Использование эвристических методов как средство для формирования ключевых компетенций младших школьников
Оценка 4.6

Использование эвристических методов как средство для формирования ключевых компетенций младших школьников

Оценка 4.6
docx
23.01.2020
Использование эвристических методов как средство для формирования ключевых компетенций младших школьников
Использование эвристических методов как средство.docx

                     МБОУ "Цнинская СОШ №1" в селе Кузьмино-Гать

 

                                                         Трошкина Е.А.,учитель начальных классов

 

 

«Использование эвристических методов как средство для формирования ключевых компетенций младших школьников»

 

      Добрый день. Уважаемые коллеги, внимательно

посмотрите на экран. Что вы видите?

      Предлагаю стереть случайные фигуры, и мы увидим мир прекрасен.

Таким образом, предложив вам немного пофантазировать, я решила на ваших глазах одну, но очень полезную задачу: я вас заинтересовала! Вот так и должен поступать педагог :удивить, заинтересовать, заинтриговать, воспитать любознательность. Да, каждый человек воспринимает мир по своему, будь он взрослым или ребёнком.

      Раскрытие творческого потенциала личности, создание условий для её творческой самореализации - основные задачи эвристического обучения.

Исходя из методики А. В. Хуторского, который считает, что учитель не должен передавать ученику готовые знания, а необходимо научить ребёнка добывать знания из окружающей действительности, свою задачу вижу не в передаче детям максимального объёма знаний, а в том, чтобы удивлять детей, потому что «удивление рождает любопытство, любопытство тропинка к любознательности, любознательность дорога к знаниям».

        Стандарты образования ориентированы на обучение, ставящее главной задачей конструирование обучающимися собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации.

       Рассмотрим на наглядном примере 3 подхода к обучению и попытаемся определить, что это за объект.

1способ

Это яблоко. Сладкий фрукт. Растёт на дереве.

2 способ

Висит на ветке колобок,

Блестит его румяный бок. (Яблоко)

Это овощ или фрукт? Докажи.

3 способ

       Участник с закрытыми глазами определяет на ощупь, а затем на вкус фрукт,делится ощущениями: круглое, небольшое, гладкое, душистое, сладкое, вкусное.

        Думаю, вы согласитесь, что наиболее продуктивными являются приёмы эвристического обучения, нежели традиционного или проблемного. Эвристический подход ориентирует учителя и обучающихся на достижение неизвестного им заранее результата. Современный  школьник – это  не  чистый  белый  лист. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому важно именно в начальной школе привить интерес к различным областям науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

 

         По мнению Ж. Делора «Образование -это сокрытое сокровище. Оно основывается на 4х столпах:

 1) научиться познавать;

2) научиться делать;

3) научиться

жить вместе;

4) научиться жить».

Считаю, что в современных условиях актуальной педагогической проблемой является организация учителем вопрошающей познавательной деятельности обучающихся, обеспечивающей усвоение ими содержания образования.

       В своей работе опираюсь на:

-жизненный опыт обучающихся, который используется в качестве одного из

источников обучения;

-применение на практике приобретённых УУД;

-индивидуализацию и дифференциацию; а также

-сотрудничество учителя и обучающегося.

Эвристическое обучение обеспечивает положительные результаты изучения главных объектов исследования. Доказано, что после таких занятий, увеличивается возможность переноса старых знаний в новую ситуацию. Самостоятельное открытие ребенком каких-либо истин повышает его вовлеченность в учебный процесс, способствует успешному усвоению знаний, стимулирует интеллектуальные усилия, уверенность в себе.

Эвристическую деятельность детей повышает создание благоприятной атмосферы, доброжелательность оценок со стороны учителя. Поощрение оригинальных высказываний ребенка является хорошим средством для развития познавательной активности на уроке. Немаловажную роль здесь играют открытые вопросы, побуждающие учащихся к размышлениям и к поиску разнообразных ответов на одни и те же вопросы. Еще лучше, если самим детям позволить ставить подобные вопросы и отвечать на них.

Эвристический урок включает в себя задание на собственное творчество учащихся. Примеры таких заданий:     

- изобрести своих животных, географический материк, государство, планету; придумать символ или знак для обозначения дня недели, месяца, года, мира;      

- дать определение изучаемому понятию, объекту, явлению; отыскать историческую закономерность; сконструировать теорию природы;      

- сочинить сказку, задачу, стихотворение, песню, очерк, трактат, современные виды текста (интервью, реклама, деловые диалоги);      

- составить словарь, прописи, кроссворд, игру, викторину, родословную, примету, сценарий спектакля, программу концерта, свое задание для других учеников, сборник математических задач;      

- изготовить поделку, модель, макет, газету, журнал, маску, математическую фигуру, геометрический сад, вышивку, фотографию, видеофильм, берестяную грамоту;      

Методы  эвристического обучения:

Эвристическое погружение - форма обучения, при которой в течение нескольких дней сохраняется образовательная доминанта, обеспечивающая личностное познание учениками природного, культурного или иного образовательного объекта с помощью эвристических методов обучения. Погружение происходит в определенную историческую эпоху или событие, в творчество одного писателя или в страну, в физическую теорию или географическое понятие. Эвристическое погружение может состоять из серии образовательных ситуаций.      

