Использование дополнительных исследовательских и творческих заданий на уроках литературы как технология реализации ФГОС в общеобразовательной школе
Оценка 4.8

Использование дополнительных исследовательских и творческих заданий на уроках литературы как технология реализации ФГОС в общеобразовательной школе

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
русская литература
СCУЗ, ВУЗ
25.03.2023
Использование дополнительных исследовательских и творческих заданий на уроках литературы как технология реализации ФГОС в общеобразовательной школе
Использование дополнительных исследовательских и творческих заданий на уроках литературы как технология реализации ФГОС в общеобразовательной школе Методы и приемы использования дополнительных творческих заданий на уроках литературы в школе, примеры уроков, с использованием данных методов и приемов
метод работа.docx

 

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение Бортсурманская средняя школа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема : «Использование дополнительных исследовательских и творческих заданий на уроках литературы как технология реализации ФГОС в общеобразовательной школе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель русского языка и литературы

МОУ Бортсурманская СОШ

Кичеева Елена Владимировна

Стаж работы: 16 лет

Квалификационная категория: высшая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Цель: использовать дополнительные исследовательские и творческие задания на уроках литературы для повышения уровня метапредметных компетенций, надпредметных и личностных результатов универсальных учебных действий учащихся в общеобразовательной школе.

        Задачи:

-ввести дополнительные исследовательские задания на уроках литературы;

-применить задания, разработанные с учетом индивидуальных способностей школьников;

-повысить уровень  обучения путем повышения надпредметных компетенций учащихся;

-корректировать личностные компетенции учащихся посредством использования творческих заданий на уроках литературы.

1.Актуальность темы семинара

В связи с тем, что одной из важнейших задач, стоящих пред современной системой образования( с опорой на «Стратегию развития и воспитания в Российской Федерации до 2025 года), является воспитание высоконравственной, гармонично развитой личности, имеющей активную жизненную позицию, встает вопрос о поиске наиболее эффективных методов педагогической деятельности, отвечающих целям и задачам, поставленным перед общеобразовательной школой. Для достижения поставленных целей и задач необходимо, на мой взгляд, использование исследовательских и творческих заданий в рамках уроков, в моем случае в рамках уроков  литературы.

2.Теория вопроса

2.1.Исследовательские задания –   Использование исследовательских  заданий имеет следующие  цели: развитие аналитического мышления, умения видеть логические взаимосвязи между фактами, развитие навыков порождения информации путем анализа материала (первоисточника), подготовка к индивидуальной исследовательской работе.

 

Обращаясь к теории вопроса, следует обратиться к трудам методистов, работавших над спецификой уроков литературы и методов преподавания предмета.

Петербургский методист профессор М.Г. Качурин посвятил теме исследовательской деятельности на уроках литературы книгу «Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы». В школьной исследовательской деятельности собственно открытия не происходит. Но это не значит, что ученик и учитель не открывают ничего нового. Конечный результат – собственная интерпретация литературного материала (темы, проблемы), новый взгляд на художественные произведения.

Н.И. Кудряшов  разработал   классификацию на определении уровня самостоятельности школьников в ходе изучения произведения. Выделяет, как основополагающие, методы исследовательской деятельности, один из которых исследовательский метод, в его классификации этот метод игнорирует эмоционально- образное постижение произведения, предложенное Никольским, однако, он так же выделяет и метод творческого чтения, классифицируя его как эмоционально- образное интерпретирование произведения. При изучении произведения Н.И.Кудряшов ставит задачу: понимать произведение как художественное единство, акцентируя внимание на том , что это очень сложное умение, требующее размышления, анализа и синтеза(типология уроков литературы).

В.Г.Маранцман ,группируя приемы,  исходит из их учебной функции, в связи с чем к приемам постижения авторской позиции  он относит : изучение композиции; изучение художественной речи; коментарии различных видов; со­поставление художественного произведения с его реальной основой; сопоставление разных редакций, вариантов текста; сопоставление данного произведения с другими произведениями автора; сравнение произведений разных писателей или отдельных элементов художественных текстов

 2.2. Творческое задание - это поручение человеку осуществить такую деятельность, которая бы раскрыла его субъективные созидательные возможности  и привела к образованию им уникального продукта.

