ГКОУ РО Шахтинская
специальная школа-интернат № 16,
учитель М.А.Тетерина
«Использование компетентностно-ориентированных заданий по математике в специальной (коррекционной) школе». Мастер – класс.
Современное образование выходит на более высокий технологический
уровень. Ведется поиск новых педагогических технологий, в том числе и в
специальной (коррекционной) школе, что связано с внедрением обучения и
воспитания на основе компетентностно-ориентированного подхода.
Одним из путей его реализации в образовании является использование в процессе
обучения компетентностно-ориентированных заданий. Такие задания, моделирующие жизненно-практическую
ситуацию позволяют школьникам с нарушениями интеллектуального развития
включиться в решение ситуационной задачи, базируясь на имеющихся знаниях и
жизненном опыте.
Данный подход позволяет школьникам овладеть комплексом знаний
и умений и успешно использовать их для решения конкретных жизненных
задач.
Выделяют следующую структуру компетентностно-ориентированных заданий.
Стимул в компетентностно-ориентированном задании выполняет несколько функций:
- мотивирует учащегося на выполнение задания;
- моделирует практическую, жизненную ситуацию;
- при необходимости может нести функцию источника информации.
Стимул должен: быть кратким (не более трёх предложений);
не отвлекать учащегося от содержания задания.
Задачная формулировка понимается однозначно:
- что делать и как делать;
- точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания. Она соответствует уровню интеллектуального развития, интересна обучающемуся, четко соотносится с модельным ответом, текст задания должен начинаться с глагола.
Источник информации содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания.
Инструмент проверки: модельный ответ - перечень вероятных верных и частично верных ответов для задания открытого типа с заданной структурой ответа; ключ - эталон результата выполнения учащимся задания закрытого типа; бланк наблюдения - способ детализации критериев оценки процесса деятельности учащегося по выполнению задания.
Примером компетентностно-ориентированных заданий могут быть создание кроссвордов по теме, таблиц, схем; выполнение проектов; подготовка доклада, выступления и т. п. В практике обучения общеобразовательных школ компетентностно-ориентированные задания часто используются в виде тестов открытого или закрытого типов. В заданиях открытого типа школьникам требуется самостоятельно сформулировать и записать ответ на поставленных вопрос. В заданиях закрытого типа — выбрать правильный ответ из предложенных, установить правильную последовательность событий, зачеркнуть неверный ответ и т. п. При разработке и использованию КОЗ на уроках математики в специальной (коррекционной) школе предпочтительнее использование заданий закрытого типа, т. к. обучающиеся с нарушениями интеллектуального развития испытывают значительные затруднения в формулировке и записи решения поставленной проблемы, аргументации своего ответа. При разработке заданий открытого типа, следует формулировать вопрос так, чтобы подразумевался односложный ответ, либо оказывать помощь школьникам в виде иллюстраций, слов для справок и т. п.
КОЗ «Соответствие»
Компетентность: информационная (обработка информации) самоорганизационная (компетентность разрешения проблем)
Стимул: возможность прочесть девиз урока.
Задание: установить соответствие между элементами правого и левого столбиков, соединив пример с соответствующим ответом.
Источник: выполненное д\з
Инструмент проверки: ключ (девиз урока) хочу всё знать
3 х 10 35 знать
21 : 3 7 всё
20 + 10 30 хочу
КОЗ «Верно - неверно»
Компетентность: разрешения проблем.
Стимул: проверить свои знания.
Задание: найти правильный ответ.
Источник: правило умножения целых чисел на круглые десятки.
Инструмент проверки: ключ (- или +)
У девочки 100 рублей. Что можно
купить на эти деньги?
2 пачки сока по 80 р.
Торт за 240 рублей
2 пачки печенья по 50 рублей
КОЗ «Сообрази!» Компетентность: самоорганизационная (компетентность разрешения проблем) коммуникативная (готовность к общению с другими людьми)
Стимул: самостоятельно придумать решение, соперничество.
Задание: решить задачу. Инструмент проверки: ключ
Раскопки и летописи свидетельствуют о том, что люди умели делать сыр еще во времена фараонов. Самому старому из дошедших до нас рецептов — 2000 лет.
Для изготовления 1 кг сыра требуется 10 литров молока. Сколько литров молока потребуется для изготовления 3кг сыра?
КОЗ «Магазин»
Компетентность: разрешение проблем.
Стимул: научиться расходовать карманные деньги.
Задание: совершить покупку на определённую сумму .
Инструмент проверки: количество истраченных денег не должно превышать заданную сумму.
КОЗ «Тесты закрытого типа».
Компетентность: разрешения проблем.
Стимул: проверить свои знания.
Задание: найти правильный ответ.
Источник: алгоритм решения задач на зависимость (цена, количество, стоимость).
Инструмент проверки: ключ.
Учащиеся 1 группы классификации по Певзнер выполняют все задания теста; учащиеся 2 группы выполняют 3 задания; учащиеся 3 группы выполняют 2 первых задания теста.
КОЗ ребусы, кроссворды.
Учащиеся с нарушениями интеллектуального развития проявляют интерес к разгадыванию ребусов и кроссвордов. Стимулом является желание получить больше жетонов за правильный ответ и стать победителем.
В предложенных вашему вниманию видеосюжетах продемонстрированы различные виды использования компетентностно-ориентированных заданий на уроках математики в 8 классе.
КОЗ «Рразмен денежных купюр». Формирует жизненно-важные компетенции использования денежных средств.
В данном видеосюжете ученица демонстрирует уровень сформированности навыка размена крупных мер стоимости более мелкими мерами.
С интересом и желанием учащиеся выполняют КОЗ представленные в игровой форме. Примером может служить дидактическая игра «Магазин». Используется рекламный буклет супермаркета с актуальными на данный период времени ценами. Начинать необходимо с простых заданий, таких как оплата одного товара подрасчёт.
Когда у обучающихся сформирован навык оплаты одного товара, можно постепенно усложнять задания по вычислению стоимости покупки из двух и более товаров. В ходе вычислений необходимо научить использовать калькулятор, так как у учащихся с нарушениями интеллектуального развития вычисления в уме практически недоступны. Формируются навыки решения жизненно-практических задач. Постепенно приходит осознание необходимости приобретения знаний для дальнейшей самостоятельной жизни в социуме.
КОЗ по ограничению стоимости покупки позволяет подготовить учащихся с нарушениями интеллектуального развития к возможной ситуации, в процессе оплаты стоимости покупки на кассе в магазине. Необходимо научить правильно сформулировать обращения к кассиру по ограничению стоимости своей покупки.
КОЗ «Стоп-тест» позволяет оперативно, и самостоятельно узнать правильный ответ и объективно оценить свои знания.
КОЗ «Определить срок годности продукта» формирует практические навыки по сохранению своего здоровья.
Таким образом, использование компетентностно-ориентированных заданий в процессе изучения математики в специальной (коррекционной) школе позволяет создавать условия для повышения мотивации обучения школьников, развития и формирования как предметных, так и ключевых компетентностей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.