|
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РСО-АЛАНИЯ |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ |
УЧРЕЖДЕНИЕ |
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА г. БЕСЛАН |
|
|
|
|
|
|
|
ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ |
Тема: «Использование интерактивных технологий на уроках |
английского языка. Технология модерации и активные методы |
обучения» в условиях работы с детьми-инвалидами на дому с |
использованием дистанционных образовательных технологий |
(ДОТ)» |
|
|
|
|
|
|
|
Дзгоева Замира Абосовна |
|
учитель английского языка |
первая квалификационная категория |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
г. Беслан |
2019 г. |
Одна из главных проблем сегодняшней школы, по мнению многих педагогов, является низкая мотивация, как учителей, так и учеников. Одной из ключевых причин существования этой негативной ситуации является недостаточное использование в учебном процессе современных эффктивных образовательных технологий.
Интерактивное обучение- это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей- создание комфортных условий обучения, то есть условий, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Суть интерактивного обучения состоит в такой организации учебного процесса, при которой ученик имеет возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что он знает и думает.
Интерактивность выполняет важную функцию социализации учащихся. Интерактивный процесс воспроизводит «саму жизнь», участники проживают конкретное событие, которое спрессовано. Учащиеся в процессе интеракции приобретают социально значимые умения (вести переговоры, брать на себя инициативу, взаимодействовать в небольшой группе). Ученик приобретает социальную уверенность.
Интерактивные формы обучения способствуют созданию доброжелательно-оптимистической атмосферы, подавлению внутренней агрессии, развитию самоуважения ученика, выявлению и укреплению в ребенке положительного, приобщению к разнообразной деятельности на основе добровольности и сотрудничества. Учебная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья формируется по тем же законам, что и у обычных детей, и осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Дистанционное обучение для детей-инвалидов необходимо в силу особенностей развития российской системы образования. Ведь эти дети вынуждены уже в начале своего жизненного пути сталкиваться с множеством трудностей. Дистанционное обучение- это способ организации процесса обучения, основанный на использовании совремнных IT-технологий, позволяющих реализовать обучение на расстоянии. Для детей с ограниченными возможностями это открывает пути в новый мир, возможность реализовать себя и свои потребности, расти и развиваться в соответствии со своими желаниями. У учащихся появляется возможность участия в творческих, практико-ориентированных и исследовательских проектах.
При организации дистанционного обучения следует использовать следующие ресурсы, которые можно классифицировать следующим образом:
Виртуальные библиотеки.
Программы, предназначенные для самообразования.
WEB-квесты различной специфики.
Онлайн-тесты с возможностью мгновнной проверки, в том числе для подготовки к ГИА и ЕГЭ по английскомц языку.
Обучающие олимпиады, телекоммуникационные проекты.
Для повышения мотивации в изучении английского языка мною была выделена следующая цель: совершенствование учебно-воспитательного процесса и использование технологии модерации и активных методов обучения английскому языку.
Ведущая идея опыта состоит в том, применение технологии модерации на уроках английского языка будет эффективным, если:
1. обучающиеся будут активными участниками учебно-воспитательного процесса, будут принимать участие в его конструировании
2. на занятиях будут создаваться атмосфера сотрудничества, повышаться результат обучения и, как следствие, возрастет уровень мотивации
3. данная технология обогатит профессиональные функции учителя. В соответствии с целью мною были выдвинуты следующие задачи:
1. изучить современное состояние методики преподавания английского языка по методической, психологической литературе. 2. апробировать технологию модерации на уроках английского языка и определить наиболее эффективные из них.
О модерации впервые заговорили в Германии в связи с деятельностью консультативного совета предпринимателей, так называемая «Команда Квикборна», целью которой было внедрение управленческих нововведений в сфере политики и экономики на демократической основе с привлечением к выработке решений всех заинтересованных лиц. Это было время отрицания авторитетности в руководстве. Авторитарный стиль изжил себя, ощущалась острая потребность в новых формах сотрудничества в любой сфере деятельности.С конца 70-х годов модерацию внедряют в сферу педагогики. На современном этапе технологии модерации применяются при подготовке экономических кадров и при обучении иностранному языку.
