Использование диалоговой технологии на уроках литературы
Оценка 4.7

Использование диалоговой технологии на уроках литературы

Оценка 4.7
Работа в классе
docx
русская литература
СCУЗ, ВУЗ
04.04.2021
Использование диалоговой технологии на уроках литературы
статья использование диалоговой технологии.docx

Диалоговая технология как средство активизации восприятия художественного текста.

       Технология диалогового обучения дает возможность педагогу строить процесс обучения и воспитания на основе диалога, превращая урок в пространство эффективного общения. При такой работе в классе приоритетными становятся такие качества как взаимоуважение, взаимопонимание, взаимообогащение, взаимодополнение, взаимоподдержка.

     Большое значение в диалоге имеет равноправное общение и диалогическая позиция учителя, то есть терпимое отношение ко взглядам учащихся, готовность принять взаимоисключающие точки зрения на проблему и найти коллегиальное решение с учётом доказательности и аргументированности позиций участников диалога, а также жизненный опыт учащихся как источник проблем для обсуждения. Это создаёт условия для свободного обмена мнениями, идеями в обстановке живого обсуждения, каждый ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность.

    В подростковом возрасте более всего важно удовлетворить потребность ребят в общении. Такую возможность даёт диалоговая технология.

Приведу примеры применения диалоговой технологии на уроках литературы в 7 классе.

Для «завязки» дискуссии на итоговом уроке, посвященном повести Горького «Детство», привожу высказывания о роли этой поры на жизнь и творчество писателя. 

Л.Толстой: “Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений”.

 

Ф.Достоевский: “Знайте, что нет ничего выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, вынесенное из детства, из родительского дома”.

 

В.Распутин: “Я уверен, что писателем человека делает детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать всё то, что даёт ему потом право взяться за перо”

         В результате обсуждения приходим к выводу, что как бы ни были тяжелы «свинцовые мерзости» жизни, не погрязнуть в них помогают светлые люди и настоящие книги.

По теме «Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье» по рассказу И.А. Бунина «Цифры».

На этапе осмысления текста после чтения применила технологию дискуссии.

       Класс делила на две группы.

Группа № 1 получила задание отстоять правоту дяди.

Группа № 2 – оправдать поступки племянника Жени.

(Задания довольно провокационные, так как учащимся очевидна неправота каждого).

      1 группа говорит о том, что дядя – взрослый человек, может устать, может планировать другие дела и не иметь времени на племянника и, исходя из мудрого правила «Вредно баловать детей» отказывает ему в просьбе показать цифры. Целиком оправдать поведение дяди дети не могут. В результате приходят к выводу, что дядя поступает некрасиво. Он пользуется тем, что старше, и обманывает любимого племянника. Понимая, что сам неправ, дядя теряет самообладание: «в бешенстве вскочил», «рявкнул во все горло», «дернул за руку», «с наслаждением шлепнул», «вытолкал из комнаты».

         2 группа жалеет Женю, ведь его обманул и проигнорировал родной и любимый человек! Конечно, разочарованный ребенок бунтует: «Ну, хорошо же, дядька, – пригрозил ты дерзко и весело. – Помни ты это себе». А далее грохот стульев и удалые крики…

Вопрос обеим группам: что могли сделать дядя и племянник, чтобы не поссориться?

        1 группа. Дядя должен был сказать правду о том, что ему сей момент не хочется заниматься племянником. А лучше (ведь они договорились накануне) исполнить данное обещание и показать цифры. Так должен делать взрослый человек.

        2 группа. Женя поступил по-взрослому «стал деликатным», «смирился». Конечно, он устроил скандал и шум, расстроил маму и бабушку, но как ещё он мог показать, что он несправедливо обижен? Теперь он может думать, что, когда он станет взрослым, ему будет разрешено обманывать детей. Но, возможно, если запомнит этот случай, сможет поставить себя на место ребёнка и не обманет его.

        Вывод в результате обсуждения обе группы сделали такой: сила каждого человека в правде. Иногда трудно признаться в своих слабостях (например, лени), но ложь и утаивание правды ведут к конфликтам и непониманию. Так самые любящие друг друга люди страдают по своей же вине.

Сила человека ещё и в том, чтобы сделать шаг навстречу, поставить себя на место другого и примириться.

Таким образом, уроки литературы, построенные с применением диалоговой как уроки «человековедения» обладают огромным потенциалом для нравственного развития школьников, так как дают возможность учиться чувствовать, сопереживать, «примерять на себя» обстоятельства, таким образом формируя нравственный и эмоциональный опыт растущего человека.


 

Скачано с www.znanio.ru

Диалоговая технология как средство активизации восприятия художественного текста

Диалоговая технология как средство активизации восприятия художественного текста

По теме «Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье» по рассказу

По теме «Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье» по рассказу

Таким образом, уроки литературы, построенные с применением диалоговой как уроки «человековедения» обладают огромным потенциалом для нравственного развития школьников, так как дают возможность учиться чувствовать, сопереживать,…

Таким образом, уроки литературы, построенные с применением диалоговой как уроки «человековедения» обладают огромным потенциалом для нравственного развития школьников, так как дают возможность учиться чувствовать, сопереживать,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2021