Райкова Лариса Сергеевна,
преподаватель музыкально-теоретических
дисциплин ГПОАУ АО
«Амурский педагогический колледж»
«Использование инновационных технологий на уроках слушания музыки и музыкальной литературы в ДМШ и ДШИ».
1.Предмет слушания музыки, его роль и сверхзадача.
Предмет «Слушание музыки» - новый в программе школы искусств, впервые он был введен в 2001-2002 учебном году. Занятия проходили 1 раз в неделю по программе Н.А.Царевой, рекомендованной методическим кабинетом по учебным заведениям искусств и культуры Министерства Культуры Российской Федерации.
У
многих возникали вопросы – нужен ли этот новый предмет, если есть «Музыкальная
литература», что общего между ними, и ради чего «Слушание музыки» вообще ввели
в программу школ искусств и музыкальных школ.
По моему мнению, введение в ДМШ и ДШИ предмета «Слушание музыки» с 1 по 3 класс
является необходимым и своевременным. В сущности, это он должен стать одним из
главных предметов для изучения на начальном этапе в ДМШ и ДШИ. По учебному
плану курс «Музыкальной литературы» начинается лишь с 4 класса, оставляя вне
сферы активного педагогического воздействия самый благоприятный для развития
навыков музыкального восприятия возраст 7 – 10 лет. Урок «Слушания музыки»
призван восполнить этот пробел.
Главной целью предмета «Слушание музыки» является воспитание музыкальной культуры, неотъемлемой части всей духовной культуры; приобщение детей к шедеврам мировой классики с самого начала обучения музыке.
Цели и
задачи предмета «Слушание музыки»
сводятся к следующему:
- создать предпосылки для дальнейшего музыкального и личностного развития;
- заложить основы культуры слушания;
- создать базу для последующего освоения и приобщения к музыкальному
искусству.
Из цели музыкального обучения вытекают три основные задачи музыкального обучения на уроках «Слушание музыки»:
1. Формирование эмоционального отношения к музыке на основе восприятия. У детей необходимо развивать эмоциональную отзывчивость на классическую музыку, музыкальное чувство, тонкость эмоционального проникновения в образы звучащего материала; воспитывать желание слушать и исполнять музыку, способствовать развитию интереса к познанию классической музыки и сопоставлению ее с окружающей жизнью.
2. Формирование осознанного отношения к музыке. Школьнику важно приобрести опыт осознанного восприятия произведений; уметь применять музыкальные знания; не только чувствовать, но и понимать музыку, характер музыкальных образов, логику их развития, приблизиться к осознанию идейной основы сочинения, жизненности его содержания.
3. Формирование деятельно-практического отношения к музыке не только в процессе ее восприятия, но и в процессе исполнения даже небольших фрагментов классических произведений на уроках «Слушания музыки» и «Музыкальной литературы».
Основными воспитательными задачами уроков «Слушание музыки» являются:
- расширение представлений детей о жизни через воздействие ярких и доступных их пониманию музыкальных произведений;
- обогащение музыкального опыта учащихся, развитие у детей интереса к музыке;
- накопление ими музыкальных впечатлений от произведений, близких им по тематике и жанрам.
Задача,
связанная с осознанием музыкальных впечатлений, заключается в том, чтобы
научить детей подмечать различие музыкальных произведений, как по их общему
характеру, так и по выразительным средствам.
Задача разбора музыкального произведения в связи со слушанием музыки – научить
понимать выразительный смысл определенных музыкальных средств и дать первые
представления об особенностях музыкальной речи как выражения чувств.
Музыкальные умения и навыки, которые следует развивать на уроках «Слушания музыки» у детей 1 – 3 класса ДМШ и ДШИ являются следующими:
1 класс. Накопление опыта восприятия сфер музыкального искусства, в их связи с жизнью, в выразительном и изобразительном значении; восприятие музыкальных образов в их взаимосвязи. Умение ориентироваться в богатстве и разнообразии содержания музыки. Стараться попытаться понять музыкальную речь, научиться целостно воспринимать образ музыкального произведения, познакомиться с основными приемами развития в музыке, закрепить и расширить свои теоретические познания, уметь их применять на практике в процессе активного восприятия музыки.
