Использование бесед для развития диалогических умений у дошкольников
Оценка 4.9

Использование бесед для развития диалогических умений у дошкольников

Оценка 4.9
docx
28.01.2022
Использование бесед для развития диалогических умений у дошкольников
Курсовая
Использование бесед для развития диалогических умений у дошкольников (1).docx

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО

И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЕСЕД ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

КУРСОВАЯ РАБОТА

БАКАЛАВРА

по направлению подготовки 44.03.01. «Педагогическое образование»

профиль «Дошкольное образование»

Дисциплина «Теория и технология развития речи детей дошкольного возраста»

 

 

ОТЗЫВ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

1.1. Соответствие темы и содержания курсовой работы

уровню студенческой исследовательской работы

нет           частично         да 

1.2. Степень самостоятельности и глубина проработки

проблемы исследования

низкая            средняя             высокая

1.3. Стиль и грамотность изложения

низкая          средняя           высокая

1.4. Соблюдение требований к оформлению курсовой работы

нет         частично          да 

1.5. Обзор психолого-педагогических теорий, подходов,

 концепций изучаемого явления, анализ изученной литературы

Полный            недостаточно полный

1.6. Степень разработанности практической части

исследования, практическая значимость результатов

низкая          средняя          высокая

 

ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА_______________________

Дата_______________________________________

 

Подпись ___________________________________

 

 

Выполнила:

студентка заочной формы

обучения 3 курса,

психолого-педагогического факультета

Попадинец Анна Николаевна

 

Научный руководитель:

кандидат пед. наук

доцент кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования

Лавлинская Ольга Игоревна

 

Воронеж - 2021

                                                                                                              


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Теоретические основы использования бесед для развития диалогических умений у дошкольников………………………………………...5

1.1             Понятие и особенности развития диалогических умений у дошкольников…………………………………………………………………..…5

1.2             Роль бесед при развитии диалогических умений у дошкольников……................................................................................................11

Глава II.    Применение бесед в образовательной деятельности для развития диалогических умений у дошкольников……………………………………….16

2.1     Виды, тематика и содержание бесед для дошкольников……………………………………………………………...…….16

2.2 Картотека примерных бесед для детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………………………………..19

2.3    Методические рекомендации для родителей и педагогов при проведении бесед с дошкольниками……………………………..……………………………………22

Заключение……………………………………………………………………….25

Список использованных источников и литературы…………………….……..27

Приложения…………………………………………………………………..….30

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Развитие диалогических умений дошкольников - важная и сложная тема в современной дошкольной педагогике. Именно в дошкольном возрасте активно развивается речь, складываются предпосылки для дальнейшего межличностного общения ребенка, накапливается словарный запас, воспитывается активность в словотворчестве, и в то же время закладываются основы правильного произношения слов и правописания, основы культуры речи. Поэтому дошкольное детство - это наиболее благоприятное время для развития у ребенка правильной речи как письменной, так и устной. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в статье 2.6 указано на необходимость обеспечения развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, в том числе и развитии диалогических умений согласно целей и задач образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» [23].

Диалогические умения выступают как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Дошкольников в диалог вовлекает взрослый. Опыт речевого общения со взрос­лыми ребенок переносит в свои взаи­моотношения со сверстниками. В диалоге со сверстником дети получают опыт равенства в общении; учатся контролировать друг друга и себя; учатся говорить более понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать. Дети остро нуждаются  в помощи взрослого в процессе освое­ния диалогического общения со свер­стниками.

В дошкольных образовательных организация для развития диалогических умений дошкольников применяют беседы. «Беседа - в педагогике, вопросно-ответный метод обучения; применяется с целью

 

активизации умственной деятельности учащихся в процессе приобретения новых знаний или повторения и закрепления полученных ранее» [15].

Беседа выявляет то, насколько велика у детей потребность выражать свои мысли, как развивается их язык, если тема беседы соответствует их интересам и уровню развития. Таким образом, беседа является одним из эффективных педагогических методов в обучении дошкольников диалогическим умениям.

Объект исследования: диалогические умения дошкольников.

Предмет исследования: применение бесед для развития диалогических умений дошкольников.

Цель: Рассмотреть эффективность использования бесед для развития диалогических умений у дошкольников.

Задачи:

1.     Изучить понятие и особенности развития диалогических умений у дошкольников.

2.     Рассмотреть роль бесед при развитии диалогических умений у дошкольников

3.     Изучить виды, тематику и содержание бесед для дошкольников.

4.     Разработать картотеку примерных бесед для дошкольников.

5.     Разработать методические рекомендации при проведении бесед с дошкольниками

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические основы использования бесед для развития диалогических умений у дошкольников

1.1 Понятие и особенности развития диалогических умений у дошкольников

В дошкольном детстве ребенок овладевает диалогическими умениями, которые имеют свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи.

Диалогические умения представляют собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. «Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной. Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками» [7].

По определению Г.М. Кучинского,  диалог – это «одна из форм связной речи, в которой участвуют два или несколько говорящих и которая представляет собой смену их высказываний, обмен высказываниями-репликами по какой-либо теме» [12].

В.В. Деменьев рассматривает диалог как «жанр речи, который состоит из обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящего собеседником» [9].

А. В. Чулкова диалогическим умениям дает следующее «это основная форма речевого общения, в ней зарождается связная речь и монологическая речь» [26].

Непосредственное участие в диалоге осуществляется при помощи диалогической речи. По определению А.Г. Арушановой, диалогическая речь – это «тип речевой коммуникации, в процессе которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами» [2]. Схожее определение дает О.Б. Сиротинина, по мнению которой «диалогическая речь – это «сочетание устных высказываний, последовательно порожденных двумя и более собеседниками в непосредственном акте общения объединенных ситуативно-тематической общностью и коммуникативными мотивами сочетание»[18].

Структурные единицы диалогических умений – это «отдельные высказывания – реплики, которые связаны друг с другом по смыслу и определенными отношениями. Эти реплики делятся на две группы:

1)реплики - стимулы (сообщение, вопрос, побуждение);

2)реплики - реакции (реакции на сообщения, ответы на вопросы и реакции на побуждения)» [12].

Эту же мысль высказывает В.П. Глухов, который замечает, что «любой диалог осуществляется или в виде чередующихся обращений, вопросов и ответов, или в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников речевого общения» [8].

