Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества им. Н.М. Аввакумова» Асбестовского городского округа
Конкурс методической продукции
среди педагогических работников Центра детского творчества
Номинация: методические рекомендации
Тема: Использование игровых практик для организации развивающего досуга детей лагеря с дневным пребыванием детей «Подсолнух» МБУ ДО ЦДТ
Разработчик:
Филатова Вера Александровна,
методист
Асбест, 2024 год
Аннотация
Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
В.А. Сухомлинский.
В статье 12. «Обеспечение прав детей на отдых и оздоровление» Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 28.04.2023) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» говорится: «В целях повышения качества и безопасности отдыха и оздоровления детей федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры: по созданию условий для организации воспитания детей в организациях отдыха детей и их оздоровления». Во исполнение данного закона во всех территориях РФ в каникулярное время организуются детские оздоровительные лагеря, в том числе лагеря с дневным пребыванием детей на базе образовательных учреждений. В нашем Центре детского творчества во время летний каникул такой лагерь работает уже много лет.
Слово каникулы произошло от латинского словосочетания dies caniculares — «собачьи дни». А слово каникула (Canicula) в переводе с латыни означает «собачка». Так римляне называли Сириус — самую яркую звезду в созвездии Большого Пса. Когда в летнее время в Древнем Риме Солнце находилось в этом созвездии, стояли очень жаркие дни, люди отрывались от своих обычных дел и отдыхали. Так и нашим детям необходимо прерывать однотонный ритм учебной деятельности, необходима смена деятельности и впечатлений. И, вместе с тем, каникулы должны стать временем для зарядки новой энергией, настроением, знаниями и обретением новых дружеских отношений.
Актуальность темы, посвящённой организации игровой деятельности детей в детских коллективах, подтверждена многочисленными исследованиями педагогов и психологов. Психологи, изучая игры детей и взрослых, отыскивают их функции, специфическое содержание, сравнивают с другими видами деятельности. Необходимость в игре иногда объясняют, как возможность дать выход чрезмерной жизненной силе, игра создаёт положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Другое трактование природы игры – удовлетворение потребностей в отдыхе. Играя, ребёнок своеобразным образом тренируется, чему-нибудь обучается. Игра может быть вызвана и потребностью в лидерстве, соревновании. Можно рассматривать игру и как компенсирующую деятельность, что в символической форме дает возможность удовлетворить неосуществленные желания.
Цель данных методических рекомендаций: способствовать повышению компетентности педагогических работников МБУ ДО ЦДТ при реализации программы воспитания в лагере с дневным пребыванием «Подсолнух» через организацию игровой деятельности детей.
Задачи:
1. Выделить несколько групп игр, которые могут быть легко организованы и проведены в лагере с дневным пребыванием детей.
2. Описать правила их проведения.
3. Стимулировать педагогов к использованию предложенных игр при организации отдыха детей.
Целевая аудитория: педагогические работники, организующие отдых детей младшего школьного возраста в лагере с дневным пребыванием.
Ожидаемый результат:
- педагогические работники получили представление о различных играх, способствующих развитию детей;
- получили возможность с их помощью создать положительный эмоциональный фон в группе детей и создать условия для развития как всего детского коллектива, так и отдельного ребёнка.
Теоретическая часть
Выдающийся российский педагог, разработчик теории игровой деятельности Сталь Анатольевич Шмаков, называл игру «вечным двигателем» творчества и источником самопознания и самовыражения. Именно на игре, с его точки зрения, должна строиться методика эффективной организации детского досуга и воспитания.
Исследуя значение детских игр, С.А. Шмаков выделил следующие ее функции: социокультурное назначение игры, функция межнациональной коммуникации, функция самореализации ребенка в игре как полигоне человеческой практики, коммуникативная функция игры, диагностическая функция игры, игротерапевтическая функция игры, функция коррекции в игре, её развлекательная функция.
По мнению С.А. Шмакова, сущность феномена игры заключается в следующих положениях:
игра выступает как самостоятельный вид развивающей деятельности детей разного возраста;
игра означает занятия, отдых, развлечения, забаву, потехи, утехи, соревнования, упражнения, тренинги, во время которых воспитательные требования взрослых к детям становятся активными средствами воспитания и самовоспитания;
игра – главная сфера взаимодействия детей, в ней решаются проблемы межличностных отношений внутри коллектива или группы, совместимости индивидов, их партнерства, дружбы, товарищества;
игра – путь поисков ребенком себя среди коллектива единомышленников и в целом в обществе. Она способствует развитию коммуникабельности, активизации познавательного интереса, развитию внимания, памяти, мышления и воображения,
созданию позитивного психологического климата в коллективе.
