"Использование ИКТ при обучении дошкольников счету"
Оценка 4.7

"Использование ИКТ при обучении дошкольников счету"

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
другое
СCУЗ, ВУЗ
07.05.2022
"Использование ИКТ при обучении дошкольников счету"
Использование ИКТ.docx

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

                                     «Детский сад № 40» г. Хабаровск

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Использование ИКТ при обучении дошкольников счету»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          Выполнила: воспитатель Молчанова Е.Н.

 

 

 

 

 

 

 

2022 год

г. Хабаровск

Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении и развитии детей дошкольного возраста является  одним из приоритетных направлений.

Вопросы использования ИКТ в обучении детей дошкольного возраста рассматривают Ю.М. Горвиц, Н.А. Зворыгина, И.В. Иванова, Л.А. Леонова и др. В.Я. Ляудис, С.Л. Новоселова, Г.П. Петку, И.Ю. Пашилите и другие.

В своих работах отмечают, что использование средств ИКТ и компьютерных игровых средств в дошкольном образовании является одним из важнейших факторов повышения эффективности процесса обучения и развития детей дошкольного возраста.

Возможности использования ИКТ в дошкольном образовании имеют определенные особенности. ИКТ значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в аспекте раннего обучения, позволяя наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей детей дошкольного возраста.

Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Наглядность в полной мере реализуется в условиях мультимедийных технологий как инструмента познания детей дошкольного возраста в условиях непосредственной образовательной деятельности.

ИКТ могут использоваться в разных областях познания детей дошкольного возраста. Одной из них является формирование математических представлений. Обучение детей дошкольного возраста математике является обязательным компонентом программы дошкольного обучения и воспитания.

Работа по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста, осуществляемая в детском саду, является частью общей подготовки детей к школе и заключается в формировании у них элементарных математических знаний.

Возможности ИКТ в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста являются инновационными в системе воспитания  и обучения детей дошкольного возраста.

Поэтому необходимо как можно быстрее разработать методики в системе дошкольного образования  по использованию ИКТ в формировании математических представлений.

Результатом процесса формирования элементарных математических представлений является математическое развитие. Математическое развитие детей дошкольного возраста – это изменения в их познавательной деятельности, происходящие в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Кроме того, формирование математических представлений детей дошкольного возраста предполагает выполнение операций с множествами (наглядно представленными), проведение измерений при помощи условных мерок, а также развитие глазомера детей, формирование представлений о времени, о геометрических фигурах, формирование понимания пространственных отношений.

Формирование элементарных математических представлений отнесено ФГОС к образовательной области «Познавательное развитие». Данная область предполагает развитие интересов детей, их любознательности и познавательной мотивации. Формирование познавательных действий детей, становление их сознания. Развитие воображения и творческой активности. А также формирование первичных представлений о себе, о других людях, об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

Целью формирования математических представлений у детей дошкольного возраста являются: всестороннее развитие личности детей, осуществление их подготовки к школьному обучению, осуществление познавательного

 

Принципы занятий с применением ИКТ:

1) адаптивность, приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;

2) управляемость, в любой момент педагог может внести изменения в процесс обучения;

3) интерактивность, диалоговый характер обучения;

4) оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;

5) поддержание у детей состояния психологического комфорта при общении с компьютером;

6) неограниченное обучение, содержание, его интерпретации и приложение сколько угодно велики .

Использование ИКТ в образовательной деятельности имеет преимущества и недостатки.

 К преимуществам использования ИКТ относятся:

- индивидуализация обучения;

- интенсификация самостоятельной работы детей;

- рост объема выполненных заданий;

- расширение информационных потоков при использовании Интернет;

- повышение интенсивности процесса обучения, освоение современных информационных технологий на интегрированных занятиях.

К недостаткам использования ИКТ относятся следующие:

- недостаточно времени для подготовки к занятию;

- недостаточная компьютерная грамотность педагога;

- сложности в интегрировании компьютера в структуру занятия;

- в расписании не предусмотрено использование Интернет;

- при работе на компьютере дети отвлекаются на игры, музыку и т.д.

