Использование контекстных задач на уроках географии

  • ppt
  • 06.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Контекстные задачи по географии.ppt

КОНТЕКСТНЫЕ ЗАДАЧИ
КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Бокач Светлана Николаевна
учитель географии

Витя Перестукин

Буратино

Боря Лейкин

Вовка

Петя Зубов, Вася Зайцев и Наденька Соколова

Как заинтересовать детей в образовательном процессе и при этом продолжить расширять их знания по предмету?

Как помочь им получить навыки практической деятельности и дать почувствовать последствия своих собственных действий и решений на практике?

Сегодня более актуальными являются не знания, предлагаемые учащимся в готовом виде, а обладание способами действий по их нахождению и применению.

Контекстное обучение помогает развивать все эти навыки через игру, обучать через действие и применять метод познания без практики. Эту модель разработал доктор педагогических наук, психолог Андрей Вербицкий в 1991 году.

КОНТЕКСТНАЯ ЗАДАЧА —
это задача мотивационного характера, в условии которой описана конкретная жизненная ситуация, коррелирующая с имеющимся социокультурным опытом учащихся

Требованием или искомым задачи является актуализация этого опыта с целью анализа, осмысления и объяснения данной ситуации или для выбора способа действия в ней. А результатом ее решения становится встреча с учебной проблемой, то есть осознание неполноты, недостаточности своих знаний и одновременно с этим — понимание их ценности для эффективной дальнейшей деятельности.

СТРУКТУРА КОНТЕКСТНОЙ ЗАДАЧИ

НАЗВАНИЕ
(яркое, запоминающее, привлекающее внимание)

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ
(в виде сюжета, ситуации или проблемы знакомой по повседневной жизни)

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ
(содержит информацию, необходимую для выполнения заданий)

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ
(по уровням сложности)

БЛАНК ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ
(по необходимости)

СТРУКТУРА КОНТЕКСТНОЙ ЗАДАЧИ

НАЗВАНИЕ
(яркое, запоминающее, привлекающее внимание)

«Куда девался кот?»
«Испорченный отдых»
«Как Игорь и Кристи набедокурили в Беларуси»
«Австралия - страна наоборот!»
«Памятка туриста»
«Заметки путешественника»
«Как выжить в пустыне?»
«Стихийные природные явления»
«Я бы в медики пошел…»

СТРУКТУРА КОНТЕКСТНОЙ ЗАДАЧИ

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ
(в виде сюжета, ситуации или проблемы знакомой по повседневной жизни)

По наиболее ярко выраженному контексту (условию задачи), используемые на уроках задачи, можно разделить на четыре типа:
 географические;
 туристско-краеведческие;
 исследовательские;
 экологические.

Типы задач по наиболее ярко выраженному контексту (условию задачи)

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ (контекст)
(в виде сюжета, ситуации или проблемы знакомой по повседневной жизни)

6-7 класс

8-9 класс

10-11 класс

Географические
(предметные)

Туристско-краеведческие, исследовательские

Исследовательские, экологические

СТРУКТУРА КОНТЕКСТНОЙ ЗАДАЧИ

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ
(в виде сюжета, ситуации или проблемы знакомой по повседневной жизни)

Цены на путевки на пляжные курорты стран Восточной и Юго-Восточной Азии в летние месяцы значительно ниже, чем в зимние. И этим летом семья Василия собралась отдохнуть в Китае. Правильно ли семья мальчика выбрала место для отдыха?

Готовясь к путешествию по разным континентам, турист обнаружил архивные материалы наблюдений, проводившихся на метеостанциях разных материков в городах Ситка, Джакарта, Алис-Спрингс, Бразилиа, Алжир. Однако из-за небрежности архивариуса некоторая информация из папок была утеряна. Помогите туристу лучше подготовиться к путешествию, взять необходимые в дорогу вещи, восстановите информацию

В настоящее время имеется множество туристических фирм. Все они имеют разные названия, предлагают людям различные варианты отдыха, разнообразные туристические маршруты по странам и континентам. Вы группы работников туристических агентств. Ваша задача - организовать экскурсионные туры по Беларуси. Вам необходимо убедить покупателя туруслуг в том, что отдых в пределах своей страны – наиболее рациональный способ проведения отпуска.

