ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Оценка 4.8
Педсоветы
docx
русская литература +2
Взрослым
30.11.2017
Урок - это основная организационная форма обучения в техникуме. Он является не только важной организационной, но и, прежде всего педагогической единицей процесса обучения и воспитания.
На уроке принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят свое правильное решение и воплощаются в жизнь.
игровые технологии.docx
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
И ЛИТЕРАТУРЫ
Салимзянова Лейсян Ринатовна,
преподаватель русского языка и литературы
Урок это основная организационная форма обучения в техникуме. Он является не
только важной организационной, но и, прежде всего педагогической единицей процесса
обучения и воспитания.
На уроке принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию
и находят свое правильное решение и воплощаются в жизнь.
Каждый урок вносит свой специфический, свойственный лишь ему, вклад в решение
задач. Урок выполняет конкретную функцию, в которой находит выражение определенная
часть более крупных блоков учебного материала.
Учебные предметы включают в себя богатые возможности для духовного,
нравственного, эмоционального и интеллектуального развития студента, развитие
познавательной и творческой активности, формирования умений и навыков владения
материалом.
Говоря об организации процесса обучения, нельзя забывать также о нестандартных
формах организации учебнопознавательной деятельности студентов на самом уроке.
Интенсивный метод, объединяющий учебную ситуацию с реальной коммуникацией,
базируется на высокой мотивации. Эта мотивация достигается, в частности,
использованием игровых стимулов, включенных во все виды учебных материалов.
Как заинтересовать студентов изучением предметов, сделать урок любимыми,
увлекательными? Ответы на эти вопросы ищут многие педагоги.
Особую актуальность эта проблема приобретает в техникуме. Учеба труд, и труд
нелегкий. Студент должен понимать, что все достигается трудом и что трудиться не
просто.
При этом педагог должен сделать так, чтобы нелегкий учебный труд приносил
студенту удовлетворение, радость, возбуждал желание вновь и вновь познавать новое. Как
правило, все студенты с большим желанием идут в техникум, им все интересно. Но
проходит время и этот интерес к учению постепенно угасает, некоторые студенты вообще
не хотят учиться.
Как сделать урок интересным, увлекательным, как привить ученикам любовное,
разумное отношение к своему предмету? Эти вопросы занимают многих педагогов.
Проблема формирования интереса учащихся к учению русского языка и литературы
является сейчас одной из самых актуальных для всех словесников.
Не секрет, что не так уж и мало студентов, которые считают наш предмет скучным,
однообразным, потому что привыкли видеть в нем свод пунктуационных и
орфографических правил. На уроке они пишут, находят нужные орфограммы, но эта
работа не затрагивает их чувств, не вызывает интереса. Они пассивны. А что понимается
под интересом? Под интересом в методическом плане мы понимаем такое эмоциональное
отношение студентов к предмету, которое вызывает у них желание познать изучаемое и
стимулирует увлечение этим предметом. Внешне это отношение выражается в пытливости,
в любознательности студентов, в их внимании и активности на уроке. Но активность сама
по себе, безотносительно к интересу, не может вызвать желания овладеть предметом. Здесь очень важно учитывать мотивы обучения, опираясь на знания которых, можно более
успешно строить процесс обучения.
В современной методике обучения различают внешние и внутренние мотивы учебной
деятельности. К внешним относятся: желание получить хорошую оценку, обеспечить
собственное благополучие, избежав неприятностей с педагогом и родителями. Среди
внутренних можно выделить: познавательный интерес к изучаемому материалу, интерес к
процессу обучения, желание найти объяснение непонятным явлениям.
Для постоянного интереса нужно создать временные, внешние мотивы обучения, а
через них подойти к внутренним. Толчком к заинтересованности может стать
эмоциональное возбуждение студента, которое, в свою очередь, достигается с помощью
стимулов.
Удовлетворить эти стимулы помогают преподавателю занимательные формы
проведения уроков (игры, игровые моменты, ролевые игры и т.д.), если на первых порах
студентов интересует занимательная сторона урока, то в дальнейшем они познают на
собственном опыте практическую пользу данного предмета.
Учитывая все это, я в своей работе решила обратиться к игровой форме организации
урока. Для развития познавательного интереса к своим урокам применяю различные
средства и методы обучения: творческие, нетрадиционные уроки, разнообразные виды
заданий по обогащению активного словаря; работу с блок – схемами, сигнальными
карточками, что помогает быстро и эффективно закрепить новый материал, проверить
степень усвоения пройденной темы, развить самостоятельность и логичность мышления.
Формы уроков и придумывать не надо – взгляните на экран телевизора: «Звездный
час», «Умники и умницы», «Счастливый случай», «Угадай литературного героя»,
«Аукцион».
Меня интересуют нетрадиционные уроки. По мере возможности я их стараюсь
проводить как урок – сотрудничество, урок – общение, урок – спектакль. Такие уроки
дают возможность активизировать класс. На них студент занимает новое для него
положение: он соавтор преподавателя в определенном содержании и формы занятия.
Также практикуются уроки – конференции, собрания, встречи, концерты, уроки –
отповеди, уроки – посиделки, уроки – семинары, уроки – зачеты, творческие отчеты; урок
– экскурсия, урок – кинопутешествие по местам жизни писателя, урок – суд.
Все эти уроки вызывают интерес к изучаемому предмету. На них обеспечивается
глубина и прочность знаний, действенность умений и навыков. Вырабатывается умение
трудиться самостоятельно над учебниками, готовить выступления, свободно и
выразительно высказывать свою мысль.
Русский язык – сложный и точный предмет. Подчас очень трудно запомнить правила,
орфограммы. Поэтому я широко применяю блоки – схемы только с элементами новизны –
схемы отличаются от обычных несколькими штрихами, эскизностью, что дает возможность
разгуляться и фантазии студентов и запомнить материал. Например
Расставьте знаки препинания в данном предложении.
«В первые годы жизни и в пору детства и юности и позже я был тих мечтателен не
любил шумных игр и сутолоки веселых компаний пустых разговоров.»
Для самоконтроля. В алфавите проставьте порядковые номера над всеми буквами
(от 1 до 33). В предложении, с которым вы работали, сосчитайте все буквы до первой
запятой, затем все буквы между первой и второй запятыми, затем между второй и третьей
и т.д. и, наконец, между последней запятой и точкой. Каждое полученное число – это
порядковый номер буквы в алфавите. Если вы правильно расставили знаки, из вычисленных
по алфавиту букв у вас сложится слово – оценка вашей работы.
ОТВЕТ: В первые годы жизни, и в пору <детства и юности>, и позже я был тих,
мечтателен, не любил <шумных игр и сутолоки, веселых компаний, пустых разговоров>. 16 20 13 10 25 15 16
О Т Л И Ч Н О
Игра всегда способствует разнообразию урока. Особенно в этом мне помогают
пословицы, шарады и загадки, кроссворды, которые также часто включаю в урок.
Шуточный вопрос всегда активизирует ребят.
При закреплении темы
«Фразеологизмы» спрашиваю студентов: «Что можно сделать с обыкновенным носом?»
(Задирать нос, вешать нос, не видеть дальше собственного носа, остаться с носом, совать
нос не в свои дела.)
Внимание к значению слова позволяет обогатить словарный запас учащихся,
обеспечить осознанное овладение им, тем самым поможет языковому развитию учащихся.
Я привела здесь несколько форм работы, нередко используемых мною на уроках
русского языка. Этот перечень можно продолжить: зачет по «цепочке», составление писем
к знаменитостям, выпуск газет и т. п.. Однако чрезмерно ими увлекаться не стоит.
Обдуманная на основе учета научно – методических положений «режиссура» урока и
личность преподавателя – вот два основных фактора, способствующих сохранению и
развитию интереса студентов к предмету.
Урок литературы также дает широкую возможность использовать различные игры.
Есть такие темы в литературе, которые даже требуют проводить урок в игровой форме.
Очень часто студенты читают, не останавливая внимания на деталях, увлекаясь
сюжетом произведения. И задерживать внимание на деталях помогает игра, например,
такая: «Чей это портрет?», «Кто сказал о …?», «Узнайте произведение по началу?», «Из
каких произведений взяты эти строки?», «Кто из персонажей и в каком произведении?»,
«Кому принадлежат эти слова?».
Одна из главных задач литературы – развивать творческое воображение учащихся.
Для этого существуют специальные приёмы, и этой цели служит игра. Например, мы
используем прием «устного рисования», составляем сценарий, домысливаем отдельные
события, рассказываем с изменением лица. Все эти приемы творческие. Но они могут быть
и игровыми. Для этого нужно создать игровую атмосферу, чтобы заинтересовались
студенты.
Самый распространенный прием – рассказ с изменением лица рассказчика. Конечно,
если дать студентам задание заменить лицо глаголов, местоимений, они справятся, рассказ
получится. Но ведь в программу включены не случайные произведения, а такие, герои
которых вызывают у них несомненные симпатии. Поэтому ребятам предлагаю «поиграть» в
какоголибо героя. Например, на дом задаю задание подготовить рассказ Тихона о том, как
он ездил в Москву; написать сценку «Дикой в кругу семьи»; письмо от имени одного из
героев о событиях в городе Калинове (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»), после изучения
романа Замятина «Мы» даю задание составить проект своего идеального государства и
подготовиться к защите.
Играть на уроках литературы, думаю, любят все, если придать заданиям игровой
характер. Все зависит от нашего желания, от нашего отношения к делу.
Активизируют учащихся и урокиконкурсы, урокиКВН, литературные ринги.
Учащиеся совершают захватывающее путешествие в мир литературного творчества, узнают
множество интересных и полезных сведений, отдыхают и развлекаются, испытывают
радость борьбы и наслаждений победой, сочетают нужное и полезное с приятным.
Итак, игра – увлекательное занятие для преподавателя и для студента. Она помогает
сделать обучение более доступным, живым, интересным. В игре студенты черпают образцы
для решения новых жизненных задач, возникающих в познании, в творчестве. Именно игра
способствует иному отношению к учению, к окружающему миру, повышает уровень
самостоятельности в процессе овладения знаниями. Такая игра дает возможность широкому раскрытию личности ребят, развивает творческие способности, сплачивает
студентов на основе общих замыслов и интересов.
Нетрадиционные уроки преследуют общую цель: поднять интерес обучающихся к
учебе и, тем самым, повысить эффективность обучения. Для обучающихся это
возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их
применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, самостоятельность и совсем
другое отношение к труду. Для преподавателя это возможность лучше узнать и понять
учащихся, оценить их индивидуальные особенности, это возможность для самореализации,
творческого подхода к работе осуществлением собственных идей.
Литература:
1 Страницы современной педагогики: диалог теории и практики. Под общей ред.
С.М. Годника. – Воронеж: 1998, с.174175.
2 В.А. Крутецкий. Психология. М.,1986, с.238251.
3 Бажович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка/ Изучение
мотивации поведения детей и подростков. М; 1978.
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.