К характерным особенностям диалогической речи, отличающим ее от речи монологической, по мнению А.Г. Арушановой, можно отнести:

«- ситуативность (связанность с обстановкой, в которой происходит разговор, и отношениями коммуникантов);

- контекстуальность (каждое очередное высказывание в ней в значительной мере обусловлено предыдущими);

- свернутость (в ней многое подразумевается, благодаря общности ситуации для собеседников и их осведомленности в ней);

- реактивность (любая реплика является речевой реакцией на речевой и неречевой стимулы);

- малоорганизованность (каждая реплика обычно непроизвольна, заранее не обдумана, незапрограммирована и не спланирована);

- краткость высказываний и простота их синтаксического построения» [4].

Диалогические умения отличаются непроизвольностью, реактивностью. Очень важно отметить, что для диалога типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, привычных, часто употребляемых и как бы прикрепленных к определенным бытовым положениям и темам разговора. Речевые клише облегчают ведение диалога. Диалогическая речь симулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника).

По мнению В.В. Деменьева, «для эффективности диалогической речи важны следующие факторы:

1)достаточная информативность реплик (недостаточность и же избыточность сообщаемого делают общение неудачным);

2)потребность в общении;

3)соблюдение участниками диалога причинно-следственных связей в речевых действиях, в выборе темы;

4)наличие общей памяти и общих языковых знаний» [9].

Развитие диалогических умений особенно важно учитывать в методике обучения детей родному языку. В ходе обучения диалогическим умениям создаются предпосылки для овладения повествованием, описанием. «Связная речь может быть ситуативной и контекстной. Ситуативная речь связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью содержания мысли в речевых формах. Она понятна только при учете той ситуации, о которой рассказывается. Говорящий широко использует жесты, мимику, указательные местоимения. В контекстной речи, в отличие от ситуативной, ее содержание понятно из самого контекста [6].

Сложность контекстной речи состоит в том, что здесь требуется построение высказывания без учета конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства.

  В большинстве случаев ситуативная речь имеет характер разговора, а контекстная речь — характер монолога. Но, как подчеркивает Д. Б. Эльконин, «…неправильно отождествлять диалогическую речь с ситуативной, а контекстную — с монологической» [27].

Поставив перед собой задачу изучения особенностей развития форм связной речи, А. М. Леушина собрала значительный материал относительно детских высказываний при различных задачах и в различных условиях общения. На основании своих материалов А. М. Леушина приходит к заключению, что «диалогическая речь является первичной формой речи ребенка» [13].

Важным в связи с обсуждением сущности связной речи является уяснение понятия «разговорная речь». Дети дошкольного возраста овладевают прежде  всего разговорным стилем речи, который характерен, главным образом, для диалогической речи. Важно овладение диалогической формой общения, поскольку в широком понимании «диалогические отношения... это почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни» [6] .

Развитие диалогических умений играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение диалогу можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. «Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития диалогической речи, и в то же время развитие диалогической речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем» [21].

В ходе диалогической речи каждому из участников контакта приходится решать целый ряд задач психологического характера, а именно:

«- помнить все предыдущие беседы с партнером, не повторяться;

-помнить все, что сказал собеседник в ходе диалогического контакта и все, что сказал сам;

-быстро оценивать всю сумму сведений;

-уметь вовремя вставить свое слово;

-уметь слушать собеседника;

-выдерживать определенный эмоциональный тон;

-следить за правильностью языковой формы, в которую облекают мысль;

-слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и, если нужно, внести в уже отзвучавшую часть фразы соответствующие изменения, поправки;

-уметь извлекать информацию из ситуации» [26].

Педагог должен добиться того, чтобы каждый  ребенок легко и свободно вступал в диалог с взрослыми и детьми. Нужно приучать детей выражать словами свои просьбы, отвечать словами на вопросы взрослых. Смелее и охотнее вступают в общение с окружающими те дети, которые с раннего возраста воспитывались в дошкольной образовательной организации.

Обучение детей умению вести диалог, участвовать в беседе всегда сочетается с воспитанием навыков культурного поведения: внимательно слушать того, кто говорит, не отвлекаться, не перебивать собеседника.

Однако взрослым следует помнить, «…что для ребенка дошкольного возраста первостепенное значение имеет овладение диалогической речью — необходимым условием полноценного социального развития ребенка» [10].

 Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт как с взрослыми, так и со сверстниками. Дети достигают больших успехов в развитии диалогической речи в условиях социального благополучия, которое подразумевает, что окружающие их взрослые относятся к ним с чувством любви и уважения, а также когда взрослые считаются с ребенком, чутко прислушиваясь к его мнению, интересам, потребностям и т.д., когда взрослые не только говорят сами, но и умеют слушать своего ребенка, занимая позицию тактичного собеседника.

Перед дошкольниками ставится задача развития понимания речи окружающих и использования активной речи детей как средства общения. Дошкольников учат выражать просьбы и желания словом, отвечать на некоторые вопросы взрослых, побуждают обращаться к взрослому и детям по различным поводам, формируют умение задавать вопросы.

Таким образом, диалогические умения – это первичная, естественная форма языкового общения, которая имеет выраженную социальную направленность и служит потребностям непосредственного живого общения. Сущность диалогических умений состоит в обмене репликами, высказываниями, связанными между собой по смыслу. Диалогические умения трактуется авторами психолого-педагогических работ как процесс непосредственного общения, который нельзя «запрограммировать», где каждый из участников выступает в роли говорящего и слушающего. Диалогические умения не даны человеку от рождения, они формируется и развивается так же, как и любой другой вид деятельности – в процессе общения и взаимодействия с более опытным соучастником – носителем коммуникативной культуры.

 

 

 

 

1.2  Роль бесед при развитии диалогических умений у дошкольников

Вопрос о применении разнообразных активных методов и форм в обучении дошкольников является одним из актуальных. Так, словесные методы при правильном их сочетании с конкретными наблюдениями и деятельностью играют большую роль в воспитательно-образовательной работе с детьми. Эффективным словесным методом является беседа - целенаправленное обсуждение с детьми каких-либо явлений.

