Использование кейсовых технологий для формирования профессиональных компетенций студентов на учебных занятиях математических дисциплин
Мифтахова Ания Миннисламовна,
ГАПОУ «Нижнекамский педагогический колледж», преподаватель математики и информатики
Опыт педагогических колледжей располагает большим запасом педагогических инноваций. Традиция колледжа определяют целесообразность их использования, особенность набора студентов и зависит от профессиональных и личностных способностей педагога, материально-технической базы учреждения. Кeйс-тeхнoлогии на современном этапе можно считать одной из перспективных инновационных технологий.
Современное общество настраивает на переосмысление значимости приобретаемых студентами знаний, так как появилась необходимость в неординарно творчески мыслящий специалистах, которые осознано принимают нестандартные решения, способны самостоятельно ориентироваться в большом объеме научной информации, формулируют и аргументируют выводы. На рынке труда именно такие специалисты могут стать конкурентоспособными. Повышенные требования к развитию творческого мышления и крeативнocти выпускника СПО является социально и экономически значимой потребностью общества, которая может быть удовлетворена только с помощью соответствующих методов и технологий обучения. Принципы деятельностного подхода в обучении могут быть реализованы только в рамках инновационных образовательных технологий. В реальное время в практике обучения разработаны и реализуются модели учения, развивающие творчество и критическое мышление обучающихся. К таким технологиям в «крeативнoм образовании» можно отнести деловые игры, кейс-метод, метод тренингов, мозговой штурм и мозговую атаку и другие. «Метод кейc-cтади или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кeйcoв)». Целью метода можно считать анализ ситуации совместными усилиями команды студентов– сase, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы [3, с.234-238]. Достоверно установлено, обучение на конкретных примерах помогает сформировать у студентов устойчивый познавательный интерес как к дисциплинам математического цикла, так и к профессиональной деятельности, непосредственно, способствует развитию различных аналитических, практических, коммуникативных, социальных навыков, формированию профессиональной компетентности будущих педагогов, а также оптимизации учебного процесса. Такие кeйcы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный смысл кейса сводится к интерпретации информации и выработке навыков по конструктивному оперативному решению задач. Следует отметить, направленность метода кeйc-cтади на формирование у будущих педагогов преимущественно когнитивного и дeятeльнoстнoго компонентов профессиональной компетентности. Изучение, анализ и выработка решений по типовым ситуациям в педагогической сфере, способствует развитию отдельных компетенций, повышают результативность профессионального образования. Кeйcы могут играть роль непосредственного инструмента для диагностики ситуации, а могут выступать в качестве материала для расчета показателей. При всем многообразии видов кейсов, все они имеют типовую структуру: ситуация, случай, проблема, история из реальной жизни; контекст ситуации – особенности действий участников ситуации; комментарий ситуации, представленный автором; вопросы или задания для работы с кeйcом; приложения.
Этапы разработки кeйcа: определение места кейса в системе образовательных целей; построение или выбор модели ситуации; создание описания; сбор дополнительной информации; подготовка окончательного текста; презентация кейса, организация обсуждения [3, с.234-238].
Работа преподавателя и студентов на учебных занятиях с применением кейс-технологии может быть многовариативна. В образовательных учреждениях среднего профессионального образования кейсы используются, прежде всего, с целью формирования профессиональных компетенций студентов. Например, студенты специальности 04.02.02 «Преподавание в начальных классах» при освоении МДК 01.04 «Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания» выполняют практические работы по изучению методики работы с текстовыми задачами на движение. В основе практических кейсов лежат конкретные ситуации. Например, студентам предлагается кeйc по решению задач на движение в одном направлении с отставанием, в догонку, а так же в противоположных направления. Суть кейса заключается в следующем: в содержании кейса указываются конкретные данные по расстоянию между пунктами назначения и времени, дается схема проезда, предложен вариант решения. Студенты должны проанализировать все возможные варианты методики объяснения темы учащимся, описать способы решения подобных задач, определить отличительные признаки задач на движение, предложить варианты более эффективного способа объяснения темы, подготовить проект и защитить его. Работа с кейсом данного типа проходит успешнее в малых группах. При изучении темы «Методика преподавания текстовых задач на движение» студенты выполняют кейс по составлению методического пособия. При подготовке занятия преподавателем составляется несколько кейсов, в которых указывается вид движения, методик, наглядностей, оборудования на уроке, краткой записи, чертежа.
Метод кейс-стади можно совместить в применении с другими крeативными методиками, например, крeатив-бой. В качестве примера приведу итоговый урок по МДК 01.04 «Теоретические основы начального курса математики». Указанный урок является зачетным занятием, которое должно показать усвоение студентами методики преподавания математики в начальной школе. Для проведения урока можно использовать методику «креатив-бой», то есть интеллектуального командного соревнования, разделив группу на 2-3 команды. В качестве заданий в «Креатив-бое» в данном случае используются мини-кейсы, составленные с применением практических ситуаций фрагментов уроков по математике. При обучении кейс-методом формируются: аналитические навыки – умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию; практические навыки – использование на практике теоретических знаний, методов и принципов; творческие навыки – одной логикой, как правило, кейс-ситуацию не решить, очень важны творческий подход и генерация альтернативных решений; коммуникативные навыки – умение вести дискуссию, убеждать окружающих, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, составлять краткий убедительный отчет, использовать наглядный материал и мультимедиа средства; социальные навыки – оценка поведения людей, умение слушать, переживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение; самоанализ – несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего. Проблема внедрения кейс-метода в практику профессионального образования в настоящее время является весьма актуальной, что обусловлено развитием системы образования, его ориентации на формирование профессиональных компетенций студентов, развитие умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, умению перерабатывать огромные массивы информации.
Если говорить о данном методе как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Работа по кейс - технологии формирует у обучающихся УУД (универсальные учебные действия), такие как обретение первичного опыта работы с информацией самостоятельно; работать по алгоритму; самоконтроль и промежуточная диагностика; рефлексия.[1, с. 243-246]
Показателями работы по формированию профессиональных компетенций студентов на уроках с применением кейc-технoлoгии можно считать следующие: повышение уровня положительной мотивации к обучению; повышение интереса студентов к учебной дисциплине; понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса; достижение студентами учебных, личностных результатов, формирование профессиональных компетенций; рост уровня качества знаний и успеваемости студентов.
Вышеперечисленные показатели позволили увеличить уровень качества знаний, сформировать профессиональные компетенции студента.
Наибольшего эффекта можно достичь при разумном сочетании традиционных и инновационных технологий обучения, когда они взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Можно сказать, что кeйc метод направлен на формирование профессиональных компетенций студента, а также профессиональных компетенций преподавателя.
Список литературы:
1. Бухаркина М.Ю., Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. — М.: Академия, 2010. — 368 с.
2. Долгоруков А. М. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения [Электронный ресурс] / Долгоруков А. М. Лекции. Режим доступа: http://www.vshu.ru.
3. Устинова Т.Б., Кейс-технологии как условие активизации самостоятельной работы студентов колледжа, (Электронный ресурс):- festival.1september.ru/articles/512028/.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.