Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 101 г.Донецка имени героя Советского Союза А.А.Удодова»
«Использование кейс-технологиий
в обучении географии»
Подготовила учитель географии
Коваленко Валентина Анатольевна
Донецк – 2022 год
Использование кейс-технологиий в обучении географии
Современный мир диктует свои правила. Огромный поток информации захватывает нас, и мы стараемся идти в ногу со временем, чтобы быть в курсе происходящих событий и иметь возможность оперативно принимать нужное решение.
На современном этапе развития образовательной системы появляются новые технологии и деятельностные формы взаимодействия с обучающимися, в основе которых лежит их активизация и включение в образовательный процесс. Наиболее востребованными становятся интерактивные формы, позволяющие задействовать всех участников образовательного процесса, реализовать их творческие способности, воплощать имеющиеся знания и навыки в практической деятельности.
Современный учитель должен не только в совершенстве владеть предметом, методами, средствами и формами организации учебного процесса, но также в своей работе он должен применять современные технологии обучения.
Основной задачей формирования активности ученика на уроке является активизация мыслительной деятельности школьников в процессе обучения. Отсюда следует, что необходима система средств и приемов мотивации обучающихся к изучению географии.
География как учебная дисциплина обладает уникальными возможностями, позволяющими развивать такие качества личности, как искусство познавать и мыслить, искусство общения и речи, склонность к самореализации. Но как сделать так, чтобы вовлечь в процесс познания всех учащихся, чтобы каждый из них имел возможность понимать, рассуждать, обмениваться имеющимися знаниями и опытом? Решение этой проблемы вызвало необходимость применения новых подходов и технологий в общеобразовательной школе.
Неотъемлемой частью современного урока является самостоятельная практическая деятельность обучающихся (самостоятельный познавательный творческий поиск школьников, решение ими проблемных ситуаций, обучение формулированию проблем, своей точки зрения, ее аргументации, выбор путей решения проблемы). Одной из эффективных технологий, позволяющей успешно решать эти задачи, является кейс-технология, так как она в большей степени ориентирована на социализацию личности ученика.
Актуальность кейс-технологии обусловлена общей направленностью образования не столько на получение предметных знаний, сколько на формирование компетенций, развитие способностей к самообразованию, саморазвитию, самореализации; к оптимальному поведению и деятельности в различных жизненных ситуациях. Опыт, полученный в процессе решения кейсов, многократно повышает результативность образовательного процесса, так как позволяет моделировать будущую деятельность участников кейса и формирует положительную мотивацию к освоению материала.
Кейс-технология дает возможность оптимально сочетать теорию и практику, развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Обучающиеся не получают готовых знаний, а учатся их добывать самостоятельно, принятые решения в жизненной ситуации быстрее запоминаются, чем заучивание правил. А также, процесс решения проблемы, изложенной в кейсе – это творческий процесс познания, который подразумевает коллективный характер познавательной деятельности..
Основная функция кейс-технологии в курсе географии – обучение школьников решению сложных проблем, которые невозможно решить аналитическим способом. Кейс активизирует учащихся, развивает информационные и коммуникативные компетенции, оставляя обучаемых один на один с реальными ситуациями.
Название «кейс – технология» произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик. Кейс - технология — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Универсальность данной технологии состоит в том, что используются описания конкретных ситуаций или случая. Учащиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшие из них. Кейс-технология– это обучение действием.
Квест-технологии, или как еще называют образовательный квест, пользуется популярностью у подростков и взрослых благодаря неординарной организации образовательной деятельности и захватывающего сюжета. Он позволяет индивидуализировать процесс обучения, задействовать все образовательное пространство и создать наилучшие условия для развития и самореализации участников образовательных отношений.
