ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННЫХ И ИННОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАМКАХ ФГОС НОО С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ СЛУХА Р. И. Моисеева, И.Г. Коврова

  • docx
  • 03.11.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Моисеева Статья Использование коррекционных.docx

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННЫХ И ИННОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАМКАХ ФГОС НОО С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ СЛУХА

 

Р. И. Моисеева, И.Г. Коврова

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха» (Томск, Россия)

rimoiseeva@list.ru         kowrovai@yandex.ru

 

Аннотация: в статье сообщается информация, представляющая опыт использования коррекционных технологий в сочетании с инновационными. В процессе применении и слияния технологий происходит развитие творческого потенциала ученика с нарушениями слуха, повышается мотивация к овладению словесной речью – вторичным нарушением, улучшаются произносительные навыки, расширяется его кругозор. Главная трудность работы с детьми с нарушениями слуха – это нарушение коммуникативных связей в социуме. Этим детям необходима ранняя реабилитация, ведь чем быстрее начат процесс коррекционного воспитания и образования, тем выше интеграционные возможности детей, в этом и заключается первостепенная цель.

Ключевые понятия: слух, речь, обучение, компьютерные технологии, деятельность, процесс, развитие.

Resume: The article reports information representing the experience of using corrective technologies in combination with innovative ones. In the process of technology application and fusion, the creative potential of a student with hearing impairments develops, motivation for mastering verbal speech - a secondary disturbance increases, pronunciation skills improve, his horizons expand. The main difficulty in working with children with hearing impairments is a violation of communication in society. These children need early rehabilitation, because the faster the process of corrective upbringing and education begins, the higher the integration capabilities of children, this is the primary goal.

Key concepts: hearing, speech, training, computer technology, activity, process, development.

 

В России с каждым годом увеличивается количество детей-инвалидов, в том числе детей с врождённой или приобретённой в младенчестве сенсоневральной тугоухостью. Проблема в том, что речевое развитие теснейшим образом связано со слухом, и от этих двух факторов зависит также и интеллектуальное развитие ребёнка. Процесс организации жизнедеятельности детей с нарушениями слуховой функции в современных социокультурных условиях указывает на необходимость модернизации содержания образования в школе-интернате I и II вида. Теоретико-методологическая основа коррекционно-развивающего обучения глухих и слабослышащих детей была разработана и предложена Р.М. Боскис, Ф.Ф. Рау, С.А. Зыковым. Коррекционные методики по овладению детьми с нарушениями слуха речью разработаны Т.Г. Богдановой, А.Г. Зикеевым, Г.Л. Зайцевой, Т.С. Зыковой, К.Г. Коровиным, Е.Г. Речицкой, Т.В. Розановой, Л.И. Тиграновой.

Обучение учащихся с особенностями в развитии происходит за счёт сохранных анализаторов и специальной коррекционной работы, проводимой учителями-дефектологами, учителями-предметниками, логопедами, воспитателями. В процессе усвоения знаний обучение детей с нарушениями слуха организуется без принуждения. Оно основано на интересе, успехе и доверии. Одновременно происходит подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия любого материала. Использование какого-либо методического пособия, содержащего дактильно-знаковые формы для зрительного восприятия, системы упражнений, направленных на развитие, закрепление и уточнение приёмов дактилирования, упражнений, направленных на раскрытие значений слов, накопления словаря, предполагает обучение ребёнка дактильной речи.

Нарушения слуха, как правило, приводят к речевым нарушениям, что в свою очередь оказывает отрицательное влияние на интеллектуальное развитие. Степень понятности речи глухого и слабослышащего ученика зависит не только от правильного произношения всех звуков, соблюдения ударения в словах, расстановки речевых пауз, но и от соблюдения орфоэпических норм. Изучения орфоэпических норм является важным разделом работы над произношением, которая осуществляется на уроках-занятиях развития слухового восприятия (РВС) и формирования произношения (ФП). Компенсирующие элементы реабилитационного пространства содержат в первую очередь:

·  принятие ребёнка таким, какой он есть, любовь к ребёнку;

·  забота о нём, проявление душевного тепла, понимание детских трудностей;

·  устранение жизненных проблем и оказание необходимой помощи;

·  обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой).

В процессе обучения используются основные группы технологий:

·  объяснительно-иллюстративные;

·  личностно-ориентированные (разноуровневое обучение, коллективное взаимообучение, модульное обучение);

·  развивающие;

·  коррекционные.

Объяснительно иллюстративная – традиционная технология, предусматривает трансляцию готового учебного материала в форме монолога учителя, что способствует возникновению проблем, где ученик играет пассивную роль, сводящуюся к соблюдению тишины и строгому выполнению учебных действий в принудительном режиме.

Личностно-ориентированные технологии позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным способностям школьника, в определённой степени решают проблемы учебной мотивации, а также создают творческую атмосферу в детском коллективе. В школе-интернате организация обучения проходит с опорой на интерес, при этом обязательно создаётся ситуация успеха в коллективе.

Модульное обучение предполагает определённую дозу помощи со стороны педагога, переводящего обучение на индивидуальную работу с отдельными учащимися, изменяющего формы общения с учениками.

Применение развивающих технологий в обучении используется не столько для запоминания и усвоения детьми учебного материала, сколько для создания собственного творческого продукта.

Коррекционные технологии способствуют процессу овладения знаниями основ речевой деятельности, формирования речи – коррекции вторичных нарушений, выработку умения вербально общаться, применять речевые знания на практике. Специальные коррекционные методики в работе с детьми дают мощный толчок к развитию самостоятельной письменной и устной речи как важному средству коммуникации.