Практическая часть
Игры на знакомство
В первые дни пребывания детей в лагере очень важно быстро познакомить их друг с другом. Игры на знакомство помогают запомнить имена, некоторые качества, особенности других людей, позволяют снять психологическое напряжение и сократить дистанцию между участниками игр. Вот несколько игр, которые с легкостью можно применять на первых встречах с детьми.
СНЕЖНЫЙ КОМ
Все играющие становятся в круг. Сначала каждый называет своё имя, затем начинается игра. Первый человек называет только своё имя. Следующий (тот, что стоит радом с ним слева или справа, как договоритесь) называет имя первого и своё имя. Третий – имена первого, второго и своё. Так продолжается игра. Количество имён растёт как снежный ком, скатываясь с горы. Труднее всех последнему, поэтому лучше им быть воспитателю. Попробуйте запомнить всех сразу!
ПОМЕНЯЙТЕСЬ ИМЕНАМИ
Играющие должны встать (или сесть) лицом в круг парами. Внутри круга стоит ведущий, у него пары нет. Сначала каждый называет своё имя, а затем ребята в парах «меняются» именами. Ведущий называет какое-либо имя и участник с этим именем бежит к нему (важно не забывать про условие игры!). Сосед, стоявший с ним в паре, должен убегающего задержать. Если это ему не удаётся, то он становится ведущим. Возможно в группе несколько человек носят одинаковые имена, тогда к ведущему уходит тот, кто успел первым, а остальные возвращаются к своим прежним партнёрам. При смене пары важно не забыть познакомиться с новым партнёром и «поменяться» с ним именами.
БИНГО
Все играющие становятся в круг парами, двигаются по кругу и произносят такие слова:
«Мой весёлый старый пёсик у окна сидел,
Мой весёлый старый пёсик на меня глядел.
Б-И-Н-Г-О, Б-И-Н-Г-О, Б-И-Н-Г-О,
БИНГО звать его».
В этот момент все останавливаются, поворачиваются в парах лицом друг к другу. Стоящие во внутреннем кругу остаются на месте, а те, кто стоит во внешнем кругу, переходят на каждую букву слова БИНГО к новому партнёру. Они знакомятся и игра продолжается до тех пор, пока пары не поменяются несколько раз и все дети не познакомятся друг с другом.
СЕРДЦЕ ДРУГА
Педагогу заранее нужно подготовить (или попросить сделать это ребят) вырезанные из бумаги сердечки. Все ребята на этих сердечках пишут свои имена чтобы опустить их в «шляпу знакомств» (может быть эту роль выполнит красивая коробка или яркий пакет). Ведущий с «шляпой знакомств» идёт по кругу, ребята называют своё имя и опускают в неё сердечко. После этого ведущий снова идёт по кругу, а дети по очереди вынимают из шляпы сердечко, произносят имя, написанное на нём, вспоминают того, кому оно принадлежит, и передают хозяину.
ДАВАЙ-КА ПОЗНАКОМИМСЯ
Для проведения этой игры нужен мяч или небольшая игрушка. Все играющие становятся в круг. Ведущий бросает мяч одному из ребят и произносит слова: «Ты скорее поспеши, как зовут тебя, скажи…» Тот, кто поймал мяч, называет своё имя. Потом он бросает мяч другому игроку и произносит такие же слова. Игра продолжается до тех пор, пока все ребята не запомнят имена друг друга.
ЗМЕЙКА ЗНАКОМСТВА
Ребятам лучше встать в круг. Ведущий идёт внутри круга и говорит такие слова: «Я змея, змея, змея. Я ползу, ползу, ползу. Хочешь стать моим хвостом? Как тебя зовут?» Играющий, к которому обращены эти слова, называет своё имя, проползает между ног ведущего и становится сзади него, держась за плечи (или талию). Затем они вдвоём продолжают движение с прежними словами. Игра закончится тогда, когда в змейке окажутся все ребята группы.
Чтобы узнать не только имя товарища по отряду, можно провести следующие игры.