В этом году вы заканчиваете школу. Перед вами стоит проблема выбора будущей профессии. Представьте, что вы решили связать свою жизнь с медициной. Мама советует выбрать специализацию педиатр, а бабушка предлагает рассмотреть специализацию врача – геронтолога. Какую специализацию выбрать?

Человечество наносит непоправимый вред окружающей природной среде. В последнее время проскальзывают сведения и о том, что после выпадения осадков в виде дождя, листья здоровых деревьев покрылись непонятными пятнами, а в худших случаях – вовсе отпали. Это реальная угроза для жизни человечества и существования планеты Земля?!

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ
(содержит информацию, необходимую для выполнения заданий)

6-7 класс

8-9 класс

10-11 класс

Текст, рисунки и картографические источники

Текст, графики, статистические данные, схемы

Диаграммы, карты, инфографика, схемы, видеоконтент

СТРУКТУРА КОНТЕКСТНОЙ ЗАДАЧИ

СТРУКТУРА КОНТЕКСТНОЙ ЗАДАЧИ

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ
(содержит информацию, необходимую для выполнения заданий)

СТРУКТУРА КОНТЕКСТНОЙ ЗАДАЧИ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ
(по уровням сложности)

ТАКСОНОМИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ БЛУМА (ГЛАГОЛЫ ДЕЙСТВИЙ)

Человечество наносит непоправимый вред окружающей природной среде. В последнее время проскальзывают сведения и о том, что после выпадения осадков в виде дождя, листья здоровых деревьев покрылись непонятными пятнами, а в худших случаях – вовсе отпали. Это реальная угроза для жизни человечества и существования планеты Земля?!

«Знание». О каком явлении идет речь?
«Понимание». Определите причины образования кислотного дождя и последствия проявления этого явления для природы и человечества.
«Применение». По данным текста постройте диаграмму «Источники серы в атмосфере».
«Анализ». Сравните поступление серы в атмосферу из природных и антропогенных источников.
«Синтез». Предложите систему мер по решению этой проблемы.

СТРУКТУРА КОНТЕКСТНОЙ ЗАДАЧИ

БЛАНК ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ
(по необходимости)

АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ КОНТЕКСТНЫХ ЗАДАЧ

Выбрать тему учебной программы по учебному предмету «География»

Определить знания и умения, которые нужно формировать при изучении данной тем

Подумать о личностной значимости знаний, которые приобретут ученики на предстоящем уроке

Сформулировать условие контекстной задачи в виде сюжета, ситуации или проблемы, знакомой из повседневной жизни, придумать название

Определить виды дополнительной информации: тексты, рисунки, таблицы, диаграммы, графики, схемы, статистические данные, видеоконтент

Разработать задания для работы с информацией (по уровням сложности: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка).

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНТЕКСТНЫХ ЗАДАЧ

В начале урока изучения нового материала, где контекст задачи мотивирует учащихся на активную познавательную деятельность.

Контекстные задачи также можно использовать, например, на уроках закрепления и применения знаний и умений.


Контекстные задачи, предложенные для домашнего решения, выполняет, как правило, намного большее количество учащихся класса, чем традиционные задания.

«SWOT-анализ»





Повышает интерес к предмету.
Обеспечивает формирование и развитие личностных, предметных и метапредметных компетенций.
Развивает критическое мышление и аналитические навыки.
Укрепляет междисциплинарные связи.
Способствует формированию функциональной грамотности.





Требуют значительной подготовки учителя.
Не всегда подходят для слабых учеников.
Ограниченное время на уроке.
Возможны трудности с оцениванием.




Использование цифровых технологий.
Внедрение проектного обучения.
Участие в конкурсах и олимпиадах.
Повышение географической грамотности.



Недостаток ресурсов.
Низкий уровень подготовки учителей.
Трудности с адаптацией к разным уровням классов.


ГДЕ ВЗЯТЬ ЗАДАЧИ?

«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением».
Немецкий педагог Альфред Дистервег

То, что я хочу познать - это яблоня,
То, что я познаю – это ветвь яблони,
То, что я передам ученику – это яблоко,
То, что он возьмет от меня - это семечко.
Но из семечка может вырасти яблоня!