Использование географических карт для проведения
динамических пауз на уроках географии в 6-7 классах
Бердникова Ольга Ивановна,
учитель географии
МБОУ «Перемская ООШ» с. Перемское
г. Добрянка Пермский край
Важным гигиеническим требованием к структуре урока является рациональная организация учебного процесса, при которой получение разносторонних знаний сочетается с укреплением здоровья школьников. При изменении ШУП для географии в 6 классе отводится 1 урок, а программа предусматривает большое количество номенклатуры (географических названий), да и значимость начального курса трудно переоценить. Большой понятийный объем, практические работы, номенклатура, всё это заставляет сжимать, уплотнять структуру урока. Чаще всего это приводит к уменьшению времени у карты. Многие учителя считают, что это «стояние» у карты одного ученика, особенно слабого – лишняя трата времени. Вот и учим карту вместе, т. е. учитель у доски, варианты – у интерактивной доски, ученики у экранов мониторов…и т. п. Но при этом увеличивается монотонность труда, в том числе зрительная нагрузка. Физкультминутка, проводимая в течение урока – это снятие утомления, но при этом ученики редко встают. Чаще ограничиваются несколькими упражнениями на рабочем месте.
Во время урока лучшим средством профилактики и снятия напряжения является переключение на двигательную активность, чем и является физкультминутка. Я решила соединить проведение физкультминуток с изучаемым материалом или закреплением уже изученного. И логика урока сохраняется, и смена деятельности – тоже отдых. Повторение номенклатуры на любом уроке географии всегда работает на сам курс.
В курсе географии учащиеся должны выучить большое количество географических названий.
Хочу поделиться опытом географической физкультминутки в курсе «География. Начальный курс» 6 класс.
На первом уроке по разделу раздаю каждому ученику карточку с 8 – 10 предложениями с географической номенклатурой. Карточка вклеивается в рабочую тетрадь ученика. После команды «Физкультминутка у карты» все ученики с карточками выходят к доске, ищут на картах те географические объекты, которые указаны на карточке. Через 2 – 3 минуты каждый показывает один объект, повторяя (зачитывая из карточки или в произвольной форме) утверждение о нём. После этого ученик возвращается на место.
Обязательное условие: не повторять предыдущего одноклассника. Начинаю со слабых учеников, а сильным остаются объекты, вызывающие затруднения у класса, бывают случаи, когда какие-то названия не называют, значит нужно обратить на них особое внимание.
Такой прием уместен в классе до 15 учеников и в кабинете обязательно должны быть разнообразные карты : «Карта полушарий (физическая)»,
«Физическая карта России», «Физическая карта мира» и др., чтобы у одной
карты собирались не более 3- 4 человек.
Преимущества такой физкультминутки:
· Меняется вид деятельности, задействованы различные виды мышц , увеличивается двигательная активность.
· В классе создается деловая дружеская атмосфера, повышается настроение учащихся, т.к. можно расслабиться, походить по кабинету, пообщаться с одноклассниками.
· Сильные ученики охотно помогают слабым, а у тех вырастает самооценка, когда они переходят к соседней карте и помогают другим.
· Ученики коллективно, ненавязчиво учатся находить номенклатуру на картах разного масштаба и проекций.
· Ученики не боятся выходить к доске, к карте.
· Выступление перед классом, перед аудиторией начинается с одной фразы.
· Любой ученик может сесть на место и не выступать, но обычно этого не бывает.
На итоговом уроке по теме 2 – 3 ученика по желанию выходят к карте, класс называет им номенклатуру, нужно правильно показать и повторить фразу об особенностях этого объекта (можно в произвольной форме).
Такие пятиминутки проходят организованно, приносят пользу, помогают усвоить географические названия в игровой форме.
Начиная новую тему, снова выдаю карточки.
Примеры карточек:
Гидросфера. Озера. Найди объекты, о которых говорится в задании, покажи всему классу на стенной карте, расскажи, чем интересно это озеро:
1.Ладожское озеро – самый крупный пресноводный водоём Европы
2.Виктория – озеро в Африке, находится на экваторе.
3.Эйр – единственное крупное озеро в Австралии
4.Чад – озеро в пустыне Сахара.
5.Титикака – самое высокогорное озеро мира, расположено в Андах.
6.Байкал – глубочайшее озеро на планете, его максимальная глубина 1637 м.
7.Балхаш – озеро в Евразии: одна половина озера солоноватая, другая – пресная.
8.Онежское озеро находится на северо-западе Восточно-Европейской равнины.
10.На полуострове Таймыр находится озеро с таким же названием.
Реки. Найди реки, о которых говорится в задании, покажи всему классу, расскажи, чем они интересны
1. Волга – самая длинная река Европы, 3530 км.
2. Янцзы - самая длинная река Азии, 5800 км.
3. Конго – самая полноводная река Африки
4. Нил – самая длинная река мира, 6671 км.
5. Амазонка – самая полноводная река мира
6. Устье какой великой реки находится точно на экваторе?
7. Про неё буряты говорят: «Разоряет дочка старика Байкала»
8. Иртыш - самый крупный приток Оби
9. Конго в Африке дважды пересекает экватор
10. Кама – самый крупный приток Волги
Географическая карта.
1.Экватор – самая длинная параллель.
2.Северный и южный полюса имеют координаты 90 градусов.
3.Условные линии, соединяющие два полюса, называются меридианами.
4.Нулевой меридиан называется Гринвичским
5.Параллель 20 ю.ш. проходит через океаны…….
6.Меридиан 60 в.д. проходит через материки…….
7.Материк Африка находится в 4 полушариях (назови каких).
8.Индийский океан расположен в восточном полушарии
9.Меридиан 180 разделяет два полушария.
Рельеф:
1.Анды – самая длинная горная цепь, находится в Южной Америке.
2.Уральские горы протянулись с севера на юг на 2 тысячи километров.
3.Гималаи – самые высокие горы нашей планеты.
4.Высота горы Джомолунгма (Эверест) 8848 метров.
5.Кавказские горы расположены между Черным и Каспийским морями.
6.Самая высокая гора Кавказа - Эльбрус.
7.Кордильеры протянулись вдоль западного побережья Северной Америки.
8.Западно-Сибирская равнина расположена восточнее Уральских гор.
9.Среднесибирское плоскогорье расположено на востоке России..
Следующий вариант: Предлагаю простые физкультминутки сменить динамическими паузами. Они препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный уровень учащихся, снимают статические нагрузки. И позволяют вводить дополнительные виды двигательной активности.
Кабинет географии в школе всегда можно узнать по разнообразным картам и портретам путешественников на стене. В процессе обучения используются эти портреты не часто, и учащиеся теряют к ним интерес. Эти знаменитые фамилии у нас на слуху, но снова нехватка времени не даёт нам систематически вести пропагандистскую и просветительскую работу.
Мой вариант такой: проводить динамическую паузу, используя для этого портреты. В условиях сельской школы, при небольшой наполняемости классом мне это делать удаётся легко.
Начальный этап: ученики при команде «Физкультминутка у портретов» встают, берут предложенные карточки и расходятся по кабинету. Обычно галерея знаменитых географов находится на одной из стен. 1-2 минуты отводится на то, чтобы прочитать карточку, найти портрет, соответствующий предложению. Слабые ученики успевают выполнить 1-2, сильные все задания. Затем учащиеся зачитывают или повторяют по памяти информацию о путешественнике, слушают одноклассников. Через 3-4 минуты класс возвращается на места.
Второй этап: ученики получают карточки, где остались те же предложения или чуть измененные, дополненные новыми фактами, но нет указаний на фамилию путешественника. Снова работа у стены с портретами. Здесь задание усложняется, нужно встать у того портрета, которому соответствует выбранная учеником характеристика, а потом её зачитать (повторить по памяти). Такие карточки можно изменять многократно, каждый раз включая упоминания о заслугах того или иного географа, оставляя самые известные факты или на усмотрение учителя.
Пример карточек. Первый этап.
1.Крузенштерн Иван Федорович, русский мореплаватель, начальник первой российской кругосветной экспедиции, адмирал. Начальник первой русской кругосветной экспедиции 1803-1806 годов на кораблях «Надежда» и «Нева».
2.Давид Ливингстон, английский врач и путешественник- пересек Южную Африку с запада на восток, осуществил плавание по реке Замбези, открыл на ней водопад Виктория, исследовал озера Ньяса и Танганьика, описал местные виды растений и животных.
3.Витус Беринг, мореплаватель, офицер русского флота, капитан-командор. Руководил Великой Северной экспедицией,
4.Николай Михайлович Пржевальский. Описал и нанес на карту Тибетское нагорье, истоки рек Хуанхэ и Янцзы. Осуществил пять экспедиций в Центральную Азию.
5.Николай Миклухо–Маклай . Исследователь жизни первобытных народов. Выдающийся путешественник, исследовал о. Новая Гвинея и другие острова Тихого океана
6.Христофор Колумб. Во главе экспедиции в составе 90 человек на 3-х судах — «Санта-Мария», «Пинта» и «Нинья» — вышел 3 августа 1492, пересек Атлантический океан. 12 октября 1492 открыл один из островов Америки.
Второй этап.
1... В 1802 был назначен начальником первой русской кругосветной экспедиции (1803—06 г.г.), в состав которой входили корабли «Надежда» и «Нева» (командир Ю. Ф. Лисянский). 7 августа 1803г. корабли вышли из Кронштадта, обошли мыс Горн и вступили в Тихий океан. В августе 1806 экспедиция вернулась через Индийский и Атлантический океаны.
2.Он провел в Африке тридцать лет. За это время исследовал почти всю Южную Африку, от Кейптауна до экватора и от берегов Атлантического до берегов индийского океана. Путешествуя по реке Замбези, он открыл водопад Виктория.
3….. на судне «Святой Петр» 17 июля 1741 достиг побережий Северной Америки. Открыл некоторые из Алеутских островов. На обратном пути умер во время зимовки на острове, ныне носящем его имя. Именем …. названо море на севере Тихого океана.
4.При помощи Семёнова-Тян-Шанского он организовал четыре экспедиции в Уссурийский край, Монголию, Китай и Тибет, дал подробные описания пустынь Гоби, высокогорных районов Северного Тибета, впервые нанес на карту Центральной Азии более 20 хребтов, несколько озер.
5.Два с половиной года он прожил на северо-восточном берегу Новой Гвинеи (ныне берег называется его именем), где завоевал любовь и доверие новогвинейцев, доказал, что папуасы по своим способностям стоят не ниже европейцев. В 1881 он разработал проект создания на Новой Гвинее независимого государства , предлагал организовать на Новой Гвинее «вольную русскую колонию».
6.12 октября 1492 года команда под его руководством достигла берегов, которые были ими приняты за Индию. Четыре раза этот путешественник побывал в Новом свете, не подозревая об этом. Он открыл много островов и побережье Центральной Америки.
Обычно уже в конце 6 класса все ученики, проходя мимо портретов на перемене или входя в класс, называют заслуги Магеллана или спорят, кто из мореплавателей ходил на каких кораблях. В последующих классах такая работа повторяется эпизодически, можно придумать что-то посложней, главное, поднимать учеников, выводить их к карте. Небольшая двигательная нагрузка снимает признаки переутомления, поэтому включение двигательных пауз в школьные занятия оживляет урок. Динамические паузы на уроках благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности. А динамические паузы, заполненные географическим содержанием, играют и на наш предмет, делают его доступнее, понятнее.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.