«Использование художественной литературы
как средство развития связной речи у дошкольников».
Процесс развития речи ребёнка дошкольного возраста – сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких - является художественная литература. Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.
Актуальность
В связи с вступлением ФГОС ДО, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст- возраст интенсивного формирования речи, это благотворная пора для выработки навыков эффективного общения. Немаловажную роль в пополнении словарного запаса играет художественная литература. Она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает большую роль на развитие и обогащение речи ребёнка. В рассказах дети познают: лаконичность и точность слова, в стихах музыкальность и напевность, ритмичность речи; народные сказки раскрывают меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь живыми образными выражениями и сравнениями.
Таким образом, осознав важность данного вопроса, я поставила перед собой цель: - использование художественной литературы как средства развития связной речи у дошкольников».
Для достижения поставленной цели мною были определены следующие задачи:
1.Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений, обращать внимание на изобразительно-выразительные средства(образные слова и выражения, эпитеты, сравнения).
2.Воспитывать любовь и интерес к художественной литературе, умение слушать и анализировать.
3. Развивать связную речь.
4. Формировать бережное отношение к книге, умение внимательно рассматривать иллюстрации и соотносить их с текстом.
5.Развивать эмоциональную сферу детей, творчество, самостоятельность в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, активизировать словарь.
6.Приобщать родителей воспитанников к процессу семейного чтения, направлять процесс домашнего чтения.
Работа по использованию художественной литературы как средства развития речи должна строиться по принципам:
1.Целенаправленности
2.Индивидуализации - определяется учётом индивидуальных особенностей ребёнка.
3. Наглядности,
4. Доступности - учитывает возрастные особенности и возможности детей дошкольного возраста.
5. Нравственности,
6. Прочности (закрепление знаний).
По ознакомлению с художественной литературой используют следующие методические приемы:
1. Наглядный
2. Словесный
3.Игровой (практический)
Наглядный: Показ иллюстраций, картинок, игрушек. Элементы инсценировки. Движение пальцами, руками. Схемы. Мнемотаблицы. Алгоритмы. Просмотр видеофильмов, диафильмов. Оформление выставки.
Словесный: Объяснение незнакомых слов, Чтение произведений, Вопросы к детям по содержанию произведений, Пересказ произведения, Заучивание наизусть, Выразительное чтение, Беседа по произведению, Прослушивание грамзаписей.
Игровой (Практический): Элементы инсценировки. Дидактические игры. Театрализованные игры. Использование разных видов театра. Игровая деятельность.
Знакомство с художественной литературой не может ограничиваться НОД, оно должно осуществляться во все моменты жизни детей в детском саду (игра, прогулка, труд, бытовая деятельность).
Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, по средствам художественной литературы необходимо создать хорошую речевую развивающую среду, учитывая индивидуальные и социальные условия. Это составление и разработка перспективного планирования по теме, подбор дидактических и подвижных игр и упражнений, конспекты занятий, наглядно-дидактические пособия и альбомы. А также приобретение разнообразных по жанру литературных произведений, дисков для слушания, кукол для театрализованной деятельности и разных видов театра, создание литературного уголка, очень интересным является организация выставок детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений.
В своей работе я использую следующие методы работы с детьми дошкольниками:
Рассматривание иллюстраций к сказкам
Рассказывание сказок по сюжетным картинкам и обучение рассказыванию с использованием мнемотаблиц, которые способствуют быстрому запоминанию текста. Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем – моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана – схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными.
Дидактические игры - универсальный метод закрепления знаний и умений в детском саду является дидактическая игра. Они используется для решения всех задач развития речи и является практическим методом в работе по развитию речи детей.
Работу со знакомым литературным текстом провожу с помощью игры- драматизации, настольной инсценировки, и др. видов театрально- игровой деятельности, которые способствуют непринужденному и эффективному закреплению знания литературного произведения.
Конкурсы чтецов дают возможность для самореализации, позволяют
продемонстрировать свои умения в выразительном чтении наизусть
поэтических стихотворений. Ребятам нравятся такие мероприятия, не боятся
выступать перед аудиторией, проявляя свои артистические способности.
Разнообразные впечатления, полученные ребенком, утверждают его в том,
что он знает, умеет, может показать свои способности.
Книжные выставки - цель таких выставок — углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему. В нашей группе это были выставки посвященные дням рождениям поэтов и писателей.
Работа с родителями.
Знакомство детей с художественной литературой, даёт лучшие
результаты, если объединены усилия воспитателей и родителей.
Чтобы в ребёнке воспитать читателя, сам взрослый должен проявлять
интерес к книге, понимать её роль в жизни человека, знать те книги, которые
будут важны малышу, следить за новинками детской литературы, уметь
интересно беседовать с малышом, быть искренним в выражении своих
чувств.
Для проведения эффективной работы с родителями используются
следующие формы:
- анкетирование;
- беседа;
- рекомендации;
- консультации;
- родительские собрания;
- проектная деятельность;
- круглый стол;
- информация на сайте ДОУ.
В уголок для родителей мы помещаем список детской литературы для
домашнего чтения детям, текстов стихотворений, потешек для заучивания с
детьми, фотоматериалы о проведенных мероприятиях.
Для эффективной работы по инсценировке литературных текстов в
домашних условиях родители получают рекомендации в виде консультаций:
“Знакомство ребенка с художественной литературой”.
“ Роль сказки в развитии речи детей”.
“ Организация бесед по сказкам”.
Был проведен круглый стол – «Значение игр – драматизаций в развитии речи детей».
Используя различные формы по приобщению детей к чтению,
осуществляется работа по привлечению родителей к познанию ознакомления
детей с художественной литературой, в результате, которого происходит,
обмен родительского опыта и приобщение детей к чтению, главным
результатом, которого должен стать интерес к книге.
Основные формы работы с родителями помогают знакомить детей с
художественной литературой, формируя нравственную и культурную
сторону ребенка, передавая представления о жизни, труде, об отношении к
природе, развивая тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность
дошкольника. Только единые педагогические воздействия педагогов и родителей на детей дошкольного возраста способствуют успешному речевому развитию.
Заключение
Таким образом, хочется отметить, что систематическое и целенаправленное использование разного рода художественных произведений как средства развития речи, а также правильно организованной работы, определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, формируя коммуникативную культуру дошкольника, делает речь ребёнка более выразительной, яркой и эмоциональной. Дети активно проявляют себя в разных видах художественной деятельности и творчески активны, у них развито самосознание, умеют понимать и принимать юмор и становятся намного доброжелательнее, что немаловажно в современном обществе. Художественную литературу можно расценивать как наиболее доступный вид искусства, способствующий развитию речи детей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.