Я ТАКОЙ, КАКИМ МЕНЯ ЕЩЁ НИКТО НЕ ЗНАЕТ
Для проведения этой игры понадобится больше времени и подготовки. Вам понадобится бумага формата А-4, краски, цветные карандаши или фломастеры, цветные картинки из газет и журналов, цветная бумага, ножницы, клей. Ребятам предлагается создать свой фантазийный образ, представив свои увлечения, черты характера, мечты и т.п. Затем можно оформить портретную галерею, а ребятам представить свой портрет.
КТО? ГДЕ? КОГДА?
Игроки в начале игры могут располагаться произвольно или встать в круг. Ведущий предлагает им объединиться в группы по различным признакам:
- по номеру этажа, на котором они живут;
- по размеру обуви;
- по первой букве имени;
- по знакам зодиака;
- по букве класса («а» или «б»);
- по любимому времени года;
- по цвету глаз;
- кто первый раз в нашем лагере;
- кто любит рисовать (читать книги);
- у кого дома есть животные и так далее.
Признаков может быть сколько угодно. Так ребята получат дополнительную информацию друг о друге, что позволит в течение смены устраивать различные состязания, объединяя их в команды по этим (или иным) признакам.
Игры на развитие внимания и памяти
Внимание один из важных психологических процессов, от развития которого зависит успешность осуществления любой деятельности. Уровень развития внимания определяет готовность ребёнка к восприятию нового, запоминанию. Таким образом, развитие памяти невозможно отделить от развития внимания, происходит интеграция двух областей. Память и внимание – основа сознания как взрослого, так и ребенка.
САНТИКИ
Все играющие встают в круг, выбирают водящего, который должен отойти в сторону, чтобы не слышать и не видеть стоящих в кругу. Ребята в кругу выбирают ведущего. Его задача незаметно для водящего менять движения, которые будут повторять за ним все, стоящие в кругу. Когда ведущий выбран, ребята начинают хлопать в ладоши и повторять слова «Сантики, сантики, лим-по-по, Сантики, сантики, лим-по-по…» Участники игры замолкают как только водящий входит в круг. Чтобы определить того, кто «игру ведёт», он может поворачиваться вокруг себя, внимательно наблюдая за действиями играющих. Важно, чтобы ребята незаметно смотрели на ведущего и быстро начинали повторять движения, которые он показывает. Если водящему удалось не более чем с трёх попыток определить ведущего, то ведущий становится водящим.
ПЕРЕД СТРОЕМ
Участники игры выстраиваются в одну шеренгу. Один из ребят соглашается быть отгадчиком (или отгадчик выбирается с помощью считалки). Он встаёт перед строем, внимательно осматривает всех участников игры и выходит из комнаты. Некоторые ребята вносят какие-нибудь изменения в свой внешний вид: прикалывает или снимает значок, расстёгивает куртку, меняется с соседом обувью, засучивает рукава и т.п. Отгадчик возвращается к играющим и определяет произведённые изменения.
Можно разделить группу детей пополам, выбрать двух отгадчиков и провести между ними соревнование. Для каждой новой пары соревнующихся изменения, вносимые во внешний вид играющих, должны быть различными. Поскольку отгадчики будут меняться, можно определить самых внимательных ребят в группе.
ЛИСТЬЯ РАСТЕНИЙ
Для этой игры нужно подобрать штук двадцать листьев разных растений (берёза, рябина, липа, крапива, клевер, подорожник и т.д.). Половину из них нужно подготовить в двойном количестве, то есть по два листка каждого вида. Допустим, их будет десять. Затем вызываются два участника и в течение одной минуты пытаются запомнить разложенные листья. Потом участникам показывают другую, полную коллекцию листьев и они должны назвать парные экземпляры, то есть те листья, которые были показаны им в начале игры.
ЗАПРЕЩЁННОЕ ДВИЖЕНИЕ
Один из игроков становится ведущим. Все вместе игроки договариваются о том, какое движение является «запрещённым». Ведущий начинает делать какие-либо движения, например: поднимать руки вверх, приседать, хлопать в ладоши и т.п. Все играющие должны за ним повторять эти движения. Неожиданно ведущий делает «запрещённое» движение. В этот момент ребята должны сделать паузу и его движение не повторять.
