В современном мире компьютер находит широчайшее применение во
всех сферах деятельности. Компьютеризация в значительной степени
преобразовала и процесс образования. Современный урок невозможен без
применения передовых педагогических и информационных технологий, что
делает образовательный процесс более интенсивным, повышает скорость
восприятия, понимания и усвоения объема знаний. Однако для разработки
уроков с применением компьютера, прежде всего сам преподаватель должен
хорошо знать компьютер, его функциональные возможности и области
применения.
Музыкальные компьютерные технологии представляют широкие
возможности в творческом процессе обучения музыки, как на
профессиональном, так и на уровне любительского творчества.
Применение музыкальных компьютерных технологий решают
некоторые педагогические и воспитательные задачи:
• Развитие навыков музыкально – творческой деятельности
• Развитие навыков обращения с компьютерной техникой
• Повышение интереса к получению музыкального образования
• Формирование у детей в условиях целенаправленной
практической деятельности психологических качеств личности,
способствующих достижению поставленной цели
• Углубление знаний о музыкальном искусстве, его истории,
закономерностях развития и выразительных средствах музыки
• Углубление знаний о современных компьютерных технологиях
• Расширение кругозора, воспитание музыкального и
художественного вкуса учащихся на основе демонстрационных
возможностей компьютера
• Включение учащихся в общественную жизнь школы через
выполнение ими общественно-полезных заданий по музыкальному
оформлению праздников, концертов, уроков по истории и теории музыки
Занятия на компьютере вызывают живой интерес у учеников и
превращают такой трудный и достаточно скучный предмет как сольфеджио в
занимательную учебную дисциплину с использованием привычных для
современного ученика форм обучения.
Существует множество программ, соединяющие сольфеджио и
компьютер. Условно их можно разделить на следующие группы:
1. Программы – тренажеры, направленные на развитие основных
видов слуха: гармонического, ритмического, мелодического и
ладотонального. Данные программы можно использовать как на уроке в
качестве демонстрирующего, обучающего или тестового материала, так и в
домашнем обучении. Программы позволяют легко и самостоятельно менять
параметры, задавать определенный уровень трудностей, темп и вид
упражнений, что дает возможность ориентироваться на индивидуальные
возможности и способности учащихся. Примерами таких программ
являются: EarMaster, Eartraining.
2. Обучающие программы типа «Музыкальный класс», «Матроскин
учит музыку», «Мурзилка ищет мелодию» где для различного возраста
учащихся можно прослушать объяснение основных музыкальных понятий и
тут же проверить свои знания в занимательных музыкальных играх
«Музыкальные кубики» - метроритмический диктант, ладоинтонационный
лабиринт «Крестики-нолики» и т.д..
3. Обучающие игры, типа «Щелкунчик» на музыку П.И.
Чайковского, «Алиса в стране чудес» на музыку Вивальди, «Волшебная
флейта» на музыку Моцарта. Чтобы победить, надо лишь внимательно
слушать и запоминать музыку, ловить ритм и успевать нажимать на клавиши.
Это прекрасно развивает не только музыкальный слух, ритм и память, но и
ловкость. В подобные музыкальные игры с большим удовольствием
вовлекаются и родители.
4. Нотные редакторы – Sibelius, Finale. Издательские возможности
компьютера позволяют с типографским качеством набирать и выводить на
бумагу нотный текст любой сложности, исчезает проблема почерка,
тиражирования нотной записи, исправления ошибок.
5. Мультимедийные музыкальные энциклопедии, которые не только
рассказывают и показывают, но и дают возможность услышать шедевры
мировой музыкальной классики, наглядно познакомиться с музыкальными
инструментами и их звучанием, музыкой разных эпох и направлений.
6. Применение интернет-ресурсов.
Таким образом, интегрирование мультимедийных технологий и
традиционных форм и методов обучения порождает появление новых форм и
методов, призванные реализовать идеи личностно-ориентированного
обучения, повышения эффективности и качества учебно-образовательного и
учебно-воспитательного процесса.
Применение информационных технологий открывает огромные
возможности для творческой деятельности как обучаемых, так и
преподавателей, инициирует процессы развития наглядно-образного и
теоретического мышления, благоприятно влияет на развитие творческого и
интеллектуального потенциала учащихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.