Использование интерактивных игр на занятиях логопеда
Оценка 4.8

Использование интерактивных игр на занятиях логопеда

Оценка 4.8
docx
21.11.2022
Использование интерактивных игр на занятиях логопеда
Использование интерактивных игр на занятиях логопеда.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 

«Брюховская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мастер-класс

 

«Использование интерактивных игр,

электронных презентаций в работе учителя-логопеда

 с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС»

(в рамках недели логопедии)

 

 

 

 

                                         Подготовила: Масленникова М.В., учитель-логопед,

                                                                 высшая квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28.02.2022 г.

 

Цель: предоставление, обобщение и распространение личного педагогического опыта для педагогов. 

Задачи:

1.Способствовать созданию условий для профессионального развития педагога, в ходе которого приобретается опыт по формированию речевых упражнений для коррекции  речевого развития детей младшего школьного возраста;

2.Совершенствовать индивидуальный стиль  творческой педагогической деятельности в процессе инновационной работы.

Оборудование: сенсорный экран, подборка интерактивных игр, флешка «Русский без нагрузки», интерактивные игры «Мерсибо».

 

         Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть вновь всех вас сегодня. И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.

Я рада вас видеть сегодня, друзья.

Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».

 

Едва не застряли в дороге, в пути,

Но все равно на мастер-класс вы пришли? (да)

 

Хочу я услышать ваш честный ответ,

Детей вы любите? Да или нет? (да)

 

Чтоб деткам своим во всем помогать

Вы новое что-то хотите узнать? (да)

 

Кошмар этот помним с студенческих лет

Мы скучные лекции слушаем? (нет)

 

Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть? (да)

 

Тогда Вас прошу мне во всем помогать,

Приветствие кончилось, можно начать.

         Ещё Л. С. Выготский в своё время отмечал, что первоначальной функцией речи ребёнка является установление контакта с окружающим миром, т.е. функция общения.

         Отсутствие умения общаться или низкий его уровень отрицательно сказывается на характере участия в совместной деятельности, успешности взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, что обуславливает непрочность отношений, конфликтность контактов между детьми. Особенно остро эта проблема стоит в отношении детей с умственной отсталостью.

По данным исследований в начальных классах у обучающихся с интеллектуальными нарушениями выраженные дефекты речи наблюдаются у 40 – 60 % детей. В первых классах, по данным М.Е. Хватцева и Г.А. Каше, число детей с дефектами речи значительно выше.

В связи с медленно развивающимися дифференцировочными условными связями в области речеслухового анализатора умственно отсталый ребенок долго не различает звуки речи, не разграничивает слова, произносимые окружающими, недостаточно точно и четко воспринимает речь окружающих. Он не глух, он слышит даже тихий шорох или изолированный звук, но звуки обращенной к нему связной разговорной речи воспринимаются им нерасчлененно. (Это похоже на то, как взрослые слышат речь иностранцев.) Ребенок выделяет и различает немногие слова. Понимание слов из речи окружающих происходит более медленным темпом, чем в норме.

Многие ошибки на письме обусловлены недостаточным развитием слухового анализатора, что отражается в недоразвитии фонематического слуха, недоразвитии фонематического анализа и синтеза.

         Реализация Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) требует организовать учебно-воспитательную работу, направленную на коррекцию, компенсацию и предупреждение вторичных отклонений в развитии и обучении, с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В данном контексте требуется и новая оценка роли школьного логопеда в сопровождении обучающихся с интеллектуальной недостаточностью при включении их в образовательную деятельность и привнесение нового в содержание коррекционной логопедической работы. 

         Одним из направлений работы учителя-логопеда является коррекционно-развивающее, которое определяется с учетом возраста, особенностей развития обучающихся, структуры дефекта. Данное направление реализуется через выбор коррекционных программ, методик и приемов; организацию и проведение специально организованных групповых и индивидуальных занятий по коррекции речевых нарушений, 

Учитывая, что современные информационные технологии становятся эффективным средством коррекционно-развивающей работы и всё чаще применяются в специальном образовании, на логопедических занятиях я использую компьютерные интерактивные презентации, игры. Мною собрана из сети интернет большая подборка таких уже готовых презентаций и игр на разные лексические темы и различные виды работ по формированию правильной речи (на формирование фонематического слуха, артикуляции, автоматизации и дифференциации звуков, на связную речь, на внимание, память и т.д.). Это очень нужный материал, на который не нужно тратить дополнительное время при подготовке к занятиям и он соответствует всем требованиям, так как авторы этих материалов – специалисты логопеды. 

Предлагаю поиграть: «Автоматизация звука «Ж», «Почини игрушку», «В зоопарке». В эти игры охотно играют ребята. Можно изменять по усмотрению учителя содержание той или иной игры. Таким образом, увеличиваем работу над речью ребенка на данном уроке (занятии).

С 2016 года я познакомилась с образовательным порталом для специалистов коррекционного профиля «Мерсибо», который меня сразу очень заинтересовал. А с 2019 года я – активный участник этого портала. И в данный момент не только повышаю уровень своего самообразования через вебинары, проходящие на портале, но и имею флеш-носитель с некоторыми играми. Представляю вашему вниманию «Русский без нагрузки».   Эти авторские игры-тренажёры, позволяют проводить занятия интересно, насыщенно, результативно.

Таким образом, коррекционные занятия с использованием информационных технологий позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность школьников и оживить учебный процесс. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных.

Практическая направленность, игровой и творческий характер обучения, интерактивность, разнообразные формы коммуникации, диалоги, использование знаний и опыта обучающихся, вовлечение в процесс всех органов чувств, деятельностный подход, реализуемые в процессе применения активных методов обучения на логопедических занятиях, повышают эффективность логопедической коррекции. Использование сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

Материал, представленный в описании работы, направлен на развитие творческой деятельности и роста профессионального мастерства педагогов, развитие и поддержку новых технологий в организации образовательного процесса, обмен инновационным педагогическим опытом.

Предложенные ресурсы могут быть использованы логопедами, учителями начальных классов, воспитателями, родителями.

 

Литература

1. Информационные технологии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8

2. Использование информационных технологий в образовании. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/426448/

3. Использование информационных технологий в коррекционной работе. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://logoportal.ru/ispolzovanie-ikt-v-korrektsionnoy-rabote-uchitelya-logopeda/.html

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Брюховская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Брюховская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Цель: предоставление, обобщение и распространение личного педагогического опыта для педагогов

Цель: предоставление, обобщение и распространение личного педагогического опыта для педагогов

По данным исследований в начальных классах у обучающихся с интеллектуальными нарушениями выраженные дефекты речи наблюдаются у 40 – 60 % детей

По данным исследований в начальных классах у обучающихся с интеллектуальными нарушениями выраженные дефекты речи наблюдаются у 40 – 60 % детей

Таким образом, увеличиваем работу над речью ребенка на данном уроке (занятии)

Таким образом, увеличиваем работу над речью ребенка на данном уроке (занятии)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.11.2022