Технология модерации позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Ее эффективность определяется тем, что используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности учащихся, развитие коммуникативных способностей, исследовательских и проектировочных умений.
Процесс совместной работы, организованный с помощью приемов и методов модерации, способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности.
I. Понятие «модерации»
«Moderare»- в переводе с латинского- приводить в равновесие, управлять, регулировать. Как образовательная технология модерация была впервые разработана в 60-е-70-е годы прошлого века в Германии. Отсюда немецкое слово «moderieren» исследователи толкуют, как эквивалент понятий «слушать, соединять, координировать, сглаживать», а также «осторожно направлять и руководить», и английское «moderate»-смягчение, сдерживание, умеренность, обуздание.
Г. Израэль и Н. Поссе утверждают, что «модерация это особая форма консультирования и руководства деятельностью групп обучающихся людей. Главным в этой форме является не содержание, а пути и методы, которые должны помочь группе использовать свои внутренние резервы для решения проблем».
Модерация рассматривается как форма организации учебно-воспитательного процесса, т.к. Она обладает следующими признаками:
Участники деятельности (группа и руководитель-модератор)
Педагогические задачи (поиск путей решения)
Набор актов, ситуаций
Алгоритм деятельности (ход процессов)
Рамочные условия (среда обучения, временные рамки)
Кто же такой «модератор»? От латинского «moderator» - руководитель, наставник, рулевой. Модератором можно назвать теле- и радиоведущих, то 6сть тех, кто управляет дискуссией во время передач. Важнейашя функция модератора в этой сфере состоит в том, чтобы «наводить мосты», устанавливать взаимоотношения.
Сегодня учитель-модератор рассматривается как консультант, наставник, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся- из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися.
Применение новых образовательных технологий решает одну из главных проблем обучения — это низкая мотивация, как учителя, так и ученика. Технология модерации позволила повысить результативность и качество образовательного процесса и способствовала гармоничному встраиванию активных методов обучения в учебно-воспитательный процесс. При использовании технологии модерации принципиально меняется роль учителя. Учитель становится консультатном, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение ученика к учителю.
При использовании технологии модерации меняется роль ученика- из послушного запоминающего устройства он превращается в активного участника образовательного процесса. А это намного интересне, чем выполнять команды учителя. Именно этому способствуют принципы модерации:
структурированность (все содержание урока рационально делится на четко определенные части) систематичность (отдельные части урока взаимосвязаны и логичски
следуют одна за другой, создавая полноценное содержание урока) комплексность (содержание каждой части урока и организуемые процессы нацелены на обучение, воспитание, развитие и социализацию обучающихся)
прозрачность (деятельность каждого обучающегося видна учителю, всем участникам ясно виден ход образовательного процесса, его результаты)
Свои уроки я стараюсь строить в соответствии с этапами модерации:
На первом этапе я создаю эмоциональный настрой на урок: провожу веселые фонетические зарядки и поем песни, скороговорки, ролевые игры, разыгрываем ситуации из жизни (телефонный звонок, разговор о погоде, неожиданная СМС).
Tongue twisters, songs and games —
http://learnenglishkids.britishcouncil.org/, http://more.starfall.com короткие диалоги-
1. Excuse me! |
A Indeed it is. |
2. Pleased to meet you. |
B See you later! |
3. Is this seat taken? |
C Fine, thanks. |
4. What a nice day! |
D Well, thank you for inviting me. |
5. Good morning! |
E That's very kind. |
6. How are you? |
F Yes, can I help you? |
7. I'm afraid I have to go now. |
G No, thanks, I'm fine. |
8. Make yourself at home. |
H Hello! |
9. Can I offer you something? |
I No, please sit down. |
10. Thanks for coming. |
J I'm John. Pleased to meet you, too. |
- How's it going?- Couldn't be better!
- Talk to you later. - Take care.
- Thank you very much.- You're welcome.
- I haven't seen you for ages.- I know! You haven't changed a bit.
- фонетическая зарядка- BBC Learning English- канал на YouTube, Improve your pronunciation(Pronunciation Tips, Tim's Pronunciation Workshop)
2 этап: Вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока). Вариантов множество (презентации, ребусы по теме, кроссворды, незаконченная фраза) и обучающиеся сами догадываются и называют тему урока.
