Использование кейс-технологий в курсе ОРКСЭ.
Оценка 5

Использование кейс-технологий в курсе ОРКСЭ.

Оценка 5
docx
17.04.2020
Использование кейс-технологий в курсе ОРКСЭ.
Применение кейс-технологии в курсе ОРКСЭ.
Сабельникова Т.С. кейс-технология в курсе ОРКСЭ.docx

 

 

 

 

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

Использование кейс-технологий в курсе ОРКСЭ

 

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛА:

Сабельникова Т.С.,

учитель начальных классов

МБОУ г. Мурманска ООШ № 16.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мурманск

2020

Содержание

 

Разделы

Стр.

Введение

3

Теоретические аспекты применения кейс-технологий в начальной школе

4

Применение кейс-технологий в начальной школе

4

Применений кейс-технологий в курсе ОРКСЭ

7

Кейс-технологии в курсе ОРКСЭ

7

Заключение

10

Источники

11

Приложение

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В связи с модернизацией образовательной системы приоритетной целью образования становится развитие у школьников способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Принципиальным отличием образовательных стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта. В современном мире необходимо научить ребенка учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать полученную и найденную информацию. Поэтому учить только традиционными методами нельзя. Учителю приходится постоянно искать эффективные методы обучения.

Цель работы – изучить особенности применения кейс-технологий в курсе ОРКСЭ.

Задачи работы:

1.   Изучить аспекты применения метода кейсов в начальной школе.

2.   Описать использование кейс-технологий в курсе ОРКСЭ.

3.   Разработать практические рекомендации по использованию кейс-технологий в курсе ОРКСЭ.

В начальной школе кейс-технологии применяется редко в силу небольшого жизненного опыта у обучающихся. Но при этом технологии обучения на примере кейсов позволяют сформировать у детей 7-10 лет высокую мотивацию к обучению. Отличительной особенностью кейс- технологии является работа в малых группах, она позволяет развивать такие личностные качества младшего школьника как способность к сотрудничеству, чувство лидерства и ответственности за решение группы.

 

 

 

Теоретические аспекты применения кейс-технологий в начальной школе

Применение кейс-технологий в начальной школе

Активные методы обучения (АМО) – это методы, которые характеризуются высокой степенью включенности обучающихся в учебный процесс, направленные на активизацию познавательной и творческой деятельность учеников при решении поставленных задач.

Цель использования активных методов обучения – развить у детей навыки самостоятельного, системного анализа по исследуемому вопросу для нахождения и реализации на практике корректных решений.

Активизация учебного процесса происходит с помощью применения различных методов и в свою очередь технологий.

Понятие «технология» в условиях учебного процесса можно понимать как упорядоченное взаимодействие субъектов образовательного процесса (учителя и обучающихся), в ходе которого достигаются поставленные учителем и принятые учениками цели обучения.

Более подробно изучим технологию анализа ситуаций для активного обучения, которая состоит из следующих компонентов:

1) метод ситуационного анализа (анализ конкретных ситуаций – АКС, ситуационные задачи – СЗ, ситуационные упражнения – СУ);

2) метод ситуационного обучения (кейс-стади, метод кейсов, метод «инцидента»);

3) метод анализа критических инцидентов, проигрывания ролей, игровое проектирование.

Метод ситуационного обучения или case study method – разновидность метода ситуационного анализа. Отличие заключается в отсутствии четкого набора исходных данных и вопросов, на которые нужно дать ответ. Обучающиеся самостоятельно выявляют проблему, осмысливают ситуацию и обозначают вопросы, требующие разрешения.

Работа с применением данного метода происходит в группах, поэтому он является интерактивным, опирающимся на сотрудничество и партнерство.

Метод кейсов – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач по реальной или вымышленной ситуации, т. е. решение кейсов.

Можно выделить следующие особенности кейса:

1.   Составление из обстоятельств, основанных на реальной или выдуманной ситуации, в виде проблем и необходимости действовать по сложившейся обстановке.

2.   Неоднозначность проблемы. Может быть четко сформулирована в тексте или завуалирована.

3.   Разнообразие решений. Конкретная ситуация, которая взята за основу кейса, может иметь различные решения.

Главная цель – активизировать обучающихся. Метод может быть включен в ход учебного процесса, или же для него выделяется отдельный урок. Все зависит от объема кейса, того набора задач, которые наметил учитель. В основном длительность применения может варьироваться от 15 до 45 минут.

Рассмотрим особенности младшего школьного возраста. Он определяется моментом поступления ребенка в школу. Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). Ведущей деятельностью младших школьников становится учение. В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма (центральной и вегетативной нервных систем, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов). Процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость.  Младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны.

Именно в младшем школьном возрасте развивается внимание.  Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.

При составлении кейсов для младших школьников необходимо учитывать указанные возрастные, а также индивидуальные особенности обучающихся. Без их учета применение кейс-технологии будет неэффективно.

Главным преимуществом метода кейсов является способность к выявлению, анализу и предвидению возможных вариантов, которые ведут к верному решению.

Условие кейса приближенность к ситуации. Это делается для того, чтобы обучающиеся смогли идентифицировать себя с предлагаемыми ролями и справиться с ними.

