Неблагополучие многолико. Особенно тогда, когда подросток неумеет отличать главное и второстепенное, не умеет сам справляться струдностями, которые всегда имеют субъективную значимость. И тем неменее можно обозначить главные сферы значимости: семья сустойчивыми принципами, безопасностью и комфортностью (домаподростка понимают, предугадывают возникающие сложности общении с педагогами и сверстниками, живут с ним едиными целями, где его любят безальтернативно, помогают ему во всем и т. п.), школа(он занимает в среде сверстников высокий статус, одобряемый ипедагогами, посещает кружки, занят интересными делами, не имеетконфликтов с учителями и пр.), сверстники, занятые конструктивнойдеятельностью, не имеющие аддиктивных или делинквентныхпривычек. Все вместе это относится к благополучной социализации.Отсутствие хотя бы одного из факторов вызывает неблагополучие.Под неблагополучием будем понимать некомфортность, напряженность,неудовлетворенность собой, окружающими людьми и обстоятельствами.Психологически неблагополучие проявляется в опасении, беспокойстве,недовольстве, огорчении, гневе, раздражении, горе и страданиях,отчаянии и ужасе.
|
|
|
|
|
|
Оглавление Типология подростков.......................................................................... 1 Причины трудностей............................................................................. 2 Страх................................................................................................................. 3 Причины неблагополучия ребенка............................................... 4 Депресивное состояние у подростков......................................... 5 |
|
|
Депресивное состояние |
|
|
|
|
Причины возникновения депрессивных состояний подростков разные – от реакций на стрессовые ситуации до стойких страхов нарушить социальное поведение. Отмечено, что у девочек–подростков депрессивные состояния проявляются чаще, чем у мальчиков. Основные признаки депрессии у подростков: ·Апатия – равнодушие и безучастность, сильное отрешение от всего происходящего, даже от любимых и интересных вещей, людей. · Пониженное внимание и неспособность сосредоточиться. · Отсутствие аппетита (распространяется на все продукты, в том числе сладости и любимые раньше блюда). · Постоянные несильные, но навязчивые боли, преимущественно по типу ВСД – головные, сердечные, желудочны боли. · Равнодушное отношение, безответственное поведение, забывчивость. · Явное или опосредствованное выявление мыслей о смерти (прямое недемонстративное высказывание, творчество, рискованные безрассудные поступки, несущие угрозу жизни, нанесение себе увечий). · Бессонница в ночное время и гиперактивность в дневное. · Избегание общения, тяга к одиночеству. · Употребление алкоголя, курения, наркотических веществ.
|
|
|
|
|||
|
|
|
5 |
Признаки неблагополучия ребенка1. Внешний вид ребенка. Его ухоженность (чистая одежда), наличиеодежды, соответствующей сезону, сведения о стабильности питания. 2. Здоровье и безопасность: сведения об обеспечении безопасностии необходимой заботе о здоровье ребенка. Наличие травм и ссадин, хронических заболеваний, проблем с психически здоровьем, задержки психического развития. 3. Навыки самообслуживания и социальные навыки ребенка. 4. Образование. Сведения о том, посещает ли ребенок учебное заведение, как члены семьи относятся к образованию, наличие необходимых игр, учебных материалов; соответствие образовательного уровня ребенка его возрасту; способы преодоления семьей имеющихся учебных трудностей. 5. Идентичность. Сведения о том, что ребенок думает о самом себе,осознает ли историю семьи и собственное место в окружающем мире, положение и роль в семье; отождествляет ли себя со сверстниками, знает ли общественные и семейные обычаи и традиции. 6. Эмоциональное состояние. Сведения о том, каково эмоциональноесостояние и развитие ребенка. 7. Социальное развитие. Его общение со сверстниками. Социальныйстатус в группе и удовлетворенность им. Наличие поддержки различных социальных институтов. 8. Отношения в семье. Сведения о наличии/отсутствии |
|
|
Типология подросков
|
|
|
|
|
Если говорить о типологии подростковых проблем, то среди них можно выделить несколько групп:
· учебные затруднения;
· поведенческие и коммуникативные проблемы;
· трудные жизненные ситуации;
·экзистенциальные проблемы (чувство одиночества, непонятости, суицидальные мысли, страхи).
Это деление во многом является условным, поскольку зачастую проблема, предъявляемая как трудная ситуация, оказывается экзистенциальной, а за экзистенциальной кроется одна-единственная трудная ситуация |
|
|
|
|||
|
|
|||
4 |
|
|
1 |
Причины трудностей
Одна из психологических причин этих трудностей – дезадаптация, а следствие – одиночество. Сложилось мнение о том, что одиночество – удел человека пожилого возраста. Но на самом деле одиночество отмечают у дошкольника и младшего школьника, юноши и взрослого человека. Однако самыми опасными симптомы одиночества и отчуждения являются для подросткового возраста, потому что в этот период дети ищут свой путь в жизни, формируется идентичность личности, продолжается самовоспитание и поиск идеалов. Эти симптомы свидетельствуют о невозможности личности быть активной, взросление проходит по лабиринтам изоляции, что отчуждает подростка от участия в своем мироустройстве. И если родители ведут неправедный образ жизни или мало занимаются своими прямыми обязанностями, то подростки испытывают сильную фрустрацию от непонимания взрослых и сложных отношений со сверстниками. Невозможность преодолеть одиночество и покинутость приводят к суицидальным намерениям.
|
|
|
СтрахЕщё одно из проявлений эмоционально–волевой деятельности подростков – тревоги и страхи, которые они испытывают в определенных жизненных ситуациях. Высокий уровень тревожности и напряженности проявляются в нестабильности эмоционально неадекватных реакциях, страхах. Страх – это психическое состояние преувеличенной (иногда адекватной) опасности. Страх сопровождается выработкой корой надпочечников норадреналина. Как известно, норадреналин понижает жизненный тонус, приводит к пассивности, оборонительным реакциям и вызывает стремление к безопасности. С одной стороны, стремясь к безопасности человек становится более осторожным в сложных, опасных для существования ситуациях. С другой – необоснованная тревога и страх мешают, приводят к нестабильности, личность дезорганизуется и неспособна контролировать себя, происходят изменения в поведении и деятельности.
|
2 |
|
|
3 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.