Тема доклада: Использование интерактивного метода на уроках русского языка.
XXI век дает заказ на выпускников, обладающих вероятным мышлением, то есть способных ориентироваться в незнакомой ситуации. Поэтому назрела необходимость внедрения в учебный процесс инновационных методик и новых педагогических технологий. Я считаю, что интерактивные методы сполна отвечают данным требованиям.
Интерактивность обретает в наши дни особое значение. В наше время появились интерактивные опросы, программы на радио и телевидении, сценарии которых во многом диктуются открытыми беседами со зрителями и слушателями. И подобные собеседования часто демонстрируют далеко не лучшие образцы диалога. Значит, умению строить интересный, конструктивный диалог нужно учить.
Интерактивное обучение – это сложный процесс взаимодействия учителя и учащихся, основанный на диалоге. Участие в диалоге требует не только слушать, но и слышать, не только говорить, но и быть понятым.
При сохранении конечной цели и основного содержания образовательного процесса интерактивное обучение изменяет привычные формы на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодействии. Интерактивные методы обучения очень эффективны. Они способствуют высокой степени мотивации, максимальной индивидуальности преподавания, предполагают широкие возможности для творчества, самореализации учащихся. Результат интерактивного метода обучения мы можем увидеть в прочном усвоении материала, так как учащиеся добывают знания самостоятельно, переживая каждый шаг обучения.
Именно интерактивные методы обучения позволяют учащимся почувствовать свои силы, свои способности. У учеников повышается самооценка и уверенность в себе. Высоко ценятся в обществе такие качества, как коммуникабельность, умение общаться с людьми, договариваться, находить компромиссы и работать в команде.
Я начала внедрять преподавание элементы интерактивной методики: работу в парах, в малых группах, так как в школе где я работаю мало учащихся.
Естественно, интерактивная методика преподавания требует от учителя пересмотра очень многих привычных подходов. казалось легким внедрение свободного общения учеников в классе друг с другом. Я поняла в процессе обучения, что без взаимного уважения, без умения прислушиваться друг к другу, без правильного общего руководства ведением урока ничего путного не получится.
Поэтому приходилось потихоньку переучиваться самой и приучать к новым методам своих учеников.
Если я раньше пыталась переубедить учеников, с которыми в чем – то была не согласна, то теперь этого не делаю, потому что считаю, что у каждого ученика должно быть свое мнение по определенному вопросу. А если это мнение подкреплено вескими аргументами, то остается только радоваться тому, что ученик научился выносить свои мысли.
Итак, что такое «методика интерактивного обучения?» От англ. «interact» - находиться во взаимодействии, действовать друг на друга; обучение через участие, взаимодействие в составе меняющихся групп.
Для чего используется интерактивная методика?
Учителя, которые активно используют интерактивные методы, убеждены, что наиболее успешно обучение может проходить именно в процессе взаимодействия. Они считают, что так ученики учатся быстрее и запоминают лучше то, что узнали во время дискуссии. Это происходит по следующим причинам:
1. Учащиеся не только получают информацию, они также должны дать логическое объяснение, почему их путь к решению и само решение является правильным.
2. Учащиеся прорабатывают идеи более глубоко, так как они знают, что нелогично построенные заключения будут оспариваться.
3. Учащиеся во время решения проблемы используют свои и чужой опыт.
4. Учитель тоже может учиться, узнавая что – то новое от учеников.
Во многих классах бывает так, что только лучшие ученики отвечают на вопросы, в то время как остальные молчат. Можно поначалу избегать взаимодействие с отдельными учениками, пока они не привыкнут к вопросу «что вы думаете?» вместо традиционного «знаете ли вы?». Вместо этого можно сделать основной упор на взаимодействие учащихся между собой.
Чтобы учащиеся охотнее высказывали свои мнения и идеи, учитель может использовать следующие полезные приемы:
1. Всегда благодарите их за высказанные мнения.
2. Не говорите, что вы считаете их ответ неверным, а вместо этого спросите лучше, согласны ли вы с таким мнением другие учащиеся. Если окажется, что весь класс неправильно понял обсуждаемый вопрос, тогда вы можете объяснить им свою точку зрения.
3. Старайтесь выбирать пассивных учеников. Иногда некоторые учащиеся кажутся пассивными, но у них могут быть оригинальные мысли или мнения, которые отличны от других и побуждают класс посмотреть на вопрос под другим углом зрения.
В век информатизации, когда один человек не в состоянии «переварить» весь поток информации, важно умение работать сплоченно. Интерактивные методы предлагают умение распределять обязанности, ставить цели, делать взвешенный, правильный выбор, анализировать ситуацию, а также дают ощущение полета творческой мысли, чувство радости и глубокого удовлетворения от своей работы.
В интерактивной методике, как и в любой другой методике преподавания, существует множество приемов, которые способствуют взаимодействия в группе. Эти приемы можно классифицировать следующим образом:
· Сходство/различия
· Поиск соответствий
· Рейтинг
· Классификация
· Обобщение
· Верно/неверно
· Преимущества и недостатки
· Игры
· Мозговой штурм
· Дебаты
В своей педагогической практике я использую следующие интерактивные технологии:
1. Интерактивную работу начинаю с работы в парах. Пара – идеальная форма для сотрудничества и взаимопомощи. В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденный материал.
2. Какие задания я использую на уроках русского языка.
Устная работа
1. Игру «Интервью - знакомство» провожу на одном из первых занятии в 5 классе. Каждый учащийся беседует с соседом по парте, а потом рассказывает о нем всему классу (чем он любит заниматься, что коллекционирует, чем увлекается, что любит читать). Игра поможет учителю создать портрет класса, в котором предстоит работать, и провести начальную диагностику сформированности коммуникативных умении учеников.
2. Провожу взаимопроверку правила (устный опрос). Ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару.
3. Блиц – опрос. Этот метод провожу в 7 классе, при заключении урока. Задаю вопросы по пройденной теме. Учащиеся отвечают на вопросы в устном виде.
Письменные работы
1. После изучения какой – либо большой темы, раздела каждый ученик составляет «Карточку-зачет для соседа». Заранее обговариваем, сколько должно быть заданий и какие, например: один теоретический вопрос (устно) и два практических вопроса (письменно). Сосед по парте выслушивает теоретический вопрос, ставит оценку прямо на карточке, остальные задания выполняются письменно.
2. В начале урока или в конце часто провожу взаимопроверку словарных диктантов в 3-4 классах. Я диктую слова или цифры на казахском языке учащиеся пишут на русском языке. Необходимо заметить что ребятам очень нравится работать в парах. Они с огромным удовольствием проверяют диктанты друг у друга. Обозначив критерии оценки, они после проверки оценивают друг друга.
3. Игру «Определи пару» предлагаю детям при изучении лексики и фразеологии. На доске вешаю плакаты с фразеологическими оборотами, затем читаю написанные на стикерах другие фразеологизмы, учащиеся находят синонимичные. Например:
Тертый калачь – отдать богу душу –
Ни рыба ни мясо – кот наплакал –
Дать нагоняй – с пустыми руками –
Фразеологизмы, написанные на стикерах: несолоно хлебавши, приказать долго жить, приказать долго жить, с гульки нос, ни богу свечка ни черту кочерга, стреляный воробей, во все лопатки, намылить шею.
В целях активизации мышления учащихся я могу предложить фразеологизмы, не сочетающиеся с данными на плакате ( в этом случае – во все лопатки). В таком случае пары не будет.
Полученные пары фразеологизмов:
Тертый калачь – стреляный воробей.
Ни рыба ни мясо – ни богу свечка ни черту кочерга.
Дать нагоняй – намылить шею.
Отдать богу душу – приказать долго жить.
Кот наплакал – с гулькин нос.
С пустыми руками – несолоно хлебавши.
В другой раз перед учащимися ставлю цель записать пары антонимов. Я считаю, что такая работа расширяет и уточняет словарный запас учащихся. Слова и фразеологизмы, недостаточно понятные ученикам, постепенно входят в их активный словарь.
С 5 класса я провожу работу в группах. Если ученики успевают слабо, то группы должны быть небольшими (3-4 человека). Также в 5-7 классах можно проводить игры – соревнования, основанные на групповой деятельности. Вот некоторые из них.
· «Кто больше?» Например, кто больше подберет однокоренные слова. Эту технику я провожу в 5 классе.
· Эстафета. С последней парты передается листочек, на который нужно по цепочке записать примеры на правило. Выигрывает тот, кто быстрее вручит учителю листок с меньшим количеством ошибок в записанных словах.
· Аукцион вопросов по теме (каждый ряд – команда задает вопросы по теме урока другому ряду). Оцениваются как интересные, оригинальные вопросы, так и правильные ответы.
Подобные игры – соревнования развивают у ребят чувство личной ответственности за результат, быстроту реакции. Кроме того, подобная игровая деятельность насыщает урок – эмоционально, поддерживает высокий уровень к предмету.
Систематическое проведение уроков русского языка с использованием интерактивных методов дает возможность сделать вывод о том, что задача развития творческих способностей учащихся успешно решается. Одним из главных достижений своей педагогической деятельности в данном направлении считаю создание на уроке ситуации успеха, что позволяет активизировать развитие творческих способностей, стимулировать их появление, а также способствовать повышению результатов обучения учащихся. прежде всего, любое занятие, в том числе и с использованием интерактивных технологий, должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Все это помогает лучше освоить материал и соотнести его с тем, что они уже знают. Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.