Использование краеведческого материала на уроках географии.
Оценка 5

Использование краеведческого материала на уроках географии.

Оценка 5
docx
25.03.2021
Использование краеведческого материала на уроках географии.
Использование краеведческого материала на уроках географии.docx

 

Использование краеведческого материала на уроках географии.

Для преподавателей географии краеведение приобретает огромное значение потому что, занимаясь им, они глубоко познают особенности природных условий, населения и хозяйства данной местности и имеют возможность дать учащимся отчетливое и всестороннее представление о ней.

Использование краеведческого материала позволяет теснее связать воспитание и образование молодежи с практикой повседневного труда, с жизнью местного населения.

На примерах знакомых фактов, касающихся окружающей природы и хозяйства, учащиеся практически, наглядно знакомятся с важнейшими географическими       понятиями

Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися в учебно-воспитательных целях определенной территории - своего края, под руководством учителя. При этом выполняются две задачи:

1) всестороннее изучение своего края и накопление краеведческого материла;

2) использование этого материала в преподавании географии.

Краеведческий принцип предполагает использование таких знаний, которые непосредственно получены при изучении своей местности.

Существующая программа предусматривает изучение рельефа, вод, климата, почв,растительности, животного мира, населения, с рассмотрением его быта и хозяйственной деятельности.

Цели, задачи, содержание, как и время, отводимое на изучение своей местности, четко отражены в программе школьного курса. Однако, место и дидактические цели изучения географии своего края ; степень интеграции его содержания с содержанием основного курса и число часов на изучение разделов еще не достаточно определены.

Опыт показывает, что обучение географии родного края должно быть глубоко увязано с содержанием основного курса географии России .

Программа указывает на то, что при изучении каждого основного компонента природы, населения и экономики страны необходимо использовать краеведческий принцип.

Краеведческая основа обучения дает возможность выполнить две важные дидактические функции:

а) опираясь на изученные географические объекты и явления, характерные для своего края конкретизировать и углублять содержание изучаемых тем о природе, населении и экономике России;

б) дать учащимся возможность при изучении почти всех тем из общих обзоров природы, населения и экономики России получить стройную систему знаний о географии своей области.

Использование краеведческого принципа помогает школьникам лучше понять особенности окружающей природы и хозяйственной деятельности населения и уяснить, что своя область - это органическая и неотъемлемая часть всей России.

Существуют различные формы изучения своего края. Это программные учебные занятия, экскурсии ,практические работы на местности (съемки территории, метеорологические и гидрологические наблюдения, почвенные исследования, экономико и эколого-географическое изучение местных предприятий и т.д.), туристские походы, краеведческие кружки и др.

Успех краеведческого изучения своей местности в школе зависит от того, насколько подготовлен к этой работе учитель. В частности важно обладать умениями, пользоваться методами географического исследования:

1. литературным;

2. картографическим;

3. статистическим;

4. методом полевых наблюдений.

Картографический метод связан с изучением имеющихся карт данной местности (использование ведомственных картографических материалов).Этот метод предполагает так же составление картосхем, на которые наносят результаты исследований. Могут быть составлены картодиаграммы и картограммы, на которых отображены данные о размещении сельского хозяйства - посевы наиболее характерных для изучаемого района с/х. культур, ведущие отрасли животноводства. Составление картограмм и картодиаграмм способствует не только укреплению графических навыков, но и созданию новых наглядных пособий по географии своего края.

Статистический метод заключается в отборе количественных показателей и их обработке,особенно, при изучении климата, населения и хозяйства республики.

Использование этого метода способствует укреплению умений обобщать и анализировать цифровые показатели и делать необходимые выводы,с последующей их демонстрацией в виде графиков.Например: динамика роста численности населения,сельскохозяйственной и промышленной продукции и др.

Метод полевых исследований дает возможность развивать творческую изыскательную деятельность непосредственно в природе. При организации полевых исследований необходимо определить границы территории, которая будет изучаться, выделить основные объекты и время на их исследование. Составить план для изучения этих объектов.