Несмотря на существующие недостатки, ИКТ обладают значительными преимуществами, и сегодня использование компьютерных технологий становится все более востребованным и дошкольном учреждении.

- информация предъявляется детям на экране компьютера в игровой форме, и это вызывает у детей интерес;

- информация предъявляется образно, понятном и доступном для детей виде;

- использование движения, звука, элементов анимации привлекает внимание детей;

- постановка проблемных задач, поощрение детей при правильном ответе непосредственно компьютером являются хорошим стимулом познавательной активности детей;

- наличие возможности индивидуализации обучения;

- возможность самостоятельного регулирования ребенком темпа и количества решаемых игровых обучающих задач;

- в процессе деятельности за компьютером дети дошкольного возраста приобретают уверенность в себе, в том, что они многое могут;

- возможность моделировать жизненные ситуации, которые сложно увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);

- «терпеливость» компьютера, предоставление возможности ребенку исправить свои ошибки.

Использование ИКТ в формировании математических представлений детей дошкольного возраста можно условно разделить на непосредственное и опосредованное.

1. Опосредованное обучение и развитие детей предполагает использование сети Интернет, как источника дополнительной информации, разнообразного иллюстративного материала, способа распространения методических находок и идей.

2. Непосредственное обучение:

а) использование развивающих компьютерных программ, что увеличивает объем материала, привлекает внимание детей и др.;

б) использование мультимедийных средств: термин «мультимедиа» в буквальном переводе означает «много средств для представления информации пользователю», мультимедиа – это интерактивные (диалоговые) системы, обеспечивающие одновременную работу со звуком, анимированной компьютерной графикой, видеокадрами, статистическими изображениями и текстами; мультимедийные технологии – это способ представления информации в компьютере с возможностью одновременного использования текста, графики, звука, видео и анимационных эффектов; многие программные продукты являются мультимедийными по предназначению: компьютерные энциклопедии, учебники, игры.

Особая категория мультимедийных документов это – презентации ;

в) применение компьютерных презентаций – электронный документ в виде упорядоченного и связанного набора отдельных кадров (слайдов), выполненных в технологии мультимедиа.

Компьютерные презентации обладают рядом преимуществ:

- презентации привлекательны для занятий с непосредственным участием преподавателя, и для дистанционного режима обучения;

- интерактивность компьютерных презентаций позволяет им эффективно адаптироваться под особенности обучающихся: временная интерактивность предоставляет возможность обучаемому самостоятельно определять начало, продолжительность процесса обучения, скорость продвижения по учебному материалу; интерактивность по очередности обеспечивает свободное определение очередности использования фрагментов информации; содержательная интерактивность позволяет изменять, дополнять, уменьшать объем содержательной информации.

- возможность тиражирования и распространения: созданные на магнитных носителях модели, схемы, диаграммы, слайды, видеоклипы, звуковые фрагменты могут компактно храниться в цифровом виде, они не портятся, не занимают много места, свободно управляются в процессе демонстрации и, при необходимости, легко могут быть модифицированы.

Кроме того, в настоящее время ИКТ технологии позволяют создавать электронные дидактические средства для формирования математических представлений детей дошкольного возраста. Все они основаны на мультимедийном представлении материала. Использование мультимедиа в формировании математических представлений детей дошкольного возраста основано на подходах, в основе которых лежат естественное для детского возраста любопытство и средства для удовлетворения этого любопытства. Внедрение в образовательный процесс дошкольных учреждений ИКТ оптимизирует образовательный процесс, видоизменяет традиционные формы подачи информации, обеспечивает легкость и удобство.

 

Методические рекомендации по использованию ИКТ

в формировании математических представлений детей дошкольного возраста

Использование ИКТ в формировании математических представлений детей дошкольного возраста должно соответствовать определенным требованиям. Это позволит максимально эффективно использовать ИКТ и соблюдать требования к безопасности и сохранению здоровья детей. Представим методические рекомендации по использованию ИКТ в формировании математических представлений детей дошкольного возраста.

