ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Оценка 4.8

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
русская литература +2
Взрослым
30.11.2017
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА  И ЛИТЕРАТУРЫ
Урок - это основная организационная форма обучения в техникуме. Он является не только важной организационной, но и, прежде всего педагогической единицей процесса обучения и воспитания. На уроке принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят свое правильное решение и воплощаются в жизнь.
игровые технологии.docx
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА  И ЛИТЕРАТУРЫ Салимзянова Лейсян Ринатовна,  преподаватель русского языка и литературы Урок ­ это основная организационная форма обучения в техникуме. Он является не только важной организационной, но и, прежде всего педагогической единицей процесса обучения и воспитания. На уроке принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят свое правильное решение и воплощаются в жизнь. Каждый урок вносит свой специфический, свойственный лишь ему, вклад в решение задач. Урок выполняет конкретную функцию, в которой находит выражение определенная часть более крупных блоков учебного материала.  Учебные   предметы   включают   в   себя   богатые   возможности   для   духовного, нравственного,   эмоционального   и   интеллектуального   развития   студента,   развитие познавательной   и   творческой   активности,   формирования   умений   и   навыков   владения материалом. Говоря об организации процесса обучения, нельзя забывать также о нестандартных формах   организации   учебно­познавательной   деятельности   студентов   на   самом   уроке. Интенсивный   метод,   объединяющий   учебную   ситуацию   с   реальной   коммуникацией, базируется   на   высокой   мотивации.   Эта   мотивация   достигается,   в   частности, использованием игровых стимулов, включенных во все виды учебных материалов. Как   заинтересовать   студентов   изучением   предметов,   сделать   урок   любимыми, увлекательными? Ответы на эти вопросы ищут многие педагоги. Особую актуальность эта проблема приобретает в техникуме. Учеба ­ труд, и труд нелегкий.   Студент   должен   понимать,   что   все   достигается   трудом   и   что   трудиться   не просто. При   этом   педагог   должен   сделать   так,   чтобы   нелегкий   учебный   труд   приносил студенту удовлетворение, радость, возбуждал желание вновь и вновь познавать новое. Как правило,   все   студенты   с   большим   желанием   идут   в   техникум,   им   все   интересно.   Но проходит время и этот интерес к учению постепенно угасает, некоторые студенты вообще не хотят учиться. Как   сделать   урок   интересным,   увлекательным,   как   привить   ученикам   любовное, разумное   отношение   к   своему   предмету?   Эти   вопросы   занимают   многих   педагогов. Проблема   формирования   интереса   учащихся   к   учению   русского   языка   и   литературы является сейчас одной из самых актуальных для всех словесников. Не секрет, что не так уж и мало студентов, которые считают наш предмет скучным, однообразным,   потому   что   привыкли   видеть   в   нем   свод   пунктуационных   и орфографических   правил.   На   уроке   они   пишут,   находят   нужные   орфограммы,   но   эта работа не затрагивает их чувств, не вызывает интереса. Они пассивны. А что понимается под интересом? Под интересом в методическом плане мы понимаем такое эмоциональное отношение студентов к предмету, которое вызывает у них желание познать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом. Внешне это отношение выражается в пытливости, в любознательности студентов, в их внимании и активности на уроке. Но активность сама по себе, безотносительно к интересу, не может вызвать желания овладеть предметом. Здесь очень   важно   учитывать   мотивы   обучения,   опираясь   на   знания   которых,   можно   более успешно строить процесс обучения. В современной методике обучения различают внешние и внутренние мотивы учебной деятельности.   К   внешним   относятся:   желание   получить   хорошую   оценку,   обеспечить собственное   благополучие,   избежав   неприятностей   с   педагогом   и   родителями.   Среди внутренних можно выделить:  познавательный интерес к изучаемому материалу, интерес к процессу обучения, желание найти объяснение непонятным явлениям. Для постоянного интереса нужно создать временные, внешние мотивы обучения, а через   них   подойти   к   внутренним.   Толчком   к   заинтересованности   может   стать эмоциональное возбуждение студента, которое, в свою очередь, достигается с помощью стимулов. Удовлетворить   эти   стимулы   помогают   преподавателю   занимательные   формы проведения уроков (игры, игровые моменты, ролевые игры и т.д.), если на первых порах студентов   интересует   занимательная   сторона   урока,   то   в   дальнейшем   они   познают   на собственном опыте практическую пользу данного предмета. Учитывая все это, я в  своей работе решила обратиться к игровой форме организации урока.   Для   развития   познавательного   интереса   к   своим   урокам   применяю   различные средства   и   методы   обучения:   творческие,   нетрадиционные   уроки,   разнообразные   виды заданий   по   обогащению   активного   словаря;   работу   с   блок   –   схемами,   сигнальными карточками,  что помогает быстро  и  эффективно   закрепить новый  материал,  проверить степень усвоения пройденной темы, развить самостоятельность и логичность мышления.   Формы уроков и придумывать не надо – взгляните на экран телевизора: «Звездный час»,   «Умники   и   умницы»,   «Счастливый   случай»,   «Угадай   литературного   героя», «Аукцион».  Меня   интересуют   нетрадиционные   уроки.   По   мере   возможности   я   их   стараюсь проводить как урок – сотрудничество, урок – общение, урок – спектакль.   Такие уроки дают   возможность   активизировать   класс.     На   них     студент   занимает   новое   для   него положение:   он   соавтор   преподавателя   в   определенном   содержании   и   формы   занятия. Также   практикуются   уроки   –   конференции,   собрания,   встречи,   концерты,   уроки   – отповеди, уроки – посиделки, уроки – семинары, уроки – зачеты, творческие отчеты; урок – экскурсия, урок – кинопутешествие по местам жизни писателя, урок – суд. Все эти уроки вызывают интерес к изучаемому предмету. На них обеспечивается глубина и прочность знаний, действенность умений и навыков. Вырабатывается умение трудиться   самостоятельно   над   учебниками,   готовить   выступления,   свободно   и выразительно высказывать свою мысль.  Русский язык – сложный и точный предмет. Подчас очень трудно запомнить правила, орфограммы. Поэтому я широко применяю блоки – схемы только с элементами новизны – схемы отличаются от обычных несколькими штрихами, эскизностью, что дает возможность разгуляться и фантазии студентов и запомнить материал. Например Расставьте знаки препинания в данном предложении. «В первые годы жизни и в пору детства и юности и позже я был тих мечтателен не любил шумных игр и сутолоки веселых компаний пустых разговоров.» Для самоконтроля.   В алфавите проставьте порядковые номера над всеми буквами (от 1 до 33). В предложении, с которым вы работали, сосчитайте все буквы до первой запятой, затем все буквы между первой и второй запятыми, затем между второй и третьей и т.д. и, наконец, между последней запятой и точкой. Каждое полученное число – это порядковый номер буквы в алфавите. Если вы правильно расставили знаки, из вычисленных по алфавиту букв у вас сложится слово – оценка вашей работы. ОТВЕТ:       В первые годы жизни, и в пору <детства и юности>, и позже я был тих, мечтателен, не любил <шумных игр и сутолоки, веселых компаний, пустых разговоров>. 16     20    13     10    25    15      16 О      Т     Л     И    Ч      Н      О      Игра   всегда   способствует   разнообразию   урока.   Особенно   в   этом   мне   помогают пословицы, шарады и загадки, кроссворды, которые также часто включаю в урок.  Шуточный   вопрос   всегда   активизирует   ребят.   При   закреплении   темы «Фразеологизмы» спрашиваю студентов: «Что можно сделать с обыкновенным носом?» (Задирать нос, вешать нос, не видеть дальше собственного носа, остаться с носом, совать нос не в свои дела.)  Внимание   к   значению   слова   позволяет   обогатить   словарный   запас   учащихся, обеспечить осознанное овладение им, тем самым поможет языковому развитию учащихся.  Я  привела  здесь  несколько  форм  работы,  нередко  используемых  мною  на уроках русского языка. Этот перечень можно продолжить: зачет по «цепочке», составление писем к   знаменитостям,   выпуск   газет   и   т.   п..   Однако   чрезмерно   ими   увлекаться   не   стоит. Обдуманная   на   основе   учета   научно   –   методических   положений   «режиссура»   урока   и личность   преподавателя   –   вот   два   основных   фактора,   способствующих   сохранению   и развитию интереса студентов к предмету.  Урок литературы   также дает широкую возможность использовать различные игры. Есть такие темы в литературе, которые даже требуют проводить урок в игровой форме.  Очень   часто   студенты   читают,   не   останавливая   внимания   на   деталях,   увлекаясь сюжетом   произведения.   И   задерживать   внимание   на   деталях   помогает   игра,   например, такая: «Чей это портрет?», «Кто сказал о …?», «Узнайте произведение по началу?», «Из каких произведений взяты эти строки?», «Кто из персонажей и в каком произведении?», «Кому принадлежат эти слова?». Одна из главных задач литературы – развивать творческое воображение учащихся. Для   этого   существуют   специальные   приёмы,   и   этой   цели   служит   игра.   Например,   мы используем   прием   «устного   рисования»,   составляем   сценарий,   домысливаем   отдельные события, рассказываем с изменением лица. Все эти приемы творческие. Но они могут быть и   игровыми.   Для   этого   нужно   создать   игровую   атмосферу,   чтобы   заинтересовались студенты. Самый распространенный прием – рассказ с изменением лица рассказчика. Конечно, если дать студентам задание заменить лицо глаголов, местоимений, они справятся, рассказ получится. Но ведь в программу включены не случайные произведения, а такие, герои которых вызывают у них несомненные симпатии. Поэтому ребятам предлагаю «поиграть» в какого­либо героя. Например, на дом задаю задание подготовить рассказ Тихона о том, как он ездил в Москву; написать сценку «Дикой в кругу семьи»;  письмо от имени одного из героев о событиях в городе Калинове (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»), после изучения романа Замятина «Мы» даю задание составить проект своего идеального государства и подготовиться к защите. Играть на уроках литературы,  думаю, любят все,  если придать  заданиям игровой характер. Все зависит от нашего желания, от нашего отношения к делу.  Активизируют   учащихся   и   уроки­конкурсы,   уроки­КВН,   литературные   ринги. Учащиеся совершают захватывающее путешествие в мир литературного творчества, узнают множество   интересных   и   полезных   сведений,   отдыхают   и   развлекаются,   испытывают радость борьбы и наслаждений победой, сочетают нужное и полезное с приятным. Итак, игра – увлекательное занятие для преподавателя и для студента. Она помогает сделать обучение более доступным, живым, интересным. В игре студенты черпают образцы для решения новых жизненных задач, возникающих в познании, в творчестве. Именно игра способствует   иному   отношению   к   учению,   к   окружающему   миру,   повышает   уровень самостоятельности     в   процессе   овладения   знаниями.   Такая   игра   дает   возможность широкому   раскрытию   личности   ребят,   развивает   творческие   способности,   сплачивает студентов на основе общих замыслов и интересов.  Нетрадиционные   уроки  преследуют   общую   цель:   поднять  интерес   обучающихся   к учебе   и,   тем   самым,   повысить   эффективность   обучения.   Для   обучающихся   это возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, самостоятельность и совсем другое отношение к труду. Для преподавателя это возможность лучше узнать и понять учащихся, оценить их индивидуальные особенности, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе осуществлением собственных идей. Литература: 1 Страницы современной педагогики: диалог теории и практики. Под общей ред. С.М. Годника. – Воронеж: 1998, с.174­175.  2 В.А. Крутецкий. Психология.­ М.,1986, с.238­251. 3 Бажович   Л.И.   Проблема   развития   мотивационной   сферы   ребенка/   Изучение мотивации поведения детей и подростков.­ М; 1978.

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА  И ЛИТЕРАТУРЫ

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА  И ЛИТЕРАТУРЫ

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА  И ЛИТЕРАТУРЫ

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА  И ЛИТЕРАТУРЫ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.11.2017