Урок математики в 3классе
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Тема: Умножение двузначного числа на однозначное.
Методы обучения: наглядный, словесный, исследовательский, проблемно-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, работа в парах.
Основное содержание урока
Цель: научить приему письменного умножения двузначного числа на однозначное.
Предметные задачи урока:
- повторить переместительное свойство умножения и свойство умножения суммы на число;
-формировать представления о способах умножения двузначного числа на однозначное;
- способствовать использованию нового при решении задач.
Метапредметные задачи урока:
- формировать интерес к познанию математических законов, способности к самоизменению и саморазвитию (личностные);
- развивать умение контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками, на основе рефлексивной самоорганизации; (регулятивные);
- развивать познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции. Развивать внимание, память, математическую речь; умения выделять главное, существенное в изучаемом материале. Формировать умения сравнивать, обобщать изучаемые факты и понятия;
(познавательные);
- воспитывать культуру поведения, ответственность; прививать любовь к математике; воспитывать умения выслушивать и уважать мнение другого человека в работе парами (коммуникативные).
Средства обучения: Компьютер, проектор, презентация. Учебник «Математика», 3 класс (автор В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева). Опоры по теме урока.
Ход урока.
І. Организационный момент
Цель: внешняя и внутренняя подготовка к уроку.
-Добрый день, ребята! Каждый день для человечества что-нибудь значит. Вот, например, сегодня- 100 дней до зимних олимпийских игр в Сочи. Игры бывают не только спортивные, но и интеллектуальные по различным предметам. Объединим эти игры и проверим свои силы в «Математическом биатлоне».
-Ребята, разбейтесь на команды в произвольном порядке по 6 человек.
- В нашей школе есть ребята, которые являются победителями краевых, всероссийских и международных конкурсов и олимпиад (Фото).СЛАЙД
-Они не намного старше вас, но уже показали свои достижения и предлагают вам принять участие в школьной олимпиаде по математике.
-Победившая команда будет представлять наш класс на этой олимпиаде.
ІІ. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Цель: 1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала;2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение.3) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности.
-Один великий ученый сказал: «Математика ум в … приводит »
На доске изречение о науке математике:
«Математика ум в … приводит».
- Проведем математическую гимнастику и восстановим изречение.
(На партах лежат карточки с цифрами и буквами, цифрами вверх; показывают, выбрав правильный ответ.)
Устный счет.
а) Увеличьте 9 в 4 раза. (36) «Я»
б) Уменьшаемое 40, вычитаемое 8. Найдите разность. (32) « Р»
в) Найдите частное 42 и 6. (7) «П»
г) Произведение двух чисел равно 54, первый множитель - 6. Найдите второй множитель. (9) «О»
д) Найдите сумму чисел 12 и 30. (42) «Д»
е) Чему равно произведение чисел 6 и 8. (48) «К»
ж)Уменьшаемое 54, вычитаемое 10. Найдите разность. (44) «О»
-На какие две группы можно разделить полученные числа?
1 группа - 36, 42, 32, 48 (двузначные, чётные)
2 группа - 7, 9 (однозначные, нечётные)
-Расположите все ответы в порядке возрастания чисел.
-Переверните карточки. Расшифруйте слово.
Дети собирают слово «порядок». Пишу МЕЛОМ на доске
-Переверните карточки числами вверх.
Фронтальный опрос
Делим на группы, разрядные слагаемые
-Работаем на ИНДивидуальных ЭКРАНах. Запишите двузначные числа.
36=30+6
54=50+4
32=30+2
48=40+8
(показывают ответы)
Подчеркните разряды единиц 1й чертой, десятков 2мя.
-Представьте двузначные числа в виде суммы разрядных слагаемых.
-Молодцы! Сотрите с экранов. Запишите эти числа.
-Умножьте эти же числа на 3.
І І І. Организация восприятия. Постановка проблемы.
Цель:1) организовать выявление и фиксацию детьми места и причины затруднения;2) согласовать и зафиксировать цель и тему урока.
-Какие способы решения вы предлагаете? Вспоминаем конкретный смысл умножения. Что такое умножение? Что обозначает первый множитель? Что обозначает 2й?
32*3=32+32+32
(Первый множитель указывает на то, какое число мы берем слагаемым.
Второй множитель указывает на то, сколько раз мы его берем.)
-Всегда ли удобен этот способ вычисления? (Нет, потому что он очень длинный.)
-Определим цель нашего урока (научиться умножать двузначное число на однозначное).
Какова тема нашего урока? (-умножение двузначного числа на однозначное).
Перевернуть тему урока на доске.
І V. Объяснение нового материала.
Цель: сформировать представление об умножении двузначного числа на однозначное.
Воспользуемся известным нам приемом УМНОЖЕНИЯ СУММЫ НА ЧИСЛО. Представьте число 32 в виде суммы чисел (28+4, 15+17, 30+2)
Работают на экранах. 2-3работы креплю на доску.
-Какую сумму мы выберем, чтобы произвести вычисление? (30+2), т.к. 30-это3 десятка. Это удобный способ умножения, потому что число разбивается на разрядные слагаемые.
32*3=(30+2)*3=30*3+2*3=90+6=96
- Чтобы найти произведение 32 и 3, надо первый множитель 32 разложить на разрядные слагаемые 30 и 2 и умножить на 3.
Каждое слагаемое умножаем на 3.
