Использование игровых технологий при обучении финансовой грамотности
Оценка 4.9

Использование игровых технологий при обучении финансовой грамотности

Оценка 4.9
Документация
docx
обществознание +1
8 кл—10 кл
13.02.2022
Использование игровых технологий при обучении финансовой грамотности
данный урок поможет обучить правильности составления собственного бюджета
урок по финансовой грамотности.docx

 

 

 

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

МОУ «Лицей №43» г.о. Саранск

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Модельный урок:

Использование игровых технологий при обучении

финансовой грамотности

 

 

 

Тема проекта

 «Как научить составлять собственный бюджет?»

 

 

 

           

                            Разработчик проекта:

                            Баркина Марина Николаевна

                           Учитель истории и обществознания

                           МОУ «Лицей №43» г. о. Саранск

 

                                                            г. Саранск 2021

 

 

 

 

 

 

                                                         ВВЕДЕНИЕ

Большинство детей, выходит в жизнь, не умея распоряжаться финансами даже после того, как они начинают зарабатывать собственные деньги. Действительность, оказывается гораздо сложнее, чем это можно было предположить, живя на полном обеспечении родителей, и жить на собственные деньги получается не так просто. Происходит это потому, что за весь период взросления никто так и не научил детей рассчитывать, сколько денег нужно на жизнь и как решать проблемы выживания.

 Чтобы уметь управлять своей реальной жизнью в реальных экономических условиях, детей надо учить составлять свой бюджет, чтобы цифры расходов не пугали, чтобы росла уверенность в себе и в своей способности зарабатывать деньги, чтобы иметь возможность оплачивать необходимые расходы и удовлетворять свои желания. То есть детей нужно учить обращению с деньгами, а именно умению пользоваться деньгами.

Любому человеку необходимо знать: что такое семейный бюджет? Из чего он складывается? И как детский бюджет вписывается в семейный? На что может рассчитывать ребенок? И последние вопросы, и ответы на них являются очень важными   в любой семье, и в этом заключается актуальность данной темы. Большинство детей не умеют планировать свои доходы и расходы даже на ближайшее время, очень часто принимают на себя финансовые риски, не осознавая их последствий. И поэтому важно уже в школьном возрасте прививать детям навыки грамотного составления собственного бюджета.

         На последнем уроке перед каникулами было разобрано домашнее задание на тему «Мой бюджет на каникулы». Данное задание имело в себе формирование у обучающихся понимание того, что в реальной жизни необходимо не только составлять рациональный бюджет, но и уметь его оптимизировать в случае непредвиденных ситуаций.

Изучение вопросов планирования, контроля и оптимизации собственного бюджета позволит обучающимся:

- определять первоочередные и долгосрочные потребности;

- осуществлять контроль за денежными средствами;

- уметь изменять бюджет в непредвиденных ситуациях с наименьшими потерями для себя и семьи.

Характеристика образовательной среды:

10 класс МОУ «Лицей №43» - 26 человек - 40 минут.

Занятие проходит в учебном классе. Работа на уроке подразумевает взаимодействие обучающихся как в группах, так и индивидуально, поэтому столы и стулья расставлены соответствующем образом. Есть ПК, проектор. У детей есть собственные смартфоны (но не у всех), с помощью которых выходим в интернет, так как предполагается индивидуальная работа по поиску информации.

Класс подготовлен к восприятию финансовой грамотности, достаточно образован, средний балл 4.0.

Дети из разных семей: от хорошо обеспеченных до малообеспеченных, с ограничениями в денежных средствах и не очень. А в каникулы многих ограничили проживанием в деревне, что не позволило им полностью вести дневник.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Общая характеристика урока

        Разработчики проекта:

     Баркина Марина Николаевна – учитель истории и обществознания МОУ             «Лицей № 43» г. о. Саранск Республики Мордовия

 

Обучающиеся: 10 класс

Название предмета: Финансовая грамотность

Вид деятельности обучающихся: урочная деятельность

Количество занятий по теме/порядковый номер в теме 7/7

Тип занятия: комбинированный урок

Оборудование и/ или характеристика образовательной среды: таблицы с терминами, компьютер, проектор, интерактивная доска.

 

Учебно-методическое обеспечение

Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся 10-11 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 344 с. — (Учимся разумному финансовому поведению).