В классификацию творческих заданий в пособии «Методика преподавания литературы» под редакцией В.Г.Маранцмана  и О.Ю.Богдановой включены следующие виды творческих заданий: досказывание произведения, иллюстрирование произведения.

        В систему приемов выявления и активизации сотворчества читателя  В.Г.Маранцман включает: выразительное чтение; творческие пересказы; устное словесное рисование; составление киносценария; инсценирование. Он старался отразить специфику литературы как предмета и как признак определял «общение» учащегося с литературным произведением и с действительностью.

      Понятие интерпретация так же лежит в основе специфики Ионина, он предлагает  ориентироваться на индивидуальные особенности школьников и выбирать методы, исходя из этого.

     Изучив и систематизировав методические работы по преподаванию литературы, я разработала систему заданий для использования на уроках литературы базового уровня в общеобразовательной школе.

   3. Обоснования для ведения дополнительных заданий на уроках литературы (Анализ системы исследовательских и творческих заданий в  УМК под редакцией В.Я.Коровина ).

   Необходимость использования дополнительных заданий ( не включенных в УМК) возникла в связи с тем, что в учебнике под редакцией В.Я.Коровина система исследовательских и творческих заданий, на мой  взгляд, представлена скупо.  Задания, к биографической статье, носят, как правило, репродуктивный характер. Вопросы к тексту не всегда выстроены в логической последовательности, ориентированы на работу над идейно-тематическим содержанием, вопросы, позволяющие вести разговор о герое, носят этический характер. Практически отсутствуют задания, которые помогают ученикам понять, как рождается, как создаётся художественный образ, как “работает” слово в тексте. Именно поэтому теоретико-литературные понятия вводятся “за текстом”, во многом определяя и путь работы над произведением на уроке — от темы и идеи к художественным особенностям. Сильной стороной предложенной системы является обязательное наличие среди них вопросов и заданий, помогающих соотнести произведения разных видов искусств. То есть сравнение литературного произведения с его художественной интерпретацией представлено, хотя лишь с живописью. Безусловно, проза в этом учебнике явно превалирует над лирикой, да и вообще, разделы, посвящённые поэзии и особенно лирике очень «скупые» — они сопровождаются минимальным количеством вопросов и заданий, к тому же однотипных. В учебнике для 9 класса имеется ряд вопросов, в основе которых лежит понимание  авторской позиции путем анализа биографии( к поэме «Мертвые души»), однако этого не достаточно и изучение произведения в контексте исторической справки, биографии автора следует вводить, конечно же с учетом возрастных особенностей на более раннем этапе. Интерпретирование- необходимое условие развития творческих способностей детей, вырабатываемое при выполнении творческих заданий, так же необходимо развивать путем использования на уроке творческих заданий. Все это ставит перед учителем задачу: введение дополнительных заданий, ориентированных на развитие творческих, исследовательских способностей учащихся.

 

4.Из опыта работы

 Исследовательские задания на уроках литературы направлены на активизацию анализа художественного произведения путем постановки проблемного вопроса (в рамках урока)    Освоение теории и практики вопроса исследования, участие в индивидуальном творческом поиске с учетом возрастных особенностей школьников может происходить следующим образом:

- 5-7 классы: приобретение простейших знаний, умений и навыков для выполнения исследовательской работы; обучение основам самостоятельной деятельности, развитие нестандартного мышления. Своеобразие творческой линии обучения в данном возрасте заключается в определенном встречном движении художественного и публицистического творчества. Например: общая тема «Роль портрета в раскрытии характера литературных героев», а исследования выстраиваются по художественным произведениям, изучаемым в этот период;

 

-8-9 классы: углубление знаний по методике исследования и обработке результатов, выполнение самостоятельных исследований и заданий творческого характера. Усложняются формы исследовательской работы, увеличивается их объем. Работа приобретает все более ярко выраженный научный характер. В процессе практической читательской работы внимание учеников акцентируется на средствах и способах работы автора. Например: «Герой в оценке автора в эпическом и драматическом тексте».

    С учетом программы можно предложить следующие типы исследовательских заданий на уроках литературы:

 -оценочный анализ поступков героев (5-6 класс), например,  «Что такое хорошо? Что такое плохо?», по мотивам русских народных сказок,  (начинаем с исследования поступков );

  -анализ образа героев путем сопоставления с собой (с опорой на жизненный опыт детей)(5-9 классы); например, в 6 классе  тема задания: « Что значат «муки совести? » (по повести К.Г.Паустовского «Конь с розовой гривой».

-изучение произведения в контексте критической литературы (5-9); 9 класс  «Образ  «милой Тани» в русской критике»( идеал пушкинской героини)

-исследование произведения путем определения языковых особенностей текста и средств художественной выразительности (5-9); «В „Слове... “ много простора, движения, звуков, красок»( по «Слову о полку Игореве»);

-изучение авторской позиции путем выявления предпосылок ее формирования(8-9 классы), например, «2 и 3 том поэмы «Мертвые души»- предпосылки авторской позиции» (изучение биографии автора, исторических и общественных предпосылок создания произведения, их сопоставление с содержанием произведения).

  Последовательно формируем понятия: от умения разграничивать плохие и хорошие поступки до умения анализировать и определять смысл человеческой жизни и предназначения человека, формируется качества, определяющие нравственные аспекты личности и способствующие ее социальной адаптации.

      Исследовательские задания данного типа выполняются   в рамках уроков литературы,  проводится обучающимися как индивидуально (8-9);  так и в группах(5-9 классы), происходит деление обязанностей при исследовательской работе, которое осуществляется  в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка  и его способностей.

В начале  урока ставится проблема, создается проблемная  ситуация – затем проводиться исследовательская работа ( метод поисково- исследовательский, сравнительный).

После выполнения задания  обсуждение полученных результатов, выбирается один выступающий, который знакомит класс с работой группы, дети из второй группы задают интересующие их вопроса.

      При  выполнении исследовательских заданий  дети работают как с текстом художественного произведения, так и с критической литературой. В обоих случаях следует учитывать возрастные особенности детей: при работе с текстами произведений:

-учащимся 5-6 классов предлагается готовый отрывок, указанный учителем,  им нужно найти эпизод, в котором раскрывается та или иная тема, используем поисковый метод, затем переходим к анализу эпизода.

- учащимся 7-8 классов усложняем задачу – ищем эпизод, в котором выражена главная проблема текста (мысль), то есть учащиеся должны уметь определить проблему произведения.

-  исследовательская работа обучающихся 9 классов предполагает самостоятельный анализ текста, выявление проблем и определение  авторской позиции, учащимся  предлагается исследование авторской позиции, в данном случае используется сопоставительный метод (сопоставление с фактами биографии), аналитический (выявление предпосылок формирования данной позиции автора),  ученики могут соглашаться или не соглашаться с позицией автора , аргументируя свой ответ.

Работа с критической литературой  также предполагает различный уровень сложности поставленной задачи, в зависимости от возраста обучающихся :

- для учащихся 5-7 классов я предлагаю   изучение одного источника, используем в данном случае аналитический метод исследования.

   Для учеников этого возраста я предлагаю уже готовые фрагменты, выдержки из статей,  заранее обработанные мной.

Для учеников 8-9 классов работа с критической литературой заключается в самостоятельном поиске информации ( в качестве домашнего задания) : для обучающихся 8 классов мной указывается источник ( имя критика и название статьи), обучающиеся 9 класса занимаются поиском информации самостоятельно : указывают источник, сопоставляют различные точки зрения, используя сопоставительный метод, таким образом на уроке исследовании возможны  спорные вопросы, так как дети могли выбрать разные статьи для работы и анализа.