Из выше сказанного следует, что краеведческий принцип, если им оперировать умело, является важной частью учебно-воспитательного процесса.

Из опыта работы.

Организуя изучение родного края с небольшим уголком окрестностей земли позволит детям более сознательно отнестись к географии всей страны и, кроме того, сделать их любовь к Родине более живой и непосредственной.

Я  всегда пользуюсь методом сравнительного анализа. При этом наряду с общими свойствами особо выделяю наиболее четко просматривающиеся специфические черты, природы своей области. Эта местная особенность природных компонентов и их территориальных сочетаний определяет своеобразие хозяйственного развития и проблемы рационального использования природных ресурсов Ростовской области.

После длительной хозяйственной деятельности человека природные ландшафты значительно изменились, превратившись в антропогенные(возделываемые поля, сады, огороды, сенокосы,пастбища, города, территориально-рекреационные системы).

Антропогенные ландшафты характеризуются высокой и стабильной

продуктивностью. Они служат основным местом жительства и труда населения республики. Но, к сожалению, на них же больше всего следов разрушений (овраги, карьеры, сбитые пастбища, обмелевшие реки). Говоря о них, указываю не необходимость проведения природоохранных мероприятий.

Знание особенностей природы своей территории,закономерностей ее развития и использование этих знаний на уроках физической и экономической географии я считаю одной из своих основных задач в преподавании предмета.

Накапливая  опыт ведения уроков, с применением конкретного материла из окружающей природы. Мною выработана система ведения таких уроков с 6-го по 9 класс.

Так, уроки географии в 6-м классе по темам"Рельеф", "Горы суши" всегда проходят с обязательным использованием местного материла.Приведу в качестве примера несколько фрагментов,которые станут подтверждением выше сказанного.

Фрагмент из урока по теме "Рельеф".

- Я даю понятие рельефа, объясняю, какие силы влияют на его формирование. Знакомлю учащихся с основными формами рельефа. Затем подвожу их к мысли о рельефе своей местности.

- Ребята, давайте подумаем, какой рельеф характерен для нашей местности?

- Горный или равнинный?

- Какие силы повлияли на формирование рельефа нашей местности?

- Повлияли внутренние и внешние силы.

После того, как я добиваюсь у учащихся удовлетворительного ответа на поставленные вопросы, рассказываю о рельефе нашей области ,подчеркиваю его разнообразие по территории  и идя от общего к частному, стараюсь составить представление о рельефе верхнедонского  района.

Фрагмент рассказа.

- Внутренние силы создают крупные формы рельефа как горы и обширные равнины, а внешние силы,воздействуя на них, разрушают только что созданные формы рельефа. Солнце, вода, растения,ветер, живые организмы вызывают процесс выветривания. В окрестностях можно увидеть много следов разрушения целостности песчанных  массивов в результате выветривания. В практике своей работы я заметила, что учащимся очень интересны темы, которые по содержанию близки им в силу того, что сами живут в данной местности.

В рабочих тетрадях учащиеся записывают названия самых высоких и низких мест области.

Местный материал можно использовать и при изучении темы "Воды суши". Уроки по темам "Подземные воды" и "Реки" целесообразно проводить, опираясь на местный материал.

Наш район расположен на левом берегу Дона.  Здесь можно наблюдать выходы подземных вод. Поскольку наша школа находится недалеко от реки, в 5-ти минутах ходьбы, урок по теме "Подземные воды" я провожу у реки, где на берегу можно увидеть выходы подземных вод.

Фрагмент из урока по теме “Подземные воды”.

Я объясняю, что породы различаются по их способности пропускать воду. Те породы, которые легко пропускают воду, называются водопроницаемыми.Тут же выясняем, через какие породы просочилась вода.

Учащиеся отмечают, что вода прошла через песок,галечник, гравий, а глина не пропускает воду – это водоупорный слой.