Цели и задачи«кейс- технологии»:
- помочь каждому учащемуся определить собственный уникальный путь освоения знаний, который ему более всего необходим;
- развить способности учащихся к принятию решений;
- максимальное вовлечение каждого ученика в самостоятельную работу по решению поставленной проблемы или задачи;
- через использование кейс-технологии на уроках помочь каждому учащемуся определить собственный путь освоения нового знания;
- развитие логического мышления, аналитических, речевых компетенций школьников, подготовка к олимпиадам и экзаменам по географии.
Таким образом, образовательный квест, как вид интерактивных технологий, позволяет решить следующие задачи:
1) образовательную – вовлечение каждого ребёнка в активный познавательный процесс (организация индивидуальной и групповой деятельности школьников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по какой-либо теме);
2) развивающую – развитие интереса к предмету, творческих способностей, воображения учащихся; формирование навыков исследовательской деятельности, умений самостоятельной работы с информацией, расширение кругозора, эрудиции, мотивации;
3) воспитательную – воспитание личной ответственности за выполнение задания, воспитание уважения к культурным традициям, истории, краеведению, здоровьесбережение и здоровьесозидание.
1. Образовательный квест – это совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры? Живой квест не только позволяет каждому участнику проявить свои знания, способности, но и способствует развитию коммуникационных взаимодействий между игроками, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих.
В квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект неожиданности (неожиданная встреча, таинственность, атмосфера, декорации). Они способствуют развитию аналитических способностей, развивают фантазию и творчество, т.к. участники могут дополнять живые квесты по ходу их прохождения. Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.
Кейс - технологии позволяют взаимодействовать всем участникам образовательного процесса, включая самого учителя. Это технология активного обучения на основе реальных ситуаций. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику.Это метод проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (кейсов). При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку.
К кейс-технологиям, активизирующим образовательный процесс, относятся:
- метод инцидента;
- метод ситуационно-ролевых игр;
- метод разбора деловой корреспонденции;
-игровое проектирование;
- метод дискуссии;
- метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций,
ситуационные задачи и упражнения; кейс-стади; кейс-иллюстрации; фото-кейсы ).
Метод инцидента.В центре внимания находится процесс получения информации. Цель метода – поиск информации самим учеником, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа школьников. На первом этапе ребята получают сообщение и вопросы к нему.
Метод ситуационно-ролевых игр.Цель– в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры. Одна из разновидностей метода инсценировки – ролевая игра.
Метод разбора деловой корреспонденции.Метод основан на
работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации,
проблеме. Учащиеся получают от преподавателя папки с одинаковым набором
документов, в зависимости от темы и предмета.
Цель ученика — занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими
документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает.
Игровое проектирование.Цель— процесс создания или
совершенствования проектов. Участников занятия можно разбить на группы, каждая
из которых будет разрабатывать свой проект. Игровое проектирование может
включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий,
аналитический, прогностический.
Метод дискуссии.Дискуссия — обмен мнениями по какому- либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры. К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.
Метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения, кейс-стади, фото-кейсы, кейс-иллюстрации). Кейс-иллюстрация – это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Цельюработы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.Рассматривая иллюстрации, учащиеся обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз.
Кейс-стади – техника, использующая описание реальных экономических, социальных и педагогических ситуаций (от англ. case — «случай») -это письменное описание какой-то конкретной реальной ситуации анализ проблемы, позволяющий разобраться в ее сути, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них.
Для чего нужен кейс?Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других. Кейс-метод – это рассмотрение и оценка реальной ситуации. Он дает возможность понять, как принимаются те или иные решения, к чему они приводят. Он относится к одному из "продвинутых" активных методов.
Говоря о видах кейсов, используемых на уроках географии, исследователи выделяют следующие кейсы:
2. Практические кейсы отражают абсолютно реальные жизненные ситуации. Основная задача практического кейса заключается в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную ситуацию. При этом учебное назначение такого кейса может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения, принятия решений в данной ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный его смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности. Например, кейсы, связанные с изучением горных пород и минералов.
