«Использование Интернет-ресурсов при реализации программ дополнительного образования в области «Искусство».
Оценка 4.8

«Использование Интернет-ресурсов при реализации программ дополнительного образования в области «Искусство».

Оценка 4.8
Документация
docx
искусство +1
1 кл—7 кл
18.04.2024
«Использование Интернет-ресурсов при реализации программ дополнительного образования в области «Искусство».
В работе представлен опыт педагога по теме самообразования. Главный упор сделан на использование ИКТ на уроках музыкально-теоретического цикла и изобразительного искусства.
«Использование Интернет-ресурсов при реализации программ в области «Искусство»..docx

МБУДО «Центр развития детей и молодёжи»                                      СП «Грязовецкая школа искусств»

 
https://avatars.mds.yandex.net/i?id=319eec096bf6f622d0b393176af13dc54846b03b-9147160-images-thumbs&ref=rim&n=33&w=300&h=200 

 

 

 

 

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

ПО ТЕМЕ

«Использование Интернет-ресурсов при реализации программ дополнительного образования в области «Искусство».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Автор:       преподаватель высшей квалификации Раскатова Г.С.

г. Грязовец

2024 год

 

Актуальность темы

Мы живём в современном мире, в век компьютерных технологий. Компьютер прочно вошёл в нашу жизнь, не только в бытовую её сторону, но  и в профессиональную, в частности в педагогику.

Одной из задач школы искусств является эстетическое воспитание подрастающего поколения, которое происходит через знакомство с шедеврами классической музыки, живописными полотнами великих художников, а также освоение  навыков игры на инструменте.  

Для всестороннего развития личности, еѐ роста, воспитания положительных качеств вовсе не обязательно выходить на профессиональную тропу, стать профессиональным музыкантом, хореографом  или художником, главное – развить в себе определѐнные способности, умения, навыки, которые могут пригодиться в дальнейшей жизни не только себе, но и помочь в чѐм – то другим. Музыкально – теоретические дисциплины помогают в решении подобных задач и являются обязательным звеном в детских школах искусств.

Вместе с учениками всегда происходит развитие, обновление знаний, умений и навыков самого преподавателя: поиск нового материала, новых методик, технологий, создание своих разработок, пособий, учебников. Часто стимулом к созданию нового является возникшая проблема в образовательном процессе, которая решается в сотворчестве со своими воспитанниками. Преподаватель должен «зажечь» ученика своей деятельностью, чтобы потом получить положительный результат совместной работы. Выдающиеся педагоги - новаторы обращали внимание на постоянный неугасаемый, творческий, двигательный процесс в работе учителя, который построен на содружестве с обучающимися. В.А. Сухомлинский писал: «Урок – это совместный труд детей и педагога, и успех этого труда определяется в первую очередь теми взаимоотношениями, которые складываются между преподавателем и учащимся». 

Так случилось в личной педагогической практике. Если сольфеджио и музыкальную литературу педагог преподаёт очень много лет, работает по авторским методикам, то предметы художественного цикла, такие как «Беседы об искусстве» и «История изобразительного искусства» для него  абсолютно новые, приходится «нарабатывать» опыт, накапливать методический материал, искать интересные и увлекательные формы работы. И здесь огромную помощь оказывают интернет-ресурсы, умение работать с компьютером, знать различные компьютерные  программы и применять их на практике.

Данный опыт актуален, так как помогает разрешить ряд вопросов, возникающих в системе обучения, воспитания, развития. Постоянно растущий поток научной информации, угасание интереса к музыкально – теоретическим дисциплинам ставит вопрос об их выживаемости в настоящее время.  В связи с этим в нашей школе появились даже краткосрочные общеразвивающие программы под общим названием «Домашнее музицирование»,   по которым дети изучают одну выбранную ими специальность – фортепиано. вокал, гармонь и т.д.   

Дети, поступая в Детскую школу Искусств, стремятся только исполнять музыкальные произведения, не вникая в содержание, строение, стиль, идею, заложенную композитором. В этом смысле музыкально-теоретические предметы сродни общеобразовательной школе, где многие учащиеся не понимают значение «ненужных им» дисциплин. Но человек становится реализованным только тогда, когда он развивается всесторонне, проявляет себя в разных областях деятельности.

