложенная проблема?» Здесь очень важно помнить то, что все учащиеся должны понимать, почему выбран именно такой вариант разрешения вопроса.

«Мозговой штурм» как метод обучения наиболее приемлем для групп, в состав которых входит не более 12 человек. Оптимальное время на проведение - максимум 30 минут.

Положительные стороны мозгового штурма:

·        участие всех обучающихся на равных позициях;

·        возможность наглядного изображения проблемы, так как в процессе постоянно фиксируются все выдвинутые идеи;

·        создание условий для развития познавательного интереса. Метод предполагает наличие соревновательной атмосферы, а для того, чтобы выдвигать правильные идеи, необходимо владеть достаточным уровнем знаний. Это побуждает учащихся к познанию.

Недостатки метода:

·        при разделении класса на группы может возникнуть доминирование лидеров, в то время как остальные не будут включены в процесс;

·        возможно «зацикливание» на однотипных идеях .

Для того чтобы избежать подобного развития ситуации, учителю нужно своевременно скоординировать направление поиска. Рекомендуется также при разделении класса учитывать личностные характеристики учащихся и объединять в группы детей разного уровня подготовленности.

 

2.2.2. Деловая игра

В последнее время большое внимание уделяется технологиям игрового обучения. Внедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и  культуры взаимоотношений между  учителями и обучающимися.

В учебной деятельности деловые игры необходимы для тренировки, развития творческого мышления, формирования практических умений и навыков, они позволяют стимулировать внимание и повышают интерес к занятиям, активизируют и обостряют восприятие учебного материала. В процессе применения значительные результаты дают имитационные деловые игры, сценарий которых, кроме сюжета, содержит описание структуры и назначение имитируемых объектов, нормативные акты, определяющие специфику имитируемой деятельности, и описание обстановки, в которой происходит событие.

В учебном процессе выделяется несколько типов деловых игр:

·        ролевые игры, в процессе которых их участники разыгрывают определенные жизненные ситуации и при этом играют реальные роли участников этих ситуаций. Для проведения игр с исполнением ролей разрабатывается модель-пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием»;

·        операционные игры, или жесткие деловые игры, в которых имеются ограничения на отдельные ходы или внешние воздействия. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, в них моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные;

·        организационно-деятельные игры, в которых непременным условием является деятельность играющих.

·        имитационные игры, на которых имитируются события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т.д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность. Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначение имитируемых процессов и объектов;

·        «деловой театр», когда разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Основная задача метода инсценировки – научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи [6; с. 31].

В процессе применения ролевых игр отрабатывается тактика поведения, действий, выполнения функций и обязанностей участников экономического процесса. Примером может служить ролевая игра «Рациональный потребительский бюджет семьи», где каждый обучающийся в рамках своей роли определяет наилучшие пути сбалансирования бюджета. Разыгрывание ролей не только предоставляет школьникам возможность успешно справиться с поставленной задачей, но и открывает широкое поле для реализации и развития творчества, стимулирует стремление к самовыражению и самопознанию. Игровое моделирование ситуаций является важным инструментом при формировании мышления у обучающихся. За короткое время ученик имеет возможность испытать, как сложится его деятельность при том или ином подходе к решению игровых задач. Знания, которыми владеют участники игр до их начала, дополняются опытом, приобретѐнным в ходе игры [3, c.30].

Технологию деловой игры можно представить в виде таблицы (см. Приложение 1).

Таким образом, вышеуказанные деловые обучающие игры направлены на решение ряда комплексных задач и дают возможность целостно смоделировать систему будущей профессиональной деятельности. Они повышают эффективность учебного процесса, если психологически и педагогически целесообразно организованы, а именно:

а) определено их место в образовательном процессе в сочетании с другими технологиями;

б) отобраны продуктивные модели деятельности для проигрывания;

в) создаваемые искусственные ситуации максимально приближены к реальной действительности;

г) участники игры психологически готовы к принятию ролей и проведению игр;

д) создан эмоциональный фон, атмосфера коллективного взаимодействия, соревнования;

е) определена роль педагогов в процессе проведения игр (меняется педагогическая позиция) [4; с.18].

В целом же активизация процесса обучения, его эффективность достигается, прежде всего, пробуждением у обучающихся интереса к изучаемому предмету, доверием к выводам преподавателя, положительными эмоциями от приобретения знаний, помогающих адаптации в новой реальности.

2.2.3. Круглый стол

Уроки обобщающего повторения могут проводиться в форме “Круглого стола”. Работа строится следующим образом. Все парты сдвигаются в центр, ученики садятся вокруг. По кругу пускается конверт, в котором находятся карточки с вопросами по изучаемой теме. Вопросы могут быть как репродуктивного, так и проблемного характера в зависимости от целей урока, сложности материала, уровня обученности класса и т.д. Ученики по очереди достают карточки из конверта, читают вопрос и сразу же отвечают на него. Первоочередное право ответа принадлежит ученику, вытащившему вопрос. Если кто-то хочет дополнить или опровергнуть точку зрения отвечающего, он также может участвовать в обсуждении данного вопроса. Затем конверт переходит к следующему ученику. Желательно, чтобы количество карточек соответствовало количеству учащихся в классе.

Какова ценность данного типа урока? 

Во-первых, происходит обобщение изученного материала, а также осмысление основных проблем современного общества через призму собственного жизненного опыта школьников. 

Во-вторых, у обучающихся формируются умения излагать, аргументировать либо опровергать ту или иную точку зрения, участвовать в дискуссии по определенной теме. Часто при подобной форме работы выявляются полярные точки зрения по одному и тому же вопросу. Этого не стоит пугаться – наоборот, у учителя появляется прекрасная возможность научить обучающихся прислушиваться к чужому мнению и уважительно относиться к взглядам других людей по данному вопросу. 

В-третьих, бывают случаи, что класс коллективно формулирует проблему и так же коллективно ищет возможные пути ее решения. Таким образом, при данной форме работы достигается единство основных дидактических целей учебного процесса.

Считаю предложенную форму урока наиболее удачной для изучения данной темы. На мой взгляд, данный урок очень полезен и для учителя, так как есть уникальная возможность посмотреть на ряд проблем глазами обучающихся.

 

2.2.4.     Анализ конкретных ситуаций (кейс-метод)

В рамках ФГОС в систему учебных действий включены личностные, метапредметные и предметные результаты, описаны требования к ним.

Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов.

"Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях". [2, с. 3].

Содержание учебного материала и форма, в какой он преподносится обучающимся, должны быть таковы, чтобы формировать у них целостное представление видения мира и понимания места и роли человека в нем, чтобы получаемая информация становилась для них личностно-значимой.

Опыт использования технологии анализа конкретных ситуаций при обучении показал высокую эффективность.

Кейс-метод - это метод анализа ситуации. Суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой  одновременно отражает не только какую-либо практическую ситуацию, но и актуализирует определённый комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. Структура метода основана на том, что школьники сталкиваются со случаем из практики. Они обсуждают этот случай, ищут альтернативы для его решения, обосновывают это решение, а потом сравнивают с решением, которое было пронято на  практике. Цель метода – развитие способности обучающихся к принятию решений.

Проблемно-поисковый анализ позволяет учащимся, опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный (групповой) взгляд на проблему. Проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, проблема не имеет однозначного решения. Материалы для анализа содержат небольшие тексты.

Работа учащихся включает следующие этапы:

1)    критическое осмысление информации, вычленение проблемы для решения;

2)    анализ, ориентирующий на выявление причин проблемы;

3)    поиск идей, направленных на решение проблемы, или разработка плана действий .

Учащиеся получают жизненно важный опыт решения проблем, возможность соотносить теории и концепции с реальной жизнью. У них развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде.

Метод анализа конкретных ситуаций (кейс-метод) предоставляет больше возможностей для работы с информацией, оценки альтернативных решений, что очень важно в настоящее время, когда ежедневно возрастают объемы информационных потоков, освещаются различные точки зрения на одно и то же событие.

С помощью кейс-метода можно анализировать действительность  на основе конкретного случая. На кейс-метод распространяются основные положения направленной на действие  дидактики, которая исходит из тезиса, что обучение должно быть ориентировано  на развитие способности решать конкретные жизненные ситуации. Следовательно, выбор тем в определенной области ориентируется не только на теорию, сколько на важные повседневные проблемы, действия и ситуации принятия решения, с которыми сталкивается  человек .

Обучение в школе эффективнее, когда процесс обучения увязывается с самой  жизнью,  и мы проходим на уроках то, что непосредственно видим, слышим и испытываем на себе. Применяемый кейс должен удовлетворять следующим требованиям.

  1.   Кейс должен быть приближен к жизни и  действительности.

  2.   Возможность изменения ситуации с точки зрения участников.

  3.   Должен содержать проблемы и конфликты.

  4.   Должен быть решаемым в условиях существующих временных рамок и индивидуальных знаний, навыков и способностей школьников.

  5.   Допускать различные варианты решений.

 В ходе обработки кейса ученики  не  играют  роли  пассивных получателей знаний, а находятся в центре процесса решения проблем.      

В жизни ученикам пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение.

   Описанный выше метод можно применять при изучении почти любой школьной дисциплины, но наиболее эффективно его применение при изучении экономики. Применение активных методов обучения, и кейс-метода в частности, поможет достичь главной цели экономического образования: социально-экономической адаптации обучающихся к жизни в современном обществе.

«Метод анализа ситуаций открывает двери для творчества преподавателя, создает ощущение нужности обществу и самоценности. Каждый, кто хоть немного соприкоснулся с этим методом, уже не будет преподавать по-старому, не вернется в засушливую зону педагогического традиционализма, ибо произошло обновление интеллекта, мироощущения и ценностей преподавателя» (Ю. Сурмин) .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Реализация активных методов обучения экономике

(из опыта работы)

Современный урок экономики является специфической формой организации целостного педагогического процесса. Именно поэтому я, как педагог, стараюсь в течение точно установленного времени руководить коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса), учитывая особенности каждого из них. В своей работе использую методы обучения, создающие благоприятные условия для того, чтобы все мои ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников.

На уроках экономики основным объектом изучения является экономическая система общества. В процессе обучения, передавая знания об этом объекте, я обязана донести до обучающихся его высокую социальную ценность.

Особое внимание уделяю активным методам учебной деятельности школьников в процессе обучения экономике. Методика проектирования урока экономики включает в себя следующие стратегии преподавания: прямое преподавание (информирующий урок); моделирование (освоение экономических концепций в ходе имитационных дидактических игр); кооперированное обучение; исследование. Спецификой данного опыта является систематическое использование на уроках зарубежных дидактических игр, адаптированных к реальности отечественной школы: «Почему люди торгуют?»; «Автостоянка полная стимулов», «Рынок», «Отыщи свои Р (цена) и Q (количество)», «Взаимосвязанные рынки», «Изготовление штуковины», «Пиццерия» и т.д.

Главное содержание развития личности учащегося в процессе обучения экономике можно охарактеризовать следующим образом: «если ученик включен в деятельность на уроке и осознает, как он ее выполняет, какие средства использует для ее построения и организации, какие схемы выделяет и переносит на организацию других ситуаций», то он «приобретает такое универсальное качество предметных знаний и умений, которое позволяет использовать их при решении задач, отличных от тех, в которых они усваивались, в реальных жизненных ситуациях, где приходится действовать с ненадежной информацией, гибко перестраивая привычные способы действия и учитывая точки зрения реальных и потенциальных партнеров» (Ю.В. Громыко). Всего этого можно достичь через активное включение обучающихся в реальную социальную практику уже на этапе школьного обучения на основе освоения ими экономических способов деятельности для решения прикладных задач в контексте школьной компании: выпуск школьной газеты, репетиторство, выращивание лука, производство украшений из бисера,  организация школьной ярмарки и т.д.

На одном из уроков экономики обучающиеся самостоятельно изучают рынок банковских услуг, знакомятся с особенностями размещения денег в различных банках, анализируют предлагаемые банком условия по вкладам, выбирают оптимальные условия и учатся обосновывать свой выбор. При этом школьниками приобретаются навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию).

Иногда неожиданным для ученика является неучтенная информация об услугах банков, которые предлагают очень высокие проценты. Тогда возникает необходимость рассчитывать еще и налог на доход. Школьники учатся критически мыслить (сравнивать факты и мнения, определять соответствие информации, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, логические несоответствия и т.п.), готовят себя к будущей взрослой жизни.

Возникает также необходимость создания ситуационных заданий, направленных на разрешение конкретных личностно значимых проблем учеников. Они " дают основу для реализации идеи создания условий для "подлинной жизни на уроке", о чем говорили и Ш. Амонашвили, и В. Сухомлинский, когда «урок не только готовит к жизни, но и является средством познания учеником важнейших проблем своей сегодняшней жизни".

При изучении темы "Деятельность фирмы" учащиеся пробуют себя в роли управленца, знакомятся с профессией менеджера. Изучив литературу и специфику профессии, они определяют для себя: "почему я хотел бы, или не хотел бы быть менеджером" (Многие хотят).

После чего учащимся предлагается смоделировать процесс.

Суть деятельности заключается в том, что усвоение материала происходит в ходе решения практической задачи, познавательной проблемной ситуации. "Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим" Б. Паскаль.

Часто на уроках использую деловые игры. Это могут быть игровые моменты на 10-15 мин,  а также полностью весь урок  провожу  в игровой форме. Например, уроки формирования новых знаний  провожу в виде уроков-лекций, семинаров, уроков-путешествий, уроков-конференций. На уроках обучения умениям и навыкам использую  ролевые игры, на уроках повторения и обобщения знаний, закреплений умений - игровые: КВН, «Звездный час», «Что? Где? Когда?»,  «Поле-чудес», уроки –соревнования. На уроках проверки и учета знаний и умений - уроки-викторины, конкурсы, экономические  диктанты, тестирование, защиту творческих работ. Все это также повышает познавательную активность учащихся на уроке, способствует росту качества знаний.

Игра приучает школьников работать и мыслить, играя. К тому же соревновательный дух игры заставляет обучающихся мобилизовать свои силы, увеличивает их восприимчивость и логику мышления.

Класс - "производственная фирма", определяется цель деятельности фирмы, выбирается "менеджер фирмы". Учащиеся делятся на группы-"отделы", которые решают вопросы снабжения, производства, управления финансами, продвижением товара на рынок и т.д. Во главе отдела тоже стоит "менеджер". В "отделе" каждому ученику отводится определенная роль.

Далее самое сложное: необходимо отделу и каждому "работнику" поставить цель, составить план деятельности, сформировать организационную структуру, создать мотивацию для сотрудников, определить систему контроля, спрогнозировать ситуацию и т. д., а "менеджеру фирмы" всю деятельность скоординировать.

Использование игровых приёмов– забота каждого учителя. «Игровые коллизии вызывают у школьника стремление анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений. Это – творчество! Это то, что и составляет явление познавательной активности. Собственно игра вызывает важнейшее свойство учения – потребность учиться, знать».

Урок, проводимый в игровой форме, требует определенных правил:

1. Предварительной подготовки. Надо обсудить круг вопросов и форму проведения. Должны быть заранее распределены роли. Это стимулирует познавательную деятельность.

2. Обязательные атрибуты игры: оформление, соответствующая перестановка мебели, что создает новизну, эффект неожиданности и будет способствовать повышению эмоционального фона урока.

3. Обязательна констатация результата игры.

4.  Компетентное жюри.

При использовании игровых форм обучения главное – уважение к личности ученика, не убить интереса к работе, а наоборот стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах.

