Использование метода проектов в практике учителя русского языка
Оценка 4.9

Использование метода проектов в практике учителя русского языка

Оценка 4.9
Педсоветы
doc
преподавание
09.12.2022
Использование метода проектов в практике учителя русского языка
Использование метода проектов в практике учителя русского языка Гринчук Евгении Ивановны.doc

Использование метода проектов в практике учителя русского языка Гринчук Евгении Ивановны

Работая на протяжении ряда лет над проблемой «Управление самостоятельной учебно-исследовательской деятельностью в свете личностно-ориентированного обучения», наш педагогический коллектив убедился в том, что причинами низкого качества знаний школьников среднего звена  являются: низкий уровень учебной мотивации, интеллектуальная пассивность. Поэтому значительные педагогические усилия необходимо направлять именно на мотивацию учащихся.  Наиболее эффективно ее можно осуществлять за счет целостной организации образовательного процесса, использования прогрессивных образовательных технологий и методов. Особую значимость при этом приобретает метод проектов, который позволяет школьникам овладеть умением построения цепочки: от идеи через цели, задачи, мозговой штурм до реализации и защиты своего проекта. Проектная деятельность основана, прежде всего, на развитии самостоятельности учащихся, гибкой организации процесса обучения. В результате полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности обучающихся, учитываются их индивидуальные интересы и способности, осваиваются не только конкретные поисковые действия, но и системный подход к решению различных, в том числе и сугубо житейских задач.

            В методе проектов привлекает его нацеленность на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, личностно и общественно значимый результат, атмосфера делового сотрудничества учителя и учащегося. В нем изменяются ролевые функции ученика и учителя.

            Принято считать, что проекты можно использовать только в дополнительном образовании, поскольку классно урочная система с ними не сочетается. Однако это не так.

            Мы покажем, как воплощается проективный метод на уроках русского языка.

            Проект «Сборник диктантов по орфографии» предлагается ученикам для индивидуального исполнения в качестве домашнего задания. В ходе реализации этого проекта у каждого ученика появляется набор словарных диктовок. Значимость и актуальность данной работы заключается в том, что учащиеся составляют словарные диктовки на те орфограммы, при написании которых испытывают затруднения. Презентация данных мини-проектов проходит во время урока на  этапе словарно-орфографической работы, где учащиеся не только выступают в роли учителя, проводя словарную работу, но и рассказывают о методах (наблюдение, анализ языкового материала, сравнение), которые использовали в работе над проектом.

            К повторительно-обобщающему  уроку, который проводится в форме праздника, на этапе предварительной подготовки учитель определяет тему (наречие), тип проекта (творческий), цели проекта (закрепить и обобщить полученные знания о наречии, создать условия для развития творческих способностей учащихся, фантазии, воображения, формировать коммуникативную компетентность, умение корректно высказываться). Отвечает на вопросы:

- Какие результаты можно ожидать?

- Сколько времени потребуется для выполнения проекта?

- Какие материалы потребуются для его реализации?

Далее помогает ученику выбрать задание при этом, обеспечивая самостоятельность школьников (каждый участник проекта получает распечатку).

Материалы к празднику Наречия

Домашнее задание. Знакомство с наречием.

а) Грамматическое сочинения

  • Как ты представляешь себе Наречие, его биографию и внешность.
  • О бедном наречии, имеющем только 1 морфологический признак.
  • История о том, как наречия захотели померяться силами и одолжили у Прилагательных для этого весы «Степени сравнений»
  • Гордое наречие, которое так любит отгораживаться дефисом от чужеродных корней.
  • О наречии, полюбившем Ь после шипящих.

б) Песенка Наречия

в) Внешность наречия

  • Герб наречия
  • Портрет наречия

Г) кроссворды.

На этапе самостоятельной деятельности консультирует, направляет, стимулирует творческую активность детей. Презентация урока- праздника по теме: «Наречие?» проводится на заключительном этапе. Далее идет  коллективное обсуждение. Этот проект можно считать итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается освоение учащимся определенного учебного материала. (Приложение 1)

            Развитию творческого потенциала детей способствуют проекты по созданию газеты. Такой проект предполагает соответствующее оформление результатов, но, как правило, не имеет детально проработанной структуры совместной работы участников. Она лишь намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, обусловленной этим жанром и принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае особенно важно договориться о планируемых результатах и форме представления.

