«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»
Оценка 5

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

Оценка 5
Повышение квалификации
docx
русская литература
Взрослым
08.11.2017
«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»
Проблема развития интереса к чтению находится в настоящее время в зоне особо пристального внимания. В современном образовании общепризнанным является факт - снижение у молодого поколения интереса к чтению. Одна из причин этого факта - «неумение читать». Научиться читать – это научиться извлекать из книги всё пользу, которую она способна дать: максимально поднять коэффициент полезности чтения. Не редки случаи, когда за целый учебный год обучающийся не усваивает и половины содержащегося в учебнике ценнейшего и интереснейшего материала, и лишь потому, что не научился правильно пользоваться книгой. Следовательно, подлинную пользу приносит не всякое чтение, а только чтение правильное, разумно поставленное.Чтение – самый эффективный инструмент познания. Как всяким инструментом им необходимо уметь пользоваться. Сначала последовательно овладеть элементарной техникой чтения, а затем техникой внимательного чтения, которую необходимо в течение всей жизни неустанно тренировать и совершенствовать. Внимательное чтение предполагает улавливание не только общего смысла, но и всей глубины, заложенной в текст автором. Есть смысл тренироваться в этом упражнении на не пустом материале, а на книгах, достойных того, чтобы в них вчитываться и видеть в них глубины.
обобщение опыта. знанио.docx
Обобщение педагогического  опыта по теме: «Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра с использованием технологии рефлексивного чтения» "Люди перестают мыслить, когда перестают читать." (Д. Дидро).       Проблема развития интереса к  чтению находится в настоящее время в   зоне   особо   пристального   внимания.   В   современном   образовании общепризнанным   является   факт   ­     снижение   у   молодого   поколения интереса к чтению. Одна из причин этого факта ­ «неумение читать».          Научиться читать – это научиться извлекать из книги всё пользу, которую   она   способна   дать:   максимально   поднять   коэффициент полезности     чтения.   Не   редки   случаи,   когда   за   целый   учебный   год обучающийся   не   усваивает   и   половины   содержащегося   в   учебнике ценнейшего   и   интереснейшего   материала,   и   лишь   потому,   что   не научился правильно пользоваться книгой.                   Следовательно, подлинную пользу приносит не всякое чтение, а только чтение правильное, разумно поставленное.           Чтение – самый эффективный инструмент познания. Как всяким инструментом   им   необходимо   уметь   пользоваться.   Сначала последовательно   овладеть   элементарной   техникой   чтения,   а   затем техникой внимательного     чтения, которую необходимо в течение всей жизни неустанно тренировать и совершенствовать. Внимательное чтение предполагает улавливание не только общего смысла, но и всей глубины, заложенной   в   текст   автором.   Есть   смысл   тренироваться   в   этом упражнении на не пустом материале, а на книгах, достойных того, чтобы в них вчитываться и видеть в них глубины. Идет интенсивный поиск новых эффективных путей приобщения к чтению     современных   школьников.   Одним   из   таких   путей   является использование технологии рефлексивного чтения. Именно рефлексивное чтение   может   стать   мотивационным   инструментом   образовательного процесса.                   Чтобы полностью сконцентрироваться на тексте, полностью погрузиться   в   него   своим   вниманием,   вчитываться   без   отвлечения   в каждую  строчку,  искать   и находить   все,  что  сюда   заложил писатель, необходимы определенные навыки: читать в удобном темпе, не ставить рекордов, а ставить задачу ­ вдуматься во все смыслы и нюансы текста.            Учитывая, что  большое место в школьной программе занимают прозаические произведения и по числу названий, и по количеству часов, которое   на   их   изучение   отводится,   стоит   уделить  особое   внимание эпическим произведениям малых жанров.            Помочь школьникам проникать вглубь произведения – это  научить их перечитывать  его.  Все  богатство  художественных   впечатлений   они должны   получить   от   личного   и   непосредственного   контакта   с произведением, а задача учителя — помочь осознать эти впечатления, прояснить   авторский   замысел,   авторскую   концепцию   жизни (нравственно­эстетический   идеал).   Это   проще   сделать   при   изучении рассказа,   где   невелик   объем   текста,   и   характеры   действующих   лиц раскрываются в каком­либо одном событии, столкновении.               Рассказ — основной эпический жанр, изучаемый в V­ IX классах. Первоначальное   представление   об   этом   жанре   учащиеся   получают   в пятом   классе,   когда   читают   рассказы   «Муму»   И.Тургенева,   «Теплый хлеб»   К.Паустовского,   «Васюткино   озеро»   В.   Астафьева.       В   шестом классе на рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»  обобщаются особенности   рассказа,   дается определение этому жанру.   Следующие рассказы, вошедшие в программу 8 класса («После бала», «Фотография, на   которой   меня   нет»)   закрепляют     знания   учащихся   о   специфике рассказа. Стоит согласиться, что не все обучающиеся 5­8 классов способны вдумчиво прочитать рассказы «в несколько страниц». Причина этому не столько в низкой скорости чтения, сколько в отсутствии мотивации к чтению, которому необходимо уделить достаточно большое время.                    Размер произведения и его жанр, стилистические особенности текста – все влияет на характер первого знакомства с произведением. Чтение   произведения   –   это   уже   и   его   толкование.   Именно   поэтому хороши   произведения,   малые   по   объему,   но   значительные   по содержанию,   раздумье   над   которыми   помогает   самопознанию, самосовершенствованию,   саморегуляции   внутренних   установок личности.                     В   практике   общения   с  произведениями   искусства   необходимо выработать требования к выбору эпических произведений малого жанра, на основе которых предполагается развитие интереса к чтению.            Во­первых, выбранное учителем произведение должно быть целым, а не фрагментарным, так как в  эстетически совершенном целом обучающийся находит свои пути приобщения к   духовному богатству, стремится освоить форму,   которая   помогла   бы   адекватно   передать   содержание   его   мыслей, чувств, впечатлений, оценок.                  Во­вторых, предполагается произведение высокого художественного эстетического совершенства русских классиков, способное к формированию самопознания, желанию чтения, с целью найти ответ на  вопрос из собственной практики жизненного опыта.           В­третьих, небольшие по объему произведения легко читаются и  легко запоминаются учащимися.                    В­четвертых,  формирование читательских качеств и читательских умений целесообразно формировать на доступном возрасту  художественном литературном материале. В­пятых, произведение должно  оставаться  диалогом с  автором, в котором анализ занимает определенное место, но не является единственной формой общения с произведением искусства.           