Тема урока: Синонимы.
Тип урока: комбинированный.
Класс: 3.
УМК «Перспектива»
Цели: научить раскрывать смысл понятия «синонимы» и обосновывать своё мнение, использовать синонимы в устной и письменной речи.
Планируемые результаты.
Предметные умения:
— обучающийся научится подбирать слова-синонимы;
— обучающийся получит возможность научиться составлять текст, заменяя повторяющееся слова синонимами.
Регулятивные умения:
— обучающийся получит возможность научиться выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Коммуникативные умения:
— обучающийся получит возможность научиться учитывать разные мнения в рамках учебного диалога;
— обучающийся получит возможность научиться договариваться и приходить к общему решению при работе в паре.
Личностные умения:
- обучающийся получит возможность проявлять интерес к изучению темы.
Используемые технологии: игровая, ИКТ, групповая, проблемное обучение.
Оборудование:
1. Русский язык. 3 класс. Учебник. В 2 ч. Ч. 1. Л.Ф. Климанова.
2. Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. Ч. 1. Л.Ф. Климанова.
3. Проектор, компьютер.
4. Документ-камера.
5. Опорная схема
Синонимы |
Пишутся и произносятся по-разному |
Близкие по смыслу |
Относятся к одной и той же части речи |
Синонимы отличаются оттенками значения |
Делают речь правильной и выразительной |
6. На стене в классе прикреплены карточки со словами-синонимами: лес, роща, чаща, погожий, ясный, ясно, солнечно.
7. На каждой парте лежит 1 конверт с двумя карточками (см. конспект урока).
8. Словарь синонимов.
- Ребята, у нас на уроке гости. Давайте их поприветствуем.
-Желаю вам успешной работы на уроке.
- Сегодня урок русского языка будет необычным. Мы отправимся в путешествие.
-А вот куда и с какой целью мы отправимся, вы узнаете, если выполните задание.
-Какое сейчас время года? (Осень.)
-Как по-другому называют раннюю осень, когда еще стоят теплые дни? (По-другому раннюю осень называют бабье лето).
-Как еще можно назвать погожую, красивую осень? (Осень называют золотой).
-Молодцы.
-Посмотрите, какое письмо мне пришло на электронную почту от моей бывшей ученицы.
Слайд №1.
Текст на слайде №1:
Здравствуйте, Наталья Евгеньевна! Вчера я гуляла в роще. Осенью в лесу грустно. Грустно смотреть на опадающие листья. Дует холодный ветер. На холодном ветру мёрзнут деревья, мёрзнут звери, мёрзнет вода в ручье.
-Прочитайте письмо. (Ученик читает письмо вслух).
-Вам нравится этот текст? Почему? (В тексте повторяются слова).
-Что нужно сделать, чтобы избежать повтора слов? (Нужно написать другие слова).
-Любые слова можно писать? (Нет. Нужно написать слова близкие по смыслу).
-Как вы думаете, чему мы должны научиться на этом уроке?
-Кто знает, как называются слова, близкие по смыслу?
-Вы сами ответите на этот вопрос, после того, как выполните упражнение по чистописанию.
На доске: сдидндодндидм.
-Какая буква повторяется в этом упражнении? (Буква д)
-Что вы знаете о букве д? (Буква д обозначает согласный твердый звонкий звук [д] и согласный мягкий звонкий звук[ д’])
- Какое получится слово, если убрать все буквы д? (Получится слово «синоним»).
-Кто догадался, какая тема будет сегодня на уроке? (Сегодня на уроке мы будем изучать синонимы).
-Напишите буквосочетания один раз, правильно выполняя соединения.
Слайд №2.
На слайде №2 изображена карта страны Синонимы.
-Вы правильно определили тему урока. Тема урока «Синонимы». В путешествие мы отправимся по стране Синонимы.
Слайд №3.
На слайде №3 напечатан план путешествия:
1. Что такое синонимы?
2. В чем особенность синонимов?
3. Чем синонимы отличаются друг от друга?
4. Какую роль играют синонимы в речи?
-Во время путешествия мы будем делать остановки, на которых узнаем, что такое синонимы, в чем их особенность, чем синонимы отличаются друг от друга, зачем синонимы нужны в речи.
Слайд №4.
На слайде №4:
1 станция. Что такое синонимы?
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару...
-На первой станции мы узнаем, что такое синонимы.
- Русский язык богат синонимами. Например, для обозначения чего- либо небольшого по размеру в речи используются прилагательные: небольшой, маленький, крошечный, микроскопический, карликовый, а большого по размеру - большой, громадный, огромный, гигантский и др.
-Все эти слова - синонимы.
