Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Брюховская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Мастер-класс
«Использование интерактивных игр,
электронных презентаций в работе учителя-логопеда
с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС»
(в рамках недели логопедии)
Подготовила: Масленникова М.В., учитель-логопед,
высшая квалификационная категория
28.02.2022 г.
Цель: предоставление, обобщение и распространение личного педагогического опыта для педагогов.
Задачи:
1.Способствовать созданию условий для профессионального развития педагога, в ходе которого приобретается опыт по формированию речевых упражнений для коррекции речевого развития детей младшего школьного возраста;
2.Совершенствовать индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе инновационной работы.
Оборудование: сенсорный экран, подборка интерактивных игр, флешка «Русский без нагрузки», интерактивные игры «Мерсибо».
Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть вновь всех вас сегодня. И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.
Я рада вас видеть сегодня, друзья.
Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».
Едва не застряли в дороге, в пути,
Но все равно на мастер-класс вы пришли? (да)
Хочу я услышать ваш честный ответ,
Детей вы любите? Да или нет? (да)
Чтоб деткам своим во всем помогать
Вы новое что-то хотите узнать? (да)
Кошмар этот помним с студенческих лет
Мы скучные лекции слушаем? (нет)
Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,
Вам нужно в работе активными быть? (да)
Тогда Вас прошу мне во всем помогать,
Приветствие кончилось, можно начать.
Ещё Л. С. Выготский в своё время отмечал, что первоначальной функцией речи ребёнка является установление контакта с окружающим миром, т.е. функция общения.
Отсутствие умения общаться или низкий его уровень отрицательно сказывается на характере участия в совместной деятельности, успешности взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, что обуславливает непрочность отношений, конфликтность контактов между детьми. Особенно остро эта проблема стоит в отношении детей с умственной отсталостью.
По данным исследований в начальных классах у обучающихся с интеллектуальными нарушениями выраженные дефекты речи наблюдаются у 40 – 60 % детей. В первых классах, по данным М.Е. Хватцева и Г.А. Каше, число детей с дефектами речи значительно выше.
В связи с медленно развивающимися дифференцировочными условными связями в области речеслухового анализатора умственно отсталый ребенок долго не различает звуки речи, не разграничивает слова, произносимые окружающими, недостаточно точно и четко воспринимает речь окружающих. Он не глух, он слышит даже тихий шорох или изолированный звук, но звуки обращенной к нему связной разговорной речи воспринимаются им нерасчлененно. (Это похоже на то, как взрослые слышат речь иностранцев.) Ребенок выделяет и различает немногие слова. Понимание слов из речи окружающих происходит более медленным темпом, чем в норме.
Многие ошибки на письме обусловлены недостаточным развитием слухового анализатора, что отражается в недоразвитии фонематического слуха, недоразвитии фонематического анализа и синтеза.
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) требует организовать учебно-воспитательную работу, направленную на коррекцию, компенсацию и предупреждение вторичных отклонений в развитии и обучении, с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В данном контексте требуется и новая оценка роли школьного логопеда в сопровождении обучающихся с интеллектуальной недостаточностью при включении их в образовательную деятельность и привнесение нового в содержание коррекционной логопедической работы.
Одним из направлений работы учителя-логопеда является коррекционно-развивающее, которое определяется с учетом возраста, особенностей развития обучающихся, структуры дефекта. Данное направление реализуется через выбор коррекционных программ, методик и приемов; организацию и проведение специально организованных групповых и индивидуальных занятий по коррекции речевых нарушений,
Учитывая, что современные информационные технологии становятся эффективным средством коррекционно-развивающей работы и всё чаще применяются в специальном образовании, на логопедических занятиях я использую компьютерные интерактивные презентации, игры. Мною собрана из сети интернет большая подборка таких уже готовых презентаций и игр на разные лексические темы и различные виды работ по формированию правильной речи (на формирование фонематического слуха, артикуляции, автоматизации и дифференциации звуков, на связную речь, на внимание, память и т.д.). Это очень нужный материал, на который не нужно тратить дополнительное время при подготовке к занятиям и он соответствует всем требованиям, так как авторы этих материалов – специалисты логопеды.
Предлагаю поиграть: «Автоматизация звука «Ж», «Почини игрушку», «В зоопарке». В эти игры охотно играют ребята. Можно изменять по усмотрению учителя содержание той или иной игры. Таким образом, увеличиваем работу над речью ребенка на данном уроке (занятии).
С 2016 года я познакомилась с образовательным порталом для специалистов коррекционного профиля «Мерсибо», который меня сразу очень заинтересовал. А с 2019 года я – активный участник этого портала. И в данный момент не только повышаю уровень своего самообразования через вебинары, проходящие на портале, но и имею флеш-носитель с некоторыми играми. Представляю вашему вниманию «Русский без нагрузки». Эти авторские игры-тренажёры, позволяют проводить занятия интересно, насыщенно, результативно.
Таким образом, коррекционные занятия с использованием информационных технологий позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность школьников и оживить учебный процесс. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных.
Практическая направленность, игровой и творческий характер обучения, интерактивность, разнообразные формы коммуникации, диалоги, использование знаний и опыта обучающихся, вовлечение в процесс всех органов чувств, деятельностный подход, реализуемые в процессе применения активных методов обучения на логопедических занятиях, повышают эффективность логопедической коррекции. Использование сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.
Материал, представленный в описании работы, направлен на развитие творческой деятельности и роста профессионального мастерства педагогов, развитие и поддержку новых технологий в организации образовательного процесса, обмен инновационным педагогическим опытом.
Предложенные ресурсы могут быть использованы логопедами, учителями начальных классов, воспитателями, родителями.
Литература
1. Информационные технологии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8
2. Использование информационных технологий в образовании. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/426448/
3. Использование информационных технологий в коррекционной работе. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://logoportal.ru/ispolzovanie-ikt-v-korrektsionnoy-rabote-uchitelya-logopeda/.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.