Я обращаю внимание учащихся на то, что выше слоя глины лежит слой, насыщенный водой или водоносный слой. Здесь же ученики узнают о том, что вода,находящаяся в водоносном слое, не прикрытом сверху водоупорными породами, называется грунтовой.

На этом уроке учащиеся наглядно наблюдают изучаемые природные явления и объекты, что способствует овладению более глубокими и прочными знаниями.

Далее я поделюсь опытом проведения урока по теме "Реки".

Я даю понятия реки, что называется речной долиной, истоком, устьем и речное системой. Затем следуют понятия бассейна реки и водораздела.

Применение местного материала уместно при разборе третьего подпункта параграфа - реки горные и равнинные. Если позволяет погода, урок чаще всего провожу на берегу реки.Учащиеся определяют характер течения реки, скорость, глубину и ширину реки в месте наблюдения.

Краеведческий принцип уместно использовать в тех классах, где изучается география России. В 8кл. после завершения изучения темы "Природные комплексы" я провожу практическую работу“Природный комплекс в руке”.

Фрагмент урока.

Урок я начинаю со вступления:

- Рука является символом человека - она может создавать и разрушать природные комплексы.

Практическую работу начинаем с того, что каждый ученик в своей тетради обводит карандашом свою левую руку, каждый палец - соответствует одному компоненту природы. От центра ладони к каждому компоненту природы проводится луч. Ниже точки,где все лучи сходятся, подписывается - Охрана ПК.Затем проводим стрелку к основанию ладони и пишем "человек". Это символизирует, что в руках человека судьба природного комплекса.

Далее практическая работа посвящена изучению ПК своей местности.

В 9 классе изучается экономическая география России. Наряду с темами, изучаемыми по общему курсу экономической географии России, я провожу органическую связь с конкретным местным материалом. На этих уроках я даю характеристику развития хозяйстваобласти , раскрываю особенности природно-ресурсной базы, какие межотраслевые комплексы получили развитие на территории РО.

Фрагмент из урока по теме “Комплекс отраслей по производству конструкционных материалов”.

Я рассказываю о составе данного комплекса,какие отрасли туда входят, какова структура комплекса. Привожу пример предприятия из комплекса отраслей производящих конструкционные материалы. В тетрадях учащиеся записывают характеристику завода как промышленного предприятия. На уроке мы разбираем это предприятие по вопросам: - ЭГП предприятия.

- Какова продукция завода?

- Что является сырьем для производства этой продукции?

- Куда поставляется продукция завода?

- Есть ли местные потребители данной продукции?

- Экологическая оценка предприятия.

Такое ведение урока способствует лучшему восприятию изучаемой темы.

Из сказанного видно, что почти все уроки и физической и экономической географии можно проводить с упором на конкретный краеведческий материал.

 

 

 


 

Использование краеведческого материала на уроках географии

Использование краеведческого материала на уроках географии

Использование краеведческого принципа помогает школьникам лучше понять особенности окружающей природы и хозяйственной деятельности населения и уяснить, что своя область - это органическая и неотъемлемая часть…

Использование краеведческого принципа помогает школьникам лучше понять особенности окружающей природы и хозяйственной деятельности населения и уяснить, что своя область - это органическая и неотъемлемая часть…

Из опыта работы. Организуя изучение родного края с небольшим уголком окрестностей земли позволит детям более сознательно отнестись к географии всей страны и, кроме того, сделать…

Из опыта работы. Организуя изучение родного края с небольшим уголком окрестностей земли позволит детям более сознательно отнестись к географии всей страны и, кроме того, сделать…

Фрагмент рассказа. - Внутренние силы создают крупные формы рельефа как горы и обширные равнины, а внешние силы,воздействуя на них, разрушают только что созданные формы рельефа

Фрагмент рассказа. - Внутренние силы создают крупные формы рельефа как горы и обширные равнины, а внешние силы,воздействуя на них, разрушают только что созданные формы рельефа

Краеведческий принцип уместно использовать в тех классах, где изучается география

Краеведческий принцип уместно использовать в тех классах, где изучается география
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2021