Для развития конкретных навыков и умений необходимо многократное повторение технологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Применений кейс-технологий в курсе ОРКСЭ

Кейс-технологии в курсе ОРКСЭ

Изучение курса ОРКСЭ базируется на требованиях ФГОС начального общего образования (ФГОС: 12.4: Основы духовно-нравственной культуры народов России):

1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

5) первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

7) осознание ценности человеческой жизни.

Курс разработан в соответствии с концепцией федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, соответствует Примерным (базисным) программам стандартов второго поколения. Он призван воспитать веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию, наладить межкультурный диалог, а также помочь ученику в формировании целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. Обучающиеся знакомятся с основами светской этики, с традиционными религиями нашей страны, с их особенностями, проводят параллели между религиями, что способствует нравственному самосовершенствованию, духовному росту ребенка, формированию понимания значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества. Материал учебников дается и в историческом аспекте, показывая роль традиционных религий в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности, формируя при этом патриотизм и уважение к Отечеству, осознание свой этнической принадлежности.

В качестве инструментов освоения курса ОРКСЭ могут быть использованы как традиционные, так и современные обучающие технологии. Среди них особо актуальны те, которые позволяют реализовать деятельностный подход к обучению (исследование, различные виды проектов, мозговой штурм, анализ жизненных ситуаций, игровые технологии, дискуссии и др.).

Мною на занятия по ОРКСЭ применяется кейс-технология. Особо важно соблюсти не только все требования при разработке кейса, но и разработать критерии его оценивания.

Оценивание:

1) Объективность – создание условий, в которых бы максимально точно выявлялись знания обучаемых;

2) обоснованность оценок – их аргументация;

3) систематичность – организует и дисциплинирует обучающихся;

4) всесторонность и оптимальность.

Критерии оценок работы по этапам занятия:

1.     Активность всех участников.

2.     Быстрота выполнения заданий.

3.     Краткость и четкость изложения.

4.     Этика ведения дискуссии.

5.     Отбор информации.

6.     Штрафные баллы (нарушение правил ведения дискуссии, некорректность поведения и т.п.).

В качестве примера представим 2 кейса по курсу ОРКСЭ (Приложения 1, 2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, актуальность выбранной темы обосновывается тем, что изменение образовательной системы обозначает потребность в применении эффективных технологий, которые обеспечивают более четкое понимание и усвоение объема информации учениками.

Такой технологией может выступать кейс-технология, под которой понимается метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанного на обучении путем решения конкретных задач по реальной или вымышленной ситуации.

Метод позволяет формировать следующие метакомпетентности обучающихся: овладевать навыками и приемами анализа ситуаций; наглядно представлять особенности принятия решения в ситуации неопределенности; овладевать практическим опытом, извлекать пользу из своих и чужих ошибок, опираясь на данные обратной связи, коммуникативные способности и др.

Для составления и проведения занятий с применением кейс-технологий необходимо ознакомиться с этапами создания кейса, психологическими особенностями обучающихся, их познавательным интересом к данной технологии и предмету в целом, разработать критерии оценивания.

1.    Этапы создания кейсов:

1)  Формирование дидактических целей кейса. Включает в себя определение места кейса в структуре урока (временные рамки работы с ним), формулирование целей и задач.

2)  Определение проблемной ситуации. Она должна быть актуальной и интересной тому классу, для которого разрабатывается кейс.

3)  Сбор информации относительно проблемной ситуации.

4)  Написание текста кейса, выделение вопросов по проблеме или предоставление возможности составить их самостоятельно ученикам на уроке.

5)  Подготовка окончательного варианта кейса, выбор формы проведения.

6)  Внедрение кейса в учебный процесс, т. е. его применение при проведении уроков.

Источники

1.   Александрова, Ю.В. Возрастная психология [Текст] / Ю.В. Александрова. – М.: Современный гуманитарный университет, 2008.

2.   Кейс-технология, как способ организации самостоятельной работы учащихся // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам IX студ. междунар. заочной науч.-практ.конф. – М.: «МЦНО». – 2014 – № 2(9) / [Электронный ресурс]. – Режим  доступа.  – URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/2(9).pdf.

3.   Левитес, Д.Г. Педагогические технологии : учебник [Текст] / Д.Г. Левитес. – М. : ИНФРА-М, 2018. - 403 с.

4.   Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение [Текст] / А.П. Панфилова. – М.: Академия, 2009.

5.   Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] / Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373. – Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/197127/paragraph/2644:0.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Кейс «Пасхальные традиции».

В настоящее время не изменилась традиция накрывать на Пасху щедрый семейный стол и готовить разнообразные блюда. Среди них главным символом стола являются окрашенные яйца, пасхальные куличи, душистые творожные пасхи. В субботнюю ночь все это относится в церковь на торжественную службу, где батюшка обязательно освящает продукты, а в воскресенье они уже лежат на праздничном столе. Родственники трижды приветствуют друг друга со словами: «Христос воскрес!», на что трижды отвечают — «Воистину воскрес!» и по традиции трижды целуются.

