Использование интерактивных форм и методов обучения
Оценка 4.7

Использование интерактивных форм и методов обучения

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
14.09.2020
Использование интерактивных форм и методов обучения
Статья (2).docx

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Гребенникова Лидия Валентиновна

Таштагольский техникум горных технологий и сферы обслуживания (ТТГТиСО)

г.Таштагол, Кемеровская область

 

В наше время преподаватель профессионального образования должен быть не просто компетентным в своей дисциплине, а должен особенным образом, с помощью современных методов, организовать образовательный процесс.

Преподавателю необходимо успешно ориентироваться в информационном пространстве, обладать высокой мобильностью, владеть информационными технологиями и постоянно заниматься самообразованием.

Внедрение в образовательный процесс интерактивных методов обучения и их применение, является основным требованием современного образования. Множество проведенных исследований по педагогике, говорит о том, что данный метод является самым эффективным методом обучения.

Стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности обучающихся, главная цель интерактивных методов. Такая модель предусматривает наличие обязательных творческих заданий и взаимодействие  в системе «преподаватель - обучающийся». У этой модели обучения есть существенный недостаток, в ней обучающиеся выступают как субъекты обучения для себя, при этом, абсолютно не взаимодействуя ни с кем, кроме преподавателя. Интерактивный метод обучения характеризуется своей односторонностью, об этом говорит то, что обучающиеся должны заниматься самостоятельной деятельностью, самообучаться, заниматься саморазвитием и  самовоспитанием, но совершенно не взаимодействовать во время групповой работы и не обмениваться опытом.

Главной целью интерактивного обучения – организация комфортных условий для обучения, при котором все участники образовательного процесса будут активно взаимодействовать друг с другом.

Использование интерактивных технологий, считается инновационной деятельностью. Для грамотной организации интерактивного обучение можно применять следующие приемы: распределение ролей; искусственно созданные жизненные ситуации; совместную работу над задачами после проведенного анализа. Структура такого занятия будет существенно отличается от обычного учебного занятия, и здесь большую роль играет опыт и профессионализм преподавателя.

Занятие, проведенное с использованием интерактивных технологий, будет не просто интересным, оно будет познавательным и наглядным.

Если сравнивать с традиционным обучением, в интерактивных моделях, взаимодействие преподавателя с участниками образовательного процесса построено несколько иначе. Активная деятельность обучающихся выходит на первый план, а задача преподавателя сводится к организации условий для проявления инициативы.

Интерактивные технологии позволяют обучающимся стать полноправными участниками процесса обучения. Главное, чтобы они понимали, их знания и опыт так же важны, как и опыт преподавателя. Преподаватель дает возможность обучающимся самостоятельно искать информацию для выполнения заданий.

В интерактивных технологиях преподавателю отводится много ролей. Все эти роли связаны с организацией взаимодействия обучающихся с различными областями информационной среды.

Как информатор, преподаватель доносит до обучающихся текстовую информацию, показывает видеоматериал, вступает в дискуссию и отвечает на возникающие вопросы участников образовательного процесса, а также анализирует результаты их деятельности. Как, организатор – дирижер, преподаватель настраивает взаимодействие обучающихся с внешним окружением: распределяет по группам, подводит обучающихся к самостоятельному сбору данных, помогает во время выполнения задания, контролирует подготовку к публичному выступлению. Роль преподавателя - консультанта, дает преподавателю возможность обращаться к опыту участников образовательного процесса, помогать им в решении поставленных задач, а также учит самостоятельно ставить и решать новые задачи.

Работа в команде во время обучения и поиске нового материала, говорит о том, что каждый вносит свой личный вклад, а это в сою очередь дает возможность обмениваться знаниями, мыслями, идеями. Дружественная атмосфера настраивает на взаимную поддержку, что в свою очередь позволяет развивать познавательную деятельность обучающихся.

На учебных занятиях должна проводится не только индивидуальная работа, но и в группах. Обучающиеся могут работать в течение года над исследовательскими проектами, используя информационные технологии. Для успешной работой над проектами и различными творческими заданиями, изучается документация и другие источники информации.

