Использование ИКТ на уроках литературы
Пудова Л.В., учитель
русского языка и литературы
МОУ г.Кургана «СОШ № 48»
Никогда никакими силами вы
не заставите читателя познать
мир через скуку. Читать
должно быть интересно.
А. Н. Толстой.
В настоящее время сложно себе представить школьника, не имеющего компьютера, не пользующегося интернетом, не увлекающегося цифровой фотографией. Для того, чтобы сделать процесс обучения более интересный, насыщенным и эмоциональным, я использую современные технические средства обучения.
Использование информационных технологий является одной из актуальных проблем современной методики преподавания гуманитарных дисциплин.
На уроках литературы особо востребован прием яркого образного начала, для развития эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости учащихся. Живопись и музыка делают урок живым, создают доверительную и комфортную атмосферу в классе, позволяют ребятам настроиться на изучение творчества того или иного автора, вводят произведение в культурно-исторический контекст. Фотографии, портреты в единстве со словом педагога создают образ писателя; иллюстрации и видеофрагменты к текстам помогают представить персонажей.
Ребенок не только видит и воспринимает, он переживает эмоции. Л.С. Выготский, основоположник развивающего обучения, писал: «Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связывалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика»
Использование ИКТ может быть как основой урока, «скелетом» пронизывать весь ход занятия, так и отдельным его фрагментом. В последнем случае необходимо четко сформулировать цель использования презентации и, уже исходя из нее, отбирать, структурировать и оформлять материал.
В своей практике я использую ИКТ на любых типах уроков: лекциях, уроках анализа текста, обобщающих уроках.
Более того, мультимедийные уроки - это благодатная почва для создания интегрированных уроков. Уроки литературы можно совмещать с историей, музыкой, изобразительным искусством, географией, МХК.
Сегодня в моей методической копилке более десятка таких уроков. Урок-лекция по теме «М.Ю.Лермонтов. Личность поэта», 6 класс, «А.С.Пушкин. Жизнь и творчество», 6 класс; урок анализа текста по теме «Образ Пугачева в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка», 8 класс», урок обобщения и систематизации знаний по теме «Роман А.С.Пушкина «Дубровский» в искусстве», 6 класс и многие другие.
В старших классах, когда ребята на уроках информатики знакомятся с программой Power Point, можно использовать презентации, подготовленные учащимися. Это экономит время учителя и повышает мотивацию учащихся к учебному процессу. В ходе такой работы ребята учатся отбирать нужную информацию, выделять главное в ней, учатся пользоваться дополнительными источниками знаний, справочной литературой, интернетом.
Таким образом, использование ИКТ дает учителю литературы:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.