|
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
ПО ТЕМЕ
«Использование Интернет-ресурсов при реализации программ дополнительного образования в области «Искусство».
Автор: преподаватель высшей квалификации Раскатова Г.С.
г. Грязовец
2024 год
Актуальность темы
Мы живём в современном мире, в век компьютерных технологий. Компьютер прочно вошёл в нашу жизнь, не только в бытовую её сторону, но и в профессиональную, в частности в педагогику.
Одной из задач школы искусств является эстетическое воспитание подрастающего поколения, которое происходит через знакомство с шедеврами классической музыки, живописными полотнами великих художников, а также освоение навыков игры на инструменте.
Для всестороннего развития личности, еѐ роста, воспитания положительных качеств вовсе не обязательно выходить на профессиональную тропу, стать профессиональным музыкантом, хореографом или художником, главное – развить в себе определѐнные способности, умения, навыки, которые могут пригодиться в дальнейшей жизни не только себе, но и помочь в чѐм – то другим. Музыкально – теоретические дисциплины помогают в решении подобных задач и являются обязательным звеном в детских школах искусств.
Вместе с учениками всегда происходит развитие, обновление знаний, умений и навыков самого преподавателя: поиск нового материала, новых методик, технологий, создание своих разработок, пособий, учебников. Часто стимулом к созданию нового является возникшая проблема в образовательном процессе, которая решается в сотворчестве со своими воспитанниками. Преподаватель должен «зажечь» ученика своей деятельностью, чтобы потом получить положительный результат совместной работы. Выдающиеся педагоги - новаторы обращали внимание на постоянный неугасаемый, творческий, двигательный процесс в работе учителя, который построен на содружестве с обучающимися. В.А. Сухомлинский писал: «Урок – это совместный труд детей и педагога, и успех этого труда определяется в первую очередь теми взаимоотношениями, которые складываются между преподавателем и учащимся».
Так случилось в личной педагогической практике. Если сольфеджио и музыкальную литературу педагог преподаёт очень много лет, работает по авторским методикам, то предметы художественного цикла, такие как «Беседы об искусстве» и «История изобразительного искусства» для него абсолютно новые, приходится «нарабатывать» опыт, накапливать методический материал, искать интересные и увлекательные формы работы. И здесь огромную помощь оказывают интернет-ресурсы, умение работать с компьютером, знать различные компьютерные программы и применять их на практике.
Данный опыт актуален, так как помогает разрешить ряд вопросов, возникающих в системе обучения, воспитания, развития. Постоянно растущий поток научной информации, угасание интереса к музыкально – теоретическим дисциплинам ставит вопрос об их выживаемости в настоящее время. В связи с этим в нашей школе появились даже краткосрочные общеразвивающие программы под общим названием «Домашнее музицирование», по которым дети изучают одну выбранную ими специальность – фортепиано. вокал, гармонь и т.д.
Дети, поступая в Детскую школу Искусств, стремятся только исполнять музыкальные произведения, не вникая в содержание, строение, стиль, идею, заложенную композитором. В этом смысле музыкально-теоретические предметы сродни общеобразовательной школе, где многие учащиеся не понимают значение «ненужных им» дисциплин. Но человек становится реализованным только тогда, когда он развивается всесторонне, проявляет себя в разных областях деятельности.
Перед автором работы возникла проблема – как превратить традиционное обучение по предметам музыкально - теоретического цикла в процесс творческого созидания, помогающее раскрытию потенциала обучающегося и показывающее теоретические предметы «с другой стороны». На помощь пришли информационно - коммуникационные технологии (ИКТ), без которых в образовательном процессе в современных условиях не обойтись. Данная проблема и стала основой для разработки опыта.
Цели и задачи, решаемые в опыте
Педагогическая цель : повышение интереса к процессу обучения благодаря совершенствованию методики преподавания по различным областям знаний с применением ИКТ.
Задачи:
-активизировать познавательную деятельность школьников;
-добиваться поставленных целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов;
- создавать комфортные условия обучения;
- повышать активность и инициативность обучающихся на уроке.
- Формировать у наиболее одаренных детей осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и готовить их к поступлению в образовательные профессиональные учреждения , реализующие программы в области искусства.
Главным условием реализации данного опыта является Программное обеспечение и технические средства. К сожалению, в личном кабинете педагога отсутствует интернет, поэтому всё приходится делать дома и с помощью носителей информации переносить на школьный компьютер. Это создаёт дополнительные трудности при подготовке к урокам, но затраты окупаются повышением интереса обучающихся к нестандартным урокам.
Описание опыта
По данной теме педагог работает последние 5 лет. За это время накоплен огромный практический материал по всем теоретическим дисциплинам – Сольфеджио, Музыкальной литературе, Беседам об искусстве и Истории изобразительного искусства.
Использование ИКТ на уроках повышает его эффективность, обеспечивает наглядность, доступность материала, повышает объѐм выполняемой работы на уроке в 1,5–2 раза, экономит время при выполнении контрольных заданий.
ИКТ технологии можно использовать на любом этапе урока:
1. Для обозначения темы урока.
2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.
3. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты )
4. Для контроля учащихся. Преподавателем разработаны тесты, викторины практически по каждой теме.
Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс,
от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс
заговорит, а главное, заговорит свободно…». Со времён Ушинского картинки явно
изменились, но смысл этого выражения не стареет. Да и мы с Вами можем сказать,
что урок, включающий слайды, презентации, видеоуроки вызывают у детей
эмоциональный отклик. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем
добиться при фронтальной работе с классом.
Рассмотрим некоторые примеры использования ИКТ конкретно на каждой дисциплине. Начнем с сольфеджио.
Преподавателем созданы и используются презентации, которые чаще всего используются в младших классах, по следующим темам:
v «Шумовые и музыкальные звуки» (после изучения темы детям предлагается узнать звук, после ответов детей появляется картинка с правильным ответом).
v Тема «Знакомство с интервалами» во втором классе изучается в виде игры «Путешествие в сказочный лес». Для её проведения и наглядного восприятия создана презентация.
v Презентации созданы для изучения тем «Обращение интервалов», «Обращения трезвучий», «Доминантовый септаккорд» и др.
Музыкальная литература
Эта дисциплина, по мнению педагога, является главнейшей для развития кругозора обучающихся. Она знакомит учащихся с особенностями каждой эпохи, историческими данными, дети учатся излагать свои мысли, рассуждать о произведениях, жизни и творчестве композиторов, заниматься исследовательской деятельностью. Изучение данного предмета опирается на межпредметные связи: история музыкального или изобразительного искусства неразрывно связана с литературой, историей.
Применение интернет ресурсов на уроках музыкальной литературы позволяет использовать не только аудио файлы при прослушивании музыкальных произведений, но и видео файлы. Это очень важно в условиях маленького провинциального города, где у детей нет возможности слышать классическую музыку в живом исполнении или увидеть «вживую» оперу или балет.
На помощь приходят ИКТ.
За годы работы над данной темой собрана огромная аудио- и в видеофонотека, включающая в себя следующие материалы:
v краткие биографии композиторов;
v видеофрагменты опер и балетов;
v музыкальные инструменты и их звучание (видео на каждый инструмент);
v виды оркестров и их звучание (видео).
Интернет ресурсы позволяют использовать исполнение одних и тех же программных произведений в различных вариантах, разными исполнителями.
Беседы об искусстве и История изобразительного искусства.
Как уже было сказано выше, данные дисциплины являются для педагога новыми, поэтому при подготовке к урокам незаменимую помощь оказывает интернет с его неограниченными возможностями. Говорить о творчестве какого-либо художника, скульптора или архитектора, не демонстрируя произведения, ими созданные, не имеет никакого смысла. Обучающиеся должны знать имена великих художников, узнавать их по портретам, знать названия картин и узнавать их. Поэтому по творчеству каждого великого художника созданы презентации, в которых представлены краткие биографические сведения и самые известные их произведения.
Большое значение имеет использование ИКТ на этапе закрепления и проверки знаний, предлагает тесты как по изучаемой теме, так и материал контролирующего характера. За годы работы над данной темой преподавателем создано огромное количество тестов, как с открытыми, так и закрытыми заданиями. Их выбор зависит от уровня развития обучающихся данного класса, а также от уровня сложности изучаемой темы. Тесты созданы в разных программах (Word или PowerPoint), и что немало важно для педагога, их можно использовать каждый год, в разных классах.
На уроках и во внеурочное время популярностью пользуется проектная деятельность. В творческих заданиях с использованием ИКТ ученик может реализовать свою индивидуальность, психологически раскрепоститься, испытать радостные эмоции, они эффективны на всех этапах обучения и способствуют формированию интереса в любой сфере деятельности.
Преподавателем используется данный вид деятельности на музыкальной литературе и истории изобразительного искусства. Каждый год детям предлагаются разные темы для проектов. Например: «Мой любимый музыкальный инструмент» (4 класс), «Венские классики» (5 класс), «Духовная музыка» (6 класс), «Беляевский кружок» (7 класс) и др. Обучающиеся 8 класса по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе « Живопись» к выпускному экзамену по истории изобразительного искусства готовят проекты по самостоятельно выбранным темам. В этом учебном году будут представлены 3 проекта: «Граффити для школы», «Преемственность поколений. Пейзаж», «Иллюстрация в графике на примере литературного произведения Н.В. Гоголя «Ревизор».
Полученные результаты
Ø Стабильно хорошая посещаемость групповых занятий теоретического цикла.
Ø Интерес к изучению сложных предметов не только в младших классах, но и в старших, что особенно радует.
Ø 100% успеваемость по данным предметам.
Ø Участие детей в олимпиадах не только школьных, но и международных.
Вывод:
В связи с требованиями времени и желанием заинтересовать учащихся музыкально-теоретическими предметами, преподаватель занимается изучением компьютерных программ и созданием учебно-методического, дидактического материала с использованием современных технологий для более успешного овладения знаниями учащимися.
Использование информационно - компьютерных технологий открывает для преподавателя новые возможности в реализации цели, повышает эффективность проведения урока, помогает увеличить эмоциональный отклик учащихся, их познавательный интерес, осуществить дифференциацию видов заданий, разнообразить формы проведения занятий, что способствует развитию интереса обучающихся к дисциплине. Навык творческой работы пригодится учащемуся в дальнейшей жизни, независимо, станет это его профессиональной деятельностью или нет.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.