«Использование методов и приемов
организации образовательной деятельности в ДОУ»
Воспитатель: Ершова О.А.
г. Юрга
Человек от рождения является индивидуумом, которому характерны признаки и черты отличающие его, как биологический вид. Но людям необходимо развиваться. в процессе роста и взросления формируется характер человека, его исключительные качества.
В процессе социализации, то есть включения человека в социальную жизнь общества, индивидуум становится личностью. Происходит усвоение социальных норм, культурных ценностей, что ведет к его социально-духовному росту. Личность воспринимает установки и образцы поведения, принятые в обществе.
Личностью можно назвать лишь активного участника общественных отношений, свободного и ответственного человека. В личности отражается как индивидуальное, так и общественное. Личность-это не только воспитание, но и самовоспитание. И для того, чтобы стать личностью необходим каждодневный труд и работа над самим собой.
Вся деятельность педагога в детском саду заключается в развитии, воспитании и обучении детей. А осуществляется это с помощью методов и приёмов обучения.
«Метод» в переводе с греческого означает «путь».
Методы обучения – способы работы педагога, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей.
Методы обучения – совокупность путей, способов достижения целей.
Приём обучения – часть метода, отдельный шаг в реализации метода.
Например: По теме «Систематизация знаний детей о весне» Метод: беседа, приёмы: показ веток берёзы с распустившимися листьями, загадывание загадок, чтение стихотворения.
Классификация методов обучения
Существует несколько подходов к классификации методов и приёмов обучения. Самая общепризнанная классификация по Ю.К.Бабанскому. Все методы обучения он делит на три группы: методы стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности, методы организации учебно-познавательной деятельности, методы контроля и самоконтроля. Давайте подробнее познакомимся с каждой из этих групп.
Методы стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности делятся на две группы: методы формирования интереса к учению и методы формирования долга и ответственности.
Методы, используемые для формирования у детей интерес к учению: создание ситуации занимательности, ситуаций успеха, использование познавательных игр.
Методы, используемые для формирования у детей долга и ответственности: предъявление требований, порицание, поощрение, контроль, дискуссии, анализ жизненных ситуаций.
Методы организации учебно-познавательной деятельности
Методы словесной передачи и слухового восприятия, используемые в ДОУ: объяснение, беседа, рассказ, чтение, пересказ.
Методы наглядной передачи и зрительного восприятия, используемые в ДОУ: наблюдение, показ предметов, показ картины, иллюстрации, показ образца, показ способа действия, использование видеофильмов.
Методы практической передачи и тактильного восприятия: упражнения, трудовые действия, опыты.
Методы ведущего вида логики раскрытия и усвоения содержания: индуктивный и дедуктивный. Что они означают? (индуктивный – от частного к целому, дедуктивный – от целого к частному)
Методы степени педагогического управления: управление непосредственное или опосредованное (самостоятельная работа).
Методы степени творческой самостоятельности: организация репродуктивной и поисковой деятельности, методы программированного и не программированного характера.
Основные методы обучения, используемые в детском саду: игровые методы.
Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения
Эти методы способствуют установлению обратной связи, помогают корректировать образовательный процесс. Выделяют следующие виды контроля:
· Текущий и итоговый
· Групповой, индивидуальный, фронтальный
· Устный, письменный, лабораторный, программированный
· Самоконтроль
Изменения такого рода предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности и т. д.
Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.
Вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и тематического планирования.
Особенности образовательного процесса согласно теории Л.С. Выготского и его последователей, процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.
В образовательном процессе содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста: игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы, как особый вид детской деятельности и продуктивная.
В настоящее время педагоги и исследователи используют не только ранее разработанные методы и приемы, но и новые технологии и методы обучения. В банке данных современных методик разрабатываются и применяются такие методы, как:
· Ситуационный
· Метод мозговой атаки
· Метод проектов
· Метод инсценизации
· Метод программированного и компьютерного обучения
· Метод генерации идей
· Метод моделирования
· Метод экспериментирования
Таким образом в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование.
Классификация методов обучения по Ю.К.Бабанскому
Группа |
Методы |
Методы стимулирования мотивации учебно – познавательной деятельности |
Методы формирования интереса к учению · Создание ситуаций занимательности · Создание ситуаций успеха · Познавательные игры |
Методы формирования долга и ответственности · Предъявление требований · Порицание · Поощрение · Дискуссии · Анализ жизненных ситуаций |
|
Методы организации учебно-познавательной деятельности |
· Методы словесной передачи и смыслового восприятия (объяснение, рассказ, беседа, чтение, пересказ) · Методы наглядной передачи и зрительного восприятия (наблюдение, показ образца, показ предметов, показ картины, иллюстрации, показ способа действия, использование видеофильмов) · Методы практической передачи и тактильного, кинестетического восприятия (упражнения, трудовые действия, опыты) · Методы ведущего вида логики раскрытия и усвоения содержания (индуктивный и дедуктивный метод) · Методы степени педагогического управления (непосредственное и опосредованное управление) · Методы степени творческой самостоятельности (организация репродуктивной и поисковой деятельности, методы программированного и непрограммированного характера) |
Методы контроля и самоконтроля |
· Текущий и итоговый · Групповой, индивидуальный, фронтальный · Устный, письменный, лабораторный, программированный · Самоконтроль |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.