В пример можно привести исследование по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»: исследуем образ Татьяны Лариной ( по изучению романа «Евгений Онегин» я изучила работы : « Место и роль литературно-критических статей в анализе произведения» H.A. Демидова. М.: Просвещение, 1964; А.B. Жуков « Пушкин в школе: современное прочтение» Владивосток: Изд. Дальневосточного унсттитута, 1999).
    тема исследования:

« Образ «милой Тани» в русской критике», на подготовительном этапе  (в качестве домашнего задания учащиеся 9 класса подготавливают  критическую литературу, статьи Д.И. Писарева, В.Г.Белинского, указанные учителем) на уроке,  мы приходим к заключению о спорных точках зрения и можем предложить каждой группе подобрать доводы в подтверждение позиции одного из критиков или же  в   опровержение ее : как правило Татьяна - это героиня, вызывающая симпатию школьников, поэтому, ученикам близка точка зрения  В.Г. Белинского, который высоко оценил образ Татьяны как «исключительной, гениальной натуры с трагической судьбой».  И соответственно, например, точка зрения  Д.И. Писарева, иначе интерпретирующего характер Татьяны: его воспроизведение пушкинских героев носит искаженно-шаржированный характер. Критический анализ этих образов в статьях Писарева уступает место созданию злых карикатур на типичных представителей дворянской и мещанской среды 1860-х годов: Татьяна превращается при этом в своеобразную "кисейную барышню" с глупыми мечтами, предрассудками и мещанской манерой выражения. Такая интерпретация  вызывает возмущение учащихся и, конечно же, непреодолимое желание  доказать свое несогласие с точкой зрения  Писарева.

 Подводя учеников к теме исследовательского задания можно начать его с зачитывания отрывка из произведения: «Она любила на балконе/Предупреждать зари восход/Когда на бледном небосклоне/Звезд исчезает хоровод/И тихо край земли светлеет/И, вестник утра, ветер веет/И всходит постепенно день//Зимой, когда ночная тень/
Полмиром доле обладает/И доле в праздной тишине/При отуманенной луне/
Восток ленивый почивает/В привычный час пробуждена/Вставала при свечах она//».Предлагаем детям рассмотреть точку зрения критиков, с опорой на статьи, над которыми они работали дома. Определяем две противоположные точки зрения и предлагаем, при работе в группах рассмотреть точку зрения  каждого из критиков, работая с текстами статей и текстом романа, доказать или опровергнуть ее.

После озвучивания результатов работы и защиты точки зрения каждой группы, можно предложить ребятам создать совместный буклет «Образ Татьяны Лариной».

    В результате  исследования, дети доказывают, что  Татьяну смело можно  назвать идеалом русской женщины, воспроизведённым поэтически. Таким образом, у детей формируется представление о том, какими качествами должна обладать девушка, женщина - формируется  поведенческая позиция учащихся.

      Любое исследование начинается с постановки проблемного вопроса или создания проблемной ситуации: в своей работе я применяю несколько способов постановки проблемного вопроса:

-учащимся предлагается фраза или цитата,  исходя  из содержания которой,  дети формулируют тему урока- исследования. Например,  урок  внеклассного чтения : « Проблема нравственного выбора в произведениях о Великой Отечественной войне» (9), который я провожу по двум произведениям: «В списках не значился» и «А зори здесь тихие…», в качестве вступительной была взята фраза и Евангелие: «Нет аще той любви, яко кто положит душу свою за  други своя..», исходя из содержания данного высказывания ученики приходят к теме самопожертвования как величайшей степени проявления любви к ближнему, к Родине. Далее предлагаю им рассмотреть (исследовать) как раскрывается данная тема в произведениях Б.Васильева и В.Быкова. На этом уроке работает  две исследовательские группы, каждая из них изучает одно из произведений (в данном случае желательно  объединение уроков в пару). Здесь мы обошлись без критической литературы, анализ был выстроен на эмоциональном, личностном восприятии текста через читательский и жизненный опыт  учеников.

 Группа, работающая над произведением «А зори здесь тихие..», изучает судьбу каждой из героинь: «как складывалась жизнь до войны?», «почему девушка приняла решение пойти на фронт?», так же ребята анализируют сцены смерти девушек, и, соответственно, пришли к выводу о том, что каждая из них сделала осознанный выбор.