2 класс. Накопление опыта восприятия сфер музыкального искусства в более широком их значении, понимание связи музыкального произведения, важнейших способов и средств развития музыки, некоторых форм музыкальных произведений (одночастной, двухчастной, трехчастной, рондо, вариаций) в образно-содержательном, смысловом значении. Анализ средств музыкальной выразительности и их взаимодействия во 2 классе нацелен на понимание художественного образа, его характерных особенностей и целостности. Такое направление в обучении определяет развитие музыкального мышления учащихся, позволяет избежать примитивных истолкований, неоправданных внемузыкальных ассоциаций.
3 класс. Накопление опыта восприятия некоторых характерных особенностей музыки народной и композиторской; некоторых общих и различных черт в музыкальном искусстве композиторов различных стран; разных форм музыкальной деятельности. Задачей становится усиление роли самостоятельной практической работы, определение жанровых особенностей нетрудных пьес как обобщение и систематизация уже известного (марши разных типов, танцевальная музыка), творческое исследование свойств разных типов музыкального изложения, попытка осознать красоту и строгость простых музыкальных форм.
Преобладающая форма уроков «Слушания музыки» – это уроки-беседы, но все они могут иметь разный облик, в зависимости от содержания. Урок-воспоминание – на нем новая тема преподносится на прослушанном ранее музыкальном материале, как уже нечто «известное», но «не замеченное» ранее. Урок-сказка может иметь различные формы: и собственно «сказка» – прослушивание, обсуждение, и некоторая доля театральности на уроке – ролевые задания и т.д. Урок-исследование – дает большую долю самостоятельной аналитической работы. Также могут проводиться: урок-настроение, комплексный урок, включающий материал из разных областей искусства, не только музыкального и т.д. Выразительные средства музыкального произведения рассматриваются на уроках «Слушания музыки» не изолированно, а в их взаимосвязях – сначала немногих, а потом более сложных и разносторонних. Таким образом, изучение музыкального произведения предусматривает его целостное, эмоциональное восприятие, раскрытие единства содержания и выразительных средств, которые особенно ярко характеризуют образ.
Программа Н.А.Царевой открывает большие возможности для творчества педагога и учащихся. В то же время осторожная и кропотливая работа с учениками – залог подготовки чуткого и внимательного слушателя, анализирующего к концу курса и мелодический рисунок, и интонационный строй, и форму произведения, и особенности фактуры.
На первоначальном этапе обучения предмету «Слушание музыки» я стремилась добиться следующих результатов:
- попытаться добиться того, чтобы дети осознали мир музыкальных звуков как особую реальность, прежде всего через чувственное восприятие характера музыки;
- освоить
с учениками некоторые первоначальные музыкальные понятия;
- увлечь,
заинтересовать ребенка, постараться сделать процесс слушания музыки ярким,
эмоциональным моментом эстетического переживания, так как только так
музыкальные впечатления смогут стать личным опытом детей;
- опираясь на хорошую долгосрочную память, отзывчивость и увлеченность детей, создать «фонд» музыкальных впечатлений и первоначальных знаний.
Стержнем в работе по программе «Слушание музыки» является системный подход к изучаемому материалу, связанный одновременно и с конкретным анализом. Мне, как и любому педагогу, в процессе обучения приходилось вносить свои поправки и дополнения. Это было связано в первую очередь с используемым музыкальным материалом: каких-то музыкальных записей не нашлось в коллекциях школы и моей, и их пришлось заменять, а какие-то я предпочла тем, которые рекомендует составитель программы.
В первом классе на уроке «Слушания музыки» стали необходимы альбом и фломастеры, потому что многие темы первого класса мы с учениками изучали, рисуя к ним иллюстрации.
Одним из занимательных заданий является подбор дома стихов к прослушанному произведению или сочинение собственных.
Также мы часто используем такую форму работы, как музыкальные иллюстрации не только к изучаемым темам из произведений, но и к произведениям, исполняемых учениками в классе специальности.
Предмет «Слушание музыки» – это приобщение детей к бескрайнему миру классической музыки, обогащение их слухового опыта, формирование умений и навыков, которые будут необходимы для воспитания грамотного и заинтересованного слушателя, а также пригодятся ребятам в процессе обучения в общеобразовательной школе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.