При использовании ИКТ предъявляются требования к помещению. Эти требования охарактеризованы М.Н. Солоневичевой. Так, в помещении, где планируются использование компьютера или другой оргтехники рекомендуется располагать рабочую зону и зону для отдыха детей. Площадь на 1 рабочее место – не менее 6 кв. метров, количество рабочих мест в кабинете определяется в зависимости от площади помещения и не должно превышать 12 мест. Сами рабочие места для детей, как правило, располагаются по периметру помещения, а кабели локальной сети и питания подводятся к задней панели, развернутой к стене, при этом строго соблюдаются требования, предъявляемые к электробезопасности.

 Мебель для детей (стул и стулья) подбираются по росту детей. При подборе мебели необходимо учитывать, что ребенок должен сидеть за столом так, чтобы линия взгляда находилась под прямым углом по отношению к экрану. Оптимальное расстояние от глаза до экрана – 60-70 см, допустимое – не менее 50 см. Пол в помещении должен легко подвергаться уборке, иметь антистатические свойства. Для повышения влажности воздуха рекомендуется использовать увлажнители или устанавливать емкости с водой[23].

Перед началом и после окончания занятий рекомендуется ежедневно проводить влажную уборку, а также протирать экраны выключенных дисплеев. Освещение в помещении должно быть искусственным и естественным, но надо учитывать, чтобы солнце не попадало ни на мониторы, ни в глаза детям[23].

Н.А. Подливаева также определяет требования к использованию ИКТ. Дети в условиях использования ИКТ делятся на подгруппы, причем, чем младше возраст детей, тем меньше должна быть численность подгруппы. Занятия с каждой из подгрупп проводятся не чаще 1 раза в неделю, а время нахождения детей возле компьютера не должно превышать 15 минут, до и после занятия проводится обязательная разминка для глаз, пальчиковая гимнастика, само занятие должно сопровождаться проведением физкультминутки. Все это позволит снять у детей напряжение].

Т.А. Никишина указывает требования, необходимые для внедрения в образовательный процесс в дошкольном учреждении ИКТ. Первым условием педагог считает соответствующую профессиональную позицию педагогов ДОУ. Использование ИКТ в формировании математических представлений возможно только в тех ДОУ, где педагоги творчески подходят к методам и приемам обучения.

Использование ИКТ в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста предполагает использование игровых программ и графических редакторов, потому должно включаться в программное содержание учебных занятий.

Н.А. Никишина предупреждает об исключении использования ИКТ сверх учебной программы, в качестве дополнительных занятий. Это касается и формирования математических представлений, т.к. способствует тому, что дети перегружаются информацией и дополнительными занятиями.

Ю.М. Горвиц считает, что воспитатель ДОУ, занимающийся с детьми на персональном компьютере, должен четко соблюдать санитарные нормы использования ИКТ, быть уверенным пользователем, владеть текстовыми и графическими редакторами, игровыми программами. Такому педагогу легче работать и, тем более, приобщать детей к новым технологиям. Хорошие навыки воспитателя в работе с компьютерной техникой позволяют ему достаточно легко переводить информацию в электронный вид, а это облегчает систематизацию и хранение учебно-методического комплекса (УМК), иллюстративного и раздаточного материала, учебных программ, конспектов и планов занятий. Это позволяет также в любое время обратиться к электронным ресурсам и изготовить необходимое количество материала, копий, распечаток, чтобы обеспечить детей раздаточным материалом. К тому же корректировать информацию удобнее на экране монитора, что значительно экономит время, расходные материалы, место для хранения УМК. При таком условии накопленный опыт и дидактический материал, разработки и т.п. остаются у педагога.

Хранить информацию рекомендуется не в памяти компьютерного процессора, а использовать карту памяти для перенесения информации с одного компьютера на другой. Информацию в готовом виде, которая не редактируется, рекомендуется сохранять на жестких СД-дисках, при этом вся информация должна быть систематизирована, подписана, а копии храниться в методическом кабинете ДОУ.

И.Г. Захарова рекомендует использовать ИКТ не только в формировании математических представлений, но и на всех остальных занятиях (за исключением физкультурных). Кроме того, занятия и материал могут успешно интегрироваться. Например, формирование математических представлений у детей можно интегрировать с занятиями по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром.

