Шаталова Е.А., учитель трудового обучения
lenusene@list.ru
МАОУ «Школа №18 для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья» г.Перми
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ КАРТОНАЖНО-ПЕРЕПЛЕТНОГО ДЕЛА.
Аннотация. В статье рассмотрены игровые технологии,
применяемые на уроках картонажно-переплетного дела с обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья. Игровые технологии
помогают сделать учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение,
создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Главной целью профиля трудового обучения «Картонажно-переплетное дело»: освоить
основные приемы переплетно-картонажных работ, научиться изготавливать изделия.
Для более успешного усвоения материала, запоминания определенных терминов использую игровые технологии на уроках 5-9 классов.
Предложены приемы использования игровых технологий,
дидактических материалов на уроках картонажно-переплетного дела.
Ключевые слова: обучающиеся с умственной отсталостью; профориентационная подготовка; профильный труд, картонажно-переплетное дело, игровые технологии, дидактические материалы, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья.
Стоит только представить насколько игровые методы, повышают интерес к уроку и улучшают качество знаний учащихся, приводит к появлению новых межличностных отношений «учитель– ученик». Это обширная и многогранная тема все чаще и чаще привлекает педагогов. С уверенностью можно говорить, что это и самостоятельная деятельность, способствующая всестороннему развитию личности, и средство формирования и сплочения коллектива и метод организации других видов деятельности и эмоциональное состояние, и способ общения.
Игра, по определению психологов-педагогов, является важным средством формирования ценностных ориентаций (Л.И. Божович), деятельностью, в процессе которой более успешно происходит усвоение учащимися нравственных форм поведения (И.Г. Яновская), развитие творческих сил, воображения, фантазии, эстетических чувств (Л.С. Выготский).
На уроках картонажно-переплетного дела использую игровые методы для 5-9 классов.
В ходе освоения программы данного трудового профиля необходимо достичь следующие результаты:
-Уметь выполнять основные технологические операции;
Понимать профессиональную терминологию;
Уметь пользоваться технологической документацией и планировать свою работу;
Знать приемы самоконтроля правильности выполняемых действий;
Уметь самостоятельно выполнять переплѐтные работы по изготовлению альбомов, записных книжек;
- И самое главное пройти итоговую аттестацию по предмету.
Как мы видим, спектр задач велик и порой справиться обучающемуся с ограниченными возможностями бывает непросто.
Поэтому я на уроках использую игровой метод обучения, как достаточно интересный и эффективный в организации деятельности на уроках труда. Для того, чтобы вовлечь детей в процесс обучения необходимо как можно чаще использовать игровые моменты, но с условием, что это не просто развлечение, а обучающая, развивающая форма работы, которая непосредственно связана с темой урока. Главная задача– добиться, чтобы у детей не пропал интерес к предмету, чтобы предлагаемый ученику материал был доступен по трудности. Большую помощь в решении данных вопросов оказывает игра. Ее использование дает хорошие результаты, повышает интерес детей к уроку, позволяет сконцентрировать внимание на самом главном. Конечно, не все уроки можно провести с помощью игры. Однако, где это возможно, необходимо разнообразить уроки с помощью игр.
Использование игровых технологий на уроке трудового обучения способствуют не только отличному усвоению материала, но и способствует благоприятному климату на уроках. Во-первых, наверное, потому, что ученику по своей природе нравится играть. Игра — это мощный стимул обучения, это разнообразная и сильная мотивация учения. В игре мотивов гораздо больше, чем в обычной учебной деятельности. «Некоторые подростки участвуют в играх, чтобы реализовать свои потенциальные возможности и способности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности. Другие — чтобы получить высокую оценку, третьи - чтобы показать себя перед коллективом, четвёртые решают свои коммуникативные проблемы и т.п»
Во-вторых, уникальная особенность игры состоит в том, что она позволяет расширить границы собственной жизни ребенка, вообразить то, чего он не видел. В игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление.
В-третьих, в игре возможно вовлечение каждого в активную работу, эта форма урока противостоит пассивному слушанию или чтению. Игра эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся. Порой, в процессе игры некоторых детей узнаешь с другой стороны, раскрываются скрытые таланты, застенчивые дети проявляют незаурядные способности, пассивный ребёнок способен выполнить такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.
В- четвёртых, мы знаем, что дети энергичны и подвижны и невозможно заставить их «тихо посидеть» в течение всего урока. И поэтому всю неисчерпаемую энергию можно направить в нужное русло. Таким образом, совместив полезное с приятным.
В-пятых, игра положительно влияет на формирование познавательных интересов. Она содействует развитию таких качеств как самостоятельность, инициативность. На уроках дети активны, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей. Факторы, сопровождающие игру – интерес, чувство удовольствия, радость. Все это вместе взятое, несомненно, облегчает обучение.
Ученики повторяют в играх темы, которые проходили на уроках, закрепляют знания по основным понятиям.
Для эффективного запоминания основных терминов разработала настольную игру Доббль «Картонажно-переплетное дело» под свой профиль трудового обучения. Доббль-набор игр, схожих между собой, в котором необходимо искать совпадение изображений между вашей карточкой и либо карточками других игроков, либо с карточкой общей колоды.
Правила игры: вначале игры на общих карточках повторяем термины, затем ведущий раздает каждому участнику по одной карточке и одну выкладывает в центр , участники ищут совпадения с центральной карточкой, если нашли забирают ее себе, но при этом проговаривая совпадение.
Также в своей работе использую следующие игры:
Игры-упражнения. Они способствуют познавательным способностям учащихся, закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр упражнений: кроссворды, ребусы, викторины, сканворды, брейкворды.
Сюжетные (ролевые) игры. Действия инсценируется в задуманных условиях, учащиеся играют определенные роли. Такие игры носят и профориентационный характер. Учащиеся могут перевоплощаться в конструкторов, упаковщиков, операторов фальцевально-склевиающей линии, корректором. Бригады придумывают сами себе название . Организация игрового соревнования между бригадами, способствуют качественной работе.
Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуется, разделившись на команды. Разрабатывая игры, я стараюсь привлечь учащихся в процесс подготовительной игры, и это их вдохновляет, вовлекает в процесс.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование игровых технологий на уроках картонажно-переплетного дела является одним из эффективных методов формирования положительной мотивации к предмету, запоминанию и успешной сдаче экзаменов.
Проведение игр даёт положительный результат. Практические результаты следующие:
1. У обучающихся с ограниченными возможностями здоровья повысился интерес к познанию, повысилась мотивация к учебной деятельности.
2. Учащиеся научились рассуждать, используя информацию
6. Учащиеся научились действовать сообща, наблюдать за ответами товарища, стремиться к совместной цели.
Следовательно, игра является эффективным средством формирования положительной мотивации к обучению на уроках трудового обучения и успешному усвоению материала у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.