«Беседа - это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Беседа рассматривается в дошкольной педагогике как метод ознакомления с окружающим и одновременно как метод развития связной речи» [17]. Е. И. Радина в своем исследовании подробно раскрыла значение беседы для умственного и нравственного воспитания детей. В одних беседах систематизируются и уточняются представления, полученные ребенком в процессе его повседневной жизни, в результате наблюдений и деятельности. Путем других педагог помогает ребенку полнее и глубже воспринимать действительность, обращать внимание на то, что недостаточно им осознается. В результате знания ребенка становятся четче и осмысленнее.

«Разговор и беседа - в сущности два почти тождественных проявления одного и того же процесса: речевого общения людей. Но в педагогике выделяют беседу как один из ценнейших приемов развития речи детей, подразумевая под ними организованные, планово проводимые занятия, цель которых - углубить, уточнить и систематизировать путем слова представления и знания детей» [16].

Беседа является одним из эффективных педагогических методов в работе и обучении дошкольников диалогическим умениям. Беседа - вопросно-ответный метод обучения. Этот метод применяется с целью активизации умственной деятельности дошкольников в процессе приобретения новых знаний или повторения и закрепления полученных ранее. Беседа выявляет то, насколько велика у детей потребность выражать свои мысли, как развивается их язык, если тема беседы соответствует их интересам и уровню развития.

Ценность беседы заключается в том, что взрослый учит ребенка логически мыслить, помогает думать, поднимает от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования. В беседе ребенок должен припоминать, анализировать, сравнивать, высказывать суждения и делать умозаключения, выводы. «В беседе вместе с мышлением развивается речь. Формируются диалогические и монологические формы связной речи, и прежде всего речи разговорной: умения слушать и понимать собеседника, давать понятные ответы на поставленные вопросы, ясно выражать свои мысли в слове, высказываться в присутствии других детей» [14]. Обучение детей умению вести разговор, участвовать в беседе всегда сочетается с воспитанием навыков культуры поведения: ребенок должен научиться внимательно слушать того, кто говорит, не отвлекаться, не перебивать собеседника, сдерживать свое непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, не подождав вызова. В беседе воспитываются сдержанность, вежливость и в целом культура речевого общения.

Высказываясь в беседе, ребенок формулирует свои мысли не в одном, а в нескольких предложениях. «Вопросы педагога требуют более подробного описания увиденного, пережитого, побуждают к выражению оценок, личного отношения к обсуждаемой теме. Давая развернутый ответ, дети употребляют для связи слов союзы (и, а, но, чтобы), разнообразную лексику. Речевая деятельность ребенка в беседе отличается от разговора прежде всего внутренним программированием, обдумыванием своего высказывания, большей произвольностью» [19]. Дети учатся речи-доказательству, умению обосновывать свою точку зрения, вступать в «дискуссию». Словарный запас детей активизируется, уточняется и дополняется.

Вопросы методики беседы освещались неоднократно в педагогической литературе в разное время и с разных позиций. Разработанный в глубокой древности Сократом и Платоном метод беседы применялся при обучении юношества риторике и логике. Позднее этот метод использовался в школьном обучении. Со времен Я.А. Коменского и И.Г. Песталоцци встал вопрос о применении беседы в дошкольном воспитании.

И.Г. Песталоцци в своих 10 упражнениях, рекомендованных для наблюдений и бесед с детьми о своем теле в «Книге для матерей», давал такую структуру:

«- показ и название частей своего тела;

- положение этих частей;

- указать на связи частей тела;

- различать и называть, сколько раз каждая часть повторяется в нашем теле;

- обозначить качества частей тела;

- указывать связь между частями;

- что можно делать при помощи каждой части;

- как нужно ухаживать за своим телом;

- узнавать многостороннее применение свойств частей тела;

- все уметь объединять и описывать»[ 3].

Большое значение беседе придавала Е.И. Тихеева - российский педагог, один из создателей дошкольной педагогики в России. Она считала ее «… одним из ценнейших приемов развития речи детей, подразумевая под беседами организованные, планово проводимые занятия, цель которых - углубить, уточнить и систематизировать путем слова представления и знания детей» [20].

В беседе педагог объединяет детей вокруг общих интересов, возбуждает их интерес друг к другу, опыт одного ребенка делается общим достоянием. У них вырабатывается привычка слушать собеседников, делиться с ними своими мыслями, высказываться в коллективе. В беседе не только уточняются детские знания, в ней ребенок получает новый материал или воспитатель преподносит знакомое ему в новом аспекте.

«Правильно определить место беседы в воспитательно-образовательном процессе детского сада - серьезная проблема, которая требует своего решения. Часто на практике беседа превращается в стержень, вокруг которого строится вся работа с детьми» [11]. Между тем беседа - лишь одно из средств обучения детей. Ее роль может быть выполнена, если она опирается на другие методы ознакомления с окружающим (экскурсии, наблюдения, прогулки), если у детей есть знания и опыт, требующие упорядочения.

 Беседа, органически связанная с повседневной жизнью ребенка в детском саду и в семье, не может превратиться в отработанную тему. Материал, данный в ней, должен оставить глубокий след в сознании ребенка. Чтобы это произошло, необходимо предложить ребенку активную позицию, когда он не только наблюдающий, слушающий, иногда отвечающий, но и действующий, активно общающийся.

Каждая беседа должна сообщать что-то новое: или давать некоторые новые знания, или показывать знакомое в новом аспекте. Содержанием беседы должны быть явления, знакомые ребенку, но требующие дополнительных пояснений, поднимающие сознание ребенка на более высокую ступень знания.

Тематика бесед определяется конкретными задачами воспитательной работы с детьми, их возрастными особенностями, запасом знаний, приобретенных в процессе экскурсий и наблюдений, а также ближайшим окружением.

Следовательно, беседа имеет большое воспитательно-образовательное значение. В ней закрепляются знания, представления детей, осуществляется влияние на их речь: активизируется словарь, совершенствуются грамматические формы, развиваются диалогические умения.

Таким образом, беседа как метод обучения - это целенаправленный, заранее подготовленный разговор педагога с детьми на определённую тему. В детском саду беседа используется для того, чтобы привести знания детей в систему, она ведет их к правильным и ясным выводам.

Таким образом, беседа - эффективный метод обучения дошкольников диалогическим умениям в том случае, если она проводится правильно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II.    Применение бесед в образовательной деятельности для развития диалогических умений у дошкольников

2.1 Виды, тематика и содержание бесед для дошкольников

Беседы – эффективный метод развития диалогических умений дошкольников, поскольку педагог побуждает детей подыскивать для ответа наиболее точные, удачные слова.