Исходя из этого, можно сказать, что технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.

После деловой игры обучающиеся зачастую меняют отношение к данной профессии и понимают, что не каждый человек может управлять.

Использование игр зависит от целей и задач обучения, от содержания материала, от уровня подготовки детей и других факторов.

Предлагаю в качестве примера методическая разработка урока по теме: «Рыночный обмен или обман?» (см. Приложение 2).

При проведения практической работы "Затраты фирмы", в ходе которой учащиеся сами формируют штат сотрудников фирмы, определяют затраты в (т.ч. заработную плату) и устанавливают цены на товар, им предлагается дать ответ на вопрос: "А что если всем работникам фирмы платить высокую заработную плату?".

Результаты изучения экономики проявляются "в умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социальных позиций; способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей" [1, с. 33].

Любое усвоение знаний строится на усвоении учеником учебных действий, овладев которыми, ученик смог бы усваивать знания самостоятельно, пользуясь различными источниками информации. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению.

 Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей.

Целесообразно применять  этот метод при изучении таких тем, как: «Потребитель в экономике», «Конкуренция и структура рынка», «Предпринимательство», «Экономический рост и развитие», «Рынок труда и безработица», «Международная торговля» и другие.

Полезной стороной кейса является также то, что он знакомит с разнообразными приемами и способами государственного регулирования экономики, позволяет им расширить рамки своих представлений о функционировании экономики.

В связи с этим разработка конкретных практических ситуаций на примере государственного регулирования экономики является актуальной задачей.

Применяемую на занятиях ситуацию выбираю согласно следующим требованиям:

·         Ситуация должна быть приближенной к жизни и действительности и оформлена таким образом, чтобы позволяла установить непосредственную связь с накопленным жизненным опытом.

·         Ситуация должна предоставить возможность интерпретации с точки зрения участников.

·         Ситуация должна содержать проблемы и конфликты.

·         Ситуация должна быть обозреваема и решаема в условиях временных рамок и индивидуальных знаний, навыков и способностей учащихся.

·         Ситуация должна допускать различные варианты решения.

Наиболее сложным видом конкретных ситуаций являются аналитические кейсы. Они предназначены для того, чтобы обучающиеся научились анализировать, систематизировать информацию и принимать решения. Изучая кейсы, они учатся диагностировать проблемы, с которыми сталкивается экономика, устанавливать источники их возникновения, анализировать причины проблем, находить пути их решения.

Кейсы, содержащие подробную информацию о развитии экономики, используются мной для обсуждения в малых группах. Традиционно работа над кейсом ведется в несколько этапов.

В зависимости от сложившейся ситуации, ученики знакомятся с содержанием кейса либо заранее, либо непосредственно на занятии. На первом этапе обучающиеся самостоятельно в индивидуальном порядке изучают содержание кейса. Они сами пытаются выделить и уяснить проблему, изложенную в кейсе и найти способ ее решения.

На следующем этапе класс разбивается на небольшие группы по 5-6 человек. Ученики в малых группах без моего участия обсуждают поставленные в кейсе вопросы, обмениваются мнениями относительно анализируемой ситуации. Группа вырабатывает единое мнение относительно того, какие знания необходимо использовать для решения проблемы. Также группа должна выбрать один из предложенных вариантов решения проблемы, либо предложить собственный. Таким образом, группа должна прийти к общему пониманию проблемы и вариантов ее решения.

На третьем, заключительном этапе после групповой работы следует общее обсуждение ситуации уже под моим руководством. Во время дискуссии в группе происходит анализ содержания конкретной практической ситуации, диагностика, четкая идентификация проблемы, поиск путей ее решения. Каждая группа выступает с аргументацией выбранной альтернативы. Эффективность групповой дискуссии во многом зависит от степени вовлеченности в нее, а также от разнообразия точек зрения на проблему и подходов к ее решению. Моя задача как учителя в данном случае состоит в правильной организации дискуссии. Главное, что должны вынести учащиеся в процессе обсуждения кейса, то, что не бывает единственного варианта решения.

