Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы
Оценка 4.9
Повышение квалификации
docx
русская литература +1
Взрослым
17.04.2017
В данном материале подробно рассматриваются понятия "компетенция", ""компетентность", виды компетенций в педагогике и ключевые
компетенции, формирующиеся непосредственно на уроках русского языка и литературы. Даны как теоретические сведения, так и практические, применяемые автором материала на своих уроках. Материал будет полезен филологам.
Формирование ключевых компетенций обучающихся.docx
Формирование ключевых компетенций обучающихся
на уроках русского языка и литературы
Доводы, до которых человек
додумывается сам, обычно
убеждают его больше, нежели
те, которые пришли в голову
другим.
Блез Паскаль
Отличительные для конца XX — начала XXI века изменения в характере
образования в его направленности, целях, содержании — все более явно
ориентируются на «свободное развитие человека», на творческую инициативу,
самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность
выпускников.
Современный этап развития методики преподавания русского языка и
литературы характеризует новые подходы к определению целей обучения. Всё
шире входит в лексикон понятие «компетенция».
Из этого следует, что формирование компетенций одна из приоритетных
задач современной школы.
Прежде чем подробно говорить о компетенции, необходимо дать
определение данному понятию.
Компетенция – совокупность определённых знаний, умений и
навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет
практический опыт работы.
В педагогическом словаре под редакцией Мижериковой В.А. мы находим
похожее определение: Компетенция – возможность установления
субъектом деятельности связи между знанием и ситуацией,
или способность найти, обнаружить ориентировочную основу действий,
процедуру, необходимую для разрешения проблемы в конкретной
ситуации.
Компетентность следует отличать от традиционных знаний, умений и
навыков. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умения разрешать проблемы по аналогии,
возникающие в следующих ситуациях:
При освоении современной техники и технологии;
Во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке
собственных поступков;
В практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина,
члена семьи, горожанина, избирателя;
При выборе профессии и оценке своей готовности к обучению в
профессиональном учебном заведении, когда необходимо
ориентироваться на рынке труда;
При необходимости разрешать собственные проблемы жизненного
самоопределения, выбора стиля и образа жизни, способов разрешения
конфликтов.
Специфика компетентностного обучения состоит в том, что
усваивается не «готовое знание», кемто предложенное к усвоению, а
«прослеживаются условия происхождения данного знания».
Подразумевается, что ученик сам формирует понятия, необходимые для
решения задач. При таком подходе учебная деятельность, периодически
приобретая исследовательский характер, сама становится предметом
усвоения. Другими словами, компетентностный подход предполагает,
что учить следует не просто конкретным «застывшим» знаниям; следует
«учить учиться».
Из всего разнообразия предлагаемых трактовок понятия компетенции и
перечней существующих компетенций остановимся на тех, которые
предлагает современная педагогика:
Ценностносмысловые компетенции. Это компетенции, связанные с
ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать
окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и
предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих
действий и поступков, принимать решения. Применимо к урокам русского
языка сознательное отношение к языку как к духовной ценности; способность
оценивать полученные результаты; оценивать степень понимания содержания
прочитанного текста; использовать приобретенные знания для достижения
поставленных целей.
Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области
национальной и общечеловеческой культуры; духовнонравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические
основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций;
компетенции в бытовой и культурнодосуговой сфере. На уроках русского
языка осознание языка как формы выражения национальной культуры,
взаимосвязи языка и истории народа, владение культурой межнационального
общения понимать, что язык – явление развивающееся; понимать социальную
сущность языка; понимать статус русского языка как языка
межнационального общения.
Учебнопознавательные компетенции. Это совокупность компетенций
ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей
элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. На
уроках русского языка освоение знаний о русском языке, его устройстве и
функционировании в различных сферах и ситуациях общения; умение
опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их
с точки зрения соответствия ситуации и сфере общения; владеть прочными
орфографическими и пунктуационными навыками; владеть нормами русского
литературного языка; обогатить словарный запас и грамматический строй
речи.
Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к
информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в
окружающем мире. Владение современными средствами информации. Поиск,
анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и
передача. На уроках русского языка умение работать с текстом,
осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию; владеть техникой чтения; выделять в тексте
главную и второстепенную информацию; прогнозировать содержание текста
по заголовку, названию параграфа учебника; извлекать информацию из
лингвистических словарей разного вида; дифференцировать главную и
второстепенную информацию прочитанного текста; разбивать текст на
составные части; дифференцировать известную и неизвестную информацию
прочитанного текста; выделять иллюстрирующую, аргументирующую
информацию; прогнозировать содержание текста по данному началу;
слушать информацию телепередачи с установкой на определение темы и
основной мысли сообщения; используя просмотровое чтение,
ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании
книги, газеты, журнала – по оглавлению и заголовкам статьи; прогнозировать
возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и
художественного текста; понимать коммуникативную тему, цель и в
соответствии с этим организовывать процесс поиска информации и чтения
текста.
Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов
взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными
ролями. Свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях
его использования.
Готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию.
создавать письменное высказывание разных типов речи;
строить небольшое по объему устное высказывание на заданную тему;
создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям
точности, логичности и выразительности речи;
принимать участие в диалогах различных видов;
адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в
речевое общение, поддерживать и заканчивать разговор;
создавать устные монологические высказывания на актуальные социально
культурные, нравственноэтические, социальнобытовые, учебные темы
строить научное рассуждение по сложным вопросам.
Социальнотрудовые компетенции. Выполнение роли гражданина,
наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента,
производителя, члена семьи. Соблюдение прав и обязанностей в роли ученика
уметь выполнять требования учителя по соблюдению дисциплины, норм
поведения во время учебных занятий; умение действовать в соответствии с
личной выгодой, не ущемляя прав других учеников,
владеть этикой взаимоотношений с учителями и другими учащимися во время
классных и внеклассных занятий (сотрудничество).
Компетенции личностного самосовершенствования направлены на
освоение способов физического, духовного и интеллектуального
саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Потребность
речевого самосовершенствования, исправления недочетов в содержании
высказывания и его построении; умение замечать в собственной речи (и
чужой) отступления от норм литературного языка, совершенствовать устную
и письменную речь, исправляя недочеты и грамматические ошибки.
В зависимости от содержания образования (учебных предметов и
образовательных областей) различают:
Ключевые или межпредметные компетенции;
Общепредметные;
Предметные компетенции.
Ключевые (матапредметные)
Самые общие понятия
Общепредметные
касающиеся нескольких предметов
Предметные
касающиеся одного предмета
Большинство компетенций возможно сформировать на уроках русского
языка и литературы, т.к. «…филология есть связь всех связей; она
нужна абсолютно всем, потому что в основе всего лежит слово, через
которое оформляется любое знание и любое творчество».(Д.С.
Лихачёв).
Таким образом, главная цель компетентностного подхода в
преподавании русского языка и литературы заключается в
формировании всесторонне развитой личности школьника, его
теоретического мышления, языковой интуиции и способностей,
овладение культурой речевого общения и поведения.
В известном варианте государственного стандарта по русскому языку
определены три задачи школьного курса русского языка: это формирование
языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции. Рассмотрим
каждое из этих понятий подробнее.
Языковая компетенция
Языковая компетенция – способность учащихся употреблять слова, их
формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного
языка, использовать его синонимические структуры в соответствии с нормами
литературного языка, использовать его синонимические средства, в конечном
счёте – владение богатством языка как условие успешной речевой
деятельности. Эти задачи традиционно решаются в школе путём введения
новых пластов лексики, пополнения фразеологического запаса, обогащения грамматического строя речи учащихся: усваиваются морфологические нормы
согласования, управления, построения предложений разных видов, речь
школьников обогащается синонимическими конструкциями.
Слово учителя с яркими примерами, цитатами о богатстве русского
языка, работа детей над текстами художественных произведений, конечно же,
произведут на обучающихся (особенно пяти, шестиклассников) неизгладимое
впечатление, они поймут, как важно вдумываться, вслушиваться в слово, как
важно понимать произведения великих писателей, чувствовать «волшебство
знакомых слов», наслаждаться красотой их звучания, понимать глубину их
значения, как важно и самим бережно относиться к слову, чтобы передать
через него свои мысли, чувства.
Учитель подчеркнёт мысль о том, что словарное богатство русского
языка создаётся не только большим количеством слов, но и наличием слов,
близких по значению, противоположных по значению, огромным количеством
устойчивых сочетаний, пословиц и поговорок.
Приведу несколько интересных, на мой взгляд, упражнений, используемых
при закреплении и обобщении знаний, умений, навыков учащихся по теме
«Лексика». Это упражнения с одним словом «друг».
Определите, сколько значений у слова друг в приведённых предложениях.
1) Любимых детских книг творец
И верный друг ребят,
Он жил, как должен жить боец.
И умер, как солдат.
2) А сколько вам, дорогой друг, лет?
3) В нашей школе есть кружок друзей русского языка.
Выделите при толковании слова родовой и видовой признаки. Сделайте запись
в таблице.
Друг – это…
Найдите синонимы, антонимы, и слова, родственные слову друг.
Запишите их в таблицу. 1) Мы с приятелем вдвоём замечательно живём!
Мы такие с ним друзья, куда он, туда и я.