ИКТ могут быть органично вписаны в любой этап учебного занятия по формированию математических представлений у детей. Все зависит от темы занятия, поставленных целей и задач, а также от общего уровня группы обучаемых детей.

Существуют требования к организации работы с использованием ИКТ в формировании математических представлений. Так, детей можно подвести к компьютеру в начале занятия. Это вызовет интерес к теме. Элементы ИКТ могут использоваться в середине занятия, что позволит сменить виды деятельности. Применение ИКТ возможно и уместно в заключительной части занятий на этапе оценки работы детей, тогда использование ИКТ выступает наградой за хорошую работу на занятии. ИКТ может использоваться и как связующее звено в серии НОД. Именно такой подход использован нами при планировании занятий. Все эти рекомендации необходимо учитывать воспитателю ДОУ при планировании использования ИКТ в формировании математических представлений у детей.

ИКТ может использоваться при помощи мультимедийной установки при групповой работе, с использованием персонального компьютера при индивидуальной работе. Все это способно произвести на детей сильное впечатление, выступает эффективным средством развития мотивации к учебной деятельности, инструментом воспитания детей, а также способом формирования математических представлений у детей.

Таким образом, в руках творческого воспитателя дошкольного образовательного учреждения использование ИКТ способно сделать процесс формировании математических представлений у детей дошкольного возраста эффективным, увлечь детей, заинтересовать их, способствуя развитию психических процессов, приобретению ими знаний, обеспечивая математическое развитие.

Заключение

Формирование элементарных математических представлений представляет собой целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности детей дошкольного возраста в сфере математики. Результатом этого процесса является математическое развитие детей.

Формирование элементарных математических представлений по ФГОС относится к образовательной области «Познавательное развитие», что предполагает развитие интересов детей, любознательности, познавательной мотивации; формирование познавательных действий детей, становление их сознания; развитие воображения и творческой активности и т.п. В результате дети приобретают знания, у них формируются умения и навыки, касающиеся формы, цвета, размера, материала, количества, числа, части и целого, пространства и времени и др.

Главные задачи формирования элементарных математических представлений как основы математического развития в аспекте ФГОС дошкольного образования:

  1. приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме и др. как основах математического развития;
  2. формирование ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;
  3. формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании и т.п.;
  4. овладение математической терминологией;
  5. развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее интеллектуальное развитие.

Решению поставленных задач способствуют средства организации занятий, одним из которых является ИКТ как технология подготовки и передачи информации обучаемому с помощью компьютера. Для этого необходимо применять мультимедийные компьютеры, проекторы, экраны, сенсорные интерактивные доски. Все эти средства организации занятий используются в процессе формирования математических представлений детей дошкольного возраста.

Можно сделать вывод, что ИКТ дают возможность расширить использование электронных средств обучения для передачи информации обучающего характера, обеспечить наглядность, улучшить запоминание материала, привлечь внимание и интерес детей к учебному материалу, способствовать проявлению интереса к поисковой исследовательской деятельности. Все эти моменты способствуют эффективному формированию математических представлений детей дошкольного возраста.


 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 40» г

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 40» г

Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении и развитии детей дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений

Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении и развитии детей дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений

Формирование элементарных математических представлений отнесено

Формирование элементарных математических представлений отнесено

Использование ИКТ в формировании математических представлений детей дошкольного возраста можно условно разделить на непосредственное и опосредованное

Использование ИКТ в формировании математических представлений детей дошкольного возраста можно условно разделить на непосредственное и опосредованное

Кроме того, в настоящее время

Кроме того, в настоящее время

Оптимальное расстояние от глаза до экрана – 60-70 см, допустимое – не менее 50 см

Оптимальное расстояние от глаза до экрана – 60-70 см, допустимое – не менее 50 см

УМК. При таком условии накопленный опыт и дидактический материал, разработки и т

УМК. При таком условии накопленный опыт и дидактический материал, разработки и т

Результатом этого процесса является математическое развитие детей

Результатом этого процесса является математическое развитие детей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2022