Основной задачей обучающих кейсов выступает обучение. В обучающем кейсе на первом месте стоят учебные и воспитательные задачи, что предопределяет значительный элемент условности при отражении в нем жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не всегда реальные и практические. Они характеризуются искусственностью, «сборностью» из наиболее важных и правдивых жизненных деталей. Такой кейс мало дает для понимания конкретного фрагмента общества, однако он обязательно формирует подход к такому фрагменту. Обучающий кейс позволяет видеть в ситуациях типичное, и предопределяет способность анализировать ситуации посредством применения аналогии. Такие кейсы применимы, например, для изучения климата или особенностей природы региона или страны.
3. Научно-исследовательские кейсы ориентированы на осуществление исследовательской деятельности. Его основной смысл заключается в том, что он выступает моделью для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Отличительной особенностью научно—исследовательского кейса являются: описание реальной проблемной ситуации, альтернативность решения проблемной ситуации, единая цель и коллективная работа по выработке решения, отсутствие авторской оценки проблемы. При разработке текста кейса для своего урока учитель может использовать многочисленные текстовые материалы художественных произведений. Это и публицистическая литература, произведения о великих ученых, статьи из газет и журналов, из новостных публикаций Интернета. Важное место в курсе изучения географии занимают кейсы на основе биографических материалов, особенно известных личностей своего края. При разработке кейсов по курсу экономической географии учитель вправе использовать доступные источники о местных предприятиях, компаниях. Данный тип кейсов, можно связать с темами об истории заселения, освоения и исследования территорий.
Для проектного кейса будут пригодны темы, связанные с экологией и расположением мусорных или очистных сооружений, как в кейсе:
По источнику информации – в этом случае большой интерес представляют описания реальных ситуаций, почерпнутых из практики. В то же время нередко в учебной практике используются описания ситуаций, которые являются условными, разработанными преподавателем в дидактических целях. Например, ситуации связанные с климатическими особенностями, могут быть как достоверными, так и типичными, но вымышленными;
По субъекту представления информации о ситуации – в одних случаях им
может быть учитель, в других – ученик, или группа, представляющая интересующий ее случай для анализа и принятия решения в рамках учебного процесса. Например, кейс «Субрегионы Азии» . Печатный кейс (может содержать графики, диаграммы, иллюстрации, таблицы, что делает его более наглядным). Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения). Видео-кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы).
Кейс может содержать:
Текстовый материал
– интервью, статьи и художественные тексты (или их фрагменты)
Иллюстративный материл – фотографии, диаграммы, таблицы, фильмы, аудиозаписи.
Классификация и структура квеста.
Выделяют три принципа классификации квестов:
1) По длительности выполнения: краткосрочные (цель: приобретение и закрепление знаний; освоение дополнительной информации) и долгосрочные (цель: расширение и обобщение знаний; анализ информации, создание нового продукта).
2) По предметному содержанию: монопроекты и межпредметные веб-квесты.
3) По типу заданий, выполняемых учащимися: пересказ, загадки, журналистские, конструкторские, творческие, решение спорных проблем, убеждающие, самопознание, аналитические, оценочные, научные.
В общей классификации выделяют следующие виды квестов:
– линейные (решение одной задачи дает возможность решать следующую);
– штурмовые (с помощью контрольных подсказок участник сам выбирает способ решения задачи);
– кольцевые (по сути, тот же линейный квест только для нескольких команд, стартующих из разных точек.
Структура квест-технологии:
– постановка задачи (введение) и распределение ролей;
– список заданий (этапы прохождения, список вопросов и т. д.);
– порядок выполнения поставленной задачи (штрафы, бонусы);
– конечная цель (приз).
Результаты выполнения квеста, в зависимости от изучаемого материала, могут быть представлены в виде устного выступления, компьютерной презентации, эссе.
Структура квеста и требования к его отдельным элементам.
1. Вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, составлен предварительный план работы, сделан обзор всего квеста.