Современная программа дает возможность не только решить вопрос о характере   изучения   каждого   произведения,   входящего   в   программу,   но   и обогатить уроки произведениями, которые в нее включены. Урок ­ средство достижения   учебно­воспитательных   целей,   на   материале   изучаемых рассказов.                         Практика общения с произведениями искусства выработала формы и приемы, которые живы и на современных уроках. Чтение текста, при котором исполнение   –   это     его   толкование,   комментарии   учителя   или   учеников, эвристическая   беседа,   пересказы   самых   различных   видов,   анализ,   который может   выглядеть   как   подготовка   к   самостоятельному   исполнению,   разные формы   игровой   деятельности,   органически   вытекающие   из   специфики данного произведения – всегда в центре диалогов и монологов урока, который учитель направляет, в котором он участвует, демонстрируя свое равноправие с учениками.                     Возможности, вкусы, потребности учителя и учеников предсказывают конкретный прием или сочетание таких приемов.                    Обучающимся подросткового возраста еще трудно осознать авторскую позицию и в этом им должен помочь учитель. Он должен связать и сюжет, и образы,  и   приемы   изображения   с  проблемами,   которые   волнуют   писателя, выбрав   для   этого   оптимальный   методический   вариант.   Решить   такую проблему с наибольшей эффективностью возможно на  уроке.           Урок литературы – это шаг в решении проблемы развития интереса к чтению, приобщения   ученика к искусству.   Если цель литературного образования   ­   становление   духовного   мира   человека,   изучение литературы   как   искусства   слова,   то   предполагается   систематическое чтение   художественных   произведений.   Этим   целям   подчинены структура,   содержание,   методика   курса   литературы   всех   классов. Основой  достижения целей обязан стать урок.                       Знакомство с произведениями  возможно тремя способами: чтение и изучение   на   уроке;   самостоятельное   чтение   и   обсуждение   на   уроке; внеклассное чтение.                            Программа  под   ред.   В.Я.Коровиной  нацеливает   на   активное включение   ученика   в   творчество   на   всех   этапах   литературного образования, что неразрывно связано с усилением его самостоятельности от   класса   к   классу.   Важна   установка   на   творческое   самостоятельное общение обучающихся с произведениями искусства.                      Практика внеклассного чтения помогает создать систему уроков несколько свободных от программных требований. Это позволяет уделить большее   внимание   именно   развитию   личности   школьника,   литературному воспитанию, и в частности, развитию читательских способностей учащихся.          Обращение к нетрадиционному для методики внеклассному чтению на вступительных занятиях при изучении основных программных произведений  ­ это   иллюстрация к рассказу, которое предполагается впоследствии изучать по программе, это обмен впечатлениями о прочитанном, постановка вопросов, волнующих учащихся на их определенном возрастном этапе.                     Засчет   нетрадиционного   внеклассного   чтения   предоставляется возможным  снять психологическую  нагрузку перед изучением немалого по объему произведения, осуществить положительный эмоциональный настрой, приобщить к чтению. Информативная перегрузка может быть снята за счет уменьшения   доли   теоретического   материала   и   выхода   на   практическое овладение этим материалом. Таким образом,  наиболее полно воплотить  задачи развития интереса к чтению можно на уроках литературы, так как урок есть важнейшее условие реализации   процесса   самопознания   в   целом.   Особая   роль   принадлежит нетрадиционному   внеклассному   чтению   или   нестандартным   урокам литературы.                 Легкость   и   непринужденность   общения   с   текстом   не   возникает непроизвольно – необходима подготовка. И если диалог – это коммуникация, то ученик сначала попадает в предкоммуникативную фазу: эмоциональный настрой,   понимание,   определенный   взгляд   на   произведение   на   уроках­ заставках.                  Урок­заставка – одно из   слагаемых   предварительного этапа подготовки к восприятию программного произведения. Эта форма  важна и интересна, ведь нужно не просто заинтересовать ученика, ­   формируется ожидание встречи с конкретным произведением искусства. Чувство, которое возникает или может возникнуть на этой стартовой площадке – напряженное ожидание, предвосхищение, нацеленность на то, что потом появится перед читателем, что он услышит.         Поэтому, наверное, не идеальный вариант длительный рассказ о писателе, который  часто предлагается, обращаясь к творчеству писателя, или обильное фактами и снабженное многими иллюстрациями  повествование об истории создания   произведения.   Всему   свое   время,   а   на   этом   этапе   подготовки восприятия     целесообразней   всего   воодушевиться   стремлением   создать атмосферу ожидания, осознания того, как важна предстоящая встреча.                        На уроках­заставках возможны такие формы работы, как беседа по тексту «вслед за автором», выразительное чтение наиболее понравившихся эпизодов,   передающих   внутренние   состояние   героя,   словесное   рисование портретов, пейзажей, иллюстрации к отдельным эпизодам, инсценирование, письмо от имени героя, звукозапись (музыка на литературные произведения). Прежде всего на уроках­заставках следует обратить   внимание на технологию   рефлексивного   чтения  как   средства   развития   интереса   к   чтению, читательской культуры в целом:       • умение вести диалог;       • умение выделять главное (и в читаемых текстах, и в разговоре);       • умение выстраивать беседу, придерживаясь главной темы;       • точно формулировать вопросы и уметь отвечать на заданные;       • терпимо относиться к иному мнению других;       • умение  тактично отстаивать свою точку зрения, не навязывая ее другим;       • быть   способным   слушать   и   слышать   собеседника;   ссылаясь   на достоверные источники, доказывать свою правоту.                   Одной   из   технологий   рефлексивного   чтения   является   методика Ривина.           Методика Ривина учит читать абзацами. Это мостик к формированию более сложных умений: к чтению страницами, главами и т. п.        Поскольку поток информации неуклонно возрастает, сегодня необходимы иные приемы обучения школьников в новых социальных условиях. Методика Ривина — шаг в этом направлении.               Что значит изучать абзац? Для изучения абзаца сначала выявляют его суть, главную мысль, а затем переходят к усвоению содержания. Учащийся получает тему­задание и готовит к работе свою тетрадь. Он записывает число, название темы и делит страницу на четыре вертикальные части.   Первая   графа —   номер   абзаца,   вторая —   о   чем   абзац,   третья — узловые   понятия   (идеи,   логические   связи   и т. д.   по   указанию   учителя), четвертая — с кем работал.       Затем учащийся начинает работать с текстом. После такой подготовки учащийся приглашает партнера.       Алгоритм работы при изучении текста по методике Ривина:       1. Получить текст.       2. Ознакомиться с предлагаемым заданием к тексту.       3. Подготовить к работе тетрадь.       4. Проверить, сколько абзацев в изучаемом тексте.       5. Пригласить партнера.       6. Назвать ему тему и указать, какую работу в паре они должны  выполнить:       а) сформулировать, о чем абзац, и выполнить указанные действия для  усвоения содержания;       б) выполнить указанные действия для его усвоения.       