Е.А.Флерина классифицировала беседы, исходя из дидактических задач. Она выделила три типа бесед:

«- беседа вводная, организующая детей на тот или иной вид деятельности;

- беседа, сопутствующая деятельности и наблюдениям детей;

- беседа заключительная, уточняющая и расширяющая опыт детей» [24].

Каждая из названных типов бесед своеобразна по целевой установке и методу. В основу этой классификации положено взаимодействие между детским опытом и выражением его в речи.

М.М.Конина выделяет два типа бесед, дополняющих классификацию Е.А.Флериной. В основу их положен материал (картина, книга), в связи с которым проводится беседа [1].

С точки зрения содержания можно условно выделить беседы познавательного характера и этические.

Вводные или предварительные беседы проводят тогда, когда воспитатель знакомит детей с новыми для них явлениями, формирует новые навыки, способы действий и т.д. в ходе предварительной беседы воспитатель выявляет знания, имеющиеся в опыте детей, полученные ими в процессе обучения, на занятиях и в повседневной жизни.

Вводные беседы успешны, если они кратки, эмоциональны, проводятся в непринужденной обстановке, не выходят за пределы детского опыта, а ряд вопросов остается неразрешенным.

Итоговая, или обобщающая, беседа проводится с целью систематизации знаний, их дальнейшего углубления и осознания.

Решающее значение в заключительном обобщении принадлежит итоговой беседе эвристического характера.

«В ходе эвристической беседы дети, побуждаемые вопросами и заданиями воспитателя, воспроизводят основные факты, усвоенные ими в ходе обучения в соответствующих условиях. Путем анализа, сопоставления и сравнения вычленяются основные связи, объединяющие данные явления, и дети подводятся, приходят к обобщающим суждениям о сущности явлений, их характере и взаимосвязи»[ 25].

В ходе беседы воспитатель использует разнообразные приемы. Для воспроизведения в памяти детей представлений о предметах и явлениях, знания о которых систематизируются и обобщаются в ходе беседы, может быть проведено рассматривание картин или других наглядных материалов. При воспроизведении знаний о других фактах используются разнообразные вопросы констатирующего характера. Вычленение связей обеспечивается анализом, сопоставлением и сравнением, а также моделированием или использованием готовых моделей. В процессе анализа, направленного на установление связей, воспитатель использует поисковые, проблемные вопросы, задания на сравнение и т.д. В заключение даются задания на обобщающее суждение.

«Беседа может строиться как индуктивная или дедуктивная. В первом случае беседа начинается с воспроизведения фактов, затем проводится их анализ, установление связей и обобщение» [22].

Тематика бесед определяется конкретными задачами воспитательной работы с детьми, их возрастными особенностями, запасом знаний, приобретенных в процессе экскурсий и наблюдений, а также ближайшим окружением.

В методической литературе широко освещены беседы бытового или общественного характера, а также природоведческие  Широко применяются в детском саду беседы на нравственные темы. Важно, чтобы дети имели достаточно впечатлений, живого опыта по предлагаемой теме, чтобы накопленный материал будил положительно-эмоциональные воспоминания. В первые месяцы учебного года планируются темы, требующие меньшей специальной предварительной подготовки детей.

Содержанием бесед является программный материал по ознакомлению детей с окружающей жизнью: бытом и трудом людей, событиями общественной жизни, деятельностью детей в детском саду. Содержание должно быть педагогически обоснованно, способствовать решению задач всестороннего воспитания, доступно, психологически близко дошкольнику.

В каждой беседе довольно четко выделяются такие структурные компоненты, как начало, основная часть, окончание.

Начало беседы. Цель его – вызвать, оживить в памяти детей полученные ранее впечатления, по возможности образные и эмоциональные. Это осуществляется различными методами: вопросы-напоминания, загадки, чтение отрывков из произведений художественной литературы, показ картин, фотографий, предметов. В начале беседы формулируется тема, цель предстоящего разговора, обосновывается ее важность, объясняется детям мотив выбора данной темы.

Основная часть беседы. Она может быть разделена на этапы или микротемы. Каждый этап соответствует существенному, законченному разделу темы, т.е. осуществляется анализ темы по узловым моментам. Готовя беседу воспитателю необходимо наметить ее этапы, выделить существенные компоненты того понятия, которое будет анализироваться с детьми. В процессе каждого этапа педагог использует комплекс разнообразных приемов, стремится заключительной образной фразой обобщить высказывания детей и сделать переход к следующей микротеме. Желательно, чтобы эмоциональный характер беседы не только сохранялся на протяжении всей беседы, но и нарастал к концу.

Окончание беседы - кратко по времени, подводит к синтезу темы. Эта часть беседы может быть наиболее эмоциональна, практически действенна: рассматривание раздаточного материала, выполнение игровых упражнений, чтение художественного текста, пение. Хороший вариант окончания – пожелания детям к их дальнейшим наблюдениям [5].

В методике по проведению бесед определено, в каких возрастных группах проводятся занятия - беседы. В группах младшего дошкольного возраста используется беседа – разговор в процессе получения опыта. Беседой сопровождается рассматривание игрушек, картинок. В среднем и старшем дошкольном возрасте преимущественно используются беседы, которые сопровождают получение новых знаний, сопутствуют наблюдениям  и экскурсиям.

Таким образом, можно сделать вывод, что проблема содержания бесед с дошкольниками исследовалась многими учеными: А.П.Усовой, Е.А.Флериной, Е.И.Радиной и др. Но в современном мире развития техники, культуры нужно учитывать  технологический прогресс при выборе тем для бесед с детьми. По отношению к современным детям содержание «простого» и «сложного», «далекого» и «близкого» изменилось. Современные кинофильмы, детские передачи, компьютерные игры и т.д. расширяют круг детских представлений и понятий и будят у ребенка новые интересы.

2.2 Картотека примерных бесед для детей среднего дошкольного возраста

Беседа «Этикет в детском саду»

Цель: продолжать формировать у детей культурно гигиенические навыки. Познакомить с понятием «этикет», формировать представления о правилах этикета, которые необходимо соблюдать в детском саду, учить сопоставлять свои действия с предписаниями этикета. Рассмотреть различные ситуации, пояснить, как в них нужно действовать.

Материал: картинки с изображением различных ситуаций.