Разработанные конкретные практические ситуации различным образом встраиваются в учебный процесс. Традиционно кейсы использую в процессе закрепления учебного материала.

Таким образом, считаю, что просто необходимо применять на уроках активные методы работы с обучающимися и не бояться “рабочего шума” во время урока и трудностей, связанных с организацией пространства и предварительной подготовительной работой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экономическое образование в школе является ещё очень молодой научной дисциплиной, которой ещё только предстоит занять достойное место среди преподаваемых предметов в общеобразовательных школах. Но уже сейчас определенно можно сказать, что экономика зарекомендовала себя как полезный интересный предмет. Изучая экономику, школьники узнают «правила игры», действующие в рыночной системе. Они, в основном, понимают и должным образом оценивают роль экономики как предмета. Школьники знают, что, даже выбрав неэкономическую профессию, они не будут застрахованы от конкуренции, инфляции и безработицы, что им в любом случае придется иметь дело с семейным бюджетом, налогами и банковскими кредитами.

Экономически грамотный человек способен не только вырабатывать новые идеи, но и оценивать возможные варианты, принимать эффективные решения в условиях ограниченности ресурсов. Отсюда повышенный интерес к изучению не только базового, но и профильного уровня преподавания экономики.

По результатам проведенных исследований, использование активных методов повышает эффективность усвоения знаний и позволяет рационально распределять учебное время для реализации поставленных целей и задач. Активные формы обучения дают возможность обучающимся полнее развивать свои творческие способности, развивать навыки межличностного общения, умения работать в группе, вырабатывать персональную ответственность за свои решения. Именно поэтому мною была выбрана тема об использовании активных методов обучения в процессе преподавания дисциплин экономического цикла в средней школе.

В своей работе я:

·        изучила теоретические аспекты применения методов активного обучения в образовательном процессе;

·        сформулировала и исследовала проблему активности личности в обучении;

·        рассмотрела сущность методов активного обучения и их особенности;

·        изучила классификацию активных методов обучения;

·        обратила внимание на технологию применения различных методов активного обучения на уроках экономики в средней школе;

·        показала реализацию активных методов обучения экономике в средней школе.

Систематическое применение методов активного обучения на уроках экономики повышает общий уровень знаний школьников, вызывает интерес к предмету и качеству его преподавания.

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Абрамова И.Г. Активные методы обучения в системе высшего образования / И.Г. Абрамова. – М. : Гардарики, 2008. – 368 с.

2.     Баяновская Я.Г., Лепкова Н.С., Кузина Г.В. Активные методы обучения в преподавании экономики в общеобразовательных школах// Международный научный журнал «инновационная наука». – 2015. – №12. – С. 63-66.

3.     Деловые игры в экономике: учебное пособие / И.Н. Горелова, Н.С. Морозова. – Омск, 2006.- 74 с.

4.     Землинская Е.Н. Экономическое образование в школьной программе // М.: Народное образование. – 2002. № 10. – С.220-228.

5.     Лукьянова Р. Формирование системы практических умений и навыков учащихся на уроках экономики // Народное образование . – 2003. –  № 10. – С. 157.

6.     Проведение занятий с применением интерактивных форм и методов обучения: учеб. пособие/ Т.И. Ермакова,  Е.Г. Ивашкин; Нижегород. гос. техн. ун-т им. Р.Е.Алексеева. – Нижний Новгород. – 2013. – 158 с.

7.     Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе: В 2 кн. Кн. 1. Пособие для учителя. – 5-е изд. – М.: Вита-Пресс. – 2005. – 448 с. – С. 323-342.

8.     Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование. – 1998. – 256 с.

9.     Смолкин А.М. Методы активного обучения: науч.-метод. пособие / А.М. Смолкин — М.: Высш. шк. – 1991. – 207с.

10.       Современные технологии обучения [текст]: Метод, пособие по ис- пользованию интерактивных методов в обучении / Под ред. Г.В. Борисовой, Т.Ю. Аветовой, Л.И. Косовой. СПб.: Полиграф-С. – 2002. – 79 с.