-Прочитайте отрывок из стихотворения Ирины Токмаковой.(Ученик читает вслух)
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару…
-Выпишите слова, близкие по смыслу. Объясните смысл этих слов.
Учащийся на доске выписывает синонимы и объясняет устно с помощью учителя их значение:
Зябнет -замерзает ,
дрожит – дрожит от холода ,
стынет –становится холодным, остывает ,
мерзнет – ощущать холод или превращаться в лед.
-Что вы можете сказать о значении этих слов? (Эти слова близкие по значению)
-Эти слова пишутся и произносятся одинаково или по-разному? (Эти слова пишутся и произносятся по-разному)
-Сделайте вывод, какие слова называются синонимами. (Слова, которые пишутся и произносятся по-разному, но близкие по значению, называются синонимами)
Учитель на доске выставляет опорную схему:
синонимы |
Пишутся и произносятся по-разному |
Близкие по смыслу |
-Прочитаем, что такое синонимы в учебнике на стр. 43. (Ученик вслух читает правило в учебнике)
-Правильный вывод мы с вами сделали?
-Отправляемся к следующей станции. В пути немного отдохнем.
Физ. минутка.
По дороге мы идем,
Листья сыплются дождем.
Красно – желтый листопад
Обсыпает всех ребят. (Ходьба на месте.)
А по небу ходят тучи,
Не пробьется солнца лучик.
Ветер дует с высоты,
Вянут травы и цветы. (Руки вверх.)
Мы к плечам прижали руки,
Начинаем их вращать.
Прочь, усталость, лень и скука.
Будем листья собирать. (Вращение руками.)
Низко – низко приседаем,
И листочки собираем.
Соберем большой букет
Славной осени привет. (Приседание.)
Слайд №5.
На слайде №5: 2 станция. В чем особенность синонимов?
-На 2-ой станции мы узнаем, в чем особенность синонимов.
Слайд №6.
На слайде №6.
Правила работы в парах:
-Вы будете работать в парах. Повторим правила совместной работы.
-Возьмите из конверта карточку №1. Прочитайте задание. Выполните это задание в тетради.
Учащимся 1 ряда предлагается 1 вариант, 2 ряда – 2 вариант, 3 ряда – 3 вариант.
1 вариант.
Прочитайте слова. Найдите лишнее слово. Спишите оставшиеся слова, вставляя пропущенные буквы.
Грус…ный, п…чльный, унылый, тоска.
2 вариант.
Прочитай слова. Найди лишнее слово. Спиши оставшиеся слова, вставляя пропущенные буквы.
Мороз, х…лодный, л…дяной, студеный.
3 вариант.
Прочитай слова. Найди лишнее слово. Спиши оставшиеся слова, вставляя пропущенные буквы.
Ненаст…е, пасмурный, неп…года, слякоть.
Проверка задания производится с использованием документ-камеры. Учащийся объясняет, как он выполнял задание.
1 вариант.
- Я выписал слова грустный, печальный, унылый. Лишнее слово тоска, т.к. это имя существительное, а все остальные слова – имена прилагательные. В слове грустный орфограмма – непроизносимый согласный в корне слова, проверочное слово грусть, пропущена буква т. В слове печальный орфограмма –непроверяемый безударный гласный в корне, пропущена буква е.
-Что можно сказать об этих словах? (Это слова близкие по смыслу. Синонимы.)
2 вариант.
-Я выписал слова холодный, ледяной, студеный. Лишнее слово мороз т.к. это имя существительное, а все остальные слова – имена прилагательные. В слове холодный орфограмма – безударный гласный в корне, проверочное слово холод, пропущена буква о. В слове ледяной орфограмма – безударный гласный в корне, проверочное слово лед, пропущена буква е.
-Что означает слово студеный? (Слово студеный значит очень холодный, пробирающий холодом)
-Что можно сказать об этих словах? (Это слова близкие по смыслу. Синонимы.)
3 вариант.
-Я выписал слова ненастье, непогода, слякоть.
Лишнее слово пасмурный т.к. это имя прилагательное, а все остальные слова – имена существительные. В слове ненастье орфограмма – разделительный мягкий знак. В слове непогода орфограмма – непроверяемый безударный гласный в корне, пропущена буква о.
-Что можно сказать об этих словах? (Это слова близкие по смыслу. Синонимы.)
-Какой можно сделать вывод? (Синонимы – это слова одной и той же части речи)
Если учащиеся не могут сделать вывод, учитель выставляет одновременно три варианта выполненного задания:
1 вариант. прил. прил. прил. сущ. Грустный,
печльный, унылый,
|
2 вариант. сущ. прил. прил. прил.
|
3 вариант. сущ. прил. сущ. сущ. Ненастье,
|
-По какому признаку одно слово всегда было лишним?