Использование только технологий компенсирующего обучения, где предусмотрены диагностико-коррекционные программы, с помощью которых педагог выявляет и корректирует дефекты развития, в школе-интернате для детей с нарушениями слуха и речи не способствует комплексной реабилитации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Для создания эффективных условий обучения и воспитания детей с нарушениями сенсорной сферы (нарушениями слуха) необходимо применять инновационно-образовательные технологии. В утвердительной форме можно заявить, что в настоящее время компьютер занял прочные позиции практически во всех областях науки, образования, производства. Любой учитель, дефектолог, логопед владеет компьютерными технологиями, а при направляющей деятельности вышеозначенных специалистов каждый школьник может использовать компьютерные программы для получения информации разного характера.

Теоретические положения по применению компьютерных технологий в практике специального обучения и применение специализированных компьютерных программно-методических комплексов были разработаны Е.Л. Гончаровой, Т.К. Королевской, О.И. Кукушкиной и др.

В процессе планирования урочной и внеурочной деятельности в компьютерном классе в обязательном порядке учитываются рекомендации вышеозначенных специалистов.

1.    Деятельность обучающихся в компьютерном классе – естественный элемент курса обучения, содержание и задачи которого тесно связаны.

2.    Решение учебных и коррекционных задач на основе компьютерных технологий легко встраивается в систему обучения.

3.    Компьютерные технологии (КТ) определяют первоочередную коррекционную задачу – развитие ребёнка.

4.    Использование КТ не противоречит и не вносит изменения в соотношении средств коммуникации, используемой в системе обучения данной категории детей (т.е. используются устная, устно-дактильная и письменная формы речи).

В рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), современные требования к урокам, в особенности к занятиям по РСВ и ФП предусматривают обязательное применение компьютерных, инновационных технологий, которые служат мотивацией для лучшего усвоения и закрепления навыков произносительной стороны речи и социальной адаптации слабослышащих дошкольников и младших школьников. КТ на уроках, на занятиях по РСВ и ФП в школе-интернате дают пошаговое развитие, поскольку учитывают уровень слуха и речи каждого особенного ребёнка. На данном этапе не служат развлечением, а являются инструментом развития и образования.

Во-первых, КТ формируют учащихся элементарные навыки работы с компьютером.

Во-вторых, использование компьютерных программ в качестве мотивации для закрепления навыков произносительной стороны речи школьников с нарушениями слуха.

В-третьих, применение КТ для предъявления младшим школьникам наглядного материала в виде картинок, слайдов и презентаций.

В-четвёртых, пользование клавиатурой и мышью развивает мелкую моторику, зрительную память, реакцию движений.

В-пятых, КТ обеспечивают принцип доступности предлагаемого учебного материала и личностный индивидуально-дифференцированный подход.

В-шестых, нестандартные методы интеграционного характера, реализация инновационных методов позволяют использовать адаптированный материал с учётом структуры нарушения слуха учащихся.

В целом, использование инновационно-образовательных технологий обеспечивают не только личностную ориентированность, а также дифференциацию и индивидуализацию процесса обучения в начальных классах. Дети знакомятся с азами компьютерной грамотности, приобретают первоначальные навыки работы на компьютере и с текстовым редактором Microsoft Word.

При этом можно говорить о педагогическом результате, связанном с формированием речевого и умственного навыка собственной деятельности. Цвет, графика, звук современных средств видеотехники формируют и моделируют смысловые компоненты речи дошкольников и младших школьников: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления. Соблюдаются здоровьесберегающие технологии, санитарно-гигиенические требования к занятиям в компьютерном классе для дошкольников 5-10 минут, для учащихся начальных классов 10-15 минут; чередование видов работ с различной зрительной нагрузкой; динамические активные паузы для снятия напряжения глаз, для кистей рук, мышц спины.

Таким образом, использование коррекционных технологий в сочетании с инновационными в образовательном учреждении создаёт мотивацию для:

·  стимулирования способности использовать полученные навыки и умения при работе с компьютером;

·  переработки полученной информации и использовании её в практических целях;

·  готовности к участию в коррекционно-компенсаторной работе, в том числе на занятиях по РСВ и ФП;

·  активизации речевой активности, мотивации к обучению, успешной социализации.

Совместная деятельность педагога и ребёнка принимает новые формы: выстраиваются многообразные рабочие отношения, осваивается продуктивный характер деятельности в процессе взаимодействия, перестраивается содержание работы, меняются методы и приёмы в учебной деятельности, совершенствуется организация учебного процесса.

Моисеева Раиса Ивановна – автор, учитель индивидуальной работы (сурдопедагог), ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха» начальная школа, Лауреат премии Томской области 2016 г. rimoiseeva@list.ru

Коврова Ирина Геннадьевна – соавтор, учитель дефектолог, ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха» дошкольное отделение, Лауреат премии Томской области 2017 г. kowrovai@yandex.ru

Литература

1.        Выготский Л.С. К психологии и педагогике детской дефективности.//Проблемы дефектологии. М.: Просвещение. 1995. С 19-40.

2.        Зайцева Г.Л. Современные научные подходы к образованию детей с недостатками слуха: основные идеи и перспективы. Дефектология, 1995, № 3.

3.        Кукушкина О.И. Организация использования компьютерной техники в специальной школе // Дефектология.-1994.-№6.-С.59-62.

4.        Малофеев Н.Н. Реабилитация средствами образования: Социокультурный анализ современных тенденций // Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования //Под ред. В.И. Слободчикова. М., 1996.

5.        Речицкая Е.Г. Личностно-ориентированный подход в современной сурдопедагогике //Вопросы сурдопедагогики: история и современность. Межвузовский сборник научно-методических трудов. М., 2001. С. 47-64.


 

6.        Скачано с www.znanio.ru