Брехова Ю.В., Завъялов Д.Ю., Алмосов А.П. Финансовая грамотность. 10-11 классы. Учебная программа. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018.

Брехова Ю.В., Завъялов Д.Ю., Алмосов А.П. Финансовая грамотность. 10-11 классы. Методические указания для учителя. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018.

Педагогическая характеристика занятия

Цель урока: сформировать понимание необходимости оптимизации собственного бюджета в определенных ситуациях.

Задачи урока:

1. Сформировать понятие «оптимизация собственного бюджета».

2. Рассмотреть способы оптимизации бюджета: секвестирование, перераспределение.

3. Научить обучающихся способам оптимизации бюджета на примере конкретных жизненных ситуаций.

Планируемые результаты:

Предметные:

·     усвоение понятия «оптимизация собственного бюджета»

·     овладение предметными умениями: осуществлять анализ бюджета; вносить изменения в содержание статей бюджета с минимальными потерями для себя и семьи, применяя способы секвестирования и перераспределения

Метапредметные:

·     умение извлекать информацию из предложенного источника;

·     умение преобразовывать модели для решения конкретных учебных и познавательных задач;

·     умение делать выводы и принимать осознанные решения.

Личностные:

·     умение принимать рациональные решения в условиях ограниченности денежных средств;

·     формирование ответственности за принятие решений при составлении и преобразовании собственного бюджета;

·     формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

 

Структура урока

На предыдущем уроке «Что такое семейный бюджет и как его построить» обучающиеся работали в группах над составлением семейного бюджета. Каждая группа создала свой проект семейного бюджета при помощи электронной таблицы Exсel. Обучающиеся на данном уроке работают индивидуально, используя материал предыдущего занятия.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

Вводный этап

2 минуты

1.Вступительное слово учителя.

 

Готовятся к активной работе на уроке.

 

2

Основной этап

30 минут

2.Актуализация знаний обучающихся по теме «Финансовое планирование как способ повышения благосостояния семьи».

Ответы на вопросы педагога

3.Объяснение нового материала.

(Мини-лекция в форме мультимедиа презентации

Фиксирование информации в рабочих тетрадях.

4.Учитель дает понятие оптимизации собственного бюджета, знакомит со способами оптимизации: перераспределением статей бюджета и секвестированием, используя презентацию

 

Обучающиеся конспектируют основные понятия.

 

 

 

 

 

 

Проблемная дискуссия: «Чем определяется структура бюджета?».

 

Консультирует обучающихся.

 

Работа обучающихся по поставленным преподавателем проблемным вопросам.

Разработка памятки по итогам дискуссии (Приложение 1).

 

 

 

3

Подведение итогов. Рефлексия.

5 минут

Учитель подводит итоги работы на уроке и делает общие выводы.

Ученики оценивают свою работу на уроке.

4

Домашнее задание

3 минуты

Учитель выдаёт домашнее задание обучающимся, обсудить с родителями;

 

Обучающиеся записывают домашнее задание - фиксируя таблицу для заполнения

 

 

Методическая характеристика занятия

Перечень методик (технологий, методических приемов, форм работы), рекомендуемых к использованию на уроке.

Технологии

·        информационно-коммуникативная технология;

·        технология критического мышления через чтение и письмо

Формы работы:

·        фронтальная

Приемы и методы:

·        проблемно-поисковый

·        практико-ориентированные задания

·        работа с электронной таблицей Exсel

·        сотрудничество

Вопросы для педагогической рефлексии

Какие затруднения возникли в процессе выполнения задания по оптимизации бюджета?

Проявился ли интерес к теме занятия?

Насколько активно ребята были вовлечены в проблему?

Какой эмоциональный настрой отмечался у обучающихся в ходе занятия?

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На данном уроке нами было сформировано у обучающихся понимание того, что оптимизация собственного бюджета является необходимым условием для достижения финансового благополучия. Через представление конкретных ситуаций были сформулированы понятия: «оптимизация», «секвестирование», «перераспределение» бюджета.

Обучающиеся осознали принцип ограниченности финансовых ресурсов при возникновении непредвиденных ситуаций.

           Организованная работа с конкретными ситуациями помогла научится планировать и рассчитывать бюджет с учетом рисков.

