«Использование ИКТ на музыкальных занятиях в детском саду»
материал подготовила
музыкальный руководитель
Нестеренко О.В.
Современный детский сад – часть общества, в котором отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на музыкальном занятии. Помочь музыкальному руководителю в решении данной задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.
В современном мире компьютер находит широчайшее применение во всех сферах деятельности. Не является исключением и музыка.
На сегодняшний день недостаточно владеть музыкальным инструментом и знать методику преподавания музыкального воспитания. Необходимо внедрение в образовательный процесс информационно-компьютерных технологий.
Что такое ИКТ? Это информационно-коммуникационные технологии. Внедрение ИКТ на музыкальных занятиях осуществляется по следующим направлениям:
1. создание презентаций к занятиям;
2. работа с ресурсами Интернет;
3. использование готовых обучающих программ;
4. разработка и использование собственных авторских программ.
Использование мультимедийных технологий на музыкальных занятиях дает ряд преимуществ: дети лучше воспринимают материал, у них возрастает заинтересованность, осуществляется индивидуализация обучения, происходит развитие творческих способностей. Использование различных аудиовизуальных средств (музыка, анимация, графика) обогащает учебный материал. Мультимедийные технологии характеризуются соединением различных видов представленной информации (музыка, речь, рисунок), следовательно, оказывают огромное влияние на формирование личности ребёнка.
Благодаря использованию ИКТ в ДОУ более эффективно развиваются все виды восприятия у детей: зрительные, слуховые, чувственные. На занятиях задействуются все виды памяти: зрительная, слуховая, образная, ассоциативная и др.
Использование ИКТ в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста даёт следующие преимущества:
-улучшается запоминание пройденного материала;
-усиливается познавательный интерес воспитанников;
-развивается интерес ребенка к самостоятельному выполнению заданий.
Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса к музыкальным занятиям, перед музыкальным руководителем стоит следующая задача:
сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным. Благодаря современным технологиям на музыкальных занятиях воспитанник из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса, занятие становится более насыщенным и интересным.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления материала к занятиям можно назвать создание мультимедийных презентаций. Использование такой информационной технологии позволяет эффективней развивать зрительное и слуховое восприятие, ассоциативное мышление и творческое воображение детей. На развлечениях и праздниках также можно использовать слайды как иллюстративный, анимационный фон, в качестве декораций. Применение компьютерной техники позволяет сделать музыкальное занятие привлекательным, ярким и по-настоящему современным.
Разработанные презентации используются во всех видах музыкальной деятельности:
- восприятие музыки: во время знакомства с творчеством того или иного композитора используется показ портретов, видеоряд иллюстраций к музыкальным произведениям, знакомство с жанрами музыки и т.д.
- музыкально-ритмические движения: использование мнемотаблиц, с помощью которых дети смогут выполнять различные перестроения или разучивать элементы танцев.
- пение: по графическому изображению разучивать различные попевки, упражнения для развития голосового аппарата, по картинкам-подсказкам узнавать и учить песни.
- музыкально-дидактические игры: развивать музыкально-слуховые представления, ладовое чувство и чувство ритма.
- игра на детских музыкальных инструментах: знакомство с музыкальными инструментами, их звукоизвлечением. По схемам разучивать партии в оркестре.
С помощью ИКТ реализуются следующие задачи:
- дополнение слуховых впечатлений и представлений детей;
- активизация и развитие эмоционального восприятия музыки;
- формирование познавательной мотивации у дошкольников к музыкальной деятельности.
Использование ИКТ способствует развитию личности не только обучающихся, но и педагогов. Происходит осмысление собственного опыта, совершенствование своего профессионального мастерства. Применение и использование компьютерных технологий возможны и необходимы на музыкальных занятиях. Они требуют глубокого изучения, освоения, максимального и умелого их применения.
Хочется подчеркнуть, что использование информационных технологий позволит сделать процесс познания и развития ребенка достаточно эффективным, откроет новые возможности музыкального образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. При этом, конечно же, не стоит забывать, что в деле музыкального воспитания важнейшей остается роль музыкального руководителя, которого не сможет заменить ни один компьютер.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.