Использование информационных технологий

  • docx
  • 30.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Использование информационных технологий.docx

Международная педагогическая Конференция «Современные информационные технологии в практике работы педагога»

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему:

«Использование информационных технологий

 в практике работы учителя физики»

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил: учитель физики

МБОУ «Синекинчерская ООШ"

Хмелев Сергей Геннадьевич

 

 

 

 

 

 

 

 

д. Сине-Кинчеры, Урмарский район, Чувашская Республика

План

 

1.     Введение

2.     Содержание понятия "Информационные технологии".

3.     Роль информационных технологий в обучении физики.

4.     Заключение.

5.     Литература.

 

 

Целью доклада  является обобщение и систематизация педагогического опыта по применению информационных технологий в преподавании физики в  школе. 

 

Задачи доклада:

 

1.      Раскрыть содержание понятия «информационные технологии»;

2.      Показать роль информационных технологий в обучении физики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение.

 

В настоящее время все более возрастает роль информационных технологий в образовании, которые обеспечивают всеобщую компьютеризацию преподавателей на уровне, позволяющем решать как минимум, три основные задачи:

·        обеспечение выхода в сеть интернет каждого участника учебного процесса, причем желательно, в любое время и из различных мест пребывания;

·        создание, развитие и эффективное использование управляемых информационных образовательных ресурсов, в том числе личных пользовательских баз и банков данных и знаний учащихся и педагогов с возможностью повсеместного доступа для работы с ними;

·        развитие единого информационного пространства образовательной среды и присутствие в нем в различное время и независимо друг от друга всех участников образовательного и творческого процесса.

   В  связи с развитием компьютерной техники и современных средств коммуникации, когда использование ИТ становится необходимым практически в любой сфере деятельности человека, все чаще ведется речь об информационной технологии обучения. Овладение навыками этих технологий еще за школьной партой во многом определяет успешность будущей профессиональной подготовки нынешних учеников.

 

 

 

 

 

 

2.  Содержание понятия "Информационные технологии".

 

Информационная технология - это процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информация нового качества состоянии объекта, процесса или явления.

           Цель информационной технологии - производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

  Внедрение персонального компьютера в информационную сферу и применение телекоммуникационных средств связи определили новый этап развития информационной технологии. Новая информационная технология - это информационная технология с  «дружественным  интерфейсом работы пользователя, использующая персональные компьютеры и телекоммуникационные средства. Новая информационная технология базируется на следующих основных принципах:

 

1.     Интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером.

2.     Интегрированность с другими программными продуктами.

3.     гибкость процесса изменения данных и постановок задач.

В  качестве инструментария информационной технологии используется распространенные виды программных продуктов:

 

·        текстовые процессоры;

·        издательские системы;

·        электронные системы;

·        системы управления базами данных;

·        электронные календари;

·        информационные системы функционального назначения.

 

        Информационная технология открывает для учащихся возможность лучше осознать характер самого объекта, активно включиться в процесс его познания, самостоятельно изменяя как его параметры, так и условия функционирования. В связи с этим, информационная технология не только может оказать положительное влияние на понимание школьниками строения и сущности функционирования объекта, но, что более важно, и на их умственное развитие.

      Использование информационной технологии позволяет оперативно и  объективно выявлять уровень освоения материала учащимися, что весьма существенно отражается в процессе обучения.

 

3.Роль информационных технологий в обучении физики.

 

Обучая детей физике, мы наблюдаем понижение интереса к предмету, а вместе с этим понижение уровня знаний. Возникшие проблемы связаны и с бурно и непрерывно растущим объемом человеческих знаний. В условиях, когда каждые несколько лет объем информации удваивается, классический учебник и преподаватель неизбежно становятся поставщиками устаревших знаний.  Но также  отметим и то, что число детей, умеющих пользоваться компьютером, стремительно растет, и эта тенденция будет ускоряться независимо от парадигмы школьного образования.

Для меня встал вопрос, а почему бы не использовать новые педагогические возможности компьютера  как средства обучения.  

Компьютер для обучающихся – как источник получения новой информации и как инструмент интеллектуальной и в целом – познавательной деятельности. Работа на компьютере может (и должна) развивать также такие личностные качества, как рефлексивность, критичность к информации, ответственность, способность к принятию самостоятельных решений, наконец, толерантность и креативность, коммуникативные умения.

Компьютер для учителя – современное средство решения дидактических задач организации новых форм развивающего обучения.

При проведении уроков физики могут применяться следующие виды ИКТ:

§  мультимедиа презентации,

§  видеоролики и видеофрагменты,

§  анимации, моделирующие физические процессы,

§  электронные учебники,

§  обучающие программы,

§  программы-тренажеры (для подготовки к ЕГЭ),

§  работа с интернет-сайтами

§  физическая лаборатория L-micro.