Беседа «По дороге в детский сад»

Цель: формировать у детей представления о безопасном маршруте от дома до детского сада. Развивать наблюдательность, внимание, связную речь, память, формировать умение запоминать последовательность событий, передавать словами информацию и впечатления.

Материал: карточки по ОБЖ «Правила поведения на улице», «Правила дорожного движения».

Беседа « Песок может быть опасным»

Цель: показать ребенку, что игры с песком могут быть опасными: нужно быть внимательным и следить, чтобы песок не попал в глаза, рот, нос, одежду, голову.

Материал: 2 куклы, доктор Айболит, игрушки и пособия для игры с песком.

Беседа «Осторожно: грибы и растения на участке»

 Цель: сформировать представления детей о существовании ядовитых растений и грибов; познакомить с  растениями участка; научить различать ядовитые растения и грибы, дать знания о том, что ядами этих растений человек может отравиться; воспитывать бережное отношение ко всем грибам и растениям.

 Материал: картинки «Съедобные и несъедобные грибы», «Растения и травы», «Ягоды».

Беседа «Овощной магазин»

Цель: уточнить представления детей об овощном магазине, активизировать в речи: названия овощей, и фруктов, глаголов, обозначающих действия продавцов и покупателей; качественных прилагательных.

Материал: макеты овощей и фруктов.

Беседа «Что я думаю о себе и о других».

Цель: развивать у детей умение анализировать свои действия и поступки, соотносить их с общественными нормами поведения. Развивать связную речь, учить произвольно строить предложения разной грамматической конструкции.

Беседа «Город, в котором я живу».

Цель: закрепить знание детей о достопримечательностях любимого города; учить узнавать на фотографиях заповедные места и называть их. Развивать связную речь, воображение, умение подбирать прилагательные, согласовывать слова в предложениях.

Материал: фотографии с изображением памятных мест своего города.

Беседа «Хлеб всему голова»

Цель: закрепит у детей знания о хлебе и о труде людей, выращивающих хлеб. Обогащать словарный запас существительных, прилагательных. Активизировать употребление в речи образные выражения.

Материал: картинки с изображение уборки хлеба, жатвы.

Беседа «Погода и здоровье»

Цель:  обобщить и дополнить представления детей об особенностях осенней погоды, о том, какие опасности для здоровья она таит. Учить одеваться по погоде, соблюдать элементарные правила безопасности.

Материал: картинки «Одежда».

Беседа «Урок дружбы»

Цель: обсудить с детьми, что дети знают о дружбе, друзьях. Что означает слово дружить. Формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки друзей. Актуализировать и уточнить представления детей о дружбе, о формах взаимоотношений в коллективе. Предложить им вспомнить различные ситуации и квалифицировать поступки их участников как дружеские или не дружеские.

Беседа «В мире вежливых слов».

Цель: предложить вниманию детей различные ситуации, обсудить, какие вежливые слова уместны и необходимы в каждом конкретном случае, каково значение и назначение вежливых слов.

Беседа «Гололед»

 Цель: знать правила безопасности в зимнее время - в гололед; уметь по картинкам определять опасную ситуацию;  описывать ее, и правила, которые надо соблюдать, чтобы не получить  травму и не  погибнуть.

Материал: картинки – знаки с изображением гололедицы.

Беседа «Осторожно сосульки  »

 Цели: дать знания о том, что сосульки могут быть опасны для человека (если упадут с крыши - травма и вспомнить, если облизывать или есть их - ангина); учить беречься от сосулек в конце зимы - начале весны, подчиняться правилам безопасности, уметь предвидеть опасность.

Материал: иллюстрации «Капель», логическая картина «Как Вася заболел?»

Беседа  « Я смелый»

Цель: предложить детям рассказать о том, что беспокоит каждого из детей, показать, что из любой ситуации есть выход. Рассмотреть вместе с детьми различные проблемные ситуации, найти варианты выхода из них, помочь освоить соответствующие речевые конструкции. Формировать у детей чувство защищенности, уверенности в себе.

 

2.3 Методические рекомендации для родителей и педагогов при проведении бесед с дошкольниками

Беседа - организованный разговор педагога со всей группой детей, посвященный одному какому-либо вопросу.

«В беседе педагог:

- уточняет и упорядочивает опыт детей, т. е. те представления и знания о жизни людей и природы, которые дети приобрели во время наблюдений под руководством педагога и в разнообразной деятельности в семье и в детском саду;

- воспитывает у детей правильное отношение к окружающему;

- приучает детей целеустремленно и последовательно мыслить, не отвлекаясь от темы беседы;

- учит просто и понятно излагать свои мысли. Кроме того, во время беседы педагог воспитывает у детей устойчивое внимание, умение слушать и понимать речь других, сдерживать непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, не подождав вызова, привычку говорить достаточно громко и отчетливо, чтобы все слышали» [28].

При подборе программного материала для бесед необходимо учитывать личный опыт детей группы, запас их представлений и знаний, потому что дети могут принимать активное участие в беседе в том случае, когда у них есть некоторые более или менее ясные и разнообразные представления о предмете беседы.

Проведение беседы требует от педагога подготовки. При очередном календарном планировании работы педагог намечает, какой программный материал по ознакомлению с окружающим миром целесообразнее дать детям в беседе; затем необходимо составить план последовательного хода всего занятия от начала до конца. Нужно продумать, как начать беседу, чтобы быстро собрать внимание детей и возбудить у них интерес к предстоящему занятию, активную умственную деятельность, воздействовать на их чувства. В качестве такого эмоционального средства можно использовать картину, новую для детей загадку, стихотворение, которые имеют прямое отношение к содержанию беседы.

В отдельных случаях целесообразно начать беседу с вопроса, который должен вызвать в памяти детей впечатления о фактах или событиях, связанных с содержанием беседы.

При проведении беседы в зависимости от ответов детей иногда возникает необходимость задавать дополнительные вопросы, но не следует удаляться от содержания основной темы беседы.

При проведении беседы воспитатель должен стремиться к тому, чтобы все дети были активными ее участниками. Для этого необходимо соблюдать следующие правила: ставить во­прос всей группе, затем вызывать одного ребенка для ответа. Нельзя спрашивать детей в том порядке, в каком они сидят. Это приводит к тому, что часть детей перестает работать: неинтересно ждать очереди, когда знаешь, что до тебя еще далеко.