Перед автором работы возникла проблема – как превратить традиционное обучение по предметам музыкально - теоретического цикла в процесс творческого созидания, помогающее раскрытию потенциала обучающегося и показывающее теоретические предметы «с другой стороны». На помощь пришли информационно - коммуникационные технологии (ИКТ), без которых в образовательном процессе в современных условиях не обойтись. Данная проблема и стала основой для разработки опыта.

Цели и задачи, решаемые в опыте

Педагогическая цель : повышение интереса к процессу обучения благодаря  совершенствованию методики преподавания  по различным областям знаний с применением ИКТ.

Задачи:

-активизировать познавательную деятельность школьников;

-добиваться поставленных целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов;

- создавать комфортные условия обучения;

- повышать активность и инициативность обучающихся на уроке.

-  Формировать  у наиболее одаренных детей осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и готовить  их к поступлению в образовательные профессиональные учреждения , реализующие программы в области искусства.

 

Главным условием реализации данного опыта является Программное обеспечение и технические средства. К сожалению, в личном кабинете педагога отсутствует интернет, поэтому всё приходится делать дома и с помощью  носителей информации переносить на школьный компьютер. Это создаёт дополнительные трудности при подготовке к урокам, но затраты окупаются повышением интереса обучающихся к нестандартным урокам.

 

Описание опыта

 

По данной теме педагог работает последние 5 лет. За это время накоплен огромный практический материал по всем теоретическим дисциплинам – Сольфеджио, Музыкальной литературе, Беседам об искусстве и Истории изобразительного искусства.

Использование ИКТ на уроках повышает его эффективность, обеспечивает наглядность, доступность материала, повышает объѐм выполняемой работы на уроке в 1,5–2 раза, экономит время при выполнении контрольных заданий.

ИКТ технологии можно использовать  на любом этапе урока:

1. Для обозначения темы урока.

2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.

3. Как сопровождение объяснения учителя (презентации,  схемы, рисунки, видеофрагменты )

4. Для контроля учащихся. Преподавателем разработаны тесты,  викторины практически по каждой теме.

Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет. Да и мы с Вами можем сказать, что урок, включающий слайды, презентации, видеоуроки вызывают у детей эмоциональный отклик. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.

Рассмотрим некоторые примеры использования ИКТ конкретно на  каждой  дисциплине. Начнем с сольфеджио.

Преподавателем созданы и используются презентации, которые чаще всего используются в младших классах,  по следующим темам:

v «Шумовые и музыкальные звуки» (после изучения темы детям предлагается узнать звук, после ответов детей появляется картинка с правильным ответом).

v Тема «Знакомство с интервалами» во втором классе изучается в виде игры «Путешествие в сказочный лес». Для её проведения и наглядного восприятия создана презентация.

v Презентации созданы для изучения тем «Обращение интервалов», «Обращения трезвучий», «Доминантовый септаккорд» и др.

 

Музыкальная литература

Эта дисциплина, по мнению педагога, является главнейшей для развития кругозора обучающихся. Она знакомит учащихся с особенностями каждой эпохи, историческими данными, дети учатся излагать свои мысли, рассуждать о произведениях, жизни и творчестве композиторов, заниматься исследовательской деятельностью. Изучение данного предмета опирается на межпредметные связи: история музыкального или изобразительного искусства неразрывно связана с литературой, историей.

 Применение интернет ресурсов на уроках музыкальной литературы позволяет использовать не только аудио файлы при прослушивании музыкальных произведений, но и видео файлы. Это очень важно в условиях маленького провинциального города, где у детей нет возможности слышать классическую музыку в живом исполнении или увидеть «вживую» оперу или балет.

На помощь приходят ИКТ.

За годы работы над данной темой собрана огромная аудио- и в видеофонотека, включающая в себя следующие материалы:

v краткие биографии  композиторов;

v видеофрагменты опер и балетов;

v музыкальные инструменты и их звучание (видео на каждый инструмент);

v виды оркестров и их звучание (видео).

 

Интернет ресурсы позволяют использовать исполнение одних и тех же программных произведений в различных вариантах, разными исполнителями.

 

Беседы об искусстве и История изобразительного искусства.

