Использование инновационных методов работы с целью развития
интеллектуального и творческого потенциала учеников
(СЛАЙД 1) Быть учителем в современной школе – значит постоянно находиться в поиске, постоянно «расти», быть в курсе инноваций в области образования. При подготовке к очередному уроку думать о том, как сделать учебный процесс интересным, насыщенным, запоминающимся.
Дети разные! Среди моих учеников есть победители и призеры конкурсов, олимпиад, научно – практических конференций (я горжусь их достижениями!)… Но не каждый ребенок может достичь таких высот! (Ведь мы работаем в массовой школе). Большее удовлетворение я испытываю, когда мне удается привлечь своих учеников к совместной работе, когда «зажатые» на уроке дети, становятся раскрепощенными, уверенными, которые не боятся ошибаться, открыто высказывать свои версии, свое мнение. Это непросто!
(СЛАЙД 2) И одна из моих основных задач - создание таких условий, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого учащегося. В том, конечно, помогают современные образовательные технологии, инновационные технологии.
(СЛАЙД 3) § · интерактивные технологии;
(обучение в диалоге, работа в парах и группах)
(СЛАЙД 4) § · информационные технологии (компьютерные технологии);
Умение грамотно организовать работу на уроке, создать условия непринужденности и заинтересованности у всех учащихся позволяет применение компьютерных технологий. Применение компьютеров, образовательных платформ создает на уроке положительный эмоциональный настрой, а это, в свою очередь, положительно сказывается на работе детей, на их развитии.
(СЛАЙД 5) § технология проектной деятельности учащихся.
Метод проектов не является каким-то специальным методом обучения – это всего лишь форма обучения. В этом случае учитель не передает готовые знания, не учит, а помогает учиться и развиваться, создает ситуации, при которых школьники сами овладевают способами поисковой творческой деятельности. Проектный метод – один из способов реализации детских знаний наглядным способом. Сегодня работа над проектами входит в содержание различных учебных дисциплин в программах «Школа России», «Школа 2100», «Планета Знаний».
Работая в школе, я понимаю, что информации с каждым годом становится всё больше, а дети всё меньше хотят учиться и запоминать важные, но такие, подчас, скучные и громоздкие правила, поэтому большинство учащихся используют при запоминании «Метод многократного повторения» (зубрёжку). При таком методе полноценного усвоения, а главное – понимания материала, не происходит. Часто через некоторое время ученик забывает то, что ещё недавно рассказывал на уроке. А причина в том, что его не научили рациональным приёмам запоминания, а как следствие этого – дети теряют интерес к уроку.
(СЛАЙД 6) Поэтому я решила познакомиться с приемами эйдетики и мнемотехники.
Поначалу слово «эйдетика» кажется страшным термином. Но на поверку оказалось, что все очень просто и даже весело.
Методами эйдетики являются:
мнемотехника (вербально-логическое мышление) и эйдотехника (конкретно-образное мышление)
Мнемотехника - это совокупность методов и приемов, которые облегчают запоминание и увеличивают объем памяти благодаря образованию искусственных ассоциаций. Мнемотехника была известна с давних времен и насчитывает не менее двух тысячи лет.
Эйдетика, запоминание через образ, через игру с ним. Самое главное - нужно ставить перед собой задачу не запомнить, а видеть и представлять. Что мы чаще всего говорим, когда что-то не знаем? «Не представляю!». И как правило говорим правду. Ну а когда человек не представляет, то вряд ли у него получится что-то запомнить. Эйдетика, делает человека более гармоничным и способствует развитию обоих полушарий.
Человек, освоивший методы эйдетики, практически не имеет границ своей памяти.
(СЛАЙД 7). Для использования приемов эйдетики нужны следующие условия запоминания:
- установка на запоминание: ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить;
- заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;
- яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции;
- образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.
Эйдетической способностью в разной мере обладают все люди, но именно дети способны быстрее и ярче находить эйдетические образы. Такую психическую особенность можно с успехом использовать на разных уроках, но чаще всего приемы эйдетики я эффективно применяю для повышения грамотности учащихся, для запоминания словарных и других трудных для написания и произношения слов.
(СЛАЙД
8) Приемы и методы запоминания слов можно разделить на несколько групп:
1. Фонетические ассоциации (по схожести звучания).
Суть
– в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может
сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ.
Береза – белая береза
Билет – автобус сигналит: “Би-би, купи билет!”
Герой – Гена – герой
Деревня – дед в деревне
Железо – железо режу еле-еле
Запад – на западе солнце падает
Инженер – Женя – инженер
Капуста – дождик поливает капусту: кап, кап
Комната – комната у Наты
Лопата – лопата лопнула
Магазин – магазин под названием “Ага”; маг в магазине продает маги-маги
Пассажир – пассажир берет билет в кассе
Паук – у паука папа
Пенал – пенал моют пеной
Ребята – ребята решают ребус
Сапоги – Саша в сапогах
Собака – жила-была собака, она любила спать, ее прозвали Соня Тарелка – тарелка-это тара
Улица – на улице встречаю знакомые лица
2. Занимательные четверостишия.
Суть
– в подборе слов-помощников, но для облегчения запоминания, подсказки оформлены
в виде занимательных четверостиший.
ГАля гАзету домой принесла,
Телепрограмму скорее нашла.
Что там, в гАзете?
А ГАля не знает,
Только лишь телепрограмму читает дальше.
Что
дЕлали дЕжурные?
Водой залили пол.
Ведром в футбол играли,
Зато забили гол!
ГОрка гОроха,
лук
и морковь.
Мама! Гороховый суп
Нам готовь!
(СЛАЙД 9) 3. В слове спряталось другое слово.
Валенки – валенки у Ленки
Горизонт – гори, зонт!
Облако – на облаке лак
Ракета – в ракете рак
Соловей - соловей поет соло
Ужин – ужи на ужин?
(СЛАЙД 10) 4. Графические ассоциации (по схожести изображения).
Суть – увидеть сходство формы буквы и предмета. Дети должны сами делать рисунки, можно прямо в тетради на уроке
5.
(СЛАЙД 11) 5. Смысловые ассоциации.
Суть
этого приема – разъяснение лексического смысла слова, углубление в этимологию
слова.
Погода – погоду наблюдают по годам
Спасибо – значит спаси /спас/ тебя Бог!
Библиотека – библия
Сегодня – сего дня (при Петре I)
Урожай
– земля рожает урожай
6. Рифмовки
Для рифмовок важны ритм и рифма.
Рифмовка для запоминания ударений в словах:
1) Надеваю шо'рты, чтобы кушать то'рты (Чтобы надеть шорты, не надо кушать торты)
2) Нефтепрово'д сломал бегемо'т.
Одним из широко известных примеров рифмованных строчек может служить ритмизация глаголов – исключений из 1 спряжения:
Гнать,
держать, смотреть и видеть,
дышать, слышать, ненавидеть.
И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть.
Вы запомните, друзья, их на е писать нельзя.
Это исключение из первого спряжения.
7. Нахождение проверочного слова.
Берег – брег /у Пушкина/
Ботинки – боты
Воскресенье – воскрес
Впереди – перед, передний
Пшеница – пшёнка
8.
«Подкрепление слов», которые трудно проверить. Суть
– подкрепить словами-подсказками те слова, которые можно проверить родственными
словами. Но в силу различных обстоятельств дети затрудняются в подборе таких
проверочных слов.
Сколько проблем со словом шёл и другими родственными словами с этой же буквой
ё. С помощью эйдетики можно решить эту проблему раз и навсегда! Шёл –
шедший – можно так, но дети забывают это проверочное слово. А можно иначе.
Букву Ё, вернее ее точки, запомним как следы от обуви, напоминающие кругляшки
точек или снежинки.
9. Как звучат слова в других языках.
Арбуз – арбуз /укр. Морковь – морква /укр./ Вчера – вчёра /укр./ Металл – металл /англ./ Москва – Москоу /англ./
10.Составление ребусов.
10.
Ещё нам на помощь приходит рисунок и сказка.
«Жила-была собака, она любила много спать, поэтому её прозвали Соня». «Жил-был заяц-хваста. Он очень любил хвастаться и всегда говорил: «Я - самый храбрый, Я- самый быстрый, Я - самый умный! Я, Я, Я…».
(СЛАЙД 12) Таких способов запомнить словарные слова, я уверена, у каждого учителя накоплено множество. Попробуйте эти приемы, вы не представляете, как это интересно и увлекательно! Сколько различных эмоций выплескивают дети в таком творческом поиске! Ищите, творите! Результатом такой работы является прочное запоминание словарных слов, что дает учение без принуждения. А к этому стремится каждый учитель.
Конечно, эйдетика не панацея от проблемы информационной загруженности учащихся. Но это удачная находка для тех учителей, которые хотят увлечь детей учёбой, через игру, интересные, неожиданные задания, развить память, помочь запомнить и научить хранить и воспроизводить полученную информацию. Ведь «…кто владеет информацией, тот владеет и всем миром». Могу добавить: а кто помнит и использует эту информацию, свои знания, тот сможет этот мир изменять!
Урок-клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке. Василий Александрович Сухомлинский связывал урок с педагогической культурой учителя и говорил, что «дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». И приемы, о которых я рассказала – это и игра, и фантазия, и совместное творчество учителя и ученика! А итог - усвоенное правило…
Ребенок - это загадка, маленькое чудо, а чудеса непостижимы. Его можно сравнить только с внутренней звездой, холодный блеск которой разогреет Солнце. От всех нас зависит, чтобы новая звезда не стала падающей или гаснущей. Учитель всегда может ее поддержать. Ведь и от них зависит, насколько ярко будет светить Солнце.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.