Вопросы кейса:

1.   Как вы думаете, для чего окрашивают Пасхальные яйца?

2.   Откуда пошла традиция выполнять действия трижды? Приведите примеры из литературы.

3.   Почему принято говорить: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!».

Ответы к кейсу:

1.   Яйцо считается символом плодородия и возрождения (рождение нового организма - птенца). Красные яйца появились в память об алой крови Иисуса, который был распят. Но как символ воскресения официальная православная церковь принимает яйцо этого цвета только в XVII веке.

2.   Число «три» встречается во многих пословицах и поговорках: «в трех соснах», «в три ручья», «с три короба» и так далее.

Впервые с числами мы встречаемся в самом раннем детстве, когда читаем сказки.

Сказка «Царевна лягушка». Было у царя 3 сына. 3 задания давал царь невестам.  Лягушка 3 раза превращалась в царевну. На царевну было наложено заклятие: 3 года быть лягушкою.

Сказка «3 медведя». Главных героев – 3. Всех предметов по 3 (кровати, миски, стулья).

Сказка «Илья Муромец». Коня 3 месяца кормил пшеницей, через 3 зари выгуливал коня на шёлковом поле.

По этим сказкам мы должны запомнить одну истину. Не стоит опускать руки, если что-то не получается с первого раза. Не зря говорят, что Бог Троицу любит. То есть, не получилось в первый раз, значит, обязательно получится во второй. А если не во второй, то в третий раз.

Троица – богословский термин, отражающий христианское учение о трёх Лицах единого по существу Бога.

3.   Приветствие словами «Христос воскресе!» выражает радость, аналогичную радости апостолов, узнавших о воскресении Христа.

По традиции при встрече двух людей первую часть приветствия должен говорить младший (по возрасту или в церковной иерархии), а отвечать ему старший. Издавна существует также традиция составления списков перевода этого приветствия на многие языки, как признак христианского единства всех языков и культур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Кейс «Святой великомученик Георгий Победоносец»

Великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере.

Поступив на военную службу, достиг звания тысяченачальника и сделался любимцем императора Диоклетиана. Диоклетиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римских богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество, он вошел в историю как один из самых жестоких гонителей христиан.

Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, святой Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя то, что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости. Речь Георгия была полна сильными и убедительными возражениями против императорского приказа преследовать христиан.

После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Святой Георгий был заключен в темницу, где его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а на грудь положили тяжелый камень. Но святой Георгий мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться в жестокости. Святой мученик все терпеливо переносил. В конце концов император приказал отрубить мечом голову святому.

Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности - называют еще Победоносцем. Мощи святого Георгия Победоносца положили в палестинском городе Лидда, в храме, носящем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, также посвященном ему.

Вопросы:

1.   Почему святой Георгий раздал свое имущество бедным?

2.   Из-за чего Георгий подвергся мучениям?

3.   За какие заслуги Георгия стали называть Победоносцем?

4.   Считаете ли Вы, что он поступил правильно, не отказавшись от своей веры? Обоснуйте свой ответ.


 

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА Использование кейс-технологий в курсе

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА Использование кейс-технологий в курсе

Содержание Разделы

Содержание Разделы

Введение В связи с модернизацией образовательной системы приоритетной целью образования становится развитие у школьников способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и…

Введение В связи с модернизацией образовательной системы приоритетной целью образования становится развитие у школьников способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и…

Теоретические аспекты применения кейс-технологий в начальной школе

Теоретические аспекты применения кейс-технологий в начальной школе

Метод кейсов – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач по реальной или вымышленной ситуации, т

Метод кейсов – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач по реальной или вымышленной ситуации, т

При составлении кейсов для младших школьников необходимо учитывать указанные возрастные, а также индивидуальные особенности обучающихся

При составлении кейсов для младших школьников необходимо учитывать указанные возрастные, а также индивидуальные особенности обучающихся

Применений кейс-технологий в курсе

Применений кейс-технологий в курсе

Материал учебников дается и в историческом аспекте, показывая роль традиционных религий в развитии культуры и истории

Материал учебников дается и в историческом аспекте, показывая роль традиционных религий в развитии культуры и истории

Штрафные баллы (нарушение правил ведения дискуссии, некорректность поведения и т

Штрафные баллы (нарушение правил ведения дискуссии, некорректность поведения и т

Заключение Таким образом, актуальность выбранной темы обосновывается тем, что изменение образовательной системы обозначает потребность в применении эффективных технологий, которые обеспечивают более четкое понимание и усвоение…

Заключение Таким образом, актуальность выбранной темы обосновывается тем, что изменение образовательной системы обозначает потребность в применении эффективных технологий, которые обеспечивают более четкое понимание и усвоение…

Источники 1. Александрова,

Источники 1. Александрова,

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Кейс «Пасхальные традиции»

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Кейс «Пасхальные традиции»

Сказка «3 медведя». Главных героев – 3

Сказка «3 медведя». Главных героев – 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Кейс «Святой великомученик

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Кейс «Святой великомученик

Лидда, в храме, носящем его имя, глава же его хранилась в

Лидда, в храме, носящем его имя, глава же его хранилась в
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2020