 

Как уже было сказано выше, данные дисциплины являются для педагога новыми, поэтому при подготовке к урокам незаменимую помощь оказывает интернет с его неограниченными возможностями. Говорить о творчестве какого-либо художника, скульптора или архитектора, не демонстрируя произведения, ими созданные, не имеет никакого смысла.  Обучающиеся должны знать имена великих художников, узнавать их по портретам, знать названия картин и узнавать их. Поэтому по творчеству каждого великого художника созданы презентации, в которых представлены  краткие биографические сведения и самые известные их произведения.

 

Большое значение имеет   использование ИКТ на этапе закрепления и проверки знаний, предлагает тесты как по изучаемой теме, так и материал контролирующего характера. За годы работы над данной темой преподавателем создано огромное количество тестов, как с открытыми, так и закрытыми заданиями. Их выбор зависит от уровня развития обучающихся данного класса, а также от уровня сложности изучаемой темы. Тесты созданы в разных программах (Word или PowerPoint), и что немало важно для педагога, их можно использовать каждый год, в разных классах.

 

На уроках и во внеурочное время популярностью пользуется проектная деятельность. В творческих заданиях с использованием ИКТ ученик может реализовать свою индивидуальность, психологически раскрепоститься, испытать радостные эмоции, они эффективны на всех этапах обучения и  способствуют формированию интереса в любой сфере деятельности.

Преподавателем используется данный вид деятельности на музыкальной литературе и истории изобразительного искусства. Каждый год детям предлагаются разные темы для проектов. Например: «Мой любимый музыкальный инструмент» (4 класс), «Венские классики» (5 класс), «Духовная музыка» (6 класс), «Беляевский кружок» (7 класс) и др. Обучающиеся 8 класса по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе « Живопись» к выпускному экзамену по истории изобразительного искусства готовят проекты по самостоятельно выбранным темам. В этом учебном году будут представлены 3 проекта: «Граффити для школы», «Преемственность поколений. Пейзаж», «Иллюстрация в графике на примере литературного произведения Н.В. Гоголя «Ревизор».

Полученные результаты

Ø Стабильно хорошая посещаемость групповых занятий теоретического цикла.

Ø Интерес к изучению сложных предметов не только в младших классах, но и в старших, что особенно радует.

Ø 100% успеваемость по данным предметам.

Ø Участие детей в олимпиадах не только школьных, но и международных.

Вывод:

 В связи с требованиями времени и желанием заинтересовать учащихся музыкально-теоретическими предметами, преподаватель занимается изучением компьютерных программ и созданием учебно-методического, дидактического материала с использованием современных технологий для более успешного овладения знаниями учащимися.

Использование информационно - компьютерных технологий открывает для преподавателя новые возможности в реализации цели, повышает эффективность проведения урока, помогает увеличить эмоциональный отклик  учащихся, их познавательный интерес, осуществить дифференциацию видов заданий,  разнообразить формы проведения занятий,  что способствует развитию интереса обучающихся к дисциплине. Навык творческой работы пригодится учащемуся в дальнейшей жизни, независимо, станет это его профессиональной деятельностью или нет. 


 

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Актуальность темы Мы живём в современном мире, в век компьютерных технологий

Актуальность темы Мы живём в современном мире, в век компьютерных технологий

В связи с этим в нашей школе появились даже краткосрочные общеразвивающие программы под общим названием «Домашнее музицирование», по которым дети изучают одну выбранную ими специальность…

В связи с этим в нашей школе появились даже краткосрочные общеразвивающие программы под общим названием «Домашнее музицирование», по которым дети изучают одну выбранную ими специальность…

Описание опыта По данной теме педагог работает последние 5 лет

Описание опыта По данной теме педагог работает последние 5 лет

Музыкальная литература Эта дисциплина, по мнению педагога, является главнейшей для развития кругозора обучающихся

Музыкальная литература Эта дисциплина, по мнению педагога, является главнейшей для развития кругозора обучающихся

За годы работы над данной темой преподавателем создано огромное количество тестов, как с открытыми, так и закрытыми заданиями

За годы работы над данной темой преподавателем создано огромное количество тестов, как с открытыми, так и закрытыми заданиями

Навык творческой работы пригодится учащемуся в дальнейшей жизни, независимо, станет это его профессиональной деятельностью или нет

Навык творческой работы пригодится учащемуся в дальнейшей жизни, независимо, станет это его профессиональной деятельностью или нет
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2024