НОС, ПОЛ, ПОТОЛОК
Эта игра подобна предыдущей, но её можно провести в зале, когда все сидят, например, в ожидании начала какого-либо мероприятия. Ведущий становится так, чтобы он был хорошо виден. Он начинает вести игру, произнося слова «нос, пол, потолок; нос, пол, потолок…». При этом он прикасается к своему носу, показывает на пол, на потолок. Все играющие должны обязательно смотреть на ведущего и повторять за ним движения. Неожиданно ведущий делает жест, не соответствующий слову (говорит «пол», а показывает на потолок). Таким образом он пытается сбивать играющих. Те, кто ошибся, могут отдать ведущему фант, которые затем разыгрываются. А самый внимательный может получить приз.
ОТВЕЧАЕТ СОСЕД СЛЕВА
Суть игры отражена в её названии. Удобнее играть в неё стоя в кругу. Ведущий задаёт игроку любой вопрос, например: «Какой сегодня день недели?» Ответить на него должен сосед слева. Если он замешкался или ответил тот, к кому обратился ведущий, то поступают так как заранее договорились (ошибившийся может отдать фант или покинуть игру).
ЧЁРНАЯ СТРЕЛКА
Играющие встают в круг, руки слегка разводят в стороны ладонями вверх. Правую руку кладут на левую руку соседа справа, а левую под правую ладонь соседа слева. Все вместе говорят следующие слова:
«Чёрная стрелка обходит циферблат,
Быстро, как белка, колёсики стучат,
В каждой минуте по шестьдесят секунд
Бегут, бегут колёсики и песенку поют:
Тик–так, тик-так, тики, тики, тики, так!»
Вместе со словами игроки на каждый слог совершают хлопки своей правой ладонью по правой руке соседа, стоящего слева (хлопки следуют по часовой стрелке). Тот, на кого приходится последний хлопок, должен успеть отдёрнуть руку. Заранее делать это запрещено. Если его всё же хлопнули по ладони – он выходит из игры. Победитель игры - оставшийся последним (или несколько последних).
Игры на развитие интеллекта
Такие игры — это хороший способ проверить не только свои знания, но и гибкость ума, скорость мышления и способность находить нестандартные решения в обыденных ситуациях. Участие в таких играх расширяет кругозор, познавательный интерес и словарный запас, является источником новых впечатлений, связанных со школьной жизнью и обучением.
НАЙДИ СЛОВО
Начиная игру, ведущий произносит слова:
«Я найду слова везде: и на небе, и в воде,
На полу, на потолке, на носу и на руке.
Вы не слышали такого? Не беда, играем в слово!»
Игроки стоят или сидят в кругу. Ведущий спрашивает: «Кто найдёт слова на небе?» и первое слово называет сам: «Звёзды». Следующим слово называет его сосед слева (или справа, как условились). Он говорит, например: «Туча». И так далее. Чтобы игра получилась весёлой нужно проявить фантазию и искать слова в самых неожиданных местах: в кармане, в портфеле, в полёте, в болоте.
НАЗОВИ ПЯТОЕ
Суть игры заключается в том, чтобы играющие продолжили ряд, начатый ведущим. Например, ведущий просит назвать спортивный снаряд и сам называет четыре предмета: мяч, обруч, скакалка, булава, … Пятое – за игроком, к которому обратился ведущий.
Или, ведущий называет: туфли, ботинки, калоши, кроссовки, ….
Или: подосиновик, сыроежка, боровик, рыжик,…
Можно видоизменить игру и попросить назвать пять (больше или меньше, в зависимости от возможностей детей) предметов одного цвета, существующих на самом деле. Цвет выбирает ведущий.
КОНТРАБАС
Это условное название игры. Нужно выбрать любое длинное слово и придумать как можно больше слов из букв, входящих в него. В данном случае это могут быть такие: бас, сабо, кон, раб, баркас, трак, барка, сан, сон, раса, собака и так далее. Победителей может быть несколько: тот, кто придумал за ранее оговорённое время, больше всех слов; тот, у кого самое редкое слово; тот, кто придумал самое длинное слово.
ШАРАДЫ
Шарады – это загадки, в которых загаданные слова надо угадать по частям, причём каждая часть сама является словом. Например: след/опыт, пар/ус.
Игру можно упростить. Для этого можно заранее подготовить карточки с частями слов и предложить ребятам сложить из них целое слово. Например: пас, око, порт, пол, оса, куль, тура, сено, газ, вал, ель, док, марка, лад, яр, мышь, вес, як, точка и так далее.