Произведение «В списках не значился» ученики рассматривают     как «произведение  о герое», анализируя текст , в первую очередь, обращают внимание на эпизод выхода героя к немцам. В ходе  исследования  ребята рассматривают: «жизнь героя до войны», таким образом дети  приходят к выводу, что отстаивать крепость до конца, ценой жизни - личный и осознанный выбор героя.

Второй вариант постановки темы исследования на уроке - определение темы и проблемы урока  через образы-картинки, что более актуально  для обучающихся  5-7 классов, в связи с их возрастными особенностями, обучающиеся в этом возрасте с большим интересом реагируют на красивые картинки. В 5 классе на уроке , посвященном русским народным сказкам, можно предложить изображения сказочных персонажей на слайде, поделенном пополам: на одной половине изображение положительного героя - на другой отрицательного, предлагаем учащимся определить тему нашего исследования.

-зачитывается отрывок из произведения, и, путем анализа, выявляется проблема, поставленная в данном отрывке, на уроке по произведению «Песнь о купце Калашникове и молодом опричнике…» зачитываем  отрывок: обращение Алены Дмитриевны к мужу за защитой  и  сцену кулачного боя , затем путем анализа отрывков определяем тему урока-исследования «Что такое честь и что такое бесчестие?», дети анализируют поступки героев и отстаивают  свою точку зрения(ученики активно доказывают неправоту опричника, говорят о том, что Калашников- человек чести, принявший смерть ради того, что не было обесчещено имя его жены).

    Одна из задач,  поставленная  перед уроком литературы - формирование поведенческой компетенции учащихся, являющейся основой их успешной социализации. Исследовательские задания   наиболее продуктивны в данном направлении, так как  на стадии рефлексии ученики «примеряют» ситуации и поступки героя.

Интерес вызывают задания, требующие сопоставления себя с героем:

  -через сопоставление себя с героями произведений по принципу: как бы я поступил на месте героя?

- через сопоставление себя с героем по принципу: кто из героев мне ближе и почему?

- через анализ жизненных ситуаций (анализ жизненной ситуации героя) и его поступков. Определение мотивов поведения героя, предпосылок сложившейся жизненной ситуации.

   Например, исследовательское задание на уроке по изучению   «Слова о полку Игореве». Мы работаем над языком «Слова о полку Игореве». Исходя из фразы Шкляревского «В „Слове... “ много простора, движения, звуков, красок», дети определяют следующие направления исследования: цветовая гамма, составление спектра произведения; звуковая гамма «Слова...»; глаголы движения в «Слове...»; топонимический словарь «Слова...»; география «Слова», составление карты; психологический портрет автора «Слова».

  В работе учащиеся опираются на составленный алгоритм исследовательской деятельности.

Так же можно предложить следующие творческие задания (творческие проекты), (здесь я опиралась на классификацию Никольского «Методика преподавания литературы в школе»):

- создание обложки к произведению;

- написание продолжения произведения (с открытым финалом);

-создание сценария по произведению;

-сопоставление с фильмом по мотивам произведения(9) («Судьба человека» ) (эпизоды);

-составление плана произведения с цитированием  (иллюстрирование 5-9 класс).

 И еще один, наиболее продуктивный, на мой взгляд, метод- инсценировка отрывка из произведения( дети вживаются в образ героя, которого играют, на протяжении четырех лет в 9 классе, после выполнения исследовательского задания на уроке по произведению «А зори здесь тихие..», мы с ребятами делаем постановку отрывка из произведения (внеурочная деятельность)  и, на заключительной стадии,  обыгрываем ее. Дети очень увлечено относятся к данному заданию, мы используем реквизиты, костюмы, девочки стараются «ухватить» изюминку героини, которую они играют, мальчики заботятся о том, чтобы выглядеть «настоящим старшиной».

 Творческие задания способствуют постижению произведения через читательский  и жизненный опыт школьников.

  Наибольший интерес обучающихся, слабоуспевающих по предмету, вызывают задания с элементами  иллюстрирования, например, составление иллюстрированного плана: дети зарисовывают содержание каждой главы произведения или каждого эпизода и выписывают цитату, соответствующую рисунку, то есть основному содержанию главы или эпизода. Задания по составлению сценария вызывают некоторые затруднения у слабоуспевающих детей, так  как работа над сценарием предполагает изменение жанра произведения.