11. http://engschool16.ru/view_publication.php&id=53 Активные формы обучения в образовательном процессе [Электронный ресурс].

12. http://kotrpo.ucoz.ru/publ/aktivnye_formy_obuchenija/1-1-0-6 Активные формы обучения [Электронный ресурс].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Таблица. Технологическая схема деловой игры

 

Этапы игры

Структура

Содержание

Этап подготовки

Разработка игры

- разработка сценария

- план деловой игры

- общее описание игры

- содержание инструктажа

- подготовка материального обеспечения

Ввод в игру

- постановка проблемы, целей

- условия, инструктаж

- регламент, правила

- распределение ролей

- формирование групп

- консультации

Этап проведения

Групповая работа над заданием

- работа с источниками

- тренинг

- мозговой штурм

- работа с игротехником

Межгрупповая дискуссия

- выступления групп

- защита результатов

- правила дискуссии

- работа экспертов

Этап анализа и обобщения

 

- вывод из игры

- анализ, рефлексия

- оценка и самооценка работы

- выводы и обобщения

- рекомендации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Методическая разработка урока по теме: «Рыночный обмен или обман?»

 

Цели:

·         проиллюстрировать механизмы торгового обмена;

·         познакомить с правилами эффективной покупки;

  • сформировать у участников представление о природе обмана и навыков ответственных действий в условиях финансового риска.

 

Содержание игры

Участники игры отбираются из числа присутствующих. Каждому игроку на счёт предоставляется по 80 восьмушек. Аукцион проходит в три (четыре) этапа. Первый этап – закрытый аукцион. Второй и третий этапы – открытый. Аукционист объявляет стартовую цену и минимальный шаг (10 восьмушек). Купивший право на лот участник аукциона приобретает товар после оплаты за него.

Оборудование: молоток, туалетная бумага, газированная вода, конфеты “Чупа-чупс”, листы формата А-4 – 6 штук, маркер – 2 шт.

 

Ход урока

Учитель, объявляя тему, записывает её на доске с ошибкой – “Рыночный обман”. Внимательные ученики замечают ошибку!

Учитель (исправляя ошибку): Современные психологи утверждают, что любая ошибка неслучайна. Почему я ошибся?

Ученик: Наверное, вас обманывали в магазине… Продавцы всегда обсчитывают… Торговля это обман.

Учитель: Эпиграфом нашего урока я выбрал поговорку “Не обманешь – не продашь”.

 

Игра на уроке – необыкновенно эффективный приём. Переход к игре невозможен без изменения стиля учителя (шоумен – продавец).

 

Учитель: Внимание! Внимание! Леди и джентльмены, объявлен аукцион супертоваров! Спешите и будьте активны! А тот, кто подзабыл правила аукциона, я напомню. Покупка лота осуществляется всей группой, у каждой группы на счету находится по 80 восьмушек являющихся денежной единицей школы № 18, минимальный шаг торгов 10 восьмушек.

Итак, мы начинаем. Первый лот аукциона – “Кот в мешке”.

Учитель (показывает мешок с неизвестным товаром: Я готов предоставить минимальную информацию о товаре. Это гениальное изобретение человечества. До сих пор этот предмет является признаком интеллигентной семьи. В застойные годы в СССР этот товар был единственным, кто стоял в оппозиции официальной прессе. Начинаю торги. Начальная цена – 5 рублей!

Ученики: 5! 10!15!20!

Учитель: 20 рублей раз, два, три! Продано!

 

Счастливый ученик направляется за товаром. Самое время проанализировать его мысли и чувства.

 

Учитель: Как тебе кажется, обладателем какого товара стала ваша группа? (достаёт из мешка долгожданный товар). Это… рулон туалетной бумаги.

Ученики: Нас обманули.

 

Прервёмся ненадолго от аукциона.