30*3 и 2*3 и полученные результаты складываем.
- Значит, 32*3 получится 96.
(Отработка в учебнике. Дети у доски.)
-А теперь мы можем выполнить предложенное ранее задание?
-Сделайте вывод: как же умножать двузначное число на однозначное?
(Двузначное число запишем в виде суммы разрядных слагаемых и воспользуемся правилом умножения суммы на число.)
Объяснение вычисления столбиком
-Но, посмотрите, насколько громоздки эти записи, можно ли как-нибудь сократить?
(-удобнее найти произведение в столбик.)
-Существует письменная запись вычислений. Она называется «в столбик».
Произведение 32 и 3. (Записываю на доске)
- Умножаю множитель на число единиц. Пишу под единицами 6. Получаю первое неполное произведение.
- Умножаю множитель на число десятков. 3*30=90 да еще 6. Результат - 96. Откроем учебник на с.56 №2
-Молодцы!
V І. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов, неверных представлений и их коррекция
- Продолжаем работу на интерактивной доске. Что заметили в записи примеров?
СЛАЙД
36 х 2 24 х 4 18 х 3
5 х 16 13 х 3 2 х 45
(Умножение двузначного на однозначное и однозначное на двузначное.)
- Как выполним умножение 5 х 16? (16 х 5)
- Какое свойство умножения использовали? (Переместительное свойство умножения)
- СЛАЙД
ПЕРЕМЕСТИТЕЛЬНОЕ СВОЙСТВО УМНОЖЕНИЯ
а * b = b* а
-Молодцы, все справились с заданиями наверное потому, что вы в прекрасной физической форме, которую поддерживаете на нашем новом школьном спортивном комплексе. А давайте составим задачу про наш спортивный комплекс! (Задание по группам)
(СК-прямоугольной формы. Д- ,ш-. Найти Р.) Ответы детей.
СЛАЙД
В прошлом году на территории нашей школы был построен и открыт спортивный комплекс прямоугольной формы. Длина-35 метров. Ширина-9 метров. Найдите периметр спортивного комплекса.
-О чем говорится в задаче? (О спортивном комплексе, который был построен…
Черчу прямоугольник
-Что известно в задаче? (длина и ширина)
Обозначаю стороны
-Что найти? (периметр)
Р-?
-Что такое периметр? (-это сумма длин всех сторон)
(-это сумма длины и ширины* 2, где а-длина, b- ширина
Находим периметр по формуле Р=(а+b)*2.
Подставляем данные.Р=(35+9)*2= 44*2=88 м
Мы использовали новый приём вычислений при решении задач-Прием письменного вычисления в столбик.
VІ І.ФИЗМИ НУТКА .(ИКТ)
Раздаю карточки с условием задач
VІ І І. Включение в систему знаний и повторения.
Цель: организация деятельности учащихся по применению изученных знаний, выделение существенных признаков, конкретизация ЗУН
· Применение изученных знаний. Коллективное решение задачи.
- Ученье везде найдёт примененье! Используем новый приём вычислений при решении задач - ПРИЕМ ПИСЬМЕННОГО ВЫЧИСЛЕНИЯ В СТОЛБИК.
-Вы знаете, что мы НЕ ОБЫЧНЫЙ выпуск. Мы работаем по новым образовательным стандартам, которые предусматривают не только урочную, но и внеурочную деятельность.
СЛАЙД
- Прочитайте задачу.
1.К.: В классе для внеурочной деятельности 14 стульев, а в классе для учебных занятий в 3 раза больше. (Мы не можем решим задачу, т.к. у нас нет вопроса.)
2.К.: В классе для внеурочной деятельности 14 стульев, а в классе для учебных занятий больше. Сколько стульев в 2 классах? (Мы не можем решить эту задачу, т.к. нам неизвестно насколько или во сколько больше)
3.К.: В классе для внеурочной деятельности 14 стульев и 7 столов, а в классе для учебных занятий в 3 раза больше. Сколько стульев в 2 классах? (Мы можем решить эту задачу, но у нас есть лишнее данное, которое некоторых запутало.)
-Давайте составим задачу, чтобы текст задачи звучал верно.
В классе для внеурочной деятельности 14 стульев, а в классе для учебных занятий в 3 раза больше. Сколько стульев в 2 классах?
-о чем говорится в задаче?
-что известно по условию задачи?
-что надо найти?
Задача на экране. СЛАЙД
Самостоятельно в тетрадях решаете задачу.
Проверка по эталону
Решение на экране
Решение.
1)14*3= Выполняю вычисление «в столбик»=42 (с) в классе для учебных занятий.
2)14+42=46(с) в двух классах.
Ответ: 46(с)
VІІІ. Инструкция по выполнению домашнего задания :
Посмотрите № 5 на с.57. Определите, каким приемом вычисления будете пользоваться при решении данных выражений. (Приемом письменного вычисления в столбик)
ІХ. Рефлексия учебной деятельности.
Цель: дать анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности учащихся.
- Наш урок подошёл к концу.
-Достигли мы поставленной цели?
- Ребята, определите, насколько важна та работа, которой мы сегодня занимались?
-Как мы можем применить полученные знания в жизни?
-Что нового вы узнали?
Вы молодцы!
Вам удалось на уроке зажечь ту искорку знаний, которая с годами превратиться в факел. (Дети крепят к факелу «я.п»).
- Спасибо за работу!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.