-Сделайте вывод, какие слова являются синонимами? (Синонимы – это слова одной и той же части речи)
Учитель на доске дополняет опорную схему:
Синонимы |
Пишутся и произносятся по-разному |
Близкие по смыслу |
Относятся к одной и той же части речи |
-Отправляемся к следующей станции. В пути немного отдохнем.
Физ. минутка для глаз.
- В классе я разместила слова. Ваша задача найти синонимы.
Лес, роща, чаща, погожий, ясный, ясно, солнечно.
Учащиеся называют слова-синонимы: лес-роща-чаща, погожий-ясный, ясно-солнечно.
Слайд №7.
На слайде №7: Чем синонимы отличаются друг от друга?
-На 3-ей станции мы узнаем, чем синонимы отличаются друг от друга.
-Выполним задание в рабочей тетради.
-Откройте стр. 62 упр. 103.
-Прочитайте задание.
-Объясните значение слов-синонимов.
Слово болтали употребляется в значении говорить о пустяках, беседовали – в значении вели диалог, толковали – объясняли.
-Спишите предложения , вставляя пропущенные слова. Учащиеся 1 ряда списывают 1-ое предложение, 2 ряда – 2-ое предложение, 3 ряда – 3-ье предложение.
Проводится фронтальная проверка.
-Чем отличаются синонимы друг от друга? (Синонимы отличаются оттенками значения)
Учитель на доске дополняет опорную схему:
Синонимы |
Пишутся и произносятся по-разному |
Близкие по смыслу |
Относятся к одной и той же части речи |
Синонимы отличаются оттенками значения |
Слайд №8.
На слайде №8. Какую роль играют синонимы в речи? Электронное письмо.
-Подходит к концу наше путешествие. На последней станции мы узнаем, какую роль играют синонимы в речи.
-Вспомните письмо, которое я вам показала в начале урока. Вы сказали, что в тексте нужно заменить повторяющиеся слова, словами близкими по значению.
Слайд №9.
На слайде №9 изображение словаря синонимов, образец синонимичного ряда (преподаватель, педагог, учитель, наставник.)
-Помощь в подборе синонимов может оказать словарь синонимов.
- В словаре к каждому слову подобраны несколько примеров, которые образуют ряд слов-синонимов. Первым стоит то слово, которое употребляется в речи чаще остальных. Например, преподаватель, педагог, учитель, наставник.
-К каким словам из письма нужно подобрать синонимы? (Синонимы надо подобрать к словам грустно, холодный, мерзнет).
-Найдем синонимы в словаре синонимов.
Учащиеся с помощью учителя подбирают синонимы в словаре синонимов устно.
-Возьмите из конверта карточку №2. Работая в парах, устно замените повторяющиеся слова синонимами.
Карточка №2.
Прочитайте текст. Замените выделенные слова, близкими по смыслу, используя слова для выбора.
Ос…нью в лесу грустно. Грустно см…треть на опадающие лист…я. Дует холодный вет…р. На холодном ветру мёрзнут деревья, мёрзнут звери, мёрзнет вода в руч…е.
Слова для выбора: печально, студёном, зябнут, стынет.
-Прочитайте получившийся текст.
-Зачем нужны синонимы в речи?(Синонимы делают речь правильной и выразительной)
Учитель на доске дополняет опорную схему:
Синонимы |
Пишутся и произносятся по-разному |
Близкие по смыслу |
Относятся к одной и той же части речи |
Синонимы отличаются оттенками значения |
Делают речь правильной и выразительной |
-Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.
Слайд 10. Фронтальная проверка. Учащиеся объясняют правописание слов.
Резервные задания. Работа со словарем синонимов.
-Игра «Кто больше?» Придумайте и запишите как можно больше синонимов к слову друг.
-Фронтальная проверка.
-Прочитаем синонимы к слову друг в словаре синонимов в учебнике на с. 130.
-Друг, приятель, товарищ, побратим, наперсник.
Друг – связанный с кем-то хорошими отношениями.
Приятель – друг, товарищ, фамильярное или шутливое обращение.
Товарищ – человек, близкий по взглядам.
Побратим – соединен обрядом закрепления дружбы.
Наперсник – любимец.
-В конце путешествия надо подвести итог. Что нового вы узнали о синонимах сегодня на уроке?
Слайд 11.
Учащиеся рассказывают о синонимах, используя опорную схему на слайде 11 или на доске.
-Оцените свою работу на уроке.
Слайд №12.
На слайде №12:
1. Мне важно уметь правильно писать …, потому что… .
2. Я … (очень, не очень) доволен(льна) своей работой, которую сделал(а) сам(а).
-Домашнее задание: с. 73 выучить правило, с.74, упр.115.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.