Использование методики КТД в воспитании гражданского самосознания учащихся
Оценка 5

Использование методики КТД в воспитании гражданского самосознания учащихся

Оценка 5
Работа в классе
doc
воспитательная работа
11 кл
31.03.2021
Использование методики КТД в воспитании гражданского самосознания учащихся
С помощью каких методик и технологий можно развивать и воспитывать гражданское самосознание учащихся? Можно использовать новейшие технологии современности, а можно обратиться к старым, проверенным годами способам – методике И.П. Иванова «Коллективное Творческое Дело». М.И. Козлова, классный руководитель «со стажем», готова поделиться опытом использования методики КТД.
Козлова М.И., Методика КТД.doc

Использование методики КТД

в воспитании гражданского самосознания учащихся

С помощью каких методик и технологий можно развивать и воспитывать гражданское самосознание учащихся? Можно использовать новейшие технологии современности, а можно обратиться к старым, проверенным годами способам – методике И.П. Иванова «Коллективное Творческое Дело». М.И. Козлова, классный руководитель «со стажем», готова поделиться опытом использования методики КТД.

С момента появления методики коллективного творческого дела прошло уже более 50 лет. За это время она не потеряла своей актуальности и по-прежнему применяется во всех учебных заведениях страны. Создателем методики КТД является доктор педагогических наук, академик Российской академии образования, профессор ЛГПИ им. А.И. Герцена, лауреат премии имени Антона Макаренко Игорь Петрович Иванов.[1] Эта методика легла в основу целого молодёжного движения, став основой для творческих поисков педагогов и воспитанников.

Групповая деятельность является одной из форм работы учителя с учащимися и подразумевает создание коллектива, в котором она непосредственно и происходит. Понятие коллектив указывает на объединение людей, на существование между ними связующих отношений. «Коллектив - это контактная совокупность людей, основанная на следующих принципах: общая цель; общая деятельность; дисциплина; органы самоуправления; связь данного коллектива с обществом».[2] Коллектив выступает как важная форма организации воспитания, как мощный педагогический инструмент.

Развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив, что является одной из важнейших закономерностей воспитания. Осмысливая важность этой закономерности, следует иметь в виду два положения:

1) важной целью воспитания является формирование личности в духе коллективизма, развития у нее товарищеских черт и качеств. Указанная цель может быть достигнута только при условии, что личность будет воспитываться в хорошо организованном и здоровом в социальном и духовном отношениях коллективе.

2) воспитание не может быть ограничено лишь личным влиянием педагога на каждого воспитанника. Оно обязательно должно подкрепляться разносторонним влиянием коллектива, который не только обеспечивает свободу и защищенность личности, но и выступает как носитель здоровой морали и аккумулирует в себе богатство нравственных и художественно-эстетических отношений. Поэтому в процессе педагогической работы необходимо создавать здоровый и сплоченный воспитательный коллектив и умело использовать его для разностороннего развития личности. Без такого коллектива трудно рассчитывать на высокую эффективность воспитания.

В процессе групповой деятельности воспитатель ставит задачи перед учащимися, но делает это незаметно. Школьники как бы сами «открывают» их, вместе со взрослыми и под их руководством создают новый опыт, применяют ранее усвоенные знания и умения, приобретая новые. Основу, сущность этой методики составляет тесное сотрудничество, совместная деятельность всех членов коллектива - старших и младших, взрослых и детей, педагогов и школьников. При этом они сообща планируют, готовят, проводят и оценивают работу, отдавая свои знания, умения и навыки на общую пользу.[3]

         Для меня наиболее приемлемым являются коллективные творческие дела, или  КТД. К ним можно отнести подготовку и проведение часов поэзии и музыки, всевозможных КВНов, конкурсов, фестивалей, спартакиад. Я хочу рассказать о том, как КТД, которое я провела в 2016 году впервые с 7г классом (классный руководитель с 2013 по 2020 учебные годы), стало для нас традиционным. Речь идет о широкомасштабном проекте «Бессмертный полк», в котором мы создали свой Бессмертный полк родных учащихся 7г класса. Потом был 8г, 9г, 10а. Не смогли мы его провести в 11 классе, как планировали, в мае 2020 из-за пандемии.

Акция «Бессмертный полк» приобрела вселенский масштаб, затронула она и меня, и моих учеников. В 2016 году мы решили провести КТД «Бессмертный полк нашего класса». Я рассказывала об этом на страницах газеты «Школа» в июньском номере 2016 года.

9 мая 2016 года мы присоединились к «Бессмертному полку» нашего города. Приглашая учеников принять участие в шествии «Бессмертный полк», я хотела наглядно показать им, как относятся к памяти предков, к бессмертному подвигу нашего народа, к общим ценностям не только люди старшего возраста, но и молодежь. Идя в общем строю, ощущаешь себя частью своего народа, своей страны. Именно так можно воспитать в детях чувство патриотизма, гражданское самосознание.[4]

Все последующие до выпуска годы мы снова и снова готовились к КТД «Бессмертный полк нашего класса». Я заметила, что теперь большинство фотографий было оформлено с символикой «Бессмертного полка». Те ребята, которые ранее немногое знали о своем родственнике, теперь увереннее делились со всеми собранной информацией. Мы нашли специальные сайты «Найти солдата» - официальный сайт РПОО «Бессмертный полк», «ОБД Мемориал», сайт-архив «Списки участников Великой Отечественной войны». И было удивительно торжественно читать строки о родном человеке, который, может, и не знал, что «мы появились на свет». 9 мая 2017, 2018 и 2019 годов «Бессмертный полк нашего класса» вливался в ряды «Бессмертного полка нашего города».

2019 год стал для моего класса особенным: на базе 10а и 10б был сформирован сводный отряд для несения вахты Памяти на  Посту  №1  имени

дважды Героя СССР генерал-лейтенанта авиации В.Г. Рязанова у вечного огня Славы Нижегородского Кремля. Это событие, безусловно, повлияло на формирование гражданского самосознания моих учеников. Те, кто нес вахту памяти, находились в эпицентре события, к ним было приковано внимание многих людей. Другая группа ребят прошла традиционным маршрутом Бессмертного полка города к Парку Победы.

9 мая 2019 года впервые было организовано шествие Бессмертного полка жителей Ленинского района нашего города, где мы тоже принимали участие.

         К 75-летию Победы мы решили расширить границы КТД «Бессмертный полк нашего класса». Во-первых, это было связано с тем, что в 2019 – 2020 учебном году я была классным руководителем в двух классах – 11а и 5г. Если в 11 классе мы не стали изменять формат КТД, то в 5 классе мне пришлось создавать его «с нуля». Организация КТД началась осенью 2019, мы разработали и успешно реализовали несколько проектов, входящих в КТД. Это был несколько проектов.  Первый - «За Трудовую доблесть» - ученик 5г класса Коклюев Дмитрий занял II место в областном этапе конкурса и получил грамоту из рук губернатора Г.Никитина (награждение состоялось в ноябре 2020 года). Второй - «Читаем книги о войне» - созданные детьми аннотации и рисунки использовались в сборнике творческих работ учащихся школы, посвященном 75-летию Великой Победы.

А еще в конкурсе «Читаем с папой» Ягодины Екатерина и Валерий Николаевич заняли I место в городе.  Катя и ее папа исполнили стихотворение Анны Лагодич «Письмо папе на фронт» так проникновенно и выразительно, что слёзы стояли в глазах слушателей.

Особенно дорогим для каждого члена нашего коллектива стал проект «Бессмертный полк 5г класса», в котором приняли участие не только дети, но и родители. Мы мечтали выступить с презентацией проекта перед большой школьной аудиторией, но эпидемия внесла коррективы в наши планы. Очень  надеемся, что сможем воплотить его в этом году. Зато мы приняли участие в акции «Окна Победы» и виртуальный Бессмертный полк. Шорохова Ксения и Романова Анастасия стали победителями проекта «История семьи в истории Великой Отечественной войны» на муниципальном этапе конкурса и лауреатами (II и III места соответственно) на городском.

         Я считаю, что КТД «Бессмертный полк нашего класса» для моих нынешних учеников тоже станет традиционным. А так как и в этом учебном году я являюсь классным руководителем в двух классах, то оба они - 5а и 6г -  примут самое активное участие в этом КТД.

В 2020-2021 учебном году в 6г классе мы «запустили» проект «Бессмертный полк Героев Советского Союза, именами которых названы улицы Ленинского района». Наш проект является одним из звеньев общественного проекта Приволжского федерального округа «Герои Отечества» и исполнения законодательства по увековечению памяти защитников Отечества на территории Нижегородской области «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества».

Мы уже выпустили специальный номер школьной газеты «Паруса детства», где подробно рассказали о каждом из шести Героев СССР, именами которых названы улицы Ленинского района. Это Герои Советского Союза - Иван Петрович Попов, Анатолий Васильевич Самочкин, Сергей Иванович Сафронов, Виктор Константинович Чугунов, пионер Валя Котик. Шестая улица, носящая имя Героя СССР, - это улица космонавта Комарова Владимира Михайловича. Хотя деятельность космонавта Комарова не связана с историей Великой Отечественной войны, мы рассказываем и о его подвиге.  Также 6г класс участвует в проекте школьного радио «Овеянные славой имена живут в названьях улиц нашего района».

А вот в 5а классе в течение трех месяцев  мы реализовали КТД «Мы Класс». Участие в нем помогло познакомить и сплотить детей и родителей, объединив их общей идеей – представить наш класс как единое целое, где каждый ребенок уникален, талантлив в чем-либо, каждый – личность.

Мы познакомились и узнали друг о друге много интересного. К сожалению, мы не прошли в финал городского этапа конкурса – не хватило нескольких баллов, но мы не огорчаемся. Главным для нас стало познание и понимание друг друга. Если проект «Мы Класс» станет ежегодным, примем в нем участие и постараемся одержать победу.

Включение учащихся в организованную классным руководителем деятельность, в процессе которой развертываются многоплановые отношения, закрепляет формы общественного поведения, формирует потребность действовать в соответствии с нравственными образцами, выступающими в качестве мотивов, побуждающих деятельность и регулирующих взаимоотношения подростков. Такой подход к построению процесса формирования гражданского самосознания согласуется с методологической установкой классного руководителя, образовательного учреждения в целом на оценку роли общества и места растущего человека в становлении его личности. 

Выпускники 2020 года уже проявили себя, свою гражданскую позицию. Об этом свидетельствуют Благодарственное письмо ректората ПИМУ об успехах Гусевой Екатерины Дмитриевны в овладении общественными дисциплинами, направленное директору МБОУ «Школа №185» Диденко О.Н.;  получение гранта президента РФ в помощь одаренной молодежи Дворяниновым Алексеем Дмитриевичем, первокурсником РАМ им. Гнесиных; волонтерская работа в Школе вожатых Мининского университета Королевой Анастасии Романовны.

         Я горжусь своими учениками-выпускниками, их достижениями – ведь это значит, что я выбрала правильные формы и методы работы с детьми.

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru



[1] Иванов, И.П. Энциклопедия коллективного творческого дела. – М.: Просвещение, 1989, с. 274.

[2] Павлова, М.П. Педагогическая система А.С. Макаренко. М.: Всесоюзное учебно-педагогическое издательство Профтехиздат, 1963, с.183.

[3] Там же, с.201.

[4] Козлова, М.И. Мы помним, мы гордимся… «Школа» / Газета для педагогов. Издание Нижегородского института развития образования. - №12 (462) июнь, 2016.

Использование методики КТД в воспитании гражданского самосознания учащихся

Использование методики КТД в воспитании гражданского самосознания учащихся

Осмысливая важность этой закономерности, следует иметь в виду два положения: 1) важной целью воспитания является формирование личности в духе коллективизма, развития у нее товарищеских черт…

Осмысливая важность этой закономерности, следует иметь в виду два положения: 1) важной целью воспитания является формирование личности в духе коллективизма, развития у нее товарищеских черт…

Речь идет о широкомасштабном проекте «Бессмертный полк», в котором мы создали свой

Речь идет о широкомасштабном проекте «Бессмертный полк», в котором мы создали свой

Памяти на Посту №1 имени дважды

Памяти на Посту №1 имени дважды

Очень надеемся, что сможем воплотить его в этом году

Очень надеемся, что сможем воплотить его в этом году

Мы познакомились и узнали друг о друге много интересного

Мы познакомились и узнали друг о друге много интересного
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2021