7. Прочитать вслух выделенный абзац или часть текста.       8. Выписать опорные (ключевые) слова и работать над их значением.       9. Сформулировать и обсудить предложение, выражающее суть абзаца.  Тот, кто помогает, записывает это предложение в тетрадь во вторую графу  тому, кто изучает текст.       10. Работать над усвоением абзаца.       11. Прекратить работу по взаимному согласию.       12. Помогающий партнер вписывает в тетрадь изучающего ученика в  третью графу необходимую информацию, а в четвертую свою фамилию.       13. Поблагодарить его.       14. Приступить к работе с текстом партнера. Варианты методики   зависят от текстов, от   задач   темы, от навыков школьников.          При использовании методики рефлексивного чтения у школьников сначала возникают трудности: трудно и медленно формируются навыки поабзацного чтения. Учителю необходимо действовать терпеливо, не завышать требования в   начале   работы,   постепенно   усложнять   алгоритм   работы.     Однако содержание   темы,   изученной   по   этой   методике,   запоминается   надолго   и прочно. Для изучения по методике Ривина нужно тщательно отбирать тексты.           Чтобы добиться высокого  уровня работы, необходимо систематически использовать   технологии   диалогового   взаимодействия   и   желательно   навык общения отрабатывать в постоянной паре.                 При работе в парах партнеры практически все время объясняются устно.   В   классе   непривычно   шумно.   Задача   учителя   на   первых   уроках — научиться   работать   в   классе,   где   одновременно   говорит   половина присутствующих ребят, т. е. научиться слушать и слышать сразу несколько пар, направлять работу отдельных учащихся и управлять процессом в целом.                  На этих же уроках у учащихся иные задачи: необходимо отрегулировать громкость   своего   голоса   так,   чтобы   партнер   хорошо   слышал,   а   другим ученикам голос не мешал.                         Вначале можно предложить учащимся читать друг другу текст вслух: первый  читает, второй  слушает, потом  наоборот —  второй  читает,  первый слушает. После того, как текст прочитан, можно перейти к его анализу и выполнению заданий.          Возможно, что на первых уроках ученики не смогут продолжить работу по изучению текста в парах. Тогда после чтения учитель переводит класс в другой режим работы, например, в диалог «учитель — класс». В этот момент идет   «   чтение   с   остановками»,  беседа   по   тексту   «вслед   за   автором», выразительное   чтение   наиболее   понравившихся   эпизодов,   передающих внутренние   состояние   героя,   словесное   рисование   портретов,   пейзажей, иллюстрации к отдельным эпизодам, инсценирование, письмо от имени героя, звукозапись   (музыка   на   литературные   произведения).   Интересными   для обучающихся могут быть игровые задания.          Мысленный эксперимент:    Смоделируйте   варианты   движения   сюжета   после   кульминации,   которые приведут к благоприятному финалу, какими будут поступки героев?        Игра «Разрезанные тексты»: Учащиеся   получают   наборы   карточек   с   наклеенными   на   них   отрывками текста.  Задания:  Составить из отрывков единый текст. Определить, из какого текста взяты эти отрывки (предложения). Найти им соответсвующее место в тексте.         Игра «Справочное бюро»:   Участники   игры   должны,   просмотрев   тексты,   сообщить   слушателям интересующую их информацию. Они стимулируют интерес учащихся к содержательной и языковой стороне текстов, побуждают с большей ответственностью относиться к  чтению. Примерные вопросы: Прочитайте текст и скажите, чему он посвящён. Найдите известные вам факты, события. Выберете   вариант,   уточняющий   смысл   понятия   (даётся   предложение,   к которому приводится несколько пояснений, нужно выбрать правильный). Найдите в тексте предложения, которые иллюстрируют картинки. Выберете из текста 3­4 предложения, передающие основные события. Приём «Словесное рисование»:  Данный   вид   работы   не   вызывает   у   учащихся   страха   в   получении неудовлетворительной   оценки,   так   как   учащиеся   выполняют   работу   с удовольствием, что мотивирует процесс обучения. Задания:  1.Нарисуйте главных героев прочитанного вами теста. 2. Выберите и нарисуйте главное действие в тексте. 3.Нарисуйте наиболее понравившихся вам героев. 4. Нарисуйте того, кто вам не понравился.               Для   диалога   учитель   выбирает   группу   вопросов   в   зависимости   от содержания абзаца текста:      ­ Найдите в тексте слова, с помощью которых…      ­ Какие слова точно и образно передают…      ­ Найдите слова, которые помогают…      ­ Какой художественный эффект достигается использованием… При  изучении   текстов   после   отдельных  абзацев  учитель  может  предлагать упражнения,   задания     для   самостоятельного   выполнения.   Тогда   ученик сначала в паре изучает абзац, затем помогает товарищу, после чего работает самостоятельно   над   упражнениями.   Новому   партнеру   он   рассказывает содержание и абзаца, и упражнений. В этом случае происходит чередование парной и индивидуальной работы.         Упражнения на ознакомление. Определить место вступления в начале (конце) текста с заглавием. Рассмотреть, имеют ли части произведения названия, нумерацию. Установить есть ли часть, в которой имеется  основная мысль произведения.          Упражнения на узнавание  ключевых слов. Найдите в конце каждого абзаца указания на проблематику. Опираясь     на   соответствующие   средства,   найдите   авторские   выводы   по интересующему вопросу. Интересен ли вам этот вопрос. Найдите   в   первом   абзаце   Встречались ли вы с аналогичной проблемой.   формулировку   рассматриваемой   проблемы.                              Упражнение на определение композиции текста. Прочтите   первое   предложение   (первый   абзац)   определите   вопросы (проблемы), которые будут рассматриваться в тексте. Прочтите последнее предложение (абзац)  и предположите, какое содержание могла предшествовать данному выводу. Просмотрите   текст   и   скажите,   для   какого   возраста   читателей   он   может представлять интерес. Просмотрите текст, найдите фрагмент, который представляет для вас особый интерес, объясните почему. Скажите, какому из указанных вопросов уделяется в тексте особое внимание.                  Упражнения на определение частей текста, которые представляют интерес с точки зрения читающего. Просмотрите предложенные вам тексты и подберите из них факты, которые относятся к теме… (которые могли бы служить утверждением…) Укажите в тексте абзацы, в которых содержаться данные о … Найдите   в   тексте   определения   (вывод,   формулировку   проблемы,   слова, обозначающие…) и выпишите их. Найдите и отметьте в тексте места, дающие ответы на предложенные вопросы. Найдите и отметьте в тексте места, относящиеся к … (характеризующие…). Отметьте слова, которые заставили почувствовать…        Упражнения, контролирующие умение работать с текстом. Зачитайте партнеру вслух из текста факты, которые относятся к теме… Выпишите   из   текста   факты,   которые   могли   бы   служить   иллюстрацией     к тезису… Подчеркните в тексте определения (вывод, формулировку проблемы…) Назовите заглавие абзаца текста, в котором вы нашли главную информацию. Можно ли переосмыслить … Озаглавьте каждую отдельно прочитанную часть       Упражнения, контролирующие уровень восприятия текста. По данным прочитанного текста сделайте рисунок, заполните таблицу... К прочитанному тексту составьте вопросы для товарища: уточняющие,  наводящие, выявляющие глубину понимания, провокационные. Ответьте на вопросы…       Учителя должны организовать работу учеников в парах таким образом, чтобы, во­первых, обеспечивалось восприятие текста, и, во­вторых, передача изучаемых   сведений   происходила   без   искажений   авторского   замысла.  