Выбирая метод, для использования на учебном занятии, необходимо обязательно учитывать цели занятия, опыт и знания обучающихся, а так же их интересы. Сочетание нескольких приемом используется довольно часто в образовательном процессе.

К наиболее популярным среди преподавателей интерактивным методам относятся: творческие задания (работа над докладами и рефератами, написание эссе, публичные выступления). Работа над исследовательскими проектами, предусматривает регулярное участие в конференциях регионального, федерального и международного уровней, с обязательной презентацией результатов своей творческой работы.

В ежегодные дни «самоуправления», обучающиеся примеряют на себя роль преподавателя, данный метод позволяет раскрывать их творческие способности.

Проведение выставок работ обучающихся, является важной частью обучения. Важно, чтобы выставки совпадали с изучаемыми темами

Использование подобных методов, позволяет мотивировать обучающихся, повышает  их ответственность. Они в полной мере могут прочувствовать результат своей работы, совместить учебу и интересными мероприятиями.

Групповая работа позволяет всем обучающимся принимать участие в работе, развивать навыки общения и сотрудничества, учиться слушать, высказывать мнение, решать конфликтные ситуации. Часто при  такой форме работы используются оценочные листы. С помощью которых можно проанализировать не только свою работу, но и работу всей группы.

В настоящее время существует множество компьютерных обучающих программ, электронных библиотек, словарей, образовательных сайтов и других образовательных ресурсов, что тоже можно рассматривать в качестве интерактивных методов обучения.

Применение «интерактива»  на занятиях, позволяет обучающимся менять формы деятельности, снимает нервное напряжение и помогает переключать внимание на главные темы учебного занятия.

Можно с уверенность сказать, что интерактивные методы обучения развивают у обучающихся творческие способности, учат контактировать с другими участниками образовательного процесса, развивают коммуникационные навыки, в результате чего происходит их творческое саморазвитие.

Интерактивную модель отечественные исследователи назвали «идеальной». Суть обучения не сводится ни к передачи готовых знаний обучающимся, ни к личным открытиям, ни к самостоятельному поиску решения в затруднительных ситуациях. В «идеальной» модели присутствует грамотное сочетание управление педагога с активной деятельностью обучающегося, а так же его самостоятельностью.

Только такая модель  обучения, в которой сочетается вся совокупность знаний и методах обучения мотивах познавательной деятельности и их целях, будет способствовать всестороннему и гармоничному развитию личности.

 

Список используемых источников:

1. Гущин Ю.В. Интерактивные методы обучения // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна»Dubna Psychological Journal -  2012. - № 2, с. 1-18. – Режим доступа: http://hist.isu.ru/ru/staff/teacher/docs/programmi_2015/grushin_interact.pdf (дата обращения: 10.02.2019г.).

2. Литвинова О. В., Шенбергер И. А., Фомичёва И. Б. Интерактивный метод обучения // Молодой ученый. - 2015. - №11. - С. 1390-1392. – Режим доступа:  https://moluch.ru/archive/91/19537/ (дата обращения: 12.02.2019г.).

3. Привалова Г.Ф. Активные и интерактивные методы обучения, как фактор совершенствования учебно-познавательного процесса. //Электронный научный журнал Современные проблемы науки и образования. – 2014. - №3. – Режим доступа: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=13161 (дата обращения 13.02.2019г.)


 

Скачано с www.znanio.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ

Интерактивные технологии позволяют обучающимся стать полноправными участниками процесса обучения

Интерактивные технологии позволяют обучающимся стать полноправными участниками процесса обучения

Проведение выставок работ обучающихся, является важной частью обучения

Проведение выставок работ обучающихся, является важной частью обучения

Привалова Г.Ф. Активные и интерактивные методы обучения, как фактор совершенствования учебно-познавательного процесса

Привалова Г.Ф. Активные и интерактивные методы обучения, как фактор совершенствования учебно-познавательного процесса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.09.2020