Использование мифологизмов и образов славянской мифологии в произведениях А.С.Пушкина
Оценка 4.6

Использование мифологизмов и образов славянской мифологии в произведениях А.С.Пушкина

Оценка 4.6
docx
русская литература
9 кл—11 кл
28.01.2020
Использование мифологизмов и образов славянской мифологии в произведениях А.С.Пушкина
использование мифологизмов в произведениях Пушкина.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Шараповская средняя школа»

 

                                                           Русский язык. Лингвистическое исследование

                                                                 нескольких произведений А.С. Пушкина    

                                                                  из школьной программы                                                                               

 

 

 

 

Использование мифологизмов и образов славянской мифологии в произведениях А.С.Пушкина

 

   Телефон:  8-(831-90)-49-7-11

E-mail: Scharschkola@yandex.ru

 

 

                                                                    Авторы:  Архипова Алёна Владимировна

 9 кл                                                                                    

     Руководитель: Белянинова Н.Б.,

                                                                                            учитель русского языка и литературы 

 

 

Шарапово

2019

 

Содержание

Введение2

Основная часть4-8

Заключение9

Приложение10

Список литературы11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Каждый человек, воспитывавшийся в русскоговорящем обществе, с ранних лет знаком с гениальными произведениями Александра Сергеевича Пушкина, которые не перестают поражать своим сюжетом и литературным слогом даже сейчас, по прошествию долгих лет.

Пушкин очень чтил книжные и литературные традиции. По его мнению, литературное наследие прошлого обязательно нужно знать и уважать, изучать творчество наших предков. Александр Сергеевич осознавал, что славянизмы – это лишь маленькая составная часть многовековой культуры слова, пренебрегать этим роскошным наследием, как считал гений, ни в коем случае нельзя. Поэтому все важные частицы исконно-славянской культуры речи, которые быстро закрепились за стилями поэзии и начали проникать в прозу, поэт часто и с охотой использовал.

Пушкинские произведения славятся огромным арсеналом использованных традиционных элементов русского литературного языка, например лексических, грамматических и фонетических старославянизмов, мифологизмов, а также риторических приемов высокого стиля.

Особую роль в творчестве Александра Сергеевича играли славянские мифологизмы. Древнерусская культура, её обычаи, жизненные устои, мировоззрение людей того времени, отразившиеся в произведениях А.С.Пушкина и показывающие , что  многие верили в чудеса и волшебство, заинтересовала меня. Во время уроков литературы, на которых мы изучали творчество великого русского поэта А.С.Пушкина, мне  захотелось узнать, как гений русской поэзии представлял народные традиции в своих произведениях. Из этого и вытекает постановка темы нашей исследовательской работы, которая звучит так: «Использование мифологизмов и образов славянской мифологии в произведениях А.С.Пушкина». Мифологизмы — словесные выражения понятий, реалий, представлений, сюжетов, персонажей и идей, в которых отражается архаичное, религиозное мировидение античных народов. В широком смысле к ним относятся также слова и обороты, в которых отражаются мифы и предания Священного Писания — библеизмы.

  Речевыми формами выражения мифологизмов являются:

1.Лексемы - однословные, однолексемные  мифологизмы  (имена персонажей, явлений, предметов).

2.Лексемосочетание (синтагма)— это развернутые словосочетания, которые конкретизируют персонаж или со стороны его традиционной атрибутики, или типичных проявлений свойств, или деталей внешнего облика.

3.Фраза - это фразы цитатного характера, воспроизводящие высказывания исключительно библейских персонажей.

4.Сверхфразовое целое (текст)- наиболее сложный (по форме и содержанию) способ речевой реализации мифологизмов в поэзии   А.С.Пушкина.

Величайший русский поэт использовал все четыре формы мифологизмов в своём творчестве.

  Цель моего исследования – определить, почему А.С. Пушкин так часто обращался к мифологическим мотивам и образам.

   В ходе работы над исследованием, мы должны решить следующие задачи:

1. Изучить творчество А.С. Пушкина и найти проявления славянских мифологизмов в нем;

2. Интерпретировать образы славянской мифологии в произведениях писателя;

3. Вызвать интерес у моих сверстников к творчеству поэта, продемонстрировать всю яркость и широту его произведений.

Объект исследования – произведения Александра Сеергеевича Пушкина.

Предмет исследования – славянские мифологизмы.