 

При проведении уроков самой распространенной формой применения ИКТ является мультимедиа презентация. Этот вид сопровождения урока позволяет акцентировать внимание на самых главных элементах изучаемого материала, включить анимации и видеофрагменты. Кроме того мультимедиа-презентации применяются обучающимися, при выступлении с докладами и сообщениями или при защите исследовательских работ. При подготовке презентации к уроку необходимо учитывать следующие особенности:

§  презентация должна быть наглядная, слайд не должен содержать много текста, текст должен быть крупным и удобночитаемым;

§  презентация должна быть иллюстрирована: содержать рисунки, фотографии, схемы;

§  количество слайдов должно быть ограничено (15-20 слайдов);

§  презентация не должна вызывать неприятных ощущений, вызванных динамическим воспроизведением и сменой кадров, или цветового дискомфорта;

§  самая важная информация должна быть размещена на первых и последних слайдах.

При создании презентации следует помнить, что она является сопровождением выступления, доклада, или урока, а не заменяет его. Нередко обучающиеся при выполнении презентаций пытаются разместить в ней всю информацию, роль учителя в данной ситуации заключается в том, чтобы корректировать содержание презентации и ее восприятие. Это является наиболее актуальным при защите проектов, конкурсных и исследовательских работ. Во всех конкурсах при оценивании работы учитывается наглядность, которая в большинстве своем представляет мультимедиа презентацию.

Другим видом ИКТ применяемым при обучении физике является использование электронных пособий. Электронные учебники и обучающие программы целесообразнее использовать при выполнении домашних работ и самостоятельной работе обучающихся, как и при работе с любой учебной литературой, в этом случае необходимо тщательно продумать и конкретизировать задания для обучающихся.

Программы-тренажеры выступают как самостоятельный продукт, который позволяет отработать изученный материал, выявить проблемы, с которыми учащиеся сталкиваются при изучении теоретического материала.

Особую роль онлайн-тесты играют в подготовке к государственной итоговой аттестации. Ученик видит результат практически сразу и реально оценивает свои возможности.

Важным элементом применения ИКТ в преподавании физики является работа с интерактивными моделями, которые представлены в таких продуктах как «Живая физика», «Открытая физика». Практически все модели позволяют показывать опыты при объяснении нового материала. Работа с такого рода программами позволяет заглянуть вглубь явления, рассмотреть процессы, которые невозможно наблюдать в «живом» эксперименте. При использовании моделей для демонстраций можно в качестве помощника привлечь кого-нибудь из обучающихся, так как работать за компьютером и одновременно давать необходимые пояснения классу достаточно сложно. Кроме того, самостоятельная работа обучающихся с этими программами способствует развитию познавательной активности.

Особый интерес вызывает у обучающихся проведение на уроках физики виртуальных лабораторных работ. Обучающиеся могут ставить необходимые компьютерные эксперименты для проверки собственных соображений при ответе на вопросы или решении задач. Разумеется, компьютерная лаборатория не может заменить настоящую физическую лабораторию. Тем не менее, выполнение компьютерных лабораторных работ требует определенных навыков, характерных и для реального эксперимента - выбор начальных условий, установка параметров опыта и т. д.

Одну из ключевых ролей в преподавании физики играет физическая лаборатория L-micro. Применение компьютера как измерительного инструмента позволяет расширить границы школьного физического эксперимента и проводить физические исследования.

При подготовке к урокам физики необходимо помнить о стремительном развитии науки и техники. Владея новой информацией о достижениях современной физики в той или иной области, учитель не только подчеркивает актуальность и необходимость изучения физики в школе, но и развивает познавательную активность школьника. При этом целесообразно поручить обучающимся поиск информации о современных достижениях в данной области физики. Как правило, школьники творчески подходят к процессу поиска и нередко, увлекаясь сбором информации, увлекаются и самой проблемой, что может перерасти в самостоятельное исследование. Однако следует обратить внимание школьников на поиск достоверных источников информации. Одним из таких Интерент-источников является популярный сайт о фундаментальной науке - http://elementy.ru./

Интернет-сайт может быть не только источником информации, но и самостоятельным обучающим продуктом. Так сайт http://elementy.ru/, кроме информационных разделов содержит и интерактивные плакаты, при работе с которыми учащиеся имеют возможность не только увидеть схемы сложнейших технических устройств, но и «заглянуть» вовнутрь, изменять условия работы и изучить теоретические основы процессов. Работа с такими плакатами позволяет показать практическую значимость изучаемых на уроках физики законов.

Включая в процесс обучения физике элементы ИКТ, учитель не только развивает познавательную активность обучающихся, но и самосовершенствуется.

В современных условиях возникает педагогическая задача противостоять чрезмерному внедрению ИКТ в процесс преподавания физики, чтобы красочными иллюстрациями и моделями не затмить истинный экспериментальный характер физической науки, не забыть «живой» эксперимент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Заключение.

 

            Использование  технологий   на уроках  и во внеурочной деятельности  дает высокие результаты:  развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность, способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету, развивает у учащихся логическое мышление.       

 

           Анализ современной научно-методической литературы свидетельствует о тенденции все более широкого использования информационных технологий  в преподавании физики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

1.   Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» под. ред. доктора педагогических наук Е.С.Полат; Издательский центр «Академия», 2003

2.   Гузеев В.В. Развитие образовательной технологии.- М.,1998

3.     Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. -М„ 1994

4.     Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В. , Петров А. Е Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.Академия, 2005

5.   http://teach-shzz.narod.ru/pag/phusik.html

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru