Урок - это основная организационная форма обучения в техникуме. Он является не только важной организационной, но и, прежде всего педагогической единицей процесса обучения и воспитания.
На уроке принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят свое правильное решение и воплощаются в жизнь.
            
        
        
        
                    
                
                    ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 
И ЛИТЕРАТУРЫ
Салимзянова Лейсян Ринатовна, 
преподаватель русского языка и литературы
Урок  это основная организационная форма обучения в техникуме. Он является не
только важной организационной, но и, прежде всего педагогической единицей процесса
обучения и воспитания.
На уроке принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию
и находят свое правильное решение и воплощаются в жизнь.
Каждый урок вносит свой специфический, свойственный лишь ему, вклад в решение
задач. Урок выполняет конкретную функцию, в которой находит выражение определенная
часть более крупных блоков учебного материала. 
Учебные   предметы   включают   в   себя   богатые   возможности   для   духовного,
нравственного,   эмоционального   и   интеллектуального   развития   студента,   развитие
познавательной   и   творческой   активности,   формирования   умений   и   навыков   владения
материалом.
Говоря об организации процесса обучения, нельзя забывать также о нестандартных
формах   организации   учебнопознавательной   деятельности   студентов   на   самом   уроке.
Интенсивный   метод,   объединяющий   учебную   ситуацию   с   реальной   коммуникацией,
базируется   на   высокой   мотивации.   Эта   мотивация   достигается,   в   частности,
использованием игровых стимулов, включенных во все виды учебных материалов.
Как   заинтересовать   студентов   изучением   предметов,   сделать   урок   любимыми,
увлекательными? Ответы на эти вопросы ищут многие педагоги.
Особую актуальность эта проблема приобретает в техникуме. Учеба  труд, и труд
нелегкий.   Студент   должен   понимать,   что   все   достигается   трудом   и   что   трудиться   не
просто.
При   этом   педагог   должен   сделать   так,   чтобы   нелегкий   учебный   труд   приносил
студенту удовлетворение, радость, возбуждал желание вновь и вновь познавать новое. Как
правило,   все   студенты   с   большим   желанием   идут   в   техникум,   им   все   интересно.   Но
проходит время и этот интерес к учению постепенно угасает, некоторые студенты вообще
не хотят учиться.
Как   сделать   урок   интересным,   увлекательным,   как   привить   ученикам   любовное,
разумное   отношение   к   своему   предмету?   Эти   вопросы   занимают   многих   педагогов.
Проблема   формирования   интереса   учащихся   к   учению   русского   языка   и   литературы
является сейчас одной из самых актуальных для всех словесников.
Не секрет, что не так уж и мало студентов, которые считают наш предмет скучным,
однообразным,   потому   что   привыкли   видеть   в   нем   свод   пунктуационных   и
орфографических   правил.   На   уроке   они   пишут,   находят   нужные   орфограммы,   но   эта
работа не затрагивает их чувств, не вызывает интереса. Они пассивны. А что понимается
под интересом? Под интересом в методическом плане мы понимаем такое эмоциональное
отношение студентов к предмету, которое вызывает у них желание познать изучаемое и
стимулирует увлечение этим предметом. Внешне это отношение выражается в пытливости,
в любознательности студентов, в их внимании и активности на уроке. Но активность сама
по себе, безотносительно к интересу, не может вызвать желания овладеть предметом. Здесьочень   важно   учитывать   мотивы   обучения,   опираясь   на   знания   которых,   можно   более
успешно строить процесс обучения.
В современной методике обучения различают внешние и внутренние мотивы учебной
деятельности.   К   внешним   относятся:   желание   получить   хорошую   оценку,   обеспечить
собственное   благополучие,   избежав   неприятностей   с   педагогом   и   родителями.   Среди
внутренних можно выделить:  познавательный интерес к изучаемому материалу, интерес к
процессу обучения, желание найти объяснение непонятным явлениям.
Для постоянного интереса нужно создать временные, внешние мотивы обучения, а
через   них   подойти   к   внутренним.   Толчком   к   заинтересованности   может   стать
эмоциональное возбуждение студента, которое, в свою очередь, достигается с помощью
стимулов.