Практическая значимость нашей работы заключается в повышении интереса учащихся к изучению славянской мифологии  и произведений  русской литературы. Актуальность данной работы заключается в том, что она дополняет и расширяет уже существующие разработки  в том плане, что ранее изучалось использование образов античной мифологии вообще ,т.е. древнегреческой и древнеримской культуры  в творчестве Пушкина, я же остановилась подробнее на славянской мифологии, образах из русских народных сказок, преданий и мифов ; на том, какую роль они играют в творчестве поэта.

 

                                           Основная часть

Александр Сергеевич с ранних лет был знаком с народной русской культурой, так как его воспитанием непосредственно занимались бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна[1]. Именно няня стала для писателя неистощимым источником сказаний и творческих идей. Маленький Саша очень любил слушать ее предания и сказки, сидя дома долгими зимними вечерами. Он видел перед собой живой образ старой Руси с её наивными верованиями и поэтическими преданиями. В будущем многие произведения Пушкина неразрывно связаны с мифологическим наследием.

Александр Сергеевич первым узрел в фольклоре не новизну и некую экзотику, а настоящую, живую и широкую душу русского народа. А.С.Пушкин своим творчеством придавал художественную форму народным преданиям, мифологические персонажи которых наделял неповторимой красочностью и выразительностью. Особенно удачно воплотить сказочный мир в своем творчестве писателю удалось в поэме «Руслан и Людмила», написанной им в 1828 году. Это произведение – поистине мастерское воплощение духа и формы народных сказок[2].

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей…

Там ступа с Бабою-Ягой

Идёт, бредёт сама собой;

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух… там Русью пахнет!..[3]

Здесь автор использует четыре образа из русских народных сказок – леший, Баба-Яга, Кащей бессмертный и русалка. Это  мифологизмы - лексемы — однословные, однолексемные  мифологизмы  (имена персонажей).

Леший описывается в словаре мифологии как хозяин чащоб. Согласно преданиям, живёт он чаще всего в крупных лесах и не любит попадаться человеку на глаза. Умеет принимать образы различных животных, например, зайца, волка, филина, может явиться даже в облике гриба. Любит пакостничать[4].Во всех сказках Баба-Яга - это тощая лохматая карга с крючковатым носом и злыми глазами. Живет в избушке на крепких высоких курьих ножках вместо фундамента, а забор вокруг домика изготовлен из человеческих костей. Визит к этой старушке может закончиться непредсказуемо, ведь Баба-Яга, по преданию, является посредницей между царствами живых и мёртвых, вратами в которые и является ее избушка[5].

    Имя царя Кащея говорит само за себя, так как старославянское слово «кощь» (кошть) обрзначает собой «сухой, худой». Имя сказочного антигероя воплощалось в образе демона зимы, старого, костлявого, безобразного колдуна[6].

    В славянской мифологии считалось, что русалки - это девушки, ушедшие в мир иной в раннем возрасте, не успевшие выйти замуж. Зачастую они являлись заблудившимся путникам. Некоторые описывают их, как молодых красивых девушек, облаченных в белое. Другие же видели их уродливыми, ужасными созданиями[7].

   Образ русалки в своих произведениях Пушкин использовал часто. Название «Русалка» автор дал двум своим произведениям: стихотворению, которое написал в 1819 году, и драме, созданием которой занимался в 1829-1832 гг., но завершить произведение так и не успел. Стихотворение «Русалка» - жуткая история, в которой описывается встреча старого монаха с прекрасной русалкой, завлекавшей его в свои сети[8].

Глядит на старого монаха

И чешет влажные власы.

Святой монах дрожит со страха

И смотрит на её красы.[9]

Пушкин рассказывает о русалках, основываясь на народных поверьях. Там русалки являются опасными духами, сбивающими людей с пути. Они могут задушить или защекотать до смерти, превратить в животных или вовсе похитить.  Это  мифологизм – текст, автор стихотворения здесь выступает как автор нового мифа, основанного на русском поверье. Но какую чудесную картину создаёт А.С.Пушкин!

    Невообразимым трепетом пропитано созданное в 1819 году стихотворение А.С.Пушкина «Домовому». Домовым в славянской мифологии называют покровителя дома. Он, как считается, есть в каждом доме. Домовые часто проказят, шуршат и стучат по ночам в темных углах. Не существует единого мнения, где именно обитает домовой. Он может жить за печкой, под порогом, на чердаке или в подполе, в чулане, в печной трубе или в углах. Чтобы домовой не ушел из дома, было принято кидать за печь различный мусор[10].

Трогательный и теплый текст стихотворения Пушкина содержит в себе народные знания о покровителе дома, древнюю традицию обращения к хранителям домашнего очага, молитвенные интонации и ярко выраженную любовь к родным и горячо любимым местам. Поэт обращается к доброму домовому с просьбой следить за порядком в семейном имении Михайловское[11]:

Останься, тайный страж, в наследственной сени,

Постигни робостью полунощного вора

И от недружеского взора

Счастливый домик охрани!