 

Учитель: Скажите, какую ошибку совершил покупатель? На основании ошибки выведите первое правило покупателя (выводы учащихся, полученные ответы записываются на доске).

Учитель:

Товарищи! Если у вас перехватило дыхание и пересохло в горле, вам просто необходима нежная, пузырящаяся, холодная кока-кола. На торги выставляются 2 литра супернапитка (выставляется бутылка кока-колы)!

Спешите! Тем более, что без обмана вы приобретаете ровно 2 литра кока-колы. Стоимость её в магазине – 32 рубля. На нашей распродаже только 15! Начальная цена 15 рублей.

Учитель: Продано. Примите товар, но деньги вперёд! Пожалуйста (словно спохватываясь). Да, я обещал, что продам 2 литра кока-колы?

Ученики: Да.

Учитель: Но я ничего не говорил о том, что продаю бутылку. Уважаемый покупатель, вам придётся выпить напиток прямо сейчас!

 

Стоп аукцион. 

 

Учитель: Скажите, какую ошибку совершил покупатель? На основании ошибки выведите второе правило, закон покупателя (выводы учащихся, полученные ответы вывешиваются на доску).

Учитель: Теперь мы, наверное, знаем всё о вариантах обмана, и больше нас никто не обманет! Я объявляю третий лот нашего аукциона.

Господа ученики! Объявляю третий лот продаж! Жевательная резинка “Орбит” (показывает пачку жевательной резинки). Стоимость резинки в магазине 11 рублей! Начальная цена лота – 10 рублей!

Ученики: Я! Мне! 15!20!

Учитель: Раз, два, три. Продано!

Ученик: Только “Орбит”. Как обещали!

Учитель: Я обещал жевательную резинку “Орбит”. Получайте! (Выдаёт один пластик из пачки).

 

Формально продавец опять прав: договора о количестве или весе не заключалось. Покупатель снова должен пенять на своё доверие и самоуверенность.

 

Учитель: Вы можете уличить меня во лжи?

Ученик: Нет.

Учитель: Какую ошибку совершил покупатель на этот раз? На основании ошибки выведите третье правило, закон покупателя (выводы учащихся, полученные ответы вывешиваются на доску).

 

Скорее всего, существуют другие способы честного обмана покупателя, но все они укладываются в принцип неполной информации. Продолжение игры неэффективно и неинтересно. Кроме того, троекратное повторение ситуации на уроке (три лота торгов) достаточно для долговременного запоминания. Игра незаметно переходит в стадию анализа. И секрет незаметности в том, что игра продолжается!

 

Учитель: Уважаемые трижды обманутые покупатели! Я объявляю последний лот на торгах. Будьте бдительны и расторопны, ибо это… книга вашего любимого автора!

 

Это может быть книга, фотография, пластинка и другое. Главное требование: это должен быть значимый товар для учеников.

 

Учитель: Это мой учебник по экономике! Начальная цена: 10 рублей. Купивший приобретает пятёрку за урок. Раз, два, три! Продано!

Ученик подходит за товаром.

Учитель: Вы честно приобрели товар и честно его получаете. Но не хотите ли книгу с автографом автора?

Ученик: А за сколько?

Учитель: А сколько бы вы дали?

Ученик: Любая цена.

Учитель: Они ваши! И книга и автограф! Но позвольте спросить…В чём разница между книгой и книгой с автографом?

Ученик: Автограф можно показать… Это доказательство знакомства с автором.

Учитель: То есть вы покупаете себе уважение?!

Ученик: Ну да.

Учитель: А разве подписи других уважаемых людей делают вас умнее, лучше, уважаемей?

Ученик: Наверно нет…

Учитель: На основании ошибки выведите правило, закон покупателя (выводы учащихся, полученные ответы вывешиваются на доску).

 

Подводим итоги

Чему вас научил данный аукцион?

·        Проиллюстрировал механизм торгового обмена;

·        Познакомил с правилами эффективной покупки;

·        Сформировать представление о природе обмана и навыков ответственных действий в условиях финансового риска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

скачать по прямой ссылке