Удовлетворить   эти   стимулы   помогают   преподавателю   занимательные   формы
проведения уроков (игры, игровые моменты, ролевые игры и т.д.), если на первых порах
студентов   интересует   занимательная   сторона   урока,   то   в   дальнейшем   они   познают   на
собственном опыте практическую пользу данного предмета.
Учитывая все это, я в  своей работе решила обратиться к игровой форме организации
урока.   Для   развития   познавательного   интереса   к   своим   урокам   применяю   различные
средства   и   методы   обучения:   творческие,   нетрадиционные   уроки,   разнообразные   виды
заданий   по   обогащению   активного   словаря;   работу   с   блок   –   схемами,   сигнальными
карточками,  что помогает быстро  и  эффективно   закрепить новый  материал,  проверить
степень усвоения пройденной темы, развить самостоятельность и логичность мышления. 
 Формы уроков и придумывать не надо – взгляните на экран телевизора: «Звездный
час»,   «Умники   и   умницы»,   «Счастливый   случай»,   «Угадай   литературного   героя»,
«Аукцион». 
Меня   интересуют   нетрадиционные   уроки.   По   мере   возможности   я   их   стараюсь
проводить как урок – сотрудничество, урок – общение, урок – спектакль.   Такие уроки
дают   возможность   активизировать   класс.     На   них     студент   занимает   новое   для   него
положение:   он   соавтор   преподавателя   в   определенном   содержании   и   формы   занятия.
Также   практикуются   уроки   –   конференции,   собрания,   встречи,   концерты,   уроки   –
отповеди, уроки – посиделки, уроки – семинары, уроки – зачеты, творческие отчеты; урок
– экскурсия, урок – кинопутешествие по местам жизни писателя, урок – суд.
Все эти уроки вызывают интерес к изучаемому предмету. На них обеспечивается
глубина и прочность знаний, действенность умений и навыков. Вырабатывается умение
трудиться   самостоятельно   над   учебниками,   готовить   выступления,   свободно   и
выразительно высказывать свою мысль. 
Русский язык – сложный и точный предмет. Подчас очень трудно запомнить правила,
орфограммы. Поэтому я широко применяю блоки – схемы только с элементами новизны –
схемы отличаются от обычных несколькими штрихами, эскизностью, что дает возможность
разгуляться и фантазии студентов и запомнить материал. Например
Расставьте знаки препинания в данном предложении.
«В первые годы жизни и в пору детства и юности и позже я был тих мечтателен не
любил шумных игр и сутолоки веселых компаний пустых разговоров.»
Для самоконтроля.   В алфавите проставьте порядковые номера над всеми буквами
(от 1 до 33). В предложении, с которым вы работали, сосчитайте все буквы до первой
запятой, затем все буквы между первой и второй запятыми, затем между второй и третьей
и т.д. и, наконец, между последней запятой и точкой. Каждое полученное число – это
порядковый номер буквы в алфавите. Если вы правильно расставили знаки, из вычисленных
по алфавиту букв у вас сложится слово – оценка вашей работы.
ОТВЕТ:       В первые годы жизни, и в пору <детства и юности>, и позже я был тих,
мечтателен, не любил <шумных игр и сутолоки, веселых компаний, пустых разговоров>.16     20    13     10    25    15      16
О      Т     Л     И    Ч      Н      О     
Игра   всегда   способствует   разнообразию   урока.   Особенно   в   этом   мне   помогают
пословицы, шарады и загадки, кроссворды, которые также часто включаю в урок. 
Шуточный   вопрос   всегда   активизирует   ребят.
  При   закреплении   темы
«Фразеологизмы» спрашиваю студентов: «Что можно сделать с обыкновенным носом?»
(Задирать нос, вешать нос, не видеть дальше собственного носа, остаться с носом, совать
нос не в свои дела.) 
Внимание   к   значению   слова   позволяет   обогатить   словарный   запас   учащихся,
обеспечить осознанное овладение им, тем самым поможет языковому развитию учащихся. 