Ходи вокруг его заботливым дозором,

Люби мой малый сад, и берег сонных вод,

И сей укромный огород

С калиткой ветхою, с обрушенным забором![12]

Как пронзительно и трепетно звучит эта тихая мольба в словах Пушкина! Здесь мифологизм помогает передать авторское отношение к родному дому, его заботу и тревогу за милый, тихий, такой одинокий и старый «сей уголок», где он был счастлив, когда слушал сказки и песни своей любимой няни.

В любой мифологии, в том числе и славянской, огромную роль играет Судьба. В мифах древних славян это существо, которое управляет жизнью человека. Внешность этого создания нам не известна, так как ее описание не дошло до наших дней. Но у Судьбы были свои вестники, посланцы. Ими считаются волхвы, с которыми встречается князь Олег в произведении Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Волхвы, или кудесники - древние слуги культа, прислуживавшие пантеону языческих богов. Они же были гадателями, могли предсказывать судьбы, ведали прошлым, настоящим и будущим. В древние времена волхвы считались самыми уважаемыми людьми, приближенными богов[13].

Александр Сергеевич также использует образ Судьбы в своем романе в стихах «Евгений Онегин». Знаменитая сцена «Сон Татьяны» - зловещий знак Судьбы, так как ее сон – вещий. Девушке снится, что она идет по заснеженной поляне. Зимние мотивы будут часто сопутствовать героине. На «ярмарку невест» в Москве она поедет именно зимой. Еще именно в это время года состоится встреча Татьяны и Евгения в Петербурге[14]. Мифологизмы в этом произведении помогают нам лучше  понять замысел автора – показать Татьяну-«русскую душою», ведь она воспитывалась на сказках и рассказах о прошлом своей няни, на лоне русской природы,  и как никто другой в романе понимает русские народные сказки и предания. А также использование образов русской мифологии помогает нам глубже проникнуть в духовный мир героини, понять её сложный характер, задуматься о её судьбе и разобраться в происходящем. Например, как интересно и необычно узнать, что воплотится в жизнь и еще одно событие, произошедшее с девушкой во сне: Татьяна переходит через реку. Древние славяне связывали такое сновидение с замужеством, но у него была и другая трактовка. Символ реки в славянской мифологии играет роль своего рода разграничителя, который делит мир на две части. Согласно верованиям, переход через реку обозначал переход в «иное бытие», или же смерть. Замужняя жизнь для женщины - и есть иная жизнь, так называемое «иное бытие», такая же неизвестная для нее, как и смерть. Следовательно, в своем сне Татьяна соединяет любовь и замужество с чем-то ужасным, грозящим гибелью[15].

 

 

                                            Заключение

Любое предание или миф, который автор задействует в своем  произведении, становится более многогранным, приобретает огромное количество ярких образов и трактовок. Мифоэпическое и авторское мышления соединяются, и, по большому счету, рождается новый миф, имеющий ряд существенных отличий от начального своего варианта. Эта самая разница между первичным и вторичным, так называемым, авторским мифом, является тем самым подтекстом, скрытым смыслом, заложенным Пушкиным, миф был лишь средством его выражения в творчестве.

Александр Сергеевич использует образы, позаимствованные из славянской мифологии, чтобы ярче, колоритнее и многограннее раскрыть личности главных героев своих произведений, нарисовать их портрет из слов, объяснить мотивы их поступков. Мифологический герой зачастую выступает в роли макета или шаблона в создании художественного средства. Еще образы, взятые из мифов, являются важнейшим элементом в раскрытии авторского отношения к герою.

После изучения и анализа произведений великого русского поэта Пушкина, мне удалось открыть для себя целый мир загадочных персонажей славянской мифологии, познакомилась с древними преданиями и пришла к выводу , что Пушкин прекрасно знал обычаи и предания древней Руси, очень любил свой народ, свою страну с её самобытной культурой. Использование мифологизмов  в лирике А.С.Пушкина имеет огромное значение : помогает лучше понять авторский замысел, раскрыть характер героев  и отношение поэта к своим персонажам. Именно благодаря использованию слов , словосочетаний и целых фраз из славянской мифологии произведения А.С.Пушкина так близки  всем русским  и русскоговорящим читателям и любимы ими. Ведь в его произведениях «русский дух», «преданья старины глубокой».

 

                                           Приложение

Список мифичских существ, использованных в работе (согласно «Словарю славянской мифологии» Мудровой И.А.)

