М.Г. Потапова
Использование электронной платформы для эффективного обучения математике на основе игровых методов
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у обучающихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим возникает проблема, которая состоит в том, чтобы отыскать новые эффективные методы обучения и технологии, которые активизировали бы мысль и стимулировали бы студентов к самостоятельному приобретению знаний.
Возникновение интереса к математике у значительного числа обучающихся зависит в большей степени от методики преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на занятиях каждый студент работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики.
Немаловажная роль здесь отводится играм на уроках математики – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями. В играх различные знания и новые сведения ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным, даже недостижимым, во время игры легко усваивается. Здесь интерес и удовольствие – важные психологические показатели игры.
Эта тема была актуальна всегда не только для учителей математики, но и для преподавателей других дисциплин.
Пользу применения игровых технологий на уроках математики я вижу в том, что:
- игровые формы обучения создают возможности эффективной организации взаимодействия педагога и обучающихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса;
- в игре заложены воспитательные и образовательные возможности;
- в процессе игр обучающиеся приобретают различные знания о предметах и явлениях окружающего мира;
- игра развивает наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки;
- включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала;
- разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают интерес к учебному предмету;
- игры оказывают большое влияние на умственное развитие, совершенствуют мышление, внимание, воображение.
В игре участников привлекает поставленная задача и трудность, которую можно преодолеть, процесс поиска и выполнения задач, а затем радость открытия и ощущение преодоленного препятствия. Именно поэтому всех людей, независимо от возраста, привлекает игра.
Назначение игр на уроках математики – развитие познавательных процессов у обучающихся (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности и др.) и закрепление знаний, приобретаемых на уроках.
В настоящее время информационные технологии внесли большой вклад в развитие и применение игровых методов как в стенах образовательного учреждения, так и за его пределами. Учителям предоставляются огромные возможности проведения занятий в нетрадиционных формах таких, как учебные веб-квесты, викторины, интеллектуальные онлайн-игры и д.р.
По этой причине мне хотелось обратить внимание на использование в обучении электронных платформ, например, Learnis.
Для использования платформы не нужно устанавливать на компьютер специальную программу. Можно просто выбрать уже готовые квесты из каталога и адаптировать задания для своего предмета. На сервисе предлагаются следующие инструменты:
- Веб-квесты «Выберись из комнаты»
В таких квестах перед игроками ставится задача выбраться из комнаты, используя различные предметы, находя подсказки и решая логические задачи. Для создания образовательного квеста, подсказками могут быть ответы на задачи, которые необходимо решить для продвижения по сюжету квеста. Таким образом, педагог, добавляя содержание своей дисциплины, делает квест образовательным и увлекательным.
- Интеллектуальная игра «Твоя викторина» - популярный и эффективный формат игры.
- Терминологическая игра «Объясни мне» позволяет лучше объяснить или повторить изученные термины.
Чтобы воспользоваться возможностями электронной платформы, достаточно пройти регистрацию и перейти к созданию игры.
Мною был создан квест по началам стереометрии. Целью игры служило повторение изученного материала. Учащимся предстояло выбраться из комнаты, но, чтобы открыть заветную дверь, нужно было найти и решить 5 несложных задач по геометрии.
Рис. 1. Комната участника
Здесь то у детей (и не только у детей) просыпался интерес, азарт к поиску, так как, скажу честно, отыскать задачи – дело непростое, и, как показал опыт, с первого раза никому не удалось выйти из комнаты. Но со второй или третьей попытки участник справлялся с трудностями поиска и составлял код к открытию двери.
Использование квестов в образовательном процессе вносит разнообразие в технологии преподавания предмета, позволяет играть с пользой для обучающегося. Стоит обратить внимание на преимущества использования электронной платформы: за счет игровых технологий повышается мотивация обучающихся; современные технологии помогают образованию идти в ногу со временем; игры можно использовать на групповых или индивидуальных учебных занятиях, а также в качестве домашнего задания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.