2. Центральное задание, которое понятно, интересно и выполнимо. Четко определен итоговый результат самостоятельной работы (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема, которую нужно решить, определена позиция, которая должна быть защищена, и указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации).
3. Список информационных ресурсов необходимых для выполнения задания. Этот список должен быть аннотированным. Он может быть в электронном виде на различных носителях, в бумажном виде, в виде ссылок на ресурсы в Интернет, адресов веб-сайтов по данной теме.
4. Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания.
5. Описание критериев и параметров оценки квеста. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в квесте
6. Руководство к действиям определяет, как организовать и представить собранную информацию. Оно может быть представлено в виде направляющих вопросов, организующих учебную работу (например, связанных с определением временных рамок, общей концепцией, рекомендациями по использованию электронных источников, представлением «заготовок» страниц и др.).
7. В заключении суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над квестом. Иногда полезно включить в заключение риторические вопросы, стимулирующие учащихся продолжить свои изыскания.
Кейс, классифицируемый по применению включает:
- иллюстративный кейс может использоваться для того, чтобы привести практические примеры. Например, кейсы о работе с планом и картой, в 5-6 классах;
- исследовательский кейс направлен на изучение конкретных случаев: кейсы по исследованию природы родного края или глобальных экологических проблем (может рассматриваться в региональном курсе географии);
- учебный, предназначен для повышения эффективности образовательной деятельности, объяснения того или иного явления, изучения его особенностей проявления в реальной жизни, развития компетенции, направленной на разрешение различных жизненных ситуаций. Использование кейса предполагает индивидуальную и групповую работу обучающихся.
Этапы работы над квестом.
1. Начальный этап (командный). Участники знакомятся с основными понятиями по выбранной теме, материалами аналогичных проектов. Распределяются роли в команде: по 1–4 человека на 1 роль. Все члены команды должны помогать друг другу.
2. Ролевой этап. Он предполагает индивидуальную работу в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над квестом происходит взаимное обучение членов команды.Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели.
3. Заключительный этап. Команда работает совместно, под руководством педагога, ощущает свою ответственность за результаты исследования. По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. В оценке результатов принимают участие как учитель, так и учащиеся путем обсуждения или интерактивного голосования.
Этапы работы ученика (группы) с кейсом в ходе использования кейс-технологии в курсе географии:
1 этап — знакомство с географической ситуацией, её особенностями;
2 этап — выделение основной географической проблемы (проблем), выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию;
3 этап — предложение географических концепций или тем для «мозгового штурма»;
4 этап — анализ последствий принятия того или иного решения;
5 этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные географические проблемы, механизмы их предотвращения и решения.
В условиях обучения географии возможны следующие варианты использования кейс-технологии: дискуссия, моделирование и проигрывание ситуации, информационный кейс-текст с включением употребляемых терминов и понятий, проверка результатов обучения.
При организации дискуссии по материалу проблемного кейса основными факторами являются умения и навыки учащихся, умения учителя в организации дискуссий. Задавая вопросы, учитель обращает внимание учеников на конкретную информацию в тексте кейса, инициирует их ответы. Во время дискуссии учитель контролирует ее направление, добиваясь участия каждого ученика; он может и завершить дискуссию анализом найденного учениками решения. Данный тип кейса, подходит для темы: «Географические аспекты современных глобальных проблем человечества», в школьном курсе географии 11 класса.
При проведении учебного занятия на основе кейса, можно применять дополнительные варианты работы учащихся. В 5-6 классах ученики могут смоделировать и проиграть поведение участников, описать перечень отдельных факторов, признаков, содержания элементов противоречий, мотивационных установок действий субъектов данного события. В старших классах – организовать дискуссию, «мозговой штурм», научный спор, подготовиться и провести дебаты по ключевым, но расходящимся решениям. Например, в 5 и 7 классах ученики могут проиграть ситуацию географических открытий. А в 11 классе, вывести и обосновать выход из кризисной ситуации страны или региона.