Для решения этих задач ввод рефлексивного чтения на уроке имеет особо важное значение.       Сегодня разработано несколько приемов ввода. 1. Ввод делает учитель.       Ученики   садятся   в   малые   группы,   получают   карточки.   Учитель приглашает к себе группу учеников с одинаковыми карточками. Объясняет им первую   часть   работы.   Каждый   ученик   сам   делает   необходимые   записи. Учитель   проверяет.   Затем   один   ученик   объясняет   этот   материал.   Все слушают,   дополняют,   предлагают   контрольные   вопросы.   Когда   учитель убедится в том, что все ученики по первой части карточки достаточно хорошо ориентируются в  материале и смогут грамотно передать его, он предлагает им продолжить работу на месте самостоятельно.       Пока учитель вводит карточки одним ученикам, другие могут сами начать работу или выполнять общее дополнительное задание.       2. Ввод делают ассистенты. сам   задает       контрольные       Учитель готовит ассистентов накануне. Как правило, один ассистент знает одну карточку и вводит ее одному ученику в каждой малой группе. Ассистент объясняет и вписывает образец в тетрадь ученика, отвечает на его вопросы или вопросы.       Удобно   подготовить   ассистентов   из   одной   полной   малой   группы.   Они получают   карточки   на   дом   за   несколько   дней   до   данного   занятия и самостоятельно готовятся к вводу. Учитель проверяет их готовность перед уроком.   После   того   как   эти   ученики   выполнят   свои   обязанности,   они образуют малую группу.              3. Самоввод.       В  карточке может быть образец выполнения задания.  Ученик   должен   ответить   на   вопросы,   научиться   объяснять   товарищу.   Во время этой работы он может задавать вопросы учителю или консультанту, словарем. пользоваться справочником, Приёмы, методы, формы работы определяются указанными выше задачами через   чтение,   погружение,   размышление,   творческую   работу.   Поэтому объектом изучения является не только текст как таковой, но и упражнения, предполагающие актуализацию вопросов, связанных с заявленной проблемой.                  Поэтапные шаги позволяют перенести внимание ученика на то, как он воспринимает   прочитанное,   как   понимает,   что   чувствует.   Каждый   этап направлен на обобщение того, что ученик видит, слышит, чувствует, при этом учитель   с   помощью   вопросов   управляет   процессом   рефлексии,   переводя ученика   из   одной   сенсорной   системы,  в  другую,  развивая   его   способность делать это самостоятельно и осознавать, как он воспринимает информацию.                Хочется сказать, что научить человека эстетически воспринимать  действительность, ценить произведения искусства, привить каждому  учащемуся любовь к чтению художественной литературы ­ эти задачи могут  успешно решаться и на уроке при соблюдении вышеуказанных методических  условиях.         Захватит ли книга ученика, погрузится ли он в мир, созданный  художником, или мысли и чувства автора оставят его равнодушным ­ об  этом всегда должен думать учитель, готовя первую встречу школьника с  произведением.                    Контроль успешности­неуспешности процесса развития  интереса к чтению.                Неразработанность единой теории развития читательского интереса сказывается   и   на   практических   разработках.   Изучение   данной   проблемы предполагает наличие определённых критериев для оценки его содержания, тех показателей, по которым можно судить об успешности – не успешности его протекания.                             Предлагается  применить следующие методики: 1   Методика   проведения   «Лингвистической   лабораторной   работы»   (автор Т.Г.Бирюкова) 2  Контроль  чтения по методике О.Козловского. 3  Методика «Кто Я ? – 20 суждений» ( И.В. Дубровина). 4 Методика ценностных ориентаций (М.Рокич).   понимает,                 Методики   применяются   стандартно   с   самыми   незначительными изменениями. Выбор методик можно обосновать. В целом следует сказать, что об   успешности   ­   не   успешности     процесса   можно   судить   по   такой всесторонней и целостной картине развития интереса, которая отражала бы, как   обучающийся   воспринимает,   переживает   процесс формирования.Перейдём   к   описанию   использованных   методик   и   их показателей.                             Методика проведения «Лингвистической лабораторной  работы».           Методика проведения «Лингвистической лабораторной работы» была разработана   Т.Г.Бирюковой   (Приложение   №1).   Лабораторная   работа содержит три этапа выполнения заданий, цель которых – выявление уровня сформированности знаний, умений, навыков выполнение работы по прочтению художественного текста.             Данная   работа   проводится   на   первой   ступени   на   установление   способности   учащихся   анализировать   текст,   аргументировать   факты, фиксировать   закономерности,   делать   выводы,   соотносить   мысли   и   чувства автора   с   собственными,   понимать   ценность   художественного   текста.   Для анализа   можно   предложить   рассказы   для   детей   Л.Н.Толстого.   Стоит отметить,  что   анализ   работ   может   показать,  что   лишь  45%     обучающихся соответствуют   гипотезе   о   возможности   процесса   развития   интереса   через анализ текста (в таких работах отмечаются особенности текста, объясняется желание   автора   «донести   мысль»,   «заинтересовать   читателя»,   выражаются чувства учащихся).                В остальных работах чаще всего нет выражения своего отношения к прочитанному.   Результаты   этих   работ   могут   свидетельствовать   о неосознанности чтения текста.                  Имея   слабые   навыки   техники   чтения,   работы   с   текстом, лингвистические знания, учащиеся  не могут соотносить теоретические понятия,   анализировать   рассуждать,   вступать   в   диалог   с   автором, передавать свои мысли и переживания, что затрудняет процесс развития читательской культуры в целом.           Если проводить определённые   действия по проблеме, то необходим второй   этап   работы   –   проверка   способности   учащихся   создавать   анализ текста.   Школьникам   предлагается     текст   без   указания   автора   и   названия произведения. В задании необходимо  ответить на вопросы:  1. Что можно сказать об авторе произведения? (эпоха, отечественный или  зарубежный). 2. Кому принадлежит по стилю?  Ответы нужно аргументировать.           Ответы учащихся становятся достаточно разнообразными, однако, в них могут   быть   однотипные   ошибки   в   логике   построения   текста,   определении художественных   средств,   необоснованность   ответов.   Объяснения   сводятся преимущественно   к   тому,  что   автор   использует   непонятные   для   учащихся слова, поэтому не может быть современным (или отечественным) подобные ответы свидетельствуют о недостаточном знании русской литературы.                    