 На первом этапе учитель формирует цели и задачи, идею проекта в соответствии с темой  («Пожарная безопасность», «Польза и вред мобильного телефона», «Семья» и т.д.), руководит аналитической работой учащихся. Ученики обсуждают, как может выглядеть газета, какие там могут быть рубрики. На этапе планирования распределяют обязанности. На этапе практической реализации корреспонденты работают над интервью, вопросниками, анкетами, авторы над произведениями в прозе и стихах, художники – над иллюстрациями к статьям  газете, делая первичные наброски. Работу продолжают дома. При промежуточном обсуждении вносятся необходимые изменения, проверяется орфография и пунктуация. Ответственный редактор отбирает лучшие материалы для публикации. Представление проекта проходит на уроке, информационной доске в школе, перед младшими школьниками (Приложение 2). Самооценка и взаимооценка работ участников проекта проводится с использованием  рабочей карты урока, вопросников (Приложение 3).

            Так как метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую – что предполагает владение определенными интеллектуальными умениями: анализа, синтеза, сопоставления, мысленного экспериментирования и пр., он может использоваться на разных этапах урока: при изучении нового материала, на этапе закрепления знаний, в качестве домашней работы. Конечно, в данном случае будут использоваться элементы проектной технологии. Так на уроке обобщающего повторения «Роль прилагательных в художественном тексте», исследуя тексты И.С. Тургенева, школьники создают суждение об изобразительных свойствах имен прилагательных, при выполнении лингвистического эксперимента по восстановлению стихотворения А. Белого «Зима» учащиеся получают оригинальные тексты. (Приложение 4)

            Интересно, что, по всей вероятности, состояние дорог зимой в нашем поселке оказывает сильное впечатление на воображение детей, один из учащихся (Дима Т.) использовал прилагательное машинные в строке: ломает хрупкие подвески,  имея в виду часть автомобиля.   

            На уроке изучения нового материала в 9 классе «Понятие о сложноподчиненном предложении. Подчинительные союзы и союзные слова» учащиеся после анализа предложений, работая в группах, составляют таблички «Основные признаки сложноподчиненного предложения». А в качестве домашнего задания индивидуально подбирают предложения из художественных произведений для графического диктанта, который будет использоваться на уроках на протяжении всего изучения сложноподчиненных предложений и при повторении. Оцениваться эти работы тоже будут по мере проведения данного вида работы. (Приложение 5)

            Первоначально темы проектной деятельности предлагались учителем. Тематика этих проектов касалась какого-либо теоретического вопроса школьной программы. А целью этой деятельности было углубление знаний по этому вопросу, дифференциация процесса обучения. В дальнейшем тематика проектов в основном стала предлагаться самими учащимися. Но это касается в большей мере информационных проектов («Польза и вред мобильных телефонов», «Нужна ли школьная форма», «Вред курения» ит.д.)

При работе над мини-проектами нами было замечено, что некоторые учащиеся, несмотря на то, что в группах работать им легче,  предпочитают  выполнять работу индивидуально (из опроса). Так как вроде бы в работе над проектом принимал участие каждый, но качество участия отличается, а при взаимооценке работы более успешные школьники,  выставляют отметки завышенные свом менее успешным товарищам, чтобы не обидеть, при этом понимая, что их вклад в работу больше. Но в данном случае отметка для слабоуспевающих учеников стимулирует стремление к развитию, хотя и не отражает реальных результатов уровня обученности.

            В классах, где я работаю,  среди учащихся в течение пяти последних лет нет неус­певающих по русскому языку и литературе. Процент качества колеблется за последние три года  от 60 % до 62 % - по русскому языку и от 56 % до 62% - по литературе. (Приложение 6)

Средний балл, полученный выпускниками 9 класса за выполнение экзаменационных работ по материалам Рособрнадзора в 2009 г., составил 3,5, «двоек» не было. Качество знаний составило 45,4 %. Подтвердили годовую отметку по русскому языку 73 % учащихся. Три года ученики 11 класса участвовали в эксперименте по сдаче итоговой аттестации в форме ЕГЭ. По русскому языку «двоек» не было, средний тестовый балл - 3,4.(Приложение 7)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Использование метода проектов в практике учителя русского языка

Использование метода проектов в практике учителя русского языка

Г) кроссворды. На этапе самостоятельной деятельности консультирует, направляет, стимулирует творческую активность детей

Г) кроссворды. На этапе самостоятельной деятельности консультирует, направляет, стимулирует творческую активность детей

Но в данном случае отметка для слабоуспевающих учеников стимулирует стремление к развитию, хотя и не отражает реальных результатов уровня обученности

Но в данном случае отметка для слабоуспевающих учеников стимулирует стремление к развитию, хотя и не отражает реальных результатов уровня обученности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.12.2022