Недопустимо спрашивать одних и тех же детей. Надо стараться вызывать большее количество детей хотя бы для краткого ответа на поставленный вопрос. Если же воспитатель долго разговаривает с одним ребенком, то остальные дети перестают участвовать в беседе.

Дети во время беседы должны отвечать по одному, а не хором. Но если воспитатель ставит такой вопрос, на который у всех или у многих детей может быть один и тот же простой ответ («были», «ходили»), то дети могут ответить хором.

Не следует прерывать отвечающего ребенка, если в том нет прямой надобности; нецелесообразно ценой длительных усилий «вытягивать» ответ, если ребенок не имеет необходимых знаний или еще не преодолел своей застенчивости; в таких случаях можно удовлетвориться кратким, даже односложным ответом.

Ответы детей во время беседы носят характер кратких или более или менее развернутых реплик; допустимы и однословные ответы, если содержание вопроса не требует большего. Небольшие беседы проводятся воспитателем в начале таких занятий, как рисование, лепка, дидактические игры.

Таким образом, методические рекомендации при проведении бесед с дошкольниками сводятся к следующим правилам:

1.     Не давать детям удаляться от темы.

2.     Неуклонно вести к выводам.

3. Не прерывать детей без безусловной необходимости.

4. Не требовать полных ответов.

5. Не злоупотреблять вопросами.

6. Побуждать детей к вопросам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Диалогические умения – особый вид речевой деятельности, функции которой реализуются в процессе непосредственного общения между собеседниками в результате последовательного чередования стимулирующих и реагирующих реплик. Диалогические умения имеют свою специфику: особенности, структуру, виды, отличающую ее от других видов связной речи.

Формирование диалогических умений – процесс длительный и сложный, в котором отражаются все речевые достижения ребенка, опыт его социальных отношений.

Для формирования связных диалогических умений дошкольников эффективным методом является применение бесед. Посредством бесед дети целенаправленно усваивают сведения о конкретных предметах и явлениях, учатся словом передавать признаки предметов, действия с предметами. Сосредоточивая внимание на характерных признаках явлений, педагог углубляет представления детей о том, что они воспринимали на прогулках, экскурсиях. Обозначение воспринятого словом, описание самими детьми предметов и явлений делает процесс приобретения знаний осмысленнее. Беседа также обогащает ребенка новыми знаниями или показывает знакомое в новом аспекте. Участвуя в беседе, ребенок учится концентрировать свое мнение на одном предмете, вспоминает то, что знает о нем, приучается логически мыслить. В беседе педагог учит ребенка четко выражать свои мысли, развивает умение слушать и понимать вопросы, правильно формулировать ответы на них — коротко или подробнее, в зависимости от характера вопроса, правильно задавать вопросы.

Беседы активизируют детскую речь, способствуют развитию диалогических умений. Овладение навыками диалогических умений имеет важное значение для последующего обучения в школе. Педагог учит детей в ходе бесед правильно применять грамматические формы слов, четко произносить слова, правильно ставить ударения, обогащает и активизирует их словарь. В беседах есть возможность повторно воспроизвести то, что дети наблюдали ранее. Под влиянием бесед речь дошкольников становится точной, содержательной.

Таким образом, диалогические умения дошкольников достигают более высокого уровня, если использовать беседу как средство развития речи; в процессе развития диалогических умений дошкольников учитывать психолого-педагогические возрастные и индивидуальные особенности детей; использовать методические рекомендации, направленные на совершенствование диалогических умений дошкольников с использованием беседы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

2.     Арушанова А.Г. Истоки диалога. 5-7 лет / А.Г. Арушанова [и др.] ; под ред. А.Г. Арушановой. –М.: Мозаика-Синтез, 2014. –186 с.

3.     Арушанова А.Г., Рычагова Е.С., Дурова Н.В. Истоки диалога // Дошкольное воспитание. - 2002. - №10. - с. 82-90.

4.     Арушанова,А.Г. Речь и речевое общение детей: книга для воспитателей детского сада/ А.Г. Арушанова. –М.:Мозаика-Синтез, 2014. –272 с.

5.     Богданова О.С. Содержание и методика этических бесед. О.С.Богданова, О.Д. Калинина М.: Просвещение, 1985. - 275 с.

6.     Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. Пособие /А.М.Бородич. - М.: Просвещение, 2011. – 482 с.

7.     Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев  - М., 2011. – 36 С.

8.     Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. 4-е изд. доп./ В.П. Глухов. –М.: Астрель, 2014. –352 с.

9.     Дементьев В.В. Изучение речевых жанров в России: аспект формализации социального взаимодействия / В.В. Дементьев // Антология речевых жанров. –М.: Лабиринт, 2013. –С. 39-61.

10.  Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Книга для учителя и родителей. — М.: Просвещение, 1987. —205 С.

11.  Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О.С. Ушаковой. - М.: Современность, 1999. - 363 с.

12.  Кучинский Г.М. Диалог и мышление / Г.М. Кучинский. –Минск: Университетское образование, 2012. –120 с.

13.  Леушина А. М. Развитие связной речи у дошкольников / А. М. Леушина // Ученые записки Ленинградского государственного педагогического института им А. И. Герцена. –Л., 1941. –Т. 35: Развитие связной речи у дошкольников. – С.54-63.

14.  Малетина Н.С. Развитие речевого общения дошкольников/ Н.С.Малетина. - Нижневартовск: Изд-во НГПИ, 2005. -193 с.

15.  Педагогический терминологический словарь - https://pedagogical_dictionary.academic.ru/331

16.  Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. /под ред. Венгера А.Л. - М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2001. - 223 с.

17.  Рождественская В.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста / В. И. Городилова, Е. И. Радина ; Под ред. канд. пед. наук Ф. Ф. Рау. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Учпедгиз, 1952. - 122 с.

18.  Сиротина О.Б. Всё, что нужно знать о русской речи: пособие для эффективного общения/ О. Б. Сиротина. –М.:ЛЕНАНД, 2016. –224 с.

19.  Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников/ Н.А.Стародубова. - М.: Академия, 2006. -256 с.

20. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). - М.: Просвещение, 1981 - 205с.

21. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей: книга для воспитателей дошкольных учреждений / А. П. Усова. – Москва: Изд-во Просвещение, – 1980. –164с.

22. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольника. - М.: Издательство института психотерапии, 2001. - 237 с.

23.  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации.- М.: Просвещение, 2013. - 24 с.