БУРИМЕ
Это игра, в которой нужно сочинять стихи по имеющимся окончаниям строк. Например: __________________________ свечка
__________________________ печка
__________________________ Урал
__________________________ аврал
_____________________________ перрон
_____________________________ буклет
_____________________________ сифон
_____________________________ конфет
Составить окончания строк совсем не сложно, а стишки могут получиться очень забавными.
НА ЧТО ПОХОЖ?
В эту игру стоит играть тогда, когда дети уже хорошо знают друг друга. Среди играющих выбирают одного отгадчика. Он выходит из комнаты. Ребята загадывают одного из оставшихся в помещении и приглашают отгадчика. Он должен задавать как можно больше разнообразных вопросов, на которые ребята будут отвечать. Например: «На какой цвет похож этот человек?», «На какого литературного героя он похож?», «На какой фрукт (предмет мебели, погоду, музыкальный инструмент, лекарство, букву) он похож?» Чем точнее будут ответы, там легче будет отгадчику. Если заранее оговорить количество вопросов, игра может стать сложнее..
Подвижные игры
Подвижная игра тренирует гибкость, ловкость, учит держать равновесие, концентрировать внимание, регулировать точность движения. Игра снимает мышечную скованность, раскрывает способности к импровизации, тренирует активное реагирование и избавляет от стресса. В игре ребенок получает тактильное и эмоциональное общение.
ШИШКИ, ОРЕШКИ, ШЕЛУХА
Играющие становятся в круг по три человека друг за другом лицом к центру (как для игры «Третий лишний»). Игрок, стоящий первым в тройке (во внутреннем кругу), - «шишка». Стоящие в центральном кругу – «орешки», во внешнем – «шелуха». Водящий стоит в центре круга. Он громко говорит, например: «Орешки!» Ребята, стоящие в центральном кругу должны поменяться местами с «орешком» из другой тройки. Водящий же стремится занять одно из освободившихся мест. Если ему это удаётся, то игрок, оставшийся без места, становится новым водящим.
ХВОСТ ДРАКОНА
Для этой игру необходимо не менее десяти участников. Все они становятся друг за другом и кладут руки на плечи (или талию) впереди стоящему. Первый игрок – «голова дракона», последний – «хвост». По сигналу начинается игра. «Голова» пытается поймать «хвост», но игроки, располагающиеся ближе к «хвосту», пытаются убежать и не дать «голове» поймать «хвост». После того, как «хвост» пойман, игроки меняются ролями.
СКЕЛЕТИК
Эта игра с мячом так же известная по дворовым названиям, как игра «Калека», «Инвалид» или «Больничка». Играть можно в помещении или на улице. Для игры понадобится мячик. Игроки становятся в круг и перебрасывают друг другу мячик, так же как и в игре «Картошка». Если кто-то не смог его поймать, то игрок, который бросал мяч, «отбирает» у штрафника одну любую часть тела:
ногу - игрок продолжает играть, стоя на одной ноге;
руку - нужно ловить мяч только одной рукой;
глаз - необходимо закрыть один глаз.
«Отбор» происходит последовательно, т.е. нельзя за два штрафа «отобрать» сразу две руки, ноги или глаза. Фактически допускается подряд четыре штрафа. Если же все части тела «отобраны» и дело дошло до двух рук (ног или глаз), то игрок выбывает.
Игра может продолжаться до последнего оставшегося игрока или быть прервана в любой момент. Победителем тогда назначается самый «здоровый» игрок.
ЖМУРКИ
Перед началом игры оговаривается граница, за которую игроки не имеют права убегать. Один из игроков становится водящим («жмуркой»). Ему повязкой завязывают глаза и ставят в центр небольшой площадки, где будет проходить игра. Важно, чтобы площадка не имела препятствий и посторонних предметов, о которые можно споткнуться или ушибиться. Водящего «запутывают», поворачивая несколько раз вокруг свой оси, чтобы он не мог сразу сориентироваться и запомнить где стоит кто-то из играющих. После чего участники игры разбегаются по площадке. Задача водящего, ориентируясь по слуху, поймать кого-нибудь из играющих. Для этого игроки хлопают в ладоши или используют колокольчики (при наличии). В простом случае, достаточно просто коснуться или поймать одного из играющих. Но можно разнообразить игру, когда водящий должен не просто поймать, но и не снимая повязки узнать пойманного участника игры. Если это условие выполнено, то пойманный участник становиться водящим.