Ле́ший (белор. лясу́нлесаві́кукр. лісови́к; существует множество региональных и оценочных наименований) - дух-хозяин леса в мифологии восточных славян. Лес придает ему особую силу: если он идет лесом, то ростом равняется с самыми высокими деревьями. Хозяин леса и зверей, его представляют одетым в звериную шкуру, иногда со звериными атрибутами - рогами, копытами. 

В устном народном творчестве леший - проклятый человек или заложный (вредоносный) покойник. Леший может пугать людей своим смехом, увести ребёнка, сбить с пути. Для защиты от лешего уведённый им человек ничего не должен есть или должен носить с собой лутовку (очищенный от коры кусок липового дерева).

Ба́ба-яга́ (рус. Яга, яга-баба, еги-баба, ягая, Ягишна, Ягабова, Егибобаукр. Баба-Язя, Язя, Язі-баба, Гадрапольск. jędza, babojędzaчеш. jezinkaJežibaba «ведьма», «лесная баба»; в.-серб. баба jегасловен. jaga baba, ježi baba) -  персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказкиславянских народов. Уродливая старуха, владеющая волшебными предметами и наделённая магической силой.

В славянской мифологии лесная старуха-волшебница. Согласно сказкам славян, Баба-яга живет в лесу, в избушке «на курьих ножках». Эта избушка изображается стоящей то в чаще леса (центре иного мира), то на опушке, но тогда вход в нее со стороны леса, то есть из мира смерти. 

Коще́й Бессме́ртныйКащей (вероятно от кость, первоначальное значение «худой, тощий») – персонаж восточнославянской мифологии. Враждебное человеку существо. Он исполняет ту же роль скупого хранителя сокровищ и опасного похитителя красавиц, что и Змей; оба они равно выступают против героев и свободно за меняют друг друга, так что в одной и той же сказке в одном варианте действующим лицом выводится Змей, а в другом - Кощей.

Русалка - персонаж славянской мифологии. Один из наиболее вариативных образов народной мистики: представления о русалке, бытующие на Русском Севере, в Поволжье, на Урале, в Западной Сибири, существенно отличаются от западнорусских и южнорусских. Считалось, что русалки опекали поля, леса и воды.

Представляются в виде красивых девушек с длинными распущенными зелёными волосами, реже - в виде косматых безобразных женщин (у северных русских). В русальную неделю, следующую за троицей, выходят из воды, бегают по полям, качаются на деревьях, могут защекотать встречных до смерти или увлечь в воду. Особенно опасны в четверг - русальчин велик день. 

Домово́й (кутный бог, рус. домовой, домово́йко, домовой дедбелор. дамави́к, домник, хатникукр. домовик;) - у славянских народов домашний духмифологический хозяин и покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, плодородие, здоровье людей, животных.

Представлялся в виде человека, часто очень похожим на хозяина дома, или в виде старика с лицом, покрытым белой шерстью. Домовой видит всякую мелочь, неустанно заботится и хлопочет, чтобы все было в порядке и наготове: подсобит работящему, поправит его про мах; ему приятен приплод домашних животных и птицы; он не терпит излишних расходов и сердится на них — словом, домовой склонен к труду, бережлив и расчетлив. Если ему жилье по душе, то он во всем служит этой семье.

Волхвы́ (др.-рус. вълхвъ «кудесник, волшебник, гадатель») - древнерусские языческие жрецы, осущствлявшие богослужения и жертвоприношения, им приписывались умения заклинать стихии и прорицать будущее.

По преданиям, это сын князя Славена, некогда воздвигшего на берегах Днепра город Славенск. Волхв слыл великим чародеем, поэтому его имя стало нарицательным. Он является олицетворением хитромудрости, сродной с колдовством. Вещий богатырь-знахарь, разъезжающий со своей дружиною по городам, выбивающий, как сказано в былинах, «с мужичков дани-выходы», являет собою яркое воплощение «змеиной мудрости», объединенной с красотою-молодечеством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Азадовский М.К. Пушкин и фольклор // Временник Пушкинской комиссии. № 3. – М.-Л., 1937. – С. 154.

2. Белякова Г.С. Славянская мифология.  М., 1995.- 378 стр.

3. Грушко Е., Медведев Ю. Словарь славянской мифологии. Н.Новгород, 1996. – 452 стр.

4. Кибальник С.А. «Художественная философия Пушкина». // Санкт – Петербург, 1999г, - 198 стр.

5. Мудрова И.А. Словарь славянской мифологии.// М.: Центрполиграф, 2010. -140 с.