24.  Флерина Е.А. Живое слово в дошкольном учреждении: Метод. пособие для воспитателей / Е. Флерина и Е. Шабад. - Москва : Учпедгиз, 1939. - 94 с.

25.  Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста : Учеб. пособие для студентов дошк. отделений и фак. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Academia, 1999. - 553 с.

26.  Чулкова А.В. Формирование диалога у дошкольников / А.В. Чулкова. –Ростов-на/Д.: Феникс, 2014. –220 с.

27.  Эльконин  Д.Б. Игра и психическое развитие ребенка-дошкольника / Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 2011. – 112 с.

28.  http://rodnaya-tropinka.ru/beseda-v-detskom-sadu/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Беседа  «Осторожно сосульки »

Цели: дать знания о том, что сосульки могут быть опасны для человека (если упадут с крыши - травма и вспомнить, если облизывать или есть их - ангина); учить беречься от сосулек в конце зимы - начале весны, подчиняться правилам безопасности, уметь предвидеть опасность.

Материал: иллюстрации «Капель», логическая картина «Как Вася заболел?»

Ход беседы:

1.     Отгадайте!                          

Я прозрачна, как хрусталь,

С крыши я зимой свисаю.

Только очень, очень жаль,

 Что в тепле я быстро таю.

                               (Сосулька)

2.     Рассматривание сюжетных картин и беседа по ним.

Попросить рассмотреть картинки и рассказать, что на них изображено.

Обсудить с детьми, чем может быть опасна та или иная ситуация.

Чем опасны сосулька или обледенелые комья снега, которые сбрасывают с крыши?

А как поступить правильно, как можно оградить себя от опасности?

Попросить детей вспомнить случаи из жизни, когда кто - либо пострадал в подобных ситуациях.

Попросить детей подумать, какие меры предосторожности можно принять, чтобы предупредить окружающих об опасных зонах.

Вместе прийти к выводу, что такие зоны необходимо оградить.

Придумать различные виды ограждений: веревка с красными флажками,  деревянные или металлические заграждения, щиты или заборы.

ПРАВИЛА! Напомнить детям, что ни в коем случае нельзя:

         Играть там, где с крыши свисают сосульки или может упасть снег!

         Подходить и трогать свисающие сосульки!

         Нельзя сосать и есть сосульки!

         Не кидайся сосулькой или снегом!

         Будь внимательным и наблюдательным!

         Умей заранее предвидеть опасность и избегать ее!

          Помимо собственной безопасности, заботиться о безопасности других

  (например, взять за руку и отвести подальше от опасного места малышей)!

3.     Напоминание детям о том, что нельзя облизывать и есть сосульки.

С крыши свесилась сосулька,

С виду вкусный леденец!

Заработает ангину.

Если съест ее глупец!

4.     Задание:

  На улице - помочь дворнику посыпать скользкие дорожки песком.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Беседа «Песок может быть опасным»

Цель: показать ребенку, что игры с песком могут быть опасными: нужно быть внимательным и следить, чтобы песок не попал в глаза, рот, нос, одежду, голову.

Материал: 2 куклы, доктор Айболит, игрушки и пособия для игры с песком.

Ход беседы:

Приходят 2 куклы. Играют с песком и все время балуются: кидаются  друг в друга  песком и попадают в глаза (Приходится обращаться  к доктору Айболиту и лечить их); копают ямку слишком резво и попадают на голову и пачкают волосы - приходится мыть; захотели посмотреть, как течет сухой песок, поднимали руки слишком высоко и попали песком в рот, в нос (а в песке могут жить микробы - можно заболеть или задохнуться),  запачкали одежду друг друга - вся одежда в песке, грязная.

И другие ситуации.

Дети обсуждают каждый раз ситуацию и делают выводы (учат Неумеек)– как надо правильно вести себя, чтобы не приключилась беда,  и запоминают

ПРАВИЛА:

 Не кидаться  песком, не разбрасывать его, играть осторожно, не поднимать руки с песком высоко, надо копать и строить из песка спокойно, аккуратно, не толкаться в песочнице и возле песочницы, не разбрасывать игрушки и пособия для игр с песком, пользоваться ими бережно.

 Ни в коем случае не три грязными (после игр с песком) руками глаза, лицо, вымой сначала руки.

 А если все - таки попал песок в глаза, уши, нос или рот, вымой их быстрее водой, и обязательно скажи об этом  взрослым (воспитателю).

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Беседа «Осторожно: грибы и растения на участке»

 Цель: сформировать представления детей о существовании ядовитых растений и грибов; познакомить с  растениями участка; научить различать ядовитые растения и грибы, дать знания о том, что ядами этих растений человек может отравиться; воспитывать бережное отношение ко всем грибам и растениям.

Материал: картинки «Съедобные и несъедобные грибы», «Растения и травы», «Ягоды».

Ход беседы:

1.      Игра «Распутай путаницу»

На столе лежат картинки, на которых нарисованы отдельные части растений, детям предлагается их соединить.

2.      Можно показать детям на картинке ребенка, который лежит в больнице. Попросить обсудить, что с ним могло произойти. Подвести к мысли, что трогать и брать в рот незнакомые растения и грибы опасно.

3.      Беседа

Спросить у детей, какие растения на участке нашего д/с им знакомы.

Обсудить с детьми, какие части есть у растений, на что похожи, названия, прочесть стихи или загадать загадки. Обсудить с детьми, чем может быть опасно растение или гриб.

- У некоторых детей есть привычка - покусывать или жевать любую травинку. Это очень вредная привычка. Дети должны запомнить, что стебли, листья, цветы и ягоды многих растений ядовиты и могут нанести непоправимый вред здоровью

Но любые грибы, как растения и животные, нуждаются в бережном отношении человека, в охране.

4.Рассматривание гербария, плакатов и энциклопедий

5. Обыгрывание проблемной ситуации

Нашел большой, красивый гриб, что с ним делать?

5.Запомнить ПРАВИЛА:

 Запомните!

Лучшее средство защиты от ядовитых растений - не трогать ни один цветок, ни один кустарник, если они тебе не знакомы, потому что опасным может быть даже прикосновение к ядовитым растениям: это может вызвать ожог кожи с пузырями и трудно заживающими ранами. Сбор грибов - увлекательное занятие. Но бывает и так, что грибы растут не только в лесу, но и в городе, в парке и на участке д/сада.

             Запомните!