            В ходе урока приобретены следующие умения: извлекать информацию из предложенного источника, преобразовывать модели для решения конкретных задач, делать выводы и принимать осознанные решения.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

Печатные издания

Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся 10-11 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 344 с. — (Учимся разумному финансовому поведению).

Брехова Ю.В., Завъялов Д.Ю., Алмосов А.П. Финансовая грамотность. 10-11 классы. Учебная программа. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018.

Брехова Ю.В., Завъялов Д.Ю., Алмосов А.П. Финансовая грамотность. 10-11 классы. Методические указания для учителя. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018.

Интернет-источники

1.     Сайт для учителей http://www.semyarastet.ru/razd/dokhody_i_raskhody/

2.     «Достаток.ру» — сайт по основам финансовой грамотности http://www.dostatok.ru

3.     Cайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru

4.     Сайт «Экономика для школьника» - www.iloveeconomics.ru

5.     http://volna.org/jekonomika/dokhody_i_raskhody_siemi.html

6.     Закон РФ от 07.02.1992 №2300-1 (ред.от 03.07.2016) «О защите прав потребителей» - http://ZOZPPRF.ru/

 

                                       Приложение1

                                           Памятка

                         «Плюсы ведения собственного бюджета»

 

•Контроль. Вы всегда четко знаете, на что вы тратите деньги. Не возникает вопросов, а куда ушли полученные деньги.

•Осознанный выбор. После пары месяцев ведения бюджета вы реально знаете, сколько составляет каждая статья расходов, и вполне может быть, вы захотите скорректировать ее (уменьшить/увеличить). Таким образом, устраняются ненужные вам траты.

•Нет долгов. Минимизируется залезание в долги, потому что можно заранее все рассчитать и избежать этого.

•Проще планировать покупки. Если вы хотите купить что-то крупное или поехать куда-либо, с бюджетом это намного проще запланировать. Вы сможете узнать, в каком месяце у вас появится достаточная сумма, что очень удобно, или как нужно изменить структуру трат, чтобы эта сумма появилась.

•Полезно для длительных путешествий. Всегда можно спланировать заранее, на сколько месяцев хватит денег.

•Дисциплинирует. И в плане трат, и в плане жизни вообще.

 

                                                                                          ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Задание на каникулы

 Начиная с 25 октября и по 7 ноября вы ведете таблицу своего бюджета в тетради финансовой грамотности.

 

ДОХОД

РАСХОД

10% -подушка безопасности

 

 

 

итог

итог

итог

 

В графе «доход» вы записываете все деньги, которые получаете, и даже те, которые у вас есть на это число -любые суммы.

В графе «расход» вы записываете все, что тратите, даже проезд, сигареты и товары личной гигиены.

В графе «10 %» высчитываете от полученной суммы и ОТКЛАДЫВАЕТЕ в копилку. НЕ ТРАТИТЬ, Графа 1 и 3 должны совпадать в сумме.


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Муниципальное общеобразовательное учреждение

ВВЕДЕНИЕ Большинство детей, выходит в жизнь, не умея распоряжаться финансами даже после того, как они начинают зарабатывать собственные деньги

ВВЕДЕНИЕ Большинство детей, выходит в жизнь, не умея распоряжаться финансами даже после того, как они начинают зарабатывать собственные деньги

Характеристика образовательной среды: 10 класс

Характеристика образовательной среды: 10 класс

Оборудование и/ или характеристика образовательной среды : таблицы с терминами, компьютер, проектор, интерактивная доска

Оборудование и/ или характеристика образовательной среды : таблицы с терминами, компьютер, проектор, интерактивная доска

Личностные: · умение принимать рациональные решения в условиях ограниченности денежных средств; · формирование ответственности за принятие решений при составлении и преобразовании собственного бюджета; · формирование…

Личностные: · умение принимать рациональные решения в условиях ограниченности денежных средств; · формирование ответственности за принятие решений при составлении и преобразовании собственного бюджета; · формирование…

Личностные: · умение принимать рациональные решения в условиях ограниченности денежных средств; · формирование ответственности за принятие решений при составлении и преобразовании собственного бюджета; · формирование…

Личностные: · умение принимать рациональные решения в условиях ограниченности денежных средств; · формирование ответственности за принятие решений при составлении и преобразовании собственного бюджета; · формирование…

Формы работы: · фронтальная

Формы работы: · фронтальная

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ

Полезно для длительных путешествий

Полезно для длительных путешествий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2022