Использование художественной литературы как средства развития речи
Оценка 4.7

Использование художественной литературы как средства развития речи

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
воспитание
Детсад
18.02.2022
Использование художественной литературы как средства развития речи
Использование художественной литературы.docx

«Использование художественной литературы

как средство развития связной речи у дошкольников».

Процесс развития речи ребёнка дошкольного возраста – сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких - является художественная литература. Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.

Актуальность

В связи с вступлением ФГОС ДО, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст- возраст интенсивного формирования речи, это благотворная пора для выработки навыков эффективного общения. Немаловажную роль в пополнении словарного запаса играет художественная литература. Она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает большую роль на развитие и обогащение речи ребёнка. В рассказах дети познают: лаконичность и точность слова, в стихах музыкальность и напевность, ритмичность речи; народные сказки раскрывают меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь живыми образными выражениями и сравнениями.

Таким образом, осознав важность данного вопроса, я поставила перед собой цель: - использование художественной литературы как средства развития связной речи у дошкольников».

    Для достижения поставленной цели мною были определены следующие задачи:

1.Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений, обращать внимание на изобразительно-выразительные средства(образные слова и выражения, эпитеты, сравнения).

2.Воспитывать любовь и интерес к художественной литературе, умение слушать и анализировать.

3. Развивать  связную речь.

4. Формировать бережное отношение к книге, умение внимательно рассматривать иллюстрации и соотносить их с текстом.

5.Развивать эмоциональную сферу детей, творчество, самостоятельность в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, активизировать словарь.

6.Приобщать родителей воспитанников к процессу семейного чтения, направлять процесс домашнего чтения.

Работа по использованию художественной литературы как средства развития речи должна строиться по принципам:

1.Целенаправленности

2.Индивидуализации - определяется учётом индивидуальных особенностей ребёнка.

3. Наглядности,

4. Доступности - учитывает возрастные особенности и возможности детей дошкольного возраста.

5. Нравственности,

6. Прочности (закрепление знаний).

По ознакомлению с художественной литературой используют следующие методические приемы:

1. Наглядный

2. Словесный

3.Игровой (практический)

Наглядный: Показ иллюстраций, картинок, игрушек. Элементы инсценировки. Движение пальцами, руками. Схемы. Мнемотаблицы.  Алгоритмы. Просмотр видеофильмов, диафильмов. Оформление выставки.

Словесный: Объяснение незнакомых слов, Чтение произведений, Вопросы к детям по содержанию произведений, Пересказ произведения, Заучивание наизусть, Выразительное чтение, Беседа по произведению, Прослушивание грамзаписей. 

Игровой (Практический): Элементы инсценировки. Дидактические игры. Театрализованные игры. Использование разных видов театра. Игровая деятельность.

Знакомство с художественной литературой не может ограничиваться НОД, оно должно осуществляться во все моменты жизни детей в детском саду (игра, прогулка, труд, бытовая деятельность).

Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, по средствам художественной литературы необходимо создать хорошую речевую развивающую среду, учитывая индивидуальные и социальные условия. Это составление и разработка перспективного планирования по теме, подбор дидактических и подвижных игр и упражнений, конспекты занятий, наглядно-дидактические пособия и альбомы. А также приобретение разнообразных по жанру литературных произведений, дисков для слушания, кукол для театрализованной деятельности и разных видов театра, создание литературного уголка, очень интересным является организация выставок детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений.

В своей работе я использую следующие методы  работы с детьми дошкольниками:

Рассматривание иллюстраций к сказкам

Рассказывание сказок по сюжетным картинкам и обучение рассказыванию с использованием мнемотаблиц, которые способствуют быстрому запоминанию текста. Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем – моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана – схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными.

Дидактические игры - универсальный метод закрепления знаний и умений в детском саду является дидактическая игра. Они используется для решения всех задач развития речи и является практическим методом в работе по развитию речи детей.

Работу со знакомым литературным текстом  провожу с помощью игры- драматизации, настольной инсценировки, и др. видов театрально- игровой деятельности, которые способствуют непринужденному и эффективному закреплению знания литературного произведения.

Конкурсы чтецов дают возможность для самореализации, позволяют

продемонстрировать свои умения в выразительном чтении наизусть

поэтических стихотворений. Ребятам нравятся такие мероприятия, не боятся

выступать перед аудиторией, проявляя свои артистические способности.

Разнообразные впечатления, полученные ребенком, утверждают его в том,

что он знает, умеет, может показать свои способности. 

Книжные выставки - цель таких выставок — углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему.  В нашей группе это были выставки посвященные дням рождениям поэтов и  писателей.

Работа с родителями.

Знакомство детей с художественной литературой, даёт лучшие

результаты, если объединены усилия воспитателей и родителей.

Чтобы в ребёнке воспитать читателя, сам взрослый должен проявлять

интерес к книге, понимать её роль в жизни человека, знать те книги, которые

будут важны малышу, следить за новинками детской литературы, уметь

интересно беседовать с малышом, быть искренним в выражении своих

чувств.

Для проведения эффективной работы с родителями используются

следующие формы:

- анкетирование;

- беседа;

- рекомендации;

- консультации;

- родительские собрания;

- проектная деятельность;

- круглый стол;

- информация на сайте ДОУ.

В уголок для родителей мы помещаем список детской литературы для

домашнего чтения детям, текстов стихотворений, потешек для заучивания с

детьми, фотоматериалы о проведенных мероприятиях.

Для эффективной работы по инсценировке литературных текстов в

домашних условиях родители получают рекомендации в виде консультаций:

“Знакомство ребенка с художественной литературой”.

“ Роль сказки в развитии речи детей”.

“ Организация бесед по сказкам”.

 Был проведен круглый стол – «Значение игр – драматизаций в развитии речи детей».

 Используя различные формы по приобщению детей к чтению,

осуществляется работа по привлечению родителей к познанию ознакомления

детей с художественной литературой, в результате, которого происходит,

обмен родительского опыта и приобщение детей к чтению, главным

результатом, которого должен стать интерес к книге.

Основные формы работы с родителями помогают знакомить детей с

художественной литературой, формируя нравственную и культурную

сторону ребенка, передавая представления о жизни, труде, об отношении к

природе, развивая тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность

дошкольника. Только единые педагогические воздействия педагогов и родителей на детей дошкольного возраста способствуют успешному речевому развитию.

Заключение

Таким образом, хочется отметить, что систематическое и целенаправленное использование разного рода художественных произведений как средства развития речи, а также правильно организованной работы, определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, формируя коммуникативную культуру дошкольника, делает речь ребёнка более выразительной, яркой и эмоциональной. Дети активно проявляют себя в разных видах художественной деятельности и творчески активны, у них развито самосознание, умеют понимать и принимать юмор и становятся намного доброжелательнее, что немаловажно в современном обществе. Художественную литературу можно расценивать как наиболее доступный вид искусства, способствующий развитию речи детей.


 

Использование художественной литературы как средство развития связной речи у дошкольников»

Использование художественной литературы как средство развития связной речи у дошкольников»

Развивать эмоциональную сферу детей, творчество, самостоятельность в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, активизировать словарь

Развивать эмоциональную сферу детей, творчество, самостоятельность в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, активизировать словарь

Знакомство с художественной литературой не может ограничиваться

Знакомство с художественной литературой не может ограничиваться

Ребятам нравятся такие мероприятия, не боятся выступать перед аудиторией, проявляя свои артистические способности

Ребятам нравятся такие мероприятия, не боятся выступать перед аудиторией, проявляя свои артистические способности

В уголок для родителей мы помещаем список детской литературы для домашнего чтения детям, текстов стихотворений, потешек для заучивания с детьми, фотоматериалы о проведенных мероприятиях

В уголок для родителей мы помещаем список детской литературы для домашнего чтения детям, текстов стихотворений, потешек для заучивания с детьми, фотоматериалы о проведенных мероприятиях

Дети активно проявляют себя в разных видах художественной деятельности и творчески активны, у них развито самосознание, умеют понимать и принимать юмор и становятся намного доброжелательнее,…

Дети активно проявляют себя в разных видах художественной деятельности и творчески активны, у них развито самосознание, умеют понимать и принимать юмор и становятся намного доброжелательнее,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2022