На уровне формирования знаний и понимания можно применить информационный кейс-текст, с включением употребляемых терминов и понятий, формул и правил как на уроке, так и для самостоятельной работы учащихся. Данный тип кейсов будет хорошо подходить, как для начального географического образования, так и для старших классов. Например, кейс с условными обозначениями, при изучении плана местности и кейс с понятиями и статистикой, при изучении хозяйства, соответственно.
В последнее время кейс-технологию используют при проверке результатов обучения по географии. Учащиеся получают индивидуальный кейс перед зачетом, анализируют его и предоставляют проверяющему отчет с ответами на поставленные вопросы. Такой тип кейса будет актуальным после прохождения субрегионов частей света.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЙ НА ЭТАПАХ УРОКА.
Использование квест-технологий на уроках предполагает положительный результат, но при некоторых условиях: подготовка должна осуществляется с пониманием серьезности такого урока, ученики и учитель должны активно и с энтузиазмов участвовать в проведении урока.
При построении урока возможно применение различных видов квест-технологий, а именно:
· Текстовой квест (создается в текстовом редакторе, распечатывается);
· Интерактивный квест (применение ИКТ, презентаций, флэш-анимации);
· Ролевой (подвижный) квест (игры от лица определенных героев);
· Квест-игры.
Несомненно, присутствует возможность объединения нескольких видов квеста в ходе урока.
Урок - квест имеет точные правила построения. К ним относятся: наличие задания, обязательный наблюдатель, временные рамки, оговорённое количество этапов (головоломок, вопросов, ключей).
Таким образом, использование уроков с применением квест-технологий является интересным и простым способом для повторения изученного материла, изучения и закрепления нового материла, так же данный метод подойдет как для домашнего задания, так и для обобщения знаний.
Кейс-технология в курсе географии не самоцель в работе учителя, а адекватный инструмент формирования компетентностей, выходящих за пределы учебного пространства.
Педагоги, разрабатывающие и использующие кейс-технологию, утверждают, что каждый кейс должен иметь индивидуальную, свойственную только ему структуру. Грамотно составленный кейс характеризуется четко выраженными временной, сюжетной и разъяснительной структурами.
Преимущества кейс-метода заключаются в том, что он:
- дает знакомство с реальной жизнь;
- заставляет углубиться в процесс принятия решений;
- тренирует остроту реакции обучаемого на проблемы.
- Акцент обучения переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием.
- Преодолевается «сухость» и неэмоциональность в изучении сложных вопросов.
- Учащиеся получают жизненно важный опыт решения проблем, возможность соотносить теории и концепции с реальной жизнью.
- У ребят развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде.
- Кейс технологии предназначены для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности.
Таким образом, мы видим, что при использовании кейс-технологии изменилась роль учителя и учащихся: учитель из транслятора знаний становится организатором деятельности учащихся, а школьники, в свою очередь, из пассивных слушателей становятся активными. Учащиеся должны разрешить поставленную перед ними проблему и получить реакцию окружающих (учителя и других учащихся) на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы. А преподаватель помогает учащимся рассуждать, спорить, а не навязывать им своё мнение. Учащиеся должны с самого начала понимать, что риск принятия решения лежит на них, преподаватель только поясняет последствия принятия необдуманных решений. Роль учителя состоит в направлении беседы или дискуссии с помощью проблемных вопросов, в контроле времени работы, в побуждении учащихся отказаться от поверхностного мышления, вовлечения всех учащихся группы в процесс анализа кейса. Учитель, в случае затруднений учащихся, может обобщать, пояснять, напоминать теоретические аспекты или делать ссылки на соответствующую учебную литературу.
Использование кейс-технологий в обучении не решит всех проблем. Наибольшего эффекта можно достичь при разумном сочетании традиционных и интерактивных технологий обучения, когда они взаимосвязаны и дополняют друг друга.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.