Такие итоги позволяют сделать вывод о связи ограниченной способности к восприятию текста с отсутствием способности раскрытия замысла   текста,   то   есть   понимания   дополнительного   смысла     текста, замысла писателя.                     При   систематическом   направленном   тренинге,   формирующем   у учащихся   навыки     чтения   художественного   текста,   учащиеся   приобретают чёткий навык переработки информационного уровня смысла  текста. Такой вид работы предполагает проверку уровня умения проводить элементарный анализ текста, адекватно воспринимать текст, выражать мысли, чувства.           Таким образом, работа позволяет сделать вывод о том, что  учащиеся, имея навыки работы с текстом, умея производить  самостоятельно послетекстовый анализ, способны воспринимать текст не только как тренинговые упражнения, но и источник информации для  своего развития. Контроль  чтения по методике О.Козловского.                  О.Козловский   предлагает контроль    чтения  по  текстам,  заранее приготовленным. Это могут быть разные тексты или один для всех. Тексты необходимо размножить для каждого ученика, группы. Лучше организовать работу в малых группах, что бы предоставить каждому ученику активность речевой практике. Во­первых,   в таком случае осуществляется действенный контроль со стороны самих учеников. Если ученик по какой­то причине не справился   с   заданиями     чтения,   он,   естественно,   подводит   все   членов подгруппы, и учащиеся выразят ему своё неудовольствие, окажут помощь. При работе в малых группах по технологии сотрудничества не только задания даётся одно на всю группу, но и отметка ставится одна на всех. Поэтому каждый  в  группе   заинтересован   в  активной   деятельности   всех.  Во­вторых, сильные   ученики,     помогая   слабым,   способны   развивать   не   только   свои умения, но и умения другого. При этом время прочтения должно быть чётко регламентировано.            На первом этапе каждому ученику  выдается текст, где они отвечали на поставленные вопросы (Приложение 2). Уровень сформированности чтения оказался   следующим   оценивается,   как     сформированы   умения   ­     плохо сформированы.                   С   помощью   этой   методики   можно   увидеть,   что   самым продуктивным   является     чтение   малых   рассказов,   так   как   они   не занимают   много   времени   на   уроке   и   дают   возможность   провести контроль   с   большим   количеством   учеников.   Кроме   того,   повышается словарный запас слов, стимулируется разговорная практика, во время обсуждения   текстов   выражаются   мысли   и   чувства   учащихся, формируется их ценностная система.                              Методика «Кто Я? – 20 суждений» (И.В. Дубровина).                  Модификация   метода  Ф.Патаки,  предложенная  И.В.  Дубровиной, предполагает оценить себя в 10 категориях (Приложение №3).                 После разработки специальных уроков, нацеленных на воспитание у учащихся способности осознавать себя как человека читающего возрастает значимость   категорий,   связанных   с   представлением   о   собственных   и общечеловеческих ценностях, идеалов, чувств.           Итоги проведения методики позволяют сделать вывод, при  развитии читательского   интереса   у   обучающихся     происходят   существенные изменения, характеризующие переход личности на новый, более высокий уровень, не только благодаря переходу от одного возрастного уровня к другому, но и целенаправленному процессу формирования.                                   Методика ценностных ориентаций (М.Рокич).           По методике испытуемым выдаются списки ценностных ориентаций с инструкцией ранжирования их по значимости (бланк ценностей, Приложение 4).                 Данная   методика   позволяет   определить   динамику   ценностно­ смысловой   природы   подростков   в   процессе   развития   читательской культуры в учебно­воспитательных условиях.              Только целостный   подход к проблеме позволяет раскрыть вопрос о развитии   читательского   интереса   на   уроках   литературы,   так   как   в содержательных   характеристиках   личности   большую   значимость   имеет осознание себя как образованного человека, свободного и нужного обществу.              Реализуемый подход к практическому изучению проблемы позволяет показать,   что   именно   литературный   язык   обеспечивает   для   каждого соотечественника возможность понять другого и быть понятым.         В качестве примера предлагается конспект урока­заставки по развитию интереса к чтению.         Рассказ   Е.И.Носова   «Белый   гусь».     (Урок­заставка   перед   изучением рассказа Е.И.Носова «Кукла».) Познавательная цель: после урока ученики должны знать понятия гуманность, сочувствие, подвиг, нравственный подвиг; текст художественной литературы, в котором раскрывается данная тема. Развивающая цель: после урока учащиеся должны уметь: находить примеры подобных подвигов в литературе и  в современной жизни; анализировать; выделять главное; сравнивать факты;  доказывать и  опровергать. Воспитательная цель: после урока ученики должны понимать: Животные способны на отчаянные поступки во имя спасения;  люди, совершающие подвиги, обозначают для нас нравственные координаты  духовного пространства. Учебно­воспитательные задачи этапов урока: Организационный этап: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для  работы на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и  предстоящему занятию. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового  материла. Научить учеников формулировать цель и выбирать конкретные  средства для ее достижения. Этап знакомства текста и  анализирования текста: познакомить учащихся с  рассказом «Белый гусь» Е.Носова; помочь осознать, что вкладывается в  понятие « подвиг»; на примере биографии Л. Н. Толстого показать учащимся,  что человек способен к нравственному и становлению, пройдя путь духовных  исканий; добиться усвоения учащимися способов и методов воспроизведения  изучаемого материала. Этап работы в группах: закрепить в памяти учащихся те знания и умения,  которые необходимы им для самостоятельной работы по материалу; добиться в ходе закрепления повышение осмысления полученного материала. Этап рефлексии: подвести итоги урока; добиться усвоения учащимися  способов и методов воспроизведения изучаемого материала. Этап ы  урока Деятельность учителя Деятельность учащихся  Как  работает  на цель 1.Орг аниза ционн ый  моме нт 2.  Инди видуа льная  работ а с  понят ием  подви г  3.  Инди видуа льная  работ а  по  опред елени ю  личны х  ценно стей. Слово учителя: Сегодня,  надеюсь, вы будете активными  на уроке, не только  слушающими, но и говорящими,  умеющими правильно высказать  свою точку зрения, ведь по  словам Франца: «Слова – тоже  поступки». А если поступок  требует физического и  духовного напряжения, то  скажите, как он будет  называться? Слушают. Мотивация Ответ: Подвиг.  Нравственный подвиг. Работают с таблицей,  заполняя её: ассоциации подвиг Идет  осмыслени е понятия. Идет  актуализац ия личного опыта.  Обсуждаются варианты в  группах. Идет  актуализац ия личного опыта ­ Так что же является  подвигом?   На первой половине листа  напишите ассоциации, которые  у вас возникают при слове  честность, а  во втором  столбике напишите антонимы к  вашим ассоциациям Упражнение «Ценности». Учащиеся разбиваются на  группы по 4­5 человек.  