Грибы в городе, даже если они и съедобные, опасны. Они содержат много нитратов, поглощают выхлопные газы, радиацию. Поэтому, встретив гриб на участке д/сада - не трогайте его, а покажите воспитателю, родителям.

Если вы все- таки потрогали растение или гриб, обязательно нужно вымыть руки с мылом.

6. Д/игра  «Съедобное – несъедобное»

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ

ОГЛАВЛЕНИЕ Введение…………………………………………………………………………

ОГЛАВЛЕНИЕ Введение…………………………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ Развитие диалогических умений дошкольников - важная и сложная тема в современной дошкольной педагогике

ВВЕДЕНИЕ Развитие диалогических умений дошкольников - важная и сложная тема в современной дошкольной педагогике

Беседа выявляет то, насколько велика у детей потребность выражать свои мысли, как развивается их язык, если тема беседы соответствует их интересам и уровню развития

Беседа выявляет то, насколько велика у детей потребность выражать свои мысли, как развивается их язык, если тема беседы соответствует их интересам и уровню развития

Глава I. Теоретические основы использования бесед для развития диалогических умений у дошкольников 1

Глава I. Теоретические основы использования бесед для развития диалогических умений у дошкольников 1

А. В. Чулкова диалогическим умениям дает следующее «это основная форма речевого общения, в ней зарождается связная речь и монологическая речь» [26]

А. В. Чулкова диалогическим умениям дает следующее «это основная форма речевого общения, в ней зарождается связная речь и монологическая речь» [26]

Диалогические умения отличаются непроизвольностью, реактивностью

Диалогические умения отличаются непроизвольностью, реактивностью

В контекстной речи, в отличие от ситуативной, ее содержание понятно из самого контекста [6]

В контекстной речи, в отличие от ситуативной, ее содержание понятно из самого контекста [6]

В ходе диалогической речи каждому из участников контакта приходится решать целый ряд задач психологического характера, а именно: « - помнить все предыдущие беседы с партнером,…

В ходе диалогической речи каждому из участников контакта приходится решать целый ряд задач психологического характера, а именно: « - помнить все предыдущие беседы с партнером,…

Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт как с взрослыми, так и со сверстниками

Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт как с взрослыми, так и со сверстниками

Роль бесед при развитии диалогических умений у дошкольников

Роль бесед при развитии диалогических умений у дошкольников

Беседа выявляет то, насколько велика у детей потребность выражать свои мысли, как развивается их язык, если тема беседы соответствует их интересам и уровню развития

Беседа выявляет то, насколько велика у детей потребность выражать свои мысли, как развивается их язык, если тема беседы соответствует их интересам и уровню развития

Вопросы методики беседы освещались неоднократно в педагогической литературе в разное время и с разных позиций

Вопросы методики беседы освещались неоднократно в педагогической литературе в разное время и с разных позиций

Правильно определить место беседы в воспитательно-образовательном процессе детского сада - серьезная проблема, которая требует своего решения

Правильно определить место беседы в воспитательно-образовательном процессе детского сада - серьезная проблема, которая требует своего решения

Таким образом, беседа как метод обучения - это целенаправленный, заранее подготовленный разговор педагога с детьми на определённую тему

Таким образом, беседа как метод обучения - это целенаправленный, заранее подготовленный разговор педагога с детьми на определённую тему

Глава II. Применение бесед в образовательной деятельности для развития диалогических умений у дошкольников 2

Глава II. Применение бесед в образовательной деятельности для развития диалогических умений у дошкольников 2

Итоговая, или обобщающая, беседа проводится с целью систематизации знаний, их дальнейшего углубления и осознания

Итоговая, или обобщающая, беседа проводится с целью систематизации знаний, их дальнейшего углубления и осознания

Важно, чтобы дети имели достаточно впечатлений, живого опыта по предлагаемой теме, чтобы накопленный материал будил положительно-эмоциональные воспоминания

Важно, чтобы дети имели достаточно впечатлений, живого опыта по предлагаемой теме, чтобы накопленный материал будил положительно-эмоциональные воспоминания

Окончание беседы - кратко по времени, подводит к синтезу темы

Окончание беседы - кратко по времени, подводит к синтезу темы

Беседа «По дороге в детский сад»

Беседа «По дороге в детский сад»

Беседа «Город, в котором я живу»

Беседа «Город, в котором я живу»

Цель: знать правила безопасности в зимнее время - в гололед; уметь по картинкам определять опасную ситуацию; описывать ее, и правила, которые надо соблюдать, чтобы не…

Цель: знать правила безопасности в зимнее время - в гололед; уметь по картинкам определять опасную ситуацию; описывать ее, и правила, которые надо соблюдать, чтобы не…

Кроме того, во время беседы педагог воспитывает у детей устойчивое внимание, умение слушать и понимать речь других, сдерживать непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, не…

Кроме того, во время беседы педагог воспитывает у детей устойчивое внимание, умение слушать и понимать речь других, сдерживать непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, не…

Нельзя спрашивать детей в том порядке, в каком они сидят

Нельзя спрашивать детей в том порядке, в каком они сидят

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Диалогические умения – особый вид речевой деятельности, функции которой реализуются в процессе непосредственного общения между собеседниками в результате последовательного чередования стимулирующих и реагирующих реплик

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Диалогические умения – особый вид речевой деятельности, функции которой реализуются в процессе непосредственного общения между собеседниками в результате последовательного чередования стимулирующих и реагирующих реплик

В беседах есть возможность повторно воспроизвести то, что дети наблюдали ранее

В беседах есть возможность повторно воспроизвести то, что дети наблюдали ранее

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

А. И. Герцена. –Л., 1941. –Т. 35:

А. И. Герцена. –Л., 1941. –Т. 35:

Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина

Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Беседа «Осторожно сосульки »

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Беседа «Осторожно сосульки »

Попросить детей подумать, какие меры предосторожности можно принять, чтобы предупредить окружающих об опасных зонах

Попросить детей подумать, какие меры предосторожности можно принять, чтобы предупредить окружающих об опасных зонах

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Беседа «Песок может быть опасным»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Беседа «Песок может быть опасным»

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Беседа «Осторожно: грибы и растения на участке»

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Беседа «Осторожно: грибы и растения на участке»

Но любые грибы, как растения и животные, нуждаются в бережном отношении человека, в охране

Но любые грибы, как растения и животные, нуждаются в бережном отношении человека, в охране
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2022