Проект по теме
“Использование ИКТ для повышения качества обучения младших школьников”
Выполнила учитель
начальных классов
МОУ СОШ № 20 г. Твери
Луценко марина Евгеньевна
Тверь 2021 г
1.Актуальность темы стр. 3
2. Формулировка проблемы стр.4-5
3.Цель проекта стр.6
4.Пути решения проблемы стр.7
5. Прогнозируемые результаты стр.8
6. Методические рекомендации для учителей стр.9-10
7. Список литературы стр. 11
8. Приложение стр. 12
1. Актуальность темы .
В современных условиях развития общества происходят очевидные изменения, связанные с изменением роли информации в обществе и всех сферах человеческой деятельности. Информационно-коммуникационные технологии выступают ведущим инструментом информационной деятельности человека в условиях информационного общества.
За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Из предмета профессиональной деятельности достаточно узкого круга специалистов в области точных наук они превратились в инструмент, используемый во всех отраслях современного производства, в быту и общественной жизни. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.
2.Формулировка проблемы.
Образование, находясь в тесной взаимосвязи с обществом, не может оставаться неизменным в сложившейся ситуации. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать и в соответствии с этим, будут возрастать требования к компьютерной грамотности учащихся начального звена.
Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненный информацией. Научить ребенка работать с информацией, научить учиться.
Высказывание академика
А.П. Семенова «Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача
современной школы», должно стать определяющим в работе каждого учителя.
Для реализации этих целей возникает необходимость применения в
практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных
технологий.
О целесообразности использования ИКТ в обучении младших школьников говорят такие их возрастные особенности:
ü развитие наглядно-образного мышления по сравнению с вербальнологическим,
ü неравномерное и недостаточное развитие анализаторов, с помощью которых дети воспринимают информацию для дальнейшей ее переработки.
Если информация не воспринята, то она не может быть понята и усвоена.
Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребенка ХХI века.
3. Цель проекта.
Реализовать проект в период с 2020 по 2023 уч. года со своими нынешними учениками.
4. Пути решения проблем.
1) Использование цифровых ресурсов при объяснении нового материала:
· презентации
· информационные ресурсы на дисках
2) Использование ЦОР при отработке и закреплении навыков:
· компьютерные обучающие программы
· компьютерные тренажеры
· ребусы
· компьютерные игры
· печатный раздаточный материал (карточки, задания, схемы, таблицы, тесты)
· печатный иллюстративный материал
3) Использование ЦОР на этапе контроля знаний:
· тесты
· кроссворды
4) Использование ЦОР для самостоятельной работы учащихся
· словари
· тренажеры
· интегрированные задания
5.Прогнозируемые результаты.
Грамотное использование возможностей современных информационно-коммуникативных технологий в начальной школе будет способствовать:
Ø повышению эффективности и качества процесса обучения;
Ø активизации познавательной деятельности, повышению качества успеваемости школьников;
Ø развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;
Ø повышению уровня комфортности обучения;
Ø обеспечению положительной мотивации обучения;
Ø снижению дидактических затруднений у учащихся;
Ø повышению активности и инициативности младших школьников на уроке;
Ø повышению объема выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза;
Ø усовершенствованию контроля знаний.
6. Методические рекомендации учителям.
«Презентация» - переводится с английского как «представление». Мультимедийные презентации – это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, гласит народная пословица. Общеизвестно, что большую часть информации мы получаем визуально. Реализовать на уроке один из важнейших принципов дидактики - принцип наглядности - значит обеспечить высокий уровень усвоения предлагаемого материала. Учеными доказано, что человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно.
Мультимедиа-среда много выше по информационной плотности. Действительно, одну страницу текста преподаватель произносит примерно в течение 1-2 минут. За ту же минуту полноэкранное видео приносит больший объем информации. Установлено, что при устном изложении материала учащийся за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при «подключении» органов зрения до 100тысяч таких единиц. У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника положительные эмоции.
Рекомендации по составлению презентации.
Использование презентации в начальной школе довольно актуально, но дети этого возраста видят достаточно много ярких картинок в повседневной жизни, поэтому презентация должна быть конкретна и иллюстрировать точный материал. Только в этом случаи она будет более эффективна.
§ Один слайд на 1.5-2 минуты урока
§ Не перегружать текстом
§ Не более 2-3 рисунков на слайд
§ Минимум строк и столбцов в таблицах
§ Общее количество слайдов на 1 урок в презентации не должно превышать в 1-2 классах 4-6 и 3-4 классах 7-8.
§ Презентация должна дополнять, иллюстрировать то, о чем идет речь на занятии. С одной стороны, не должна становиться главной частью урока, а с другой, не должна полностью дублировать материал урока
§ размер шрифта — 36-44 пунктов для заголовков и 22-36 пунктов для основного текста
§ Не следует смешивать разные типы шрифтов в одной презентации
§ Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана
§ Использование коротких слов и предложений, минимум предлогов, наречий, прилагательных
§ Сложный рисунок или схему следует выводить постепенно
§ Не следует использовать музыкальное или звуковое сопровождение, если оно не несет смысловую нагрузку
§ Анимация текста должна быть удобной для восприятия: темп должен соответствовать техники чтения обучающихся
§ Анимация возможна один раз в течение 5 минут (в начальной школе).
Медиаурок может проводиться в компьютерном классе, или в классной комнате, оборудованной мультимедийным проектором. В любом случае следует помнить о санитарно-гигиенических нормах при непрерывной работе за компьютером. Для учащихся 1-х классов - 10 мин, 2-5-х классов - 15 мин, 6-7-х классов - 20 мин, 8-9-х классов - 25 мин, 10-11-х классов - 30 мин.
7.Список литературы
1. Ковалёва А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе. 2006
2. Босова Л.Л. Компьютерные уроки в начальной школе // Информатика и образование. - 2002. - №1
3. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс.// Начальная школа -2008 - №1
4. Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных ОУ. Санитарные правила и нормы ( СанПиН 2.4.2.1178-02).
5. А. В., Молоков Ю. Г. Информационные технологии в традиционной начальной школе // Начальное образование. 2003. №1
6. Начальная школа плюс-минус до и после. 2007. №7
7. Интернет ресурсы:
ü Сеть творческих учителей /ИКТ в начальной школе
ü www.ido.rudn.ru/nfpk/ikt/ikt1.html
ü http://school-collection.edu.ru
|
|
Приложение.
Результаты обучения за 1-2 класс по итогам контрольных работ.
Чтение
Русский
Математика
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.