3 этап: Формирование ожиданий обучающегося (планирование эффектов урока). На третьем этапе модерации я использую такие активные методы выяснения ожиданий и опасений, как «Сотовый телефон». В методе «Сотовый телефон» ожидания и опасения- это смайлики с разными улыбками и разного цвета. Ученику предлагаются комплекты смайликов с заранее заготовленными ожиданиями и опасениями, например: - I want to know (Я хочу знать); — I like the theme (Мне нравитсчя тема); — I know well (Я знаю хорошо);- It's boring (Скучно); - It's funny (Это весело); - I don't understand (Я не понимаю). Фантазировать с надписями на смайликах можно до бесконечности. Ученик выбирает смайлик по своим ощущениям. Этот этап занимает не более 2-3 минут, но как мне кажется, эмоционально положительно настраивает обучающихся на работу.
4 этап: Интерактивная лекция (передача и объяснение информации). Целью этого этапа становится эффективный обмен информацией. Для этого я подбираю качественные источники информации (учебник, интернет, справочники — http://azargrammar.com ). На этом этапе целесообразно применять такие формы работы, как дискуссия, brainstorming (мозговой штурм)- все, что предполагает обсуждение конкретной проблемы с взаимообменом идеями, суждениями, мнениями.
- кластер (графический прием систематизации материала: 1. ключевое слово, 2. запись слов вокруг основного слова, 3. Кажде новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации/ассоциативные цепочки) — этот метод можно использовать на сайте http://twiddla.com
5 этап: Эмоциональная разрядка (разминка). Этот этап широк, многообразен и всегда положительно эмоционально окрашен. Я подбираю песенки-зарядки, стишки с движениями, короткие веселые игры, произнесение скороговорки, шуточные диалоги. Ученика нужно отвлечь и переключить на новый вид работы более сложный и важный (проработка темы).
- Повторение phrasal verbs — BBC Learning English on YouTube /Use the phrasal verb/
- шуточные диалоги — on YouTube- Mark Kulek /Basic English Conversation
Practice/ English Speaking Practice
6 этап: Проработка содержания темы. На этом этапе я использую следующие формы работы — мозговой штурм, кластеры, игры, брейн-ринги. Главное, чтобы они способствовали развитию коммуникативных способностей и навыков работы в команде, т.к. процесс совместной работы способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления.
А также, считаю целесообразным использовать лексические или грамматические упражнения, составление диалогов по картинке или по составленному кластеру.
После аудирования диалога, ответить на вопрос «Where does each person want to go?» и разыграть диалог по направлениям
Westminster (2 adult&2 child), Aldgate (2 adult&1 child), Euston Square (3 adult).
TS: Next, please. P: Two tickets, please. TS: Where to? P: St. James's Park. TS: Single or return? P: Single, please. TS: That's £6.00. |
TS: Yes, please. P: Two tickets, return to Barbican, please. TS: That's £12.00. P:Here you are. Which line do I take, please? TS: Take the Circle line. P: Thanks a lot. TS:You're welcome. |
7 этап: Подведение итогов (рефлексия, оценка урока). Ученикам на этом этапе я предлагаю продолжить послание смайликов. Также, можно использовать диалог. -It was interesting...
-Now I can.../Now I understand.../ I know how...
-It was difficult.../It was easy.../ I like it
Анализируя этапы, которым я стараюсь следовать на уроке, становится понятно, что мне это позволяет уверенно и демократично управлять образовательным процессом, обеспечивая достижение целей урока и комфортное, увлеченное обучение.
Применение технологий модерации в образовательном процессе дает возможность:
стимулировать рост самостоятельности и ответственности обучающихся за результаты обучения
согласовывать цели обучения с индивидуальными потребностями обучающихся
обеспечивать приобретение обучающимися не только актуальных предметных знаний, но и жизненно важных навыков и качеств.
Литература
1. Китайгородская Г.А. «Методика интенсивного обучения иностранным языкам». 2005
2. Скалкин В.Л. «Коммуникативные упражения на английском язык» М, 2009
3. Материалы образовательного портала «Мой университет», http://www.moiuniversitet.ru/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.