Составьте словосочетания с синонимами слова друг.
Запишите в таблицу родственные слова.
Работа с таблицей: проверьте правильность своих записей.
Связи по значению слова
друг
Родово – видовые связи:
Друг – человек, с которым дружишь
Родственные Антонимические
связи: друг связи:
друг неприятель
дружок недруг
дружить
дружный
дружно Синонимические
связи:
товарищ приятель
В каких предложения вы употребите слово друг, дружок? Почему?
Эффективность такой работы в том, что у детей складывается целостное
представление о слове (его родо видовых связях) и формируются навыки и
умения употребления в речи.
Для актуализации этой компетенции в начале урока как правило создаем для
учащихся ситуацию учебного затруднения или использует прием «яркое
пятно». Торжественно объявленная тема урока чаще всего не интересна
ученикам, и получается скучный традиционный урок. Чтобы этого не
произошло, можно использовать специальный прием, условно называемый
«яркое пятно». В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и
легенды, фрагменты из художественной литературы, шутки, ребусы,
кроссворды. Словом, разнообразный материал, способный заинтриговать и
захватить внимание учеников, но обязательно связанный с темой урока.
При использовании приема «яркое пятно» у детей возникает желание изучить
тему, которая была сформулирована ими лично или которой их умело
заинтриговал учитель.
Изучая русский язык, предлагаю учащимся учебнопознавательные задания в
необычной форме, создавая различные игровые ситуации (например, «Найдите
лишнее»), лингвистический эксперимент.
Сюда же относятся и задания, развивающие лингвистическую компетенцию
(например, будут ли однокоренными слова «бык» и «пчела»?) использовали
при изучении темы словообразование.
«Дерево мудрости» . Одна группа учеников пишет на листках разного цвета
вопросы по правилам учебника, другая группа (34 ученика) выходят к доске,
срывают с дерева листочки с вопросами и отвечают на них.
В формировании языковой компетенции особое значение приобретает
организация работы учащихся со словарями. Виды упражнений со словарями
имеют практическую направленность обучения, но в то же время должны
решать и задачи развития учащихся, воспитание интереса к этой работе.
Приведу примеры нескольких упражнений в работе с толковым
словарём на уроке русского языка в 6 классе.
1. Какая лексика общеупотребительная или необщеупотребительная
представлена в этом словаре?
2. Почему в школьный словарь включена лексика не ограниченного
употребления, а общенародная? Представьте себе, что словарь состоит только из диалектных слов. Как бы вы
назвали такой словарь? и т.д.
Особое, ведущее место в системе обучения русскому языку на современном
этапе, в первую очередь по развитию языковой компетенции обучающихся,
занимает работа с текстом, которая проводится уже с 5 класса: это
художественно – стилистический, лексико – грамматический и другие виды
анализа.
Лингвистическая компетенция
Следующий тип компетенций – лингвистическая. Иногда этот термин
употребляется как синоним языковой компетенции, однако это понятие шире.
Оно предполагает более глубокое осмысление устной и письменной речи – её
законов, правил, структуры.
Лингвистическая компетенция обеспечивает познавательную
культуру личности школьника, развитие логического мышления, памяти,
воображения учащихся, овладение навыками самоанализа, самооценки.
Известно, что можно хорошо знать нормы произношения, слова и правила
употребления их, грамматические формы и конструкции, уметь использовать
различные способы выражения одной и той же мысли, иначе говоря, быть
компетентным в лингвистическом и языковом отношении, однако не уметь
использовать эти знания и умения адекватно реальной речевой обстановке,
или, как говорят учёные, коммуникативной ситуации. Иначе говоря, для
владения языком важны умения и навыки употребления тех или иных слов,
грамматических конструкций в конкретных условиях общения, или
коммуникации.
Именно поэтому в обучении русскому языку выделяется третий тип
компетенции – коммуникативная.
Коммуникативная компетенция.
В значении, близком к этому термину, в литературе иногда используется
термин «речевая» компетенция. Формирование коммуникативной
компетенции предполагает знания о речи, её функциях, развитие умений в области четырёх основных видов речевой деятельности (говорения,
слушания и понимания, чтения, письма).
Коммуникативная компетентность предполагает способность к
полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности,
с соблюдением социальных норм речевого поведения. Основное же умение,
формируемое в рамках коммуникативной компетенции – это умение
создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности. Она
включает в себя знание основных понятий лингвистики речи – стили, типы
речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи
предложений в тексте и т. д., умения и навыки анализа текста.