6. Михайлова Н. И. Роман «Евгений Онегин» в движении времени: Проблемы комментария // Пушкин и современная культура – М.Наука, 1996г, - 136 стр.

7. Пушкин А. С. Собрание сочинений в 2 – ух томах // «Фолио» Харьков, 1999г, - 607 стр.

8. Цявловская Т. Примечания к стихотворениям Пушкина 1813—1822 гг // Собрание сочинений А. С. Пушкина в десяти томах. — Москва: Икар, 1959. — Т. 1. – 590 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1135280_original.jpgРусалка

 

 

 

a7aea512658012a91a433e5f21a679f1--fairy-tales-brownies.jpg     Домовой


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Кибальник С.А. «Художественная философия Пушкина». // Санкт – Петербург, 1999г, - 198 стр.

[2] Азадовский М.К. Пушкин и фольклор // Временник Пушкинской комиссии. № 3. – М.-Л., 1937. – С. 154

[3] Пушкин А. С. Собрание сочинений в 2 – ух томах // «Фолио» Харьков, 1999г, - 607 стр.

[4] Грушко Е., Медведев Ю. Словарь славянской мифологии. Н.Новгород, 1996. – 452 стр.

[5] Там же.

[6] Там же.

[7] Грушко Е., Медведев Ю. Словарь славянской мифологии. Н.Новгород, 1996. – 452 стр.

[8] Азадовский М.К. Пушкин и фольклор // Временник Пушкинской комиссии. № 3. – М.-Л., 1937. – С. 154.

[9] Пушкин А. С. Собрание сочинений в 2 – ух томах // «Фолио» Харьков, 1999г, - 607 стр.

[10] Белякова Г.С. Славянская мифология.  М., 1995. - 378 стр.

[11] Цявловская Т. Примечания к стихотворениям Пушкина 1813—1822 гг // Собрание сочинений А. С. Пушкина в десяти томах. — Москва: Икар, 1959. — Т. 1. – 590 стр.

[12] Пушкин А. С. Собрание сочинений в 2 – ух томах // «Фолио» Харьков, 1999г, - 607 стр.

[13] Белякова Г.С. Славянская мифология.  М., 1995.- 378 стр.

[14]Михайлова Н. И. Роман «Евгений Онегин» в движении времени: Проблемы комментария // Пушкин и современная культура – М.Наука, 1996г, - 136 стр.

[15] Там же.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Шараповская средняя школа»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Шараповская средняя школа»

Содержание Введение2 Основная часть4-8

Содержание Введение2 Основная часть4-8

Введение Каждый человек, воспитывавшийся в русскоговорящем обществе, с ранних лет знаком с гениальными произведениями

Введение Каждый человек, воспитывавшийся в русскоговорящем обществе, с ранних лет знаком с гениальными произведениями

В широком смысле к ним относятся также слова и обороты, в которых отражаются мифы и предания

В широком смысле к ним относятся также слова и обороты, в которых отражаются мифы и предания

Практическая значимость нашей работы заключается в повышении интереса учащихся к изучению славянской мифологии и произведений русской литературы

Практическая значимость нашей работы заключается в повышении интереса учащихся к изучению славянской мифологии и произведений русской литературы

Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках

Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках

Другие же видели их уродливыми, ужасными созданиями [1]

Другие же видели их уродливыми, ужасными созданиями [1]

Трогательный и теплый текст стихотворения

Трогательный и теплый текст стихотворения

В древние времена волхвы считались самыми уважаемыми людьми, приближенными богов [1]

В древние времена волхвы считались самыми уважаемыми людьми, приближенными богов [1]

Заключение Любое предание или миф, который автор задействует в своем произведении, становится более многогранным, приобретает огромное количество ярких образов и трактовок

Заключение Любое предание или миф, который автор задействует в своем произведении, становится более многогранным, приобретает огромное количество ярких образов и трактовок

Приложение Список мифичских существ, использованных в работе (согласно «Словарю славянской мифологии»

Приложение Список мифичских существ, использованных в работе (согласно «Словарю славянской мифологии»

Змей, а в другом - Кощей. Русалка - персонаж славянской мифологии

Змей, а в другом - Кощей. Русалка - персонаж славянской мифологии

По преданиям, это сын князя Славена, некогда воздвигшего на берегах

По преданиям, это сын князя Славена, некогда воздвигшего на берегах

Список литературы 1. Азадовский

Список литературы 1. Азадовский

Использование мифологизмов и образов славянской мифологии в произведениях А.С.Пушкина

Использование мифологизмов и образов славянской мифологии в произведениях А.С.Пушкина

Русалка Домовой

Русалка Домовой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2020