Каждому предлагается  выбрать карточки с  ценностями:  ­ общественное признание; ­ материальный достаток; ­ любовь к близким; ­ семья; ­ удовольствия,  развлечения; ­ самосовершенствование; ­ свобода; ­ справедливость; ­ честность; ­ решительность; ­ вера; 4.  Актуа лизац ия  знани й  ­  целеустремлённость; ­ любовь к животным. Необходимо выбрать 5 главных  ценностей – самых значимых, 2  – не очень значимые в данный  момент. Для дальнейшей нашей работы  разобьёмся на новые группы по  максимальному совпадению  ценностей. Фронтальная работа. ­ Из словаря С.И.Ожегова:  «Подвиг»:  Героический, самоотверженный  поступок.  ­ Из словаря Ефремовой Т.Ф.:  «Подвиг»:  а) Важное по своему  значению деяние. б) Действие, совершенное в  трудных, опасных условиях. ­ Таким образом,  получается, что  нравственный подвиг –  поступок, требующий  напряжения духовных и  физических сил, воли,  разума.      Упражнения на  ознакомление. На доске написаны  предложения: «Другие гуси как гуси, а этот… Никому прохода не дает. У него сейчас гусята, вот и лютует». Отвечают на вопросы. Ответ: ( по  Толковым  словарям) Подвиг­ поступок, который  совершает человек во имя  общего блага. Нравственный  подвиг­ это подвиг не только во имя кого­то, а прежде  всего во имя  самосовершенствования.        Ответ: Текст о птице.   Ответ: У гуся есть гусята.   Ответ: Гусь злой из­за  гусят.    Развитие  способност и  резюмиров ать  прочитанн ое,  излагать  сложные  идеи,  чувства и  представле ния в  нескольки х словах.  Оно  требует  вдумчивой рефлексии ,  основанно й на  богатом  понятийно м запасе, а  также  развитого  образного  мышления. ­ Что вам известно?   2.Составление рассказа по  предложению: «Другие гуси как  гуси, а этот…Никому прохода  не дает». ­ Попытаемся составить  рассказ из 3­4  предложений по этому  предложению. ­ Можно ли поведение  гуся считать  способностью на  самоотверженный  поступок? 2.Упражнение на определение  композиции текста. Игра «Разрезанные  тексты»: Учащиеся получают  наборы карточек с  наклеенными на них  отрывками текста «Белый гусь».  Задания:  По абзацам данного  текста, скажите, что еще  становится известным. Найдите им соответсвующее  место в тексте ( составить из  разрезанных карточек текст). 3.Знакомство с текстом.  Упражнения на узнавание   ключевых слов. Ответ: Гусь с гусятами  гулял по проселочной  дороге. Вдруг он увидел  приближающуюся собаку и  стал кидаться на нее, чтобы  защитить гусят.   Ответ: У гуся нет гусыни.  Что случилось с гусем под  градом? Что стало потом? Ответ: Все гуси белые.  Почему автор подчеркивает  именно этот  неотличительный признак. Ответ: Этот гусь отличается от других гусей. Белый, но  не по цвету, а чем? ( чистый) Ответ: Это рассказ, значит,  речь пойдет об одном  эпизоде из жизни гуся. Отработка  навыка  синтезиров ать и  обобщать  понятия и  информаци ю, осмысленн о  использова ть  понятия. ­ Прочитайте название текста на доске: Белый гусь. ­ Какие вопросы возникли? (обучающиеся молча  читают) ­ Написал рассказ Е.И.Носов.  Какую информацию вы  получили? ­ Прочитаем  текст. 5.  Поста новка цели  урока . Цель урока: выявление  концепции понимания  ответственности и храбрости,  «философии подвига»  Е.И.Носова на примере рассказа «Белый гусь». Упражнения на определение  частей текста, которые  представляют интерес с точки  зрения читающего. ­ Что мы узнаём о гусе с  первых строк? ­ Почему гусь стал злым? ­ Зачем гусь бросался на всех? ­  Почему его назвали  легкомысленной птицей? ­  Как вели себя гуси под  градом? ­  Как повел себя белый гусь?  ­  Почему  он не побежал, как  все? ­  Какое цветовое решение  нашел автор в этих словах:  струйка крови. ­  Кто вызывает наибольшее  сочувствие? ­  Чьи действия были наиболее  правильным? 6.  Анал из  расск аза  Выполнени е  подобных  заданий  стимулиру ет  самостоят ельную  мысль  учащихся,  дает им  возможнос ть  высказать  свое  видение  литератур ной  ситуации.             Самоввод.       В  карточке есть образец  выполнения задания.  Ученик должен ответить на  вопросы, научиться  объяснять товарищу. Во  время этой работы он может задавать вопросы учителю  или консультанту,  пользоваться справочником,  словарем. Совершенс твование  коммуника тивных  способност ей;  развитие  готовности к  межличнос тному  общению,  сотруднич еству. На данном этапе вы должны  проанализировать текст в  группах: Упражнения, контролирующие  умение работать с текстом. Зачитайте партнеру вслух из  текста факты, которые  относятся к теме храбрости и  смелости гуся. Выпишите из текста факты,  которые могли бы служить  иллюстрацией  к тезису: «Чтобы выразить философию подвига,  человеческой жизни, любви,  смерти, … литератору  необходимо создать «знак»,  «образ», что в буквальном  переводе с греческого означает  идею». ( В.П.Астафьев). Подчеркните в тексте  определения подвига гуся –  адмирала. Назовите заглавие абзаца текста, в котором вы нашли главную  информацию.          Можно ли соотнести поведение  птиц и животных с поведением  людей? Озаглавьте каждую отдельно  прочитанную часть Упражнения, контролирующие  уровень восприятия текста. По данным прочитанного текста сделайте рисунок, заполните  таблицу... К прочитанному тексту  составьте вопросы для  товарища: уточняющие,  наводящие, выявляющие  глубину понимания,  провокационные.   Ответьте на вопросы: Что же включает в себя понятие «подвиг», «нравственный  подвиг»? Встречаются ли в современной  жизни люди, которые способны  на нравственный подвиг? Учитель  предлагает заслушать   ответы 1 и 2 группы. Учитель предлагает 3и 4  группам высказать суждение об  ответах 1 и 2 группы. Заслушивают  3 и 4 группы. Слушают, делают пометки,  которые помогут  сформировать суждение об  ответах  других групп. Задают уточняющие  вопросы. Учитель предлагает 1 и 2  группам высказать суждение об  ответах  3 и 4 группы. Слушают, делают пометки,  которые помогут  сформировать суждение об  ответах  других групп. Задают уточняющие  вопросы. 7.  Защит а  ответ ов. 8.  Выска зыван ие  сужде ний. 9.Защ ита  ответ ов 3 и 4  групп Развитие  готовности и  способност и к  речевому  взаимодей ствию и  взаимопон иманию,  потребнос ти к  речевому  самосовер шенствова нию. 10.  Выска зыван ие  сужде ний. 12.Ан ализ  культ ур­ ного   образ ца. Высказывают суждение. Отработка  умения  выделять  главное,  обобщать,  делать  выводы,  давать  оценку   высказыва ниям  однокласс ников. Путь духовных исканий  проходит каждый человек на  протяжении всей своей жизни. У одних он связан с  самопожертвованием во благо  народа, а у других ­ с  самосовершенствованием своей  души. И те и другие послужили  основой для создания  литературных образов как  в  классической литературе.  Обратимся к творчеству Л. Н.  Толстого. Вся его жизнь – это  нравственные искания.  “Счастливые периоды моей  жизни были только те, когда я  всю жизнь отдавал на служение  людям”­ писал в своем дневнике великий писатель. Он считал,  что жить для себя одного  нельзя. Это духовная смерть,  поэтому самыми счастливыми  годами Л.Толстой считал те,  когда он всего себя отдавал  благу людей, работе в основанной им Яснополянской  школе, помощи голодающим. ­ Можно ли жизнь Л.Толстого  назвать подвигом? ­ Способен ли я на  нравственный подвиг?” 13.  Рефле ксия. Мысленный эксперимент.  ­ Предложите новый вариант  движения сюжета, который  приведёт  к благополучному  финалу.  Ответ: Рассказчик мог бы  помочь гусю. (в течение эксперимента в  любом случае дети приходят к  выводу, что трагический финал   произведения не избежен). ­ Как бы вы поступили на месте  главного героя? ­ Был бы ты благодарен  животному, который спас бы  тебе жизнь? ­ Кому ты был бы благодарен  больше за спасенную жизнь:  животному или человеку?                                                             Рассказ Л.Н.Толстого «Бешеная собака»  (Урок­заставка перед изучением рассказа Л.Андреева «Кусака».) Познавательная цель: после урока ученики должны знать понятия гуманность, сочувствие,  нравственность; текст художественной литературы, в котором раскрывается данная тема. Развивающая цель: после урока учащиеся должны уметь: анализировать;   выделять   главное;   сравнивать   факты;   опровергать. Воспитательная цель: после урока ученики должны понимать: какие нравственные координаты должны стать  для нас приоритетными.   доказывать   и Этапы урока 1.Орга низаци онный  момент 2.  Индиви дуальн ая  работа  с  поняти ем  «нравс твенно сть»  (Погру жение  в  тему). 3.  Индиви дуальн ая  работа  по  опреде лению  личных ценнос тей. Деятельность учителя Деятельность учащихся  Слово учителя. Сегодня на уроке мы  будем решать познавательную задачу  по рассказу Л.Н.Толстого «Бешеная  собака». ­ Как вы понимаете значение слова  «нравственность». На первой половине листа напишите  ассоциации, которые у вас возникают  при слове нравственность, а  во  втором столбике напишите антонимы  к вашим ассоциациям. Слушают. Работают с таблицей, заполняя её: ассоциации нравственность  Обсуждаются варианты в группах. Упражнение «Ценности». Учащиеся разбиваются на группы по   4­5     Каждому предлагается   выбрать   карточки   с ценностями:  человек. ­ общественное признание; ­ материальный достаток; ­ любовь к близким; ­ семья; ­ удовольствия, развлечения; ­ самосовершенствование; ­ свобода; ­ справедливость; ­ честность; ­ искренность; ­ вера; ­  целеустремлённость; ­ любовь к животным. Необходимо выбрать 5 главных  ценностей – самых значимых, 2 – не  очень значимые в данный момент. Для   дальнейшей   нашей   работы разобьёмся   на   новые   группы   по максимальному совпадению ценностей.   Фронтальная работа. ­   Как   вы   понимаете   значение слова «нравственность». 4.  Актуал изация  знаний    качества, ­   Нравственность   –   внутренние,   которыми духовные руководствуется   человек,   этические нормы, поведения, определяемые   этими   качествами   (из словаря Ожегова С.).     правила Отвечают на вопросы. Ответ:    Нравственный человек – добрый, ответственный, порядочный.   Ответ:  Нравственно,  когда   тебе стыдно за плохой поступок.   Ответ:Да,   так   как   к   животным нужно   относиться   хорошо, ласково, заботиться о них. ­   Согласны   ли   вы   с   тем,   что отношение   к   животным   является критерием нравственности?    1.Упражнение на ознакомление.  На доске:  Дружок   подполз   к   барину   и стал лизать ему ногу.  ­ Что вам известно?               2.Составление   рассказа   по Ответ:Дружок – пес, а не кот, так  как кошки не лижут ноги.    Ответ:Барин – хозяин собаки,  так как собаки не лижут чужим  ноги.   Ответ:Собака лижет ногу  хозяину, значит, жалеет его.   Ответ:Дружок просит прощение.   Ответ: Он чего­то просит.   Ответ:Дружок – друг – друг для  хозяина. предложению:   Дружок   подполз   к барину и стал лизать ему ногу.  ­ Попытаемся составить рассказ из 3­4 предложений по этому предложению. 3.Знакомство с текстом. Извлечение   текстовой информации из заголовка. ­ Прочитайте название текста на доске:  ­ Какие вопросы возникли? ­   Написал   рассказ   для   детей Л.Н.Толстой. Какую информацию вам сообщили?   ­   Толстой   сам   определил   жанр   – быль. Что это значит?     ­ Прочитаем  текст.   Ответ:В доме никого не было.  Дружок стал играть с вещами  хозяина. Когда хозяин вошёл, то  увидел разорванные вещи.  Чувствуя вину, Дружок подполз к  барину и стал лизать ему ногу.  Ответ: На охоте барин стрелял в  уток. Одна утка упала среди  коряг, а Дружок полез за уткой и  поранился. Он не мог идти, кровь  сочилась из его лапы. Дружок  подполз к барину и стал лизать  ему ногу. Ответ:Бешеная собака. Ответ:Она   ведёт   себя   как бешенная   или   больная?Что случилось с собакой?  Что стало потом? Ответ:Это поучительная история, так   как   все   рассказы   для   детей Л.Н. Толстого. Ответ:Эта   история   записана   с чьих­то слов. (учащиеся молча читают) 5.  Постан овка  цели  урока. Цель урока: выявление концепции  понимания ответственности и  гуманности Л.Н.Толстого на примере  рассказа «Бешеная собака». ­­ Что мы узнаём о собаке с  первых  строк? ­ Как выращивали Дружка? ­ Зачем Дружок бросился навстречу  бешеному псу? ­ Почему Дружка заперли в пустую  горницу? ­ Какие признаки болезни проявились  у собаки? ­ Как повел себя больной пёс? ­  Почему барин промахнулся, стреляя в Дружка, ведь он любил охотиться? ­ Зачем Дружок лизал барину ногу? Кто вызывает наибольшее сочувствие?          Чьи действия были наиболее  правильным? На данном этапе вы должны решить  следующую задачу: 6.  Анализ рассказ а  «Бешен ая  собака »  Самоввод.       В  карточке есть образец  выполнения задания.  Работают в группах с различными  источниками информации. Текст задачи.  Л.Н. Толстой утверждает, «что люди,  считающиеся среди нас самыми  образованными в сущности, люди  самые невежественные, знающие  множество того, что никому не нужно  знать, и не знающие того, что прежде  всего нужно знать всякому человеку». А) Выделите ключевые слова для  информационного поиска. Б) Найдите и соберите  необходимую информацию. В) Обсудите и проанализируйте  собранную информацию. Г) Сделайте выводы. Д) Сравните Ваши выводы с  выводами известных людей. Возможные информационные  источники. Книги: Рассказы из «Азбуки» Л.Н.Толстого; Статья М.А.Чудакова «Духовно­ нравственные основы рассказов  «Азбуки» Л.Н.Толстого»; Толстой Л.Н. Собрание сочинений. В 22т.М:Художественная  литература,1983,с.171. Статья Н.А.Макухиной  «Нравственное воспитание на уроках литературного чтения при изучении  произведений Л.Н.Толстого» Учитель  предлагает заслушать   ответы 1 и 2 группы. Учитель предлагает 3 и 4 группам  высказать суждение о работе 1 и 2  группы. 7.  Защита работ. 8.  Высказ ывание  сужден  Работают в группах с различными  источниками информации. Слушают, делают пометки,  которые помогут сформировать  суждение о докладах других  групп. Задают уточняющие вопросы. Слушают, делают пометки,  которые помогут сформировать  суждение о докладах других  групп. Задают уточняющие вопросы. Слушают, делают пометки,  которые помогут сформировать  суждение о культурном образце. Задают уточняющие вопросы. ий . 9.  Защита работ. 10.  Высказ ывание  сужден ий. 11.  Культу рный  образец . Заслушивают ответы 3 и 4 группы. Учитель предлагает 1 и 2 группам  высказать суждение о работах 3 и 4  группы. Л. Н. Толстой был убежден, что  воспитывать следует на примерах  справедливости, добра, милосердия,  уважения как к старшим, так и к  младшим. Л. Толстой проводит  мысль: люби труд, уважай старших,  твори добро, люби свой народ.   Для него важно, чтобы читатель  почувствовал в словах и мудрое  течение жизни, и ответственность  людей за свои дела, необходимость  передачи нравственных ценностей. В  рассказах писателя ­ гуманиста звучит призыв к человеку научиться  понимать мудрые законы природы,  помогать утверждению жизни,  красоты, гармонии. Рассказы  Л.Н.Толстого  пробуждают  нравственные чувства, взывают к  ответственности человека. Такими  примерами насыщены его  произведения. Произведения, созданные  Л.Н.Толстым для детского читателя,  способствуют формированию основ  нравственности. 12.Ана лиз  культу Учитель предлагает высказать  суждение о культурном образце, о  своих докладах в целом, сопоставить   Высказывают суждение. р­ного   образца . 13.  Рефлек сия. их с культурным образцом. Мысленный эксперимент.  ­ Предложите новый вариант  движения сюжета, который приведёт   к благополучному финалу.   (в течение эксперимента в любом  случае дети приходят к выводу, что  трагический финал   произведения не  избежен, так как   бешенство не  лечится). ­ Как бы вы поступили на месте  барина, детей? ­ Был бы ты благодарен животному,  который спас бы тебе жизнь? Ответ: Хозяин позвал ветеринара,  собаке сделали укол. Дружок  пошёл на поправку. Ответ: Дружок стал громко лаять. На лай выбежал хозяин с ружьём и застрелил чужого пса. Ответ: Дружок понимал, что  заболел. Отказался от пищи и  вскоре умер.          При планировании системы уроков­заставок  важно предусмотреть: ­   разумное   сочетание   произведений   русской     классики   и   современной литературы; ­ тематическое разнообразие; ­   систематичность   и   последовательность   в   овладении   навыками   работы   с текстом.              Все изменения в реальной читательской ситуации при перспективном планировании   учитель   вряд   ли   сможет   учесть,   поэтому   система   уроков­ заставок     должна   быть   открыта   для   всего   нового   и   интересного, появляющегося в литературе. Важно разработать единую систему  на основе проблемно­тематического принципа.       Возможна разработка системы  по темам: Дети и взрослые. Тема детства в творчестве писателей XIX – XX в.(7­8кл.) Боль за все живое. Тема милосердия в русской литературе. (7­8 кл.) Чтобы     найти   оригинальный   подход   к   теме,   стимулировать   читательские интересы   обучающихся,   создать   установку   на   самостоятельное   чтение произведений писателя, можно использовать: ­ рассказы для детей Л.Н.Толстого; ­ рассказы для детей В.П.Астафьева; ­ рассказы Л.Андреева; ­ рассказы Е.И.Носова и т.д                 Сравнительный   анализ   данных,     полученных   при   проведении   диагностических   измерений,   анализировании   текстов   обнаружил закономерность:   языковое   сознание   учащихся,   формирующееся     анализом, постепенно может создать модель личности с приоритетом на такие Я­образы как Я­культурный представитель общества, Я­читающий человек; основанием для   реализации   модели   личности   с   перечисленными   приоритетами   служит система   ценностных   ориентаций,   которая   может   формироваться   в   учебно­ воспитательном процессе.        Реализуемый подход к практическому изучению проблемы развития интереса   к   чтению  представляется   для   дальнейших  разработок   такой методической системы, в которой главное ­ показать, что именно родной язык обеспечивает для каждого соотечественника возможность понять другого   и     быть   понятным;   чтобы     сохранять   этот   великий   дар, необходимо читать.                                                                                                         Приложение №1 Аспекты анализа Изобразительные  средства Лексические средства Грамматические  средства   р о т в о п й и к с е ч и с к е Л ы л о в м и с ­ а в о л С   я а н н е в т с е ж о д у Х а в о л с   я и ц а м р о ф с н а р т ы м и н о т н а   и ы м и н о н и С   е и к с е ч и г о л о ф р о М е и к с е ч и с к а т н и С   а в т с д е р С я и н а в о з а р б о о в о л с   ,   е ы н н о и ц а у т к н у п и т с о н н е б о с о   ,   е и к с е ч и ф а р Г     е и к с е ч и ф а р г о ф р о Высокий Средний Низкий                                                                                                                       Приложение №2.                              Контроль  чтения по методике О.Козловского. Инструкция. «Внимательно послушай рассказ и перескажи его. Скажи, в чем  здесь дело, чему учит этот рассказ, в чем смысл рассказа?» Повторить задание, обращая внимание ребенка на каждую фразу, смысловую  часть рассказа. Возможные вопросы к рассказу «Лев и мышь»: Этот рассказ о добре или о зле? Кто кому сделал добро? Какое добро? Почему? Почему лев отпустил мышку? Почему лев засмеялся? Чему учит этот рассказ? Есть рассказы, которые учат не врать, не воровать, а  этот чему учит? Стимульный материал                ЛЕВ И МЫШЬ Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Он проснулся и поймал ее. Мышка  стала просить, чтобы он отпустил ее, и пообещала сделать ему тоже добро. Лев  громко засмеялся и отпустил ее. Потом охотники поймали льва и привязали  веревкой к дереву. Мышка услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла  веревку и спасла льва.                УМНАЯ ВОРОНА Хотела ворона пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине вода была  только на дне. Вороне нельзя было достать воду. Она стала кидать в кувшин  камушки и столько побросала, что вода стала выше и можно было пить.                  МУРАВЕЙ И ГОЛУБКА Муравей захотел напиться и спустился вниз к ручью. Вода захлестнула его, и  он начал тонуть. Пролетавшая мимо голубка за метила это и бросила ему в  ручей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и спасся. На следующий день муравей увидел, что охотник хочет поймать голубку в сеть. Он подполз к  нему и укусил его за  ногу. Охотник вскрикнул от боли, выронил сеть.  Голубка вспорхнула и улетела.                ГАЛКА И ГОЛУБИ.  Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят, выбелилась в  белый цвет и  влетела в голубятню. Голуби ее приняли как свою, накормили, но галка не  удержалась и закаркала  по­галочьи.  Тогда голуби ее прогнали. Она вернулась  было к галкам, но те её тоже не приняли. Л.Н.   Толстой.                                                                                                                     Приложение №3.  МЕТОДИКА "КТО Я " ­ 20 СУЖДЕНИЙ. ИНДЕКС ЗНАЧИМОСТИ  КАТЕГОРИЙ. ТАБЛИЦА  № Категории высказываний Этапы I III 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Формально ­ биографические ролевые сведения Самооценка, принятия себя, качества характера Умения, интересы, способности Отношения с окружающими людьми Ценности, убеждения, обязанности, идеалы Чувства, переживания, мотивы Жизненные планы Внешность, отношения к противоположному  полу Отношения к возрасту  Особенности поведения                                                                                                                                       Приложение №4.                                Бланк к методике ценностных ориентаций М.Рокича. Деньги (материально обеспеченная жизнь) Семья (счастливая семейная жизнь, духовная близость с любимым человеком) Познание (интеллектуальное развитие) Работа (интересная, творческая, продуктивная деятельность) Счастье других  Саморазвитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное  совершенствование) Карьера (уважение окружающих, общественное признание) Друзья  Удовольствия (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) Средние ранговые показатели по методике ценностных ориентаций. Таблица  показатели ценности деньги семья познание работа счастье других саморазвитие карьера друзья удовольствие место II этапа место I этапа

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»

«Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.11.2017