ФРУКТОВЫЙ САЛАТ
Участники сидят в кругу на стульях. Необходимо рассчитаться на яблоки, бананы, апельсины и др. фрукты. Ведущий стоит в кругу. По команде «яблоки» или «апельсины», или другие названные фрукты меняются местами. Задача ведущего - занять свободный стул. По команде «фруктовый салат» - все участники меняются местами.
КАЗАКИ-РАЗБОЙНИКИ
Дети разбиваются на две команды: команду казаков и команду разбойников. «Разбойникам» надо за определенное время спрятаться самим на оговоренной территории и спрятать «клад»: какую-то игрушку, предмет, конфету. После этого «казаки» разбегаются по двору в поисках всех «разбойников» и «клада». Чтобы сбить с толку и запутать «казаков», «разбойникам» разрешается рисовать на заборах, асфальте и стенах стрелки. После удачных поисков команды меняются местами.
ПТИЦЫ
Дети по считалке выбирают «хозяйку» и «ястреба», остальные — птицы. Хозяйка тайком от ястреба дает название каждой птице: «Ты — кукушка, ты — ласточка….» Прилетает ястреб. Хозяйка спрашивает: « Зачем пришел?» Ястреб отвечает: « За птицей». Хозяйка снова спрашивает: «За какой?» Ястреб называет, например, кукушку. Если названной ястребом птицы нет, хозяйка прогоняет ястреба. Игра продолжается до тех пор, пока ястреб не поймает всех птиц.
Заключение
Игра в руках педагога – мощный инструмент, с помощью которого можно решать различные задачи, как развития всего детского коллектива, так и отдельного ребёнка. Какие же функции игра может выполнять в детском лагере и в отдельном детском коллективе?
К таковым относятся следующие:
Развивающая. Когда ребёнок играет ту или иную роль, он не просто «переносится» в чужую личность, принимая на себя роль и входя в неё, он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность.
Воспитательная. В игре воспитывается воля, усваиваются этические нормы и правила. Более того, в игре ребёнок учится играть по правилам, принимая тем самым на себя ответственность этим правилам следовать.
Образовательная. Игра может быть включена в любую деятельность, она имеет прямое отношение ко всем другим видам деятельности — познанию, труду, искусству, физической культуре, общению. Доказано, что обучение в форме игры намного эффективнее традиционных методов обучения.
Коммуникативная. Игра является сильнейшим средством социализации ребёнка. Именно в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнёрства, дружбы, товарищества, опыт сотрудничества и соперничества.
Философский словарь определяет игру как «непродуктивную деятельность, которая осуществляется не ради практических целей, а служит для развлечения и забавы, доставляя радость сама по себе». Но исследования психологов доказывают, что недостаток в обычных дворовых играх приводит к снижению внимания, в первую очередь. Дети не могут сконцентрироваться, легко на все подряд отвлекаются, не могут высидеть урок в начальной школе. Развивается дисграфия — плохой почерк в детском возрасте, моторная неловкость — дети неуклюжи, не способны скоординировать собственное тело. Что же делать? Рекомендация специалиста достаточная простая — необходимо вспомнить положительный опыт советского детства и вернуть детям дворовые игры. А где, как не в детском лагере в каникулярное время, мы, педагоги, можем научить детей играть?
Список литературы
1. Колесникова С. П., Махонина В. Г. Сущность и значение игры в развитии личности ребенка дошкольного возраста // Повышение эффективности реализации фундаментальных научных исследований как условие долгосрочного устойчивого развития России: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 июля 2020г: Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020.
2. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. М.: Просвещение, 1982.
3. Наркулова Б.А., Усенбаева С.С., Аманбеккызы Ж., Джахаева А.П. Значение игр в формировании личности // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 1-1.
4. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. – М.: Новая школа, 1994.
5. Философский словарь под редакцией И.Т.Фролова, М.: Издательство политической литературы, 1981.
Интернет-ресурсы
Образовательная социальная сеть nsportal.ru
https://pedsovet.su/dosug/podvizhnye_igry_dlya_4klassa
https://mel.fm/ucheba/shkola/3129685-mind_games
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.