Использование ИКТ в воспитательной работе.
Использование компьютерных технологий стало не влиянием моды, а необходимостью, которую диктует сегодняшний уровень развития образования.
«Компьютерные технологии призваны в настоящий момент, стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество»
( Из Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года)
ИКТ позволяют эффективно решать вопросы обновления форм и методов воспитательной деятельности. Если ранее при подготовке внеклассных мероприятий педагог в основном использовал печатные материалы и средства ТСО, то сейчас учитель способен свободно, уместно и адекватно использовать компьютерные технологии в своей профессиональной деятельности. Сегодня трудно представить внеурочную деятельность без использования проектора, цифровых фотоаппаратов и видеокамер. Современное компьютерное оборудование выступает как средство организации и оснащения воспитательного процесса:
· как средство для создания информационно-методических материалов и документов (планов, конспектов, методических разработок и пр.);
· как средство обеспечения наглядности (презентации, видеоролики, видео-фильмы и другие демонстрационные формы);
· как средство поиска информации (текстовой, видео- и аудио);
· как средство обработки информации (фото и видео-изображений, текстовой, статистической информации для портфолио, обработки анкет, построения диаграмм, графиков при исследовании динамики тех или иных процессов в воспитательной деятельности);
· как средство хранения информации (базы данных, методические разработки и коллекции, фото- и видеоархивы, электронные хранилища);
· как средство коммуникации (сайт, электронная почта, форумы, чаты и т.п.).
Делают воспитательный процесс современным, разнообразным, насыщенным.
Значительно расширяют возможности предъявления воспитательной информации. Оказывают воздействие на разные каналы восприятия, на виды памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации.
Обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления.
Делают процесс воспитания привлекательным, повышают интерес к мероприятиям.
Способствуют адаптации ребенка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры.
Повышают качество педагогического труда.
Способствуют эффективности воспитательных мероприятий.
Грамотное, системное использование ПК-технологий становятся мощным современным средством повышения эффективности воспитательного процесса.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления материала к внеклассным мероприятиям можно назвать создание мультимедийных презентаций (представление).
Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.
Новое поколение школьников активно вовлекается в сферу мультимедиа-технологий. Растёт уверенность, что в ближайшем будущем создание мультимедийных проектов станет привычной формой урочной и внеурочной деятельности.
Использование ИКТ вносит изменения во все стороны жизни школы. В первую очередь – изменяется роль ученика. Он может стать активным участником воспитательном в процессе, превратится в партнёра (помогать в подготовке и проведении внеклассных мероприятий).
К такой деятельности относятся классные, информационные часы с использованием презентаций, составленными либо учителем, либо учащимися, ведение классного фотоальбома, подготовка и проведение общешкольных мероприятий с использованием презентаций.
1. Выпускные презентации: «Какими мы были», «Наш класс», «Наши выпускники».
2. Выпуск информационных буклетов.
3. Подготовка музыкального сопровождения всех школьных мероприятий происходит через компьютер (показ слайда, видео, фрагмент к песне)
4. Художественный руководитель вокальной группы работает с фонограммами.
5. Все материалы мероприятий обрабатываются, систематизируются в папки.
6. Ведутся видеосъемки мероприятий.
7. Поиск информации к беседам, тренингам и круглым столам стал намного проще с помощью ресурсов сети Интернет.
8. Ведение электронного классного фотоальбома сохраняет в памяти детей яркие моменты школьной жизни.
9. Завершая учебный год, создается творческий отчет о том, как они прожили год. Каждый класс представляет презентацию или фильм о жизни коллектива ребят.
10. ИКТ используется при проведении мероприятий по агитации за ЗОЖ, профилактических бесед. Учащиеся не только смотрят научно-популярные фильмы, но и сами включаются в поиск информации. Так появляются творческие работы детей: «Диеты и здоровье человека», «Сотовый телефон: благо или вред?» и другие.
11. Поиск информации в сети Интернет.
12. Показ образцов мероприятий.
Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет. Можно сказать, что мероприятия, включающие слайды, презентации, вызывают у детей отклик. Экран притягивает внимание.
Вывод.
Преимущества использования ИКТ.
1. Активизация познавательной деятельности, повышение мотивации обучения, создание положительного настроя.
2. Оптимальное использование время на уроке.
3. Позволяют применять различные виды и формы учебной деятельности: получение информации, практические задания, контроль уровня знаний.
4. Активизация самостоятельной деятельности учащихся, развитие навыков самообразования и самоконтроля.
5. Повышение уровня комфортности обучения.
6. Развитие всех видов памяти, мышления, внимания, снижение дидактических затруднений учащихся.
7. Развитие информационного мышления школьников, формирование информационно-коммуникативной компетенции: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.
8. Приобретение навыков работы на компьютере с соблюдением правил безопасности.
9. Дает возможность учителю проявить творческий подход к созданию и проведению современного, полноценного, интересного урока.
В работе с детьми коррекционных классов сочетание рассказа с демонстрацией презентации позволяет проводить поэтапное, очень подробное предъявление нового материала, что более доступно для его усвоения детьми с ЗПР, а также позволяет акцентировать внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала.
Необходимо добиваться, чтобы ученики не были пассивными созерцателями того, что предъявляется на экране. Надо так организовать процесс познания, создать такую атмосферу, чтобы ученики не только получали знания, но и добывали их, участвовали в деятельности: читали стихи, тексты, делали выводы, инсценировали. В таком случае, работа на уроке становится живым действием, вызывающим у детей неподдельный интерес.
При проведении урока, мероприятии с использованием презентаций необходимо позаботиться об обратной связи с учащимися. Информация должна сопровождаться вопросами, вызывающими ребят на диалог, на комментирование происходящего. Ни в коем случае не стоит допускать превращения учеников в пассивных созерцателей.
Для понимания того или иного материала большое внимание должно уделяться актуализации опорных знаний, пошаговому введению нового материала, так как большой объем информации трудно воспринимается детьми с ЗПР. Для лучшего запоминания главного в изучаемом материале используют в презентациях его выделение жирным шрифтом, курсивом, рамкой, цветом. Изучаемый материал школьники должны применять в различных заданиях. Поэтому в презентациях после введения нового материала часто предлагается серия упражнений с постепенным возрастанием уровня сложности (вопросы, письменные задания, тесты - рефлексия).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.