Эвристическая олимпиада имеет целью предоставить ученикам возможность максимального творческого самовыражения в различных предметных областях с учетом их индивидуальных способностей. Эта форма позволяет ученикам создать творческие продукты небольшого объема за короткие промежутки времени. Задания олимпиады формируются в номинации «Идея», «Образ», «Закономерность», «Знак». «Символ», «Опыт», «Конструкция» и др. На эвристической олимпиаде оценивается не правильность решения сложных задач, а степень творчества созданных учениками продуктов. Примеры заданий: «Изобрази на рисунке Древо Познания и дай к нему свои пояснения», «Дай определение, кто такой человек». «Придумай и опиши общий для всех людей язык».      

Деловая игра максимально приближает обучение к реальным, научным или производственным условиям. Деловые игры организуются в виде разработки и защиты учащимися проектов, в форме группового решения задач с экономическим, производственным или иным содержанием, в форме «круглого стола», бригадного выполнения лабораторной работы и т.д. На занятии в игровой форме моделируется деятельность любой организации по решению реальной для нее проблемы.    

Интерактивные обучающие программы. Среди современных тенденций развития компьютерных образовательных технологий наблюдается переход от информационной ориентации к интерактивной. Например, в компьютерных играх и мультфильмах, в мультимедийных обучающих программах пользователю отводится все более активная роль предлагающая ему свободу выбора действий и получения индивидуальных результатов.

Творческие работы детей отличаются по типу, объему, времени их выполнения. Одни работы выполняются учениками прямо на уроке и представляют собой элемент творчества в рамках изучаемой темы. Таковы придуманные детьми загадки, короткие стихотворения, сказки,  постеры, опыты по естествознанию.

Работа по развитию исследовательских умений на уроках окружающего мира должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учитель должен использовать экологический материал, с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем. Необходимо помочь учащимся увидеть смысл их исследовательской деятельности, увидеть возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.

 

Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию те приёмы эвристического обучения, которые считаю универсальными ,их можно использовать на разных учебных предметах, что является оптимальным для учителя начальных классов.

Приём символического видения. Он заключается в нахождении или

построении обучающимся связей между объектом и его символом.

Голубь символ мира, блин символ Масленицы, лебедь символ верности, спираль символ бесконечности, сова символ мудрости , скипетр и держава символ власти, рукопожатие-символ дружбы, ромашка-символ семьи, пеликан -символ учительства.

Спасибо, вы продемонстрировали уникальные творческие способности.

Прием нахождения общего в разном.

-Велосипед, швейная машинка, мотоцикл, орган, автомобиль, рояль (Педали)

-Лев, колокол, пушка, горох, Иван Грозный, Пётр(Царь)

-Докажите, что слово «царь».

-Записная книга, телефонная трубка, калькулятор, игра, фотоаппарат, секундомер, будильник. ( Сотовый телефон)

Спасибо за творчество!

Использование приёмов эвристического обучения в педагогической практике помогает в процессе обучения и воспитания достичь активизации творческих способностей обучающихся, что ведёт к высоким результатам и в успеваемости, и в олимпиадах, и в научно-практических конференциях, и в творческих и интеллектуальных конкурсах.

      Считаю, что не надо пытаться объяснить ребёнку то, до чего он может додуматься сам. Лучше предоставить возможность каждому сделать своё маленькое открытие.

        В завершении своего выступления хочу поделиться «золотыми правилами»  использования приёмов технологии эвристического обучения:

Подари ребёнку радость творчества, осознание авторского голоса.

Радуйся вопросу, но отвечать не спеши.

Нет проблем? Учись их создавать! Дерзай мыслить!

 

Использование эвристических методов как средство для формирования ключевых компетенций младших школьников

Использование эвристических методов как средство для формирования ключевых компетенций младших школьников

Использование эвристических методов как средство для формирования ключевых компетенций младших школьников

Использование эвристических методов как средство для формирования ключевых компетенций младших школьников

Использование эвристических методов как средство для формирования ключевых компетенций младших школьников

Использование эвристических методов как средство для формирования ключевых компетенций младших школьников

Использование эвристических методов как средство для формирования ключевых компетенций младших школьников

Использование эвристических методов как средство для формирования ключевых компетенций младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2020