Я  привела  здесь  несколько  форм  работы,  нередко  используемых  мною  на уроках
русского языка. Этот перечень можно продолжить: зачет по «цепочке», составление писем
к   знаменитостям,   выпуск   газет   и   т.   п..   Однако   чрезмерно   ими   увлекаться   не   стоит.
Обдуманная   на   основе   учета   научно   –   методических   положений   «режиссура»   урока   и
личность   преподавателя   –   вот   два   основных   фактора,   способствующих   сохранению   и
развитию интереса студентов к предмету. 
Урок литературы   также дает широкую возможность использовать различные игры.
Есть такие темы в литературе, которые даже требуют проводить урок в игровой форме. 
Очень   часто   студенты   читают,   не   останавливая   внимания   на   деталях,   увлекаясь
сюжетом   произведения.   И   задерживать   внимание   на   деталях   помогает   игра,   например,
такая: «Чей это портрет?», «Кто сказал о …?», «Узнайте произведение по началу?», «Из
каких произведений взяты эти строки?», «Кто из персонажей и в каком произведении?»,
«Кому принадлежат эти слова?».
Одна из главных задач литературы – развивать творческое воображение учащихся.
Для   этого   существуют   специальные   приёмы,   и   этой   цели   служит   игра.   Например,   мы
используем   прием   «устного   рисования»,   составляем   сценарий,   домысливаем   отдельные
события, рассказываем с изменением лица. Все эти приемы творческие. Но они могут быть
и   игровыми.   Для   этого   нужно   создать   игровую   атмосферу,   чтобы   заинтересовались
студенты.
Самый распространенный прием – рассказ с изменением лица рассказчика. Конечно,
если дать студентам задание заменить лицо глаголов, местоимений, они справятся, рассказ
получится. Но ведь в программу включены не случайные произведения, а такие, герои
которых вызывают у них несомненные симпатии. Поэтому ребятам предлагаю «поиграть» в
какоголибо героя. Например, на дом задаю задание подготовить рассказ Тихона о том, как
он ездил в Москву; написать сценку «Дикой в кругу семьи»;  письмо от имени одного из
героев о событиях в городе Калинове (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»), после изучения
романа Замятина «Мы» даю задание составить проект своего идеального государства и
подготовиться к защите.
Играть на уроках литературы,  думаю, любят все,  если придать  заданиям игровой
характер. Все зависит от нашего желания, от нашего отношения к делу. 
Активизируют   учащихся   и   урокиконкурсы,   урокиКВН,   литературные   ринги.
Учащиеся совершают захватывающее путешествие в мир литературного творчества, узнают
множество   интересных   и   полезных   сведений,   отдыхают   и   развлекаются,   испытывают
радость борьбы и наслаждений победой, сочетают нужное и полезное с приятным.
Итак, игра – увлекательное занятие для преподавателя и для студента. Она помогает
сделать обучение более доступным, живым, интересным. В игре студенты черпают образцы
для решения новых жизненных задач, возникающих в познании, в творчестве. Именно игра
способствует   иному   отношению   к   учению,   к   окружающему   миру,   повышает   уровень
самостоятельности     в   процессе   овладения   знаниями.   Такая   игра   дает   возможностьширокому   раскрытию   личности   ребят,   развивает   творческие   способности,   сплачивает
студентов на основе общих замыслов и интересов. 
Нетрадиционные   уроки  преследуют   общую   цель:   поднять  интерес   обучающихся   к
учебе   и,   тем   самым,   повысить   эффективность   обучения.   Для   обучающихся   это
возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их
применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, самостоятельность и совсем
другое отношение к труду. Для преподавателя это возможность лучше узнать и понять
учащихся, оценить их индивидуальные особенности, это возможность для самореализации,
творческого подхода к работе осуществлением собственных идей.
Литература:
1 Страницы современной педагогики: диалог теории и практики. Под общей ред.
С.М. Годника. – Воронеж: 1998, с.174175. 
2 В.А. Крутецкий. Психология. М.,1986, с.238251.
3 Бажович   Л.И.   Проблема   развития   мотивационной   сферы   ребенка/   Изучение
мотивации поведения детей и подростков. М; 1978.