Локтева Наталья Викторовна,
преподаватель английского языка,
ГБПОУ «Донецкий промышленно-энергетический колледж»,
преподаватель английского языка, специалист первой категории,
г. Донецк
Использование информационно-коммуникационных
технологий на занятиях английского языка
Аннотация. В статье раскрывается сущность информационно-коммуникационных технологий, определяется их роль при обучении английскому языку в условиях модернизации образования. Использование новых информационных технологий в преподавании является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать процесс обучения иностранному языку интересным для обучающихся.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, средства ИКТ , процесс обучения английскому языку, оптимизация учебного процесса, модернизация образования, методические средства и приемы.
В последние годы интерес к изучению иностранных языков постоянно растёт. Всё больше иностранные языки влияют на сознание и деятельность людей, а также играют важную роль и дают некоторые преимущества в личной и профессиональной коммуникативной деятельности. Знание иностранного языка позволяет приобщиться к мировой культуре, использовать в своей деятельности ресурсы сети Интернет без каких-либо ограничений, а также внедрять в образовательный процесс информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) и мультимедийные средства обучения. В этой связи возникает необходимость широко использовать и развивать методики применения компьютерных информационных технологий в обучении иностранному языку.
Новые виды ИКТ становятся частью учебного процесса, позволяя сделать обучение более информативным, наглядным, мотивированным. Компьютерные технологии являются неотъемлемыми помощниками в повышении интереса обучающихся к изучаемым темам и развивают наглядно-образное мышление.
Современный урок иностранного языка должен быть ориентирован на применение новых инновационных методик и технических средств, а также содержать нестандартные подходы в обучении, направленные на повышение мотивации и развитие речевых компетенций обучающихся. Преподаватель, располагающий компьютером и другими информационными техническими средствами, имеет уникальную возможность интенсифицировать процесс обучения, сделать его более иллюстративным и динамичным, а также помочь раскрыть и реализовать творческий потенциал обучающихся на занятиях английского языка при помощи информационно-коммуникационных технологий.
В своей работе, наряду с традиционными методами, я активно применяю различные инновационные формы обучения, направленные на развитие творческого мышления у обучающихся. Они помогают прививать обучающимся умения самообразования. При этом работа обучаемых на занятии строится на общении с преподавателем посредством интерактивных компьютерных программ и средств аудиовизуализации. К наиболее часто используемым в моей практике средствам ИКТ относятся:
§ электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора
§ тренажеры и программы тестирования
§ образовательные ресурсы Интернета
§ видео и аудиотехника
§ мультимедийные презентации
§ научно-исследовательские работы и проекты.
Различные средства ИКТ создают благоприятные возможности на занятиях английского языка и для организации самостоятельной работы обучающихся. Они помогают использовать компьютерные технологии как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний:
§ для работы с текстами, использую основные прикладные программы Microsoft Office: Microsoft Word позволяет создавать ,редактировать и форматировать тексты с графическим оформлением; Microsoft PowerPoint позволяет создавать презентации для выступлений всех форматов – с графическими иллюстрациями, диаграммами, таблицами, видеоматериалами для более красочной демонстрации материала; Microsoft Excel выполнять вычисления, анализировать и визуализировать данные и работать со списками в таблицах и на веб-страницах; Microsoft Office Publisher позволяет создавать и издавать буклеты, брошюры и т.д.
§ для поиска литературы и работы с ней, в Internet с применением браузеров типа InternetExplorer, MozillaFirefox и др., различных поисковых систем (Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Google.ru, Yahoo.com и т.д.);
§ для автоматического перевода текстов с помощью программ-переводчиков PROMT, EveryLang, Google переводчик и электронных словарей AbbyLingvo7.0, Smart Translator Lux
§ для хранения и накопления информации(CD-, DVD-диски, Flash-диски);
§ для общения Internet, электронная почта, Zoom, Skype, и т.д.;
§ для обработки и воспроизведения графики и звука(проигрыватели, zplayer,
§ программы для просмотра изображений FastStone, Movavi Foto Manager, PhotoShop, и др.
Основная цель моей работы – мотивировать обучающегося, не только дать необходимые знания и создать условия для свободного владения языком, но и научить самостоятельно практиковать язык в повседневной жизни, развить коммуникативную составляющую в процессе обучения английскому языку. В своей работе обязательно учитываю стиль обучения студента, ведь каждый студент индивидуален в восприятии материала. Используемые мной ресурсы для тренировки знаний и навыков (например, Quizlet; BuzzFeed, Lifehacker, Videos in Levels, TEDEd, CNN, каналы на YouTube и т.д.), различные методы и формы организации учебной деятельности, позволяют каждому обучающемуся достичь более высоких результатов в овладении английским языком.
Преподаватель может дать студенту намного больше, чем просто знания. Одна из самых ценных вещей, которые он может сделать для своего ученика — помочь ему найти внутреннюю мотивацию для достижения успеха в изучении языка.
Применение современных технологий на занятиях английского языка как нельзя лучше демонстрирует отличный результат в процессе овладения студентами английским языком, в повышении результативности и степени мотивации, в развитии творческого мышления и личностных качеств обучаемых.
.
Список использованных источников
1. Калентьева И. Н. Использование ИКТ на уроках английского языка как способ повышения мотивации обучающихся в средней школе / И. Н. Калентьева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 71-73. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/316/14691/ (дата обращения: 24.09.2022).
2. Чехонина Н. А. Информационно-коммуникационные технологии как средство оптимизации процесса обучения иностранным языкам // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. — 2013. — № 1. — С. 69–73.
3. Альбрехт К.Н. Использование ИКТ на уроках английского языка // Электронный научный журнал «Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании». – 2010. http://journal.kuzspa.ru/articles/45 /.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.