       Исследовательские задания, не смотря на то, что они выполняются в группах,  вызывают затруднения у слабых учеников. Так как каждый выполняет свои «функции», основная нагрузка по анализу текстов ложится на плечи более сильных учеников, каждый принимает участие по мере своих возможностей. Ребята, успевающие на «отлично» и «хорошо» с большим интересом и азартом работают над материалом, ученики, успевающие на «удовлетворительно» сталкиваются с трудностями аналитического характера. Поэтому, в данный момент, я ставлю задачу объединения исследовательских и творческих заданий в рамках урока. Творческие задания носят индивидуальный характер и не требуют анализа текста произведения и критической литературы. Поэтому, мы оформляем исследовательские  задания в конечный продукт, имеющий творческий выход: брошюра, альбом, памятка, которые «рисуются» вручную и дополняются цитатами из текстов художественных произведений и критических статей. «Оформителями» чаще всего являются те дети, которым сложно сделать целостный анализ текста, выводы по критическим статьям, т.е. слабоуспевающие ученики. Таким образом, мне удается вовлечь их в общий процесс исследовательской работы и ненавязчиво «заставить» прочесть произведение.

   Использование исследовательских и творческих заданий на уроках литературы способствует повышению интереса школьников к урокам, к художественной литературе в целом. Исследования дают возможность выходить за рамки материала учебника и текста произведения, давая возможность постигнуть произведение посредством эмоционально- образного восприятия, использование творческих заданий  дает возможность творческой реализации ученика, что, безусловно, является залогом увлеченности процессом изучения произведения на уроке.

      Говоря о личностных результатах, стоит отметить, исследовательские задания «сопоставляем себя с героем», «а как бы я поступил на месте героя»  способствуют формированию внутренней позиции школьников, через оценку поступков персонажей и их анализ ребята учатся анализировать свои поступки, что позволяет наблюдать повышение ориентирования на повышение моральных норм (наблюдение).

     Повышение  метапредных результаты: регулятивные умения: уже на втором- третьем уроке-исследовании у большинства ребят можно заметить повышение уровня планирования своих действий, анализа собственной деятельности, умение добывать новые знания. Увеличилось количество детей, участвующих в исследовательской работе по всем предметам в целом.

      И, конечно же, стоит отметить, выработку умения работать в группах, выполнять свою часть общего задания. Это дает детям очень хороший опыт для их последующей социализации.

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература.

1.Кудряшёв Н. И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. – М., 1981.

2.Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на yроках литературы: Книга для учителя. - М., 1988.

3.Маранцман В.Г.,Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы. - М., 1999.

4.Шутан М. И. Полифункциональность способов изучения литературного произведения в средней школе.

 


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Цель: использовать дополнительные исследовательские и творческие задания на уроках литературы для повышения уровня метапредметных компетенций, надпредметных и личностных результатов универсальных учебных действий учащихся в общеобразовательной…

Цель: использовать дополнительные исследовательские и творческие задания на уроках литературы для повышения уровня метапредметных компетенций, надпредметных и личностных результатов универсальных учебных действий учащихся в общеобразовательной…

В классификацию творческих заданий в пособии «Методика преподавания литературы» под редакцией

В классификацию творческих заданий в пособии «Методика преподавания литературы» под редакцией

Усложняются формы исследовательской работы, увеличивается их объем

Усложняются формы исследовательской работы, увеличивается их объем

Для учеников этого возраста я предлагаю уже готовые фрагменты, выдержки из статей, заранее обработанные мной

Для учеников этого возраста я предлагаю уже готовые фрагменты, выдержки из статей, заранее обработанные мной

Евангелие: «Нет аще той любви, яко кто положит душу свою за други своя

Евангелие: «Нет аще той любви, яко кто положит душу свою за други своя

Судьба человека» ) (эпизоды); -составление плана произведения с цитированием (иллюстрирование 5-9 класс)

Судьба человека» ) (эпизоды); -составление плана произведения с цитированием (иллюстрирование 5-9 класс)

Используемая литература. 1

Используемая литература. 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2023