Существуют компоненты ситуации, или речевые условия, которые диктуют
говорящему выбор слов и грамматических средств. Это, во –первых,
взаимоотношения между собеседниками и их социальные роли. Нет сомнения,
что характер речевого общения будет разным в зависимости от того, с кем
общаемся, каков социальный статус говорящих: учитель, ученик, студент,
каков их возраст, пол, интересы и т.д. Во – вторых, место общения (например,
общение учителя с учеником на уроке, во время перемены, в дружеской
беседе). Третий, очень важный компонент речевой ситуации, цель и
намерения говорящего. Так, приказ, просьба или требование, конечно, будут
отличаться от сообщения, информации или их эмоциональной оценки,
выражение благодарности, радости, обиды т.д.
Прием "Тропа мудрости", предполагает работу с афоризмами,
высказываниями, пословицами, поговорками.
Определение уместности языковых единиц, выбор и обоснование
оптимального употребления языковых средств в соответствии с условиями
коммуникации. Одно и то же содержание можно предать разными языковыми
средствами.
Например, определить максимально возможное количество вариантов
пословицы.
Или: сравните два крылатых выражения :
Красота спасет мир (приписываемое Ф.М.Достоевскому)
Мир красотой спасается (принадлежащее Ф.М.Достоевскому)
На уроках литературы предлагаю следующее задание: просмотреть фрагмент
фильма или спектакля и сравнить героя в авторском тексте и в интерпретации
для сцены или экрана. Или предлагаю оформить таблицу: «Каким я увидел
Чехова при подготовке к уроку?», затем прошу посмотреть учебный фильм и
записать во вторую колонку, что нового узнал о писателе на уроке, затем
сделать общий вывод. Таким образом, собственно коммуникативные умения и навыки – это умения
и навыки речевого общения с учётом того, с кем мы говорим, где говорим, и,
наконец, с какой целью.
Нет сомнения, что формирование их возможно лишь на базе
лингвистической и языковой компетенции. Некоторые авторы
выделяют культуроведческую (этнокультуроведческую) компетенцию,
которая обеспечивает формирование русской языковой картины мира,
овладение русским речевым этикетом, что является необходимым средством
приобщения к национальной культуре.
Формирование всех вышеперечисленных компетенций происходит и на
уроках литературы. В силу особой связи литературы с жизнью общества на
первый план здесь, помимо других, выдвигается социокультурная
компетенция.
Социокультурная компетенция.
Приобретение социокультурной компетенции – это становление
представлений человека об окружающем мире. Эти представления и их
смыслы, сосредоточенны в структурах сознания, отношения и
функционирования образуют специфический этнический, национальный
образ мысли.
Вхождение учащихся в русский мир и приобретение социокультурной
компетенции, образование русской языковой картины мира – это также
постижение специфического русского образа мыслей, русского менталитета.
Процесс формирования социокультурной компетенции осуществляется при
усвоении новых значений лексики и фразеологии с национально – культурным
компонентом семантики; знакомстве с исторической и религиозной жизнью
народа; осознание смысла текста.
Как мы формируем эту компетенцию? На уроках развития речи и
литературы использую в качестве наглядного пособия репродукции картин,
для создания определенного настроения или дополнением к картине включаем
музыкальный фрагмент. Например, при написании сочинения картины
"Охота" ребята заинтересовались национальной охотой с беркутами,
поделились своими знаниями в этой области, что помогло при выполнении работы. Во время работы с художественным текстом попутно обращаем
внимание учащихся на историческую эпоху, когда было создано произведение
или происходят описываемые в нем события, знакомит с ее культурой и
традициями. Так мы обращаем внимание на значения слов «служить»,
«служба» (вместо «работа»), «жалование» (а не «зарплата»), при чтении
учащиеся уже не смеются над словами «мужик», «баба», «девка», понимая их
значение относительно исторической эпохи, о которой идет повествование
или в которую происходят описываемые автором события.
На уроках мы постоянно обращаемся к образцовым текстам, обращая
внимание учащихся на авторский стиль, используемую им лексику, обороты
речи, обсуждаем языковые средства на фонетическом и синтаксическом
уровнях (это уже и лингвистическая компетенция). Например, при изучении
произведения "Слово о полку Игореве" в 8 классе можно использовать
аудиозапись прочтения на древнерусском языке, при изучении лирики С.
Есенина прослушать запись исполнения стихотворений автором.
Социокультурные компетенции воспитывают и упражнения, связанные с
этикетом (например, при изучении темы «Диалог» знакомимся с этикетом
общения по телефону с помощью программы «Уроки хороших манер», а
также при групповой работе, при оценивании работ).
Таким образом, главная цель компетентностного подхода в
преподавании русского языка и литературы заключается в формировании
всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления,
языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения.
Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы
Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы
Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы
Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы
Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы
Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы
Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы
Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы
Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы
Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы
Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы
Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.