«Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 28.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр.
Иконка файла материала 000087.pptx

Самообразование педагога.

Воспитатель:
Новикова Е.М
МБДОУ « Детский сад № 65»

Тема:
«Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Дата начала работы над темой: 03.09.2018г.
Предполагаемая дата окончания работы: 31.05.2019г.

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.
Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В.А.Сухомлинский

Актуальность выбранной темы.

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.
Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка.
Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс
решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.

Цель и задачи:

Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.
Задачи:
проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
составить  подборку дидактических  игр, заданий  игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;
использовать разработанный материал на занятиях  математики с детьми дошкольного возраста;
активно воздействовать на всестороннее развитие детей:
обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).

Этапы разработки:

1. Изучение литературы по теме.( сентябрь – май)
В течение года изучить необходимую методическую литературу, а так же статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет источников.
2. Составление картотеки дидактических игр по математическому развитию для детей дошкольного возраста (в течение года).
3. Создание предметно-развивающей среды в группе (уголок познавательного развития).
4. Распространение позитивного педагогического опыта в ГМО. « Технологии, методы и способы ФЭМП с учётом реализуемогоУМК» (ноябрь)
5. Работа с детьми.
6. Работа с детьми.

Ожидаемый результат:

активизация познавательного интереса дошкольников;
развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;
формирование элементарных математических представлений.

Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:

Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста
Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств
Все психологические новообразования берут начало в игре
Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике
Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов


Таким образом, дидактические игры играют огромную роль в воспитании и обучении ребенка – дошкольника.
 

Значение дидактических игр в развитии детей

Игры на количество и счет

Учить свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.
Помочь усвоить порядок следования чисел натурального ряда, упражнять в прямом и обратном счете.
Развивать у детей внимание, память, мышление.

"Какой цифры не стало?«
"Сколько?«
"Путаница?«
"Исправь ошибку«
"Убираем цифры«
"Назови соседей»
"Считай, не ошибись!"
"Задумай число«
"Число, как тебя зовут?«
«Который по счету«
«Что изменилось«
"Кто первый назовет, которой игрушки не стало?"

Игры на величину

Учить детей сравнивать предметы по величине (размер, длина, высота, ширина), используя слова: шире – уже, длиннее - короче, выше - ниже, больше – меньше. Учить путем наложения и на «глаз» сравнивать контрастные предметы.Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать предметы по величине.

«Большой - маленький»
«Кто быстрей»
«Кукла идет в гости»
«Кто скорее соберет?»
«Найди пару»
«Разложи по размеру»
«Чудесный мешочек»

Игры на ориентировку в пространстве и во времени

Расширить и закрепить представления детей о частях суток и их последовательности.
Помочь детям овладеть пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко.
Научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию.
Упражнять детей в овладении умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.
Учить употреблять слова для обозначения положения предметов.
«Закончи предложение»
«Назови соседей»
«Справа от куклы стоит заяц, слева от куклы - пирамида»
«Найди похожую»
«Расскажи про свой узор»
«Что где находится?»
«Художник»
«Путешествие по комнате» и многие другие игры.

Игры с геометрическими фигурами

Закрепить знания о форме геометрических фигур.
Развивать внимание, память, мышление и воображение у детей.
Учить детей анализировать свои фигуры.
Находить сходства и различия геометрических фигур.
«Найди похожее"
«Найди свой домик»
«Что лишнее»
«Геометрическая мозаика»
«Чудесный мешочек»
«Составь узор»
«Дорисуй фигуру»
«Танграм»
«Колумбово яйцо»
«Игры с счетными палочками»

Работа с родителями.

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.
В течение года
Проведение индивидуальных консультаций и бесед.
В течение года
Консультация на тему: «Дидактические игры для обучения математике дошкольников» (
Октябрь
Проведение консультации для родителей на тему «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста».
Ноябрь
Консультация «Обучение дошкольников математике в условиях семьи».
Декабрь
Формирование математических способностей у дошкольников. Способы и формы работы».
Январь
Индивидуальная консультация на тему: «Ориентировка в пространстве относительно предмета»
Февраль
Папка-передвижка «Математика в жизни ребенка»
Март
Рекомендации: «Формируем пространственные представления»
«Как научить детей определять свойства предметов».
Апрель
 

Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Л. В. Артемова. – М.: Просвещение, 1992.
Игровые занимательные задачи для дошкольников Михайлова З.А..-Москва, 1985.
Веракса Н.Е. и др. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Издательство: Мозаика-Синтез, 2010г.
«Ступеньки творчества или развивающие игры» Б.П. Никитина.
Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Сост. А.К. Бондаренко, А.И.Матусик. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1983.
Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - Под ред. А.А.Столяра. - М.:Просвещение, 1991.
Данилова,В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. – М.:Просвещение, 1987.
Дидактические игры и упражнения но сенсорному воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада. - Под ред. Л. А. Венгера. 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Просвещение, 1998.
«Развиваем восприятие, воображение»- А. Левина.
В. Волина «Весёлая математика»- Москва,1999г.
Метлина Л.С. Математика в детском саду: пособие для воспитателя дет.сада. – 2-е изд, перераб. / Л.С. Метлина. М.: Педагогика, 1984.
 
 

Литература по теме:

Вывод

Дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей. Они повышают эффективность педагогического процесса, способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.