Использование художественной литературы как средства развития речи

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 18.02.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Использование художественной литературы.docx

«Использование художественной литературы

как средство развития связной речи у дошкольников».

Процесс развития речи ребёнка дошкольного возраста – сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких - является художественная литература. Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.

Актуальность

В связи с вступлением ФГОС ДО, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст- возраст интенсивного формирования речи, это благотворная пора для выработки навыков эффективного общения. Немаловажную роль в пополнении словарного запаса играет художественная литература. Она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает большую роль на развитие и обогащение речи ребёнка. В рассказах дети познают: лаконичность и точность слова, в стихах музыкальность и напевность, ритмичность речи; народные сказки раскрывают меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь живыми образными выражениями и сравнениями.

Таким образом, осознав важность данного вопроса, я поставила перед собой цель: - использование художественной литературы как средства развития связной речи у дошкольников».

    Для достижения поставленной цели мною были определены следующие задачи:

1.Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений, обращать внимание на изобразительно-выразительные средства(образные слова и выражения, эпитеты, сравнения).

2.Воспитывать любовь и интерес к художественной литературе, умение слушать и анализировать.

3. Развивать  связную речь.

4. Формировать бережное отношение к книге, умение внимательно рассматривать иллюстрации и соотносить их с текстом.

5.Развивать эмоциональную сферу детей, творчество, самостоятельность в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, активизировать словарь.

6.Приобщать родителей воспитанников к процессу семейного чтения, направлять процесс домашнего чтения.

Работа по использованию художественной литературы как средства развития речи должна строиться по принципам:

1.Целенаправленности

2.Индивидуализации - определяется учётом индивидуальных особенностей ребёнка.

3. Наглядности,

4. Доступности - учитывает возрастные особенности и возможности детей дошкольного возраста.

5. Нравственности,

6. Прочности (закрепление знаний).

По ознакомлению с художественной литературой используют следующие методические приемы:

1. Наглядный

2. Словесный

3.Игровой (практический)

Наглядный: Показ иллюстраций, картинок, игрушек. Элементы инсценировки. Движение пальцами, руками. Схемы. Мнемотаблицы.  Алгоритмы. Просмотр видеофильмов, диафильмов. Оформление выставки.

Словесный: Объяснение незнакомых слов, Чтение произведений, Вопросы к детям по содержанию произведений, Пересказ произведения, Заучивание наизусть, Выразительное чтение, Беседа по произведению, Прослушивание грамзаписей. 

Игровой (Практический): Элементы инсценировки. Дидактические игры. Театрализованные игры. Использование разных видов театра. Игровая деятельность.

Знакомство с художественной литературой не может ограничиваться НОД, оно должно осуществляться во все моменты жизни детей в детском саду (игра, прогулка, труд, бытовая деятельность).

Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, по средствам художественной литературы необходимо создать хорошую речевую развивающую среду, учитывая индивидуальные и социальные условия. Это составление и разработка перспективного планирования по теме, подбор дидактических и подвижных игр и упражнений, конспекты занятий, наглядно-дидактические пособия и альбомы. А также приобретение разнообразных по жанру литературных произведений, дисков для слушания, кукол для театрализованной деятельности и разных видов театра, создание литературного уголка, очень интересным является организация выставок детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений.

В своей работе я использую следующие методы  работы с детьми дошкольниками:

Рассматривание иллюстраций к сказкам

Рассказывание сказок по сюжетным картинкам и обучение рассказыванию с использованием мнемотаблиц, которые способствуют быстрому запоминанию текста. Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем – моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана – схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными.

Дидактические игры - универсальный метод закрепления знаний и умений в детском саду является дидактическая игра. Они используется для решения всех задач развития речи и является практическим методом в работе по развитию речи детей.

Работу со знакомым литературным текстом  провожу с помощью игры- драматизации, настольной инсценировки, и др. видов театрально- игровой деятельности, которые способствуют непринужденному и эффективному закреплению знания литературного произведения.

Конкурсы чтецов дают возможность для самореализации, позволяют

продемонстрировать свои умения в выразительном чтении наизусть

поэтических стихотворений. Ребятам нравятся такие мероприятия, не боятся

выступать перед аудиторией, проявляя свои артистические способности.

Разнообразные впечатления, полученные ребенком, утверждают его в том,

что он знает, умеет, может показать свои способности. 

Книжные выставки - цель таких выставок — углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему.  В нашей группе это были выставки посвященные дням рождениям поэтов и  писателей.

Работа с родителями.

Знакомство детей с художественной литературой, даёт лучшие

результаты, если объединены усилия воспитателей и родителей.

Чтобы в ребёнке воспитать читателя, сам взрослый должен проявлять

интерес к книге, понимать её роль в жизни человека, знать те книги, которые

будут важны малышу, следить за новинками детской литературы, уметь

интересно беседовать с малышом, быть искренним в выражении своих

чувств.

Для проведения эффективной работы с родителями используются

следующие формы:

- анкетирование;

- беседа;

- рекомендации;

- консультации;

- родительские собрания;

- проектная деятельность;

- круглый стол;

- информация на сайте ДОУ.

В уголок для родителей мы помещаем список детской литературы для

домашнего чтения детям, текстов стихотворений, потешек для заучивания с

детьми, фотоматериалы о проведенных мероприятиях.

Для эффективной работы по инсценировке литературных текстов в

домашних условиях родители получают рекомендации в виде консультаций:

“Знакомство ребенка с художественной литературой”.

“ Роль сказки в развитии речи детей”.

“ Организация бесед по сказкам”.

 Был проведен круглый стол – «Значение игр – драматизаций в развитии речи детей».

 Используя различные формы по приобщению детей к чтению,

осуществляется работа по привлечению родителей к познанию ознакомления

детей с художественной литературой, в результате, которого происходит,

обмен родительского опыта и приобщение детей к чтению, главным

результатом, которого должен стать интерес к книге.

Основные формы работы с родителями помогают знакомить детей с

художественной литературой, формируя нравственную и культурную

сторону ребенка, передавая представления о жизни, труде, об отношении к

природе, развивая тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность

дошкольника. Только единые педагогические воздействия педагогов и родителей на детей дошкольного возраста способствуют успешному речевому развитию.

Заключение

Таким образом, хочется отметить, что систематическое и целенаправленное использование разного рода художественных произведений как средства развития речи, а также правильно организованной работы, определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, формируя коммуникативную культуру дошкольника, делает речь ребёнка более выразительной, яркой и эмоциональной. Дети активно проявляют себя в разных видах художественной деятельности и творчески активны, у них развито самосознание, умеют понимать и принимать юмор и становятся намного доброжелательнее, что немаловажно в современном обществе. Художественную литературу